НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИ
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Расширять представления о разнообразии искусства, художественных промыслов, традиций и обычаев народов России; знакомить с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками. Рассказывать о русской избе, предметах быта, одежды. Воспитывать интерес, любовь к народной культуре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_97-2003.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА НЕДЕЛИ: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИ


Программное содержание: Расширять представления о разнообразии искусства, художественных промыслов, традиций и обычаев народов России; знакомить с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками. Рассказывать о русской избе, предметах быта, одежды. Воспитывать интерес, любовь к народной культуре 

Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества «Мы юные мастера народного декоративно-прикладного искусства», игра – презентация «Назови правильно»

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ (НОД, вид деятельности, тема, цель, источник)


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ 

Тема: Культура и традиции русского народа 

Пр. сод-е: закрепить знания о названии страны, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре; уточнить знания о таком понятии как «традиция», вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями 

Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социально действительностью», стр. 120. 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ФЭМП 

Тема: Группы предметов. Ориентировка в пространстве. Овал. Измерение предметов. 

Пр. сод-е: Упражнять детей в определении количества групп и количества предметов в группах; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; уточнить представление об овале; учить измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки. 

Метлина, стр. 178 

Тема: Составление групп предметов. Измерение предметов 

Пр. сод-е: Учить составлять группы, содержащие равное число предметов; определять количество групп и количество предметов в них; измерять длину и ширину предметов, по ходу измерения откладывать предметы-метки, упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. (стр. 180) 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ 

Тема: Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется» 

Пр. сод-е: Учить выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста; активизировать употребление в речи глаголов; упражнять в образовании сравнительной степени имен прилагательных; учить понимать смысл пословиц 

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, РР детей 6-7 лет стр. 87 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 

Тема: Звуковой анализ слов 

Пр. сод-е: Продолжать учить проводить звуковой анализ слов; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепить знание о словоразличительной роли звука. 

Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова. 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУД/ЛИТЕР 

Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 

Пр. сод-е: Познакомить с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи. Обогащать словарь словами обществоведческого характера. Развивать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства. Воспитывать интерес к русской истории, жизни предков и героев. 

Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по РР. стр. 90 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСКУССТВОМ 

Тема: Краса ненаглядная 

Пр. сод-е: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видами народных промыслов, к разнообразным природным материалам из которых мастера делали различные изделия 

Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по РР. стр. 166 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: РИСОВАНИЕ 

Тема: Русская народная одежда 

Пр. сод-е: Продолжать знакомить с историей и особенностями русского народного костюма. Расширять знания о русской народной культуре. Учить рисовать русскую народную одежду, передавая ее характерные особенности 

Д. Н. Колдина. Рисование с детьми 6-7 лет, стр. 34 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: РИСОВАНИЕ 

Тема: Старинная постройка - терем 

Пр. сод-е: Познакомить с особенностями строения старинных деревянных построек, с их украшениями; учить изображать сказочный деревянный терем со светёлкой, с узорами на наличниках, ставнях, передавать фактуру дерева тонкими линиями и штрихами разного характера; закреплять умение рисовать и закрашивать разным нажимом карандаша. 

Г. С. Швайко. Занятия ИЗО в д/с, стр. 123. Королёва, стр. 20 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: АППЛИКАЦИЯ 

Тема: Хоровод матрешек 

Пр. сод-е: Воспитывать интерес к народному искусству, развивать эстетическое восприятие, умение вырезывать из бумаги, сложенной в несколько раз, силуэт матрешки, цветы для сарафана, уметь располагать матрешек в одной композиции (на лугу, в хороводе и т. д.) 

Т. Г. Казакова. Занятия по ИЗО в д/с. стр. 131 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: КОНСТРУИРОВАНИЕ 

Тема: Дворец для сказочных героев 

Пр. сод-е: Учить творчески подходить к решению конструктивных задач, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы в оформлении дворцов; воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы. 

Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. стр. 38 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: МУЗЫКА 

Тема. По плану музыкального руководителя 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ФИЗКУЛЬТУРА 

Тема. По плану физ. руководителя

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ОО


Игровая: 

Сюжетно – ролевые игры: «Театр», «Ярмарка» 

Дидактические игры: «Сложи картинку», «Подбери картинки правильно», «Составь узор», «Жостовские подносы», «Какая сказка? », «Назови ремёсла» 

Коммуникативная: 

Беседы: «Чудо – чудное» (русские народные игрушки, «Эти мудрые русские сказки», «Традиции России», «Золотые руки мастеров», «Русские посиделки» 

Индивидуальные беседы: «Что я видел по дороге в детский сад» 

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме. 

Отгадывание загадок: теме 

Составление описательных рассказов: по народным игрушкам, по своим работам 

Дидактические игры: «Угадай-ка», «Назови правильно», «Какой, какая, какие? », «Что из чего сделано? », «Назови сказку» 

Артикуляционная гимнастика: «Катание шарика», «Шторки» 

Познавательно исследовательская: 

Экскурсии и целевые прогулки: по территории детского сада 

Наблюдения: за состоянием погоды, за деревом – осиной, за поведением птиц зимой, а небом, за одеждой людей, за вьюгой 

Рассматривание: предметных картинок, иллюстраций, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки» и др., игрушек: матрёшки, водоноски, индюка 

На прогулке: снежинок, следов на снегу 

Опыт: Снег и лед – вода изменившая своё состояние под воздействием температуры 

Восприятие художественной литературы и фольклора 

Слушание и обсуждение: русских народных сказок, былин о русских богатырях, потешек; р. н. с. «Василиса Прекрасная» 

Трудовая: 

Самообслуживание: закреплять умение аккуратно складывать одежду в шкаф 

Культурно-гигиенические навыки: закреплять умение, закончив еду класть столовый прибор в тарелку, а не на стол; упражнение «Покажи Незнайке, как правильно пережёвывать пищу» 

Общественно-полезный труд: учить самостоятельно наводить порядок в игровых зонах 

Труд в природе: закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву 

на прогулке: расчистка дорожек от снега, сгребание его в кучу 

Изобразительная: 

Лепка: «Гончары» 

Рисование: «Моя любимая русская народная сказка» 

Конструирование: «Сказочный терем (Дворец) » 

Музыкальная: 

Слушание: песни «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; музыки «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех» и «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова 

Двигательная: 

Подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Найдём следы зайца», «Охотники и зайцы», «Мороз –Красный нос», «Найди, что спрятано» 

Игровые упражнения: «Кто дальше бросит? », «Кто быстрее? », «Точный пас», «По дорожке» 

Физкультурные минутки: «Хохлома, да хохлома… ». 

Пальчиковая гимнастика: «Мы лепили, мы лепили, наши пальцы утомили… .»

ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА (форма работы, тема, ФИ ребёнка)


- «Рассмотри и расскажи» - закрепить знания о стране, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре 

- Д/игра «Измерь предмет» - упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки 

- И/упр. «Сравни числа» - упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10 

- «Расскажи сказку» - упражнять в выразительном пересказе сказки с использованием слов и выражений из текста 

- Д/игра «Назови звук» - упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки 

- Рассматривание иллюстраций к былине – развивать представления о русской истории, жизни предков и героев 

- Д/игра «Угадай-ка» - закреплять знания о видах искусства 

- «Нарисуй узор» - упражнять в рисовании элементов растительного узора 

- «Нарисуй и закрась» - упражнять в умении рисовать и закрашивать изображение разным нажимом на карандаш 

- Упражнять в вырезывании предметов из бумаги сложенной в несколько раз 

- «Придумай и построй что хочешь» -развивать умение придумывать и осуществлять замысел при создании различных построек

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ПО ОО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»


Утренняя гимнастика: Комплекс ОРУ без предметов № 

Гимнастика пробуждения: Комплекс № 

Профилактические мероприятия: гимнастика для глаз. Комплекс №; проф. плоскостопия Комплекс № ; проф. нарушения осанки Комплекс № 

Дыхательная гимнастика: «Семафор», «Регулировщик» 

Закаливающие процедуры: контрастные воздушные ванны, босохождение по комбинированным дорожкам

ОРГАНИЗАЦИЯ ППРС ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ


- Обеспечить необходимое оборудование для СХД: лепка «Гончары»; рисование цветными карандашами «Моя любимая русская народная сказка» 

- Создавать условия и помогать организовывать сюжетно ролевые игры: «Театр», «Ярмарка» 

- Создавать несложные знакомые детям конструкции, рисунки, для самостоятельного воспроизведения построек «Сказочный терем» из строительного набора 

- Обеспечить детей необходимым материалом для развития театрализованной деятельности по мотивам р. н. сказок 

- Способствовать познавательному, художественно-эстетическому развитию детей, через расположение в группе: предметных картинок, иллюстраций, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки» и др. 

- Побуждать играть в н/п игры: : «Сложи картинку», «Подбери картинки правильно», «Составь узор», «Жостовские подносы», «Какая сказка? », «Назови ремёсла» 

- Поддерживать в стремлении самостоятельного выбора вида деятельности по интересам

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ И ДР. ОУ


Консультации: «Воспитательное значение русского фольклора», «Культура и традиции русского народа», «Народные ремесла и промыслы» 

Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» 

Мастер-класс для родителей «Рисование элементов хохломского узора» 

Индивидуальная беседа «Одаренный ребенок», рекомендации родителям. 

Тематическая подборка материала «Читаем и учим вместе с детьми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 2 неделя. 2020 год под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

Тема: «Народная культура и традиции России»      Программное содержание: Продолжать  знакомить детей с народными  традициями  и обычаями, с народным деко...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 4 неделя. 2020 год . под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

Программное содержание: Продолжать  знакомить детей с народными  традициями  и обычаями, с народным декоративно – прикладным  искусством ( Городец, Похлов – Майдан, Гже...

Перспективное планирование проектной деятельности на тему: "Народная культура и традиции России"

Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям,  традициям, к народным играм. Создать условия, способствующие воспитанию д...

Народная культура и традиции России

«Народная культура и традиции России» (подготовительная группа) Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков. Развивать интерес к культуре русского народа: быт, одежда, устно...