Перспективное планирование проектной деятельности на тему: "Народная культура и традиции России"
проект по окружающему миру

Андриянова Светлана Владимировна

Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям,  традициям, к народным играм. Создать условия, способствующие воспитанию детей дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetlanaandriya_1648315929.docx73.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  компенсирующего  вида №37

города Кузнецка

Перспективное планирование  проектной  деятельности на тему:                                                                                                                                                                              «Народная культура и традиции России»

для детей 5 -6 лет.

        

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                      Автор: Андриянова Светлана Владимировна

                                                                                                        воспитатель

Месяц

Тема

Цель

Совместная  деятельность взрослого и детей

сентябрь

« История нашего города»

Формировать общее представление о важных датах и событиях нашего города, о традициях через изучение обычаев, праздников, которые отмечаются на нашей Пензенской земле.

Просмотр презентации: «Кузнецк родной»

Рисование на тему: «Ночной город» (техника граттаж).

Заучивание стихотворения Владимир Орлов

«Здравствуй, Родина моя».

Традиции русского народа.

 Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуренародному творчеству, обычаям,  традициям, к народным играм. Создать условия, способствующие воспитанию детей дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Аппликация на тему: «Хоровод, хоровод пляшет маленький народ»    

Хороводная  игра: «Золотые ворота», «Колпачок» (паучок)

Мордовский народ: культура, традиции и обычаи

Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа.

Знакомить детей с характерными особенностями мордовского  узора в зависимости от назначения предмета.

Рисование на тему: «Мордовские узоры»

Мордовская народная подвижная игра:                              «В платочки»

Рисование "Украшение варежки для куклы Алдуни мордовским узором": 
Чтение мордовской сказки: «Старуха Йома и две девушки».

Традиции чувашского народа.

Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Продолжать формировать обобщенные представления о родном крае. Формировать любовь к родному краю, уважительное отношение к истории и культуре разных народов.

Рисование «Укрась чувашский костюм»

Разучивание чувашской народной игры «Хищник в море».  

Разучивание  чувашских считалок, жеребьевок.

октябрь

Традиции татарского народа.

Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами татарского народа. Дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.

Разучить татарские народные подвижные игры: «Продаём горшки», «Тюбетейка», «Спутанные кони».

Рисование. Украшение фартука татарским национальным орнаментом.

Чтение стихотворения «Калфак» Р. Валеевой.

«Как жили мои предки»

Расширять элементарные представления детей о жизни далеких и ближайших предков (первобытный человек, представители разных сословий начала ХХв.). Подвести детей к пониманию того, что история людей, мест, вещей, едина.

Рисование не тему: «Инструменты первобытного человека»

Просмотр мультфильма «Всемирная история. Древний человек»

Д/и: «Что с начала, что потом?»

«Убранство русской избы»

 Познакомить детей с особенностями убранства комнат в русской избе. Расширять представление о жилых постройках русского крестьянина, материале и особенностях строительства.

НОД «Путешествие в русскую избу». Посещение библиотеки: «Убранство русской избы»     Лэпбук «Вот она какая - сторона родная»                                                                    

 Рисование: «Укрась рушник»

Разучивание игры «Плетень»

Рисование: «Деревня из прошлого»

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа с русской печкой. Вспомнить название предметов быта: кочерга, ухват, чугунок. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

Посещение музея.

Загадывание загадок.

Лепка: « Кухонная утварь».

ноябрь

«История жилища наших предков»

Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей. Углублять представления ребёнка о семьепредках, своём прошлом, через историю жилищ. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Просмотр презентации «Русская изба»

Совместное творчество детей и родителей изготовление поделок из различных материалов: «Жилища наших предков»

«Дома с затейливой резьбой».

Продолжать знакомство детей с историей родного края, расширяя их кругозор.

Познакомить детей с искусством деревянной резьбы, как видом народного творчества.

Познакомить детей с русской избой, как жилищем наших предков. Развивать творческие способности детей при рисовании элементов деревянной избы.

Воспитывать любовь к родному краю, интерес и почитание его истории, чувство гордости и уважения к народным умельцам.

Аппликация: « Окна – глаза дома»

Рисование: «Придумай орнамент»

Презентация «Дома с затейливой резьбой»

«Капустные посиделки»

Дать  детям  представление  о  народном  празднике –Сергей-капустник.

Познакомить с его обычаями и обрядами,

с тем, как квасили капусту на Руси. Прививать детям интерес и любовь к обычаям и традициям своего народа.

Презентация :«Виды капусты»                       Разучивание пословиц, поговорок про капусту.

Предложить детям принять участие в заготовке капусты.

Хоровод «На горе-то калина» р. н. п.

«И оживают вещи»

Приобщать к русской народной культуре.

Ознакомление воспитанников  с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком; развивать и активизировать познавательную деятельность.

 Познакомить с разными способами освещения; активизировать словарь детей (лучина, керосиновая лампа, факел, фонарь, свеча).

Презентация : «Путешествие в прошлое  лампочки»                                                  

 Чтение стихотворений:

«Салют»         А. Алексин, С. Баруздин

«Спички»,  «Свеча   и  подсвечник», « Вчера   и   сегодня»  Т.  Маршалова

Игра «Построй дорожку из прошлого в настоящее»

Загадывание загадок.

декабрь

«Одежда от рождения до старости»

Формировать понятия  о возрастных отличиях народного костюма и особенностях его использования.   Побуждать детей к установлению связи между предметом, его назначением и художественным оформлением.    

                                                                                       

Экскурсия в краеведческий музей (орнамент русского народного костюма Пензенской губернии). Лэпбук «Вот она какая – сторона родная»

Рисование: «Узоры на рубашке»

Лепка: «Обереги»

«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные. 

Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз).

Презентация: «Головные уборы народов России».                                                                   Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.

 Павлово-Посадские платки и шали. Рассказ о промысле.

Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Рисование: «Придумай узор для платка»

Д/и: «Составь узор»

Выставка: «Галерея платков»

«Сошью Дуне сарафан»

Познакомить детей с русским народным костюмом. Формировать понятия "домашняя" (будничная) и "праздничная" одежда. Развивать  интерес к прошлому.

Рисование: «Сарафан к празднику»

Д/и: «Составь узор»

  январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда.  Вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.

Чтение рассказа о рождестве.

Заучивание колядок.
Рисование: «Рождество»

«Традиции гостеприимства народов России»

Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре.                                                  Формировать представления детей о культуре гостеприимства народов населяющих Россию.                                       Воспитывать детей в духе доброжелательного отношения к людям разных народов; уважительное отношение к хлебу; гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.

Экскурсия в краеведческий музей.                            

Лепка: « Каравай»  из соленого теста.                                                   

Разучивание р.н. игр: «Гори ясно» ,«Ворон».

«Обычаи крестьянского стола»

Познакомить детей с особенностями национальной кухни. Рассказать о том, как раньше люди накрывали на стол, что предпочитали готовить к праздникам.

Рисование: «Накроем стол к празднику»

Ярмарка: «Семейные рецепты»

февраль

«День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)                                                        

 Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

Сравнение двух праздников.

Просмотр слайдов.

Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

«Госпожа честная  Масленица…»

Продолжать знакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с праздником Масленица, характерными для него обрядами. Пробуждать интерес к истории русского народа.

 Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу.

Загадки о блинах.

Чаепитие с блинами.

Разучивание р.н. игр: «Сковорода». 

 «Кошка и мышка».

Рисование на тему: «Как на масляной неделе…»

  «Фока воду кипятит и как зеркало блестит».                                                        

Познакомить детей с устройством самовара, с разными видами самоваров, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Просмотр презентации «Самовар»

Рисование: «Укрась самовар»

«Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием».

Познакомить детей с историей возникновения  русских народных инструментов.

 Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах.

 Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Изготовление погремушки – шумового инструмента. 

Д/и: «Угадай что звучит?»

Игра на музыкальных инструментах.

март

 

«Хороший город Городец»

Познакомить детей с историей и особенностями промысла городецких мастеров,  с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Воспитывать  у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества.

Рисование: роспись разделочной доски, используя элементы городецкой росписи.

Просмотр презентации «Городецкие мастера»

Сокольский гончарный промысел

 Расширять представление детей о разнообразии видов декоративно-прикладного искусства родного края (гончарный промысел).  

                                                                                   

Просмотр презентации: «Гончарный промысел»
Лепка: «Крынка для молока»

 

 

«Абашевская игрушка-свистулька»

Формировать у воспитанников представления об историческом прошлом родного края через историю вещей. Пробуждать и развивать у дошкольников чувство любви к родному краю, гордость за все, что создано талантливыми людьми.

Просмотр фильма «Поющая глина»

Лепка игрушки-свистульки.

«В гостях у деревянной ложки»

Расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

Знакомство с пословицами, стихами о ложке.

 П/и: «Пронеси воду в ложке»

Рисование: «Распиши ложку»

апрель

«Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.  Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д).

Беседа по данной теме.

Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») .

 «Пасха»

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре. Праздник «Пасха».

Склеивание корзиночек подставок для яиц.

Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию.

«Русская матрешка»

Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с историей возникновения игрушки и их разновидностях. Развивать интерес детей к народному творчеству.

Воспитывать любовь к народному искусству. Обратить внимание детей на яркость матрешки, нарядность, составные элементы, композицию, цветовую гамму.

Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Воспитывать самостоятельность, активность.

Формировать умение детей создавать рисунки с помощью тампонов.

Развивать творческую фантазию в придумывании рисунка сарафана для матрешки.

«Золотая хохлома»

Познакомить детей с хохломской росписью, её историей, дать понятие для чего служит роспись.

Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать

понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные

этой росписью

  Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать

понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные

этой росписью

Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать

понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные

этой росписью

 Рассказ о росписи Хохлома.

Рассматривание деревянной посуды.  Знакомство с элементами хохломской росписи.                                                                  Игра на деревянных ложках.                              Раскрашивание узоров

май

 

 «Незабудковая гжель»

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

Просмотр презентации: «Гжель»

Прослушивание песен о гжели.                       

Пластилинография «Узоры гжели»

Народная игрушка- кукла-самоделка

Дать детям целостное представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусствапознакомить с разнообразием  народных игрушек.

Рассматривание народных игрушек. Прослушивание колыбельных. Изготовление кукол  «Пеленашек»

«Шутки смешить – людей насмешить»

Познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

Прослушивание колыбельных песен.

Разучивание хороводов.

Чтение потешек.

Народ.  игры: «Солнце», «Чурилки»

«Хлеб всему - голова»

 Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Разучивание пословиц, поговорок про хлеб.

Лепка из солёного теста: «хлебный магазин»

Литература:

  • Вильданова, Т. Сказ про гончара и Абашевскую игрушку. Рис. Т. Нехотиной М.: Малыш. 1989 г.
  • Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. Издательство учитель.
  • Купецкова Е.Ф. Дошкольникам о народной культуре Пензенского края. Методическое пособие в помощь воспитателям дошкольных групп образовательных организаций. ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» 2016г
  • Купецкова Е.Ф. История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста. Парциальная образовательная программа ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» 2016г.

Интернет - источники:

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Кузнецка
  • https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/krasota-i-narodnaya-samobytnost-pavlovo-posadskogo-platka.html
  • http://ruvera.ru/russkaya_narodnaya_igrushka
  • https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/960-gzhel-dlya-detej.html
  • h https://yandex.ru/video/search?text=мультфильм%20всемирная%20история%20древний%20человек&where=all ttps://yandex.ru/images/search?text=чем%20занимались%20мои%20предки&stype=image&lr=49&source=wiz

Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать

понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные

этой росписью

  • https://www.maam.ru/detskijsad/iskustvovedcheskaja-beseda-gorodec-gorod-masterov.html
  • http://ped-kopilka.ru/blogs/andrianova-tatjana-anatolevna/pravoslavnye-prazdniki.html
  • https://chayexpert.ru/chay/istoriya-samovara.html
  • http://informvest.ru/istoriya-zhilishha-cheloveka.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Матрёшка
  • https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-gostjah-u-derevjanoi-lozhki.html
  • https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/885-khokhloma-khokhlomskaya-rospis-dlya-detej.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 2 неделя. 2020 год под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

Тема: «Народная культура и традиции России»      Программное содержание: Продолжать  знакомить детей с народными  традициями  и обычаями, с народным деко...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ Группа: разновозрастная. Тема: « Нарадная культура и традиции России» 2020 год . под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

Программное содержание: Продолжать  знакомить детей с народными  традициями  и обычаями, с народным декоративно – прикладным  искусством ( Городец, Похлов – Майдан, Гже...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 4 неделя. 2020 год . под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

Программное содержание: Продолжать  знакомить детей с народными  традициями  и обычаями, с народным декоративно – прикладным  искусством ( Городец, Похлов – Майдан, Гже...

Перспективное планирование на тему "Народная культура и традиции".

Перспективное планирование в старшей группе на тему "Народная культура и традиции"....

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...

Перспективный план по теме «Народная культура и традиции» с 16.03 по 20.03.20

Перспективный план по теме «Народная культура и традиции» с 16.03 по 20.03.20Цель: Расширять представления о народной культуре и национальных традициях, народной игрушке (дымковская и...