Перспективное планирование проектной деятельности на тему: "Народная культура и традиции России"
проект по окружающему миру
Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм. Создать условия, способствующие воспитанию детей дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetlanaandriya_1648315929.docx | 73.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №37
города Кузнецка
Перспективное планирование проектной деятельности на тему: «Народная культура и традиции России»
для детей 5 -6 лет.
Автор: Андриянова Светлана Владимировна
воспитатель
Месяц | Тема | Цель | Совместная деятельность взрослого и детей |
сентябрь | « История нашего города» | Формировать общее представление о важных датах и событиях нашего города, о традициях через изучение обычаев, праздников, которые отмечаются на нашей Пензенской земле. | Просмотр презентации: «Кузнецк родной» Рисование на тему: «Ночной город» (техника граттаж). Заучивание стихотворения Владимир Орлов «Здравствуй, Родина моя». |
Традиции русского народа. | Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм. Создать условия, способствующие воспитанию детей дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ. | Аппликация на тему: «Хоровод, хоровод пляшет маленький народ» Хороводная игра: «Золотые ворота», «Колпачок» (паучок) | |
Мордовский народ: культура, традиции и обычаи | Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа. Знакомить детей с характерными особенностями мордовского узора в зависимости от назначения предмета. | Рисование на тему: «Мордовские узоры» Мордовская народная подвижная игра: «В платочки» Рисование "Украшение варежки для куклы Алдуни мордовским узором": | |
Традиции чувашского народа. | Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Продолжать формировать обобщенные представления о родном крае. Формировать любовь к родному краю, уважительное отношение к истории и культуре разных народов. | Рисование «Укрась чувашский костюм» Разучивание чувашской народной игры «Хищник в море». Разучивание чувашских считалок, жеребьевок. | |
октябрь | Традиции татарского народа. | Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами татарского народа. Дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне. | Разучить татарские народные подвижные игры: «Продаём горшки», «Тюбетейка», «Спутанные кони». Рисование. Украшение фартука татарским национальным орнаментом. Чтение стихотворения «Калфак» Р. Валеевой. |
«Как жили мои предки» | Расширять элементарные представления детей о жизни далеких и ближайших предков (первобытный человек, представители разных сословий начала ХХв.). Подвести детей к пониманию того, что история людей, мест, вещей, едина. | Рисование не тему: «Инструменты первобытного человека» Просмотр мультфильма «Всемирная история. Древний человек» Д/и: «Что с начала, что потом?» | |
«Убранство русской избы» | Познакомить детей с особенностями убранства комнат в русской избе. Расширять представление о жилых постройках русского крестьянина, материале и особенностях строительства. | НОД «Путешествие в русскую избу». Посещение библиотеки: «Убранство русской избы» Лэпбук «Вот она какая - сторона родная» Рисование: «Укрась рушник» Разучивание игры «Плетень» Рисование: «Деревня из прошлого» | |
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа с русской печкой. Вспомнить название предметов быта: кочерга, ухват, чугунок. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. | Посещение музея. Загадывание загадок. Лепка: « Кухонная утварь». | |
ноябрь | «История жилища наших предков» | Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей. Углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа. | Просмотр презентации «Русская изба» Совместное творчество детей и родителей изготовление поделок из различных материалов: «Жилища наших предков» |
«Дома с затейливой резьбой». | Продолжать знакомство детей с историей родного края, расширяя их кругозор. Познакомить детей с искусством деревянной резьбы, как видом народного творчества. Познакомить детей с русской избой, как жилищем наших предков. Развивать творческие способности детей при рисовании элементов деревянной избы. Воспитывать любовь к родному краю, интерес и почитание его истории, чувство гордости и уважения к народным умельцам. | Аппликация: « Окна – глаза дома» Рисование: «Придумай орнамент» Презентация «Дома с затейливой резьбой» | |
«Капустные посиделки» | Дать детям представление о народном празднике –Сергей-капустник. Познакомить с его обычаями и обрядами, с тем, как квасили капусту на Руси. Прививать детям интерес и любовь к обычаям и традициям своего народа. | Презентация :«Виды капусты» Разучивание пословиц, поговорок про капусту. Предложить детям принять участие в заготовке капусты. Хоровод «На горе-то калина» р. н. п. | |
«И оживают вещи» | Приобщать к русской народной культуре. Ознакомление воспитанников с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком; развивать и активизировать познавательную деятельность. Познакомить с разными способами освещения; активизировать словарь детей (лучина, керосиновая лампа, факел, фонарь, свеча). | Презентация : «Путешествие в прошлое лампочки» Чтение стихотворений: «Салют» А. Алексин, С. Баруздин «Спички», «Свеча и подсвечник», « Вчера и сегодня» Т. Маршалова Игра «Построй дорожку из прошлого в настоящее» Загадывание загадок. | |
декабрь | «Одежда от рождения до старости» | Формировать понятия о возрастных отличиях народного костюма и особенностях его использования. Побуждать детей к установлению связи между предметом, его назначением и художественным оформлением.
| Экскурсия в краеведческий музей (орнамент русского народного костюма Пензенской губернии). Лэпбук «Вот она какая – сторона родная» Рисование: «Узоры на рубашке» Лепка: «Обереги» |
«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные. | Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз). | Презентация: «Головные уборы народов России». Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой. | |
Павлово-Посадские платки и шали. Рассказ о промысле. | Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. | Рисование: «Придумай узор для платка» Д/и: «Составь узор» Выставка: «Галерея платков» | |
«Сошью Дуне сарафан» | Познакомить детей с русским народным костюмом. Формировать понятия "домашняя" (будничная) и "праздничная" одежда. Развивать интерес к прошлому. | Рисование: «Сарафан к празднику» Д/и: «Составь узор» | |
январь | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда. Вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям. | Чтение рассказа о рождестве. Заучивание колядок. |
«Традиции гостеприимства народов России» | Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Формировать представления детей о культуре гостеприимства народов населяющих Россию. Воспитывать детей в духе доброжелательного отношения к людям разных народов; уважительное отношение к хлебу; гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе. | Экскурсия в краеведческий музей. Лепка: « Каравай» из соленого теста. Разучивание р.н. игр: «Гори ясно» ,«Ворон». | |
«Обычаи крестьянского стола» | Познакомить детей с особенностями национальной кухни. Рассказать о том, как раньше люди накрывали на стол, что предпочитали готовить к праздникам. | Рисование: «Накроем стол к празднику» Ярмарка: «Семейные рецепты» | |
февраль | «День Трифона. День святого Валентина (14 февраля) | Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность. Сравнение двух праздников. | Просмотр слайдов. Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям. |
«Госпожа честная Масленица…» | Продолжать знакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с праздником Масленица, характерными для него обрядами. Пробуждать интерес к истории русского народа. Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу. | Загадки о блинах. Чаепитие с блинами. Разучивание р.н. игр: «Сковорода». «Кошка и мышка». Рисование на тему: «Как на масляной неделе…» | |
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит». | Познакомить детей с устройством самовара, с разными видами самоваров, показать роль и значение чаепитие для русского народа. | Просмотр презентации «Самовар» Рисование: «Укрась самовар» | |
«Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием». | Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах. Воспитывать любовь и интерес к музыке. | Изготовление погремушки – шумового инструмента. Д/и: «Угадай что звучит?» Игра на музыкальных инструментах. | |
март
| «Хороший город Городец» | Познакомить детей с историей и особенностями промысла городецких мастеров, с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Воспитывать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества. | Рисование: роспись разделочной доски, используя элементы городецкой росписи. Просмотр презентации «Городецкие мастера» |
Сокольский гончарный промысел | Расширять представление детей о разнообразии видов декоративно-прикладного искусства родного края (гончарный промысел).
| Просмотр презентации: «Гончарный промысел» | |
| «Абашевская игрушка-свистулька» | Формировать у воспитанников представления об историческом прошлом родного края через историю вещей. Пробуждать и развивать у дошкольников чувство любви к родному краю, гордость за все, что создано талантливыми людьми. | Просмотр фильма «Поющая глина» Лепка игрушки-свистульки. |
«В гостях у деревянной ложки» | Расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа. | Знакомство с пословицами, стихами о ложке. П/и: «Пронеси воду в ложке» Рисование: «Распиши ложку» | |
апрель | «Благовещенье – птиц на волю отпущенье» | Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа. Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д). | Беседа по данной теме. Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») . |
«Пасха» | Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями. Воспитывать в детях интерес к народной культуре. Праздник «Пасха». | Склеивание корзиночек подставок для яиц. Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию. | |
«Русская матрешка» | Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с историей возникновения игрушки и их разновидностях. Развивать интерес детей к народному творчеству. Воспитывать любовь к народному искусству. Обратить внимание детей на яркость матрешки, нарядность, составные элементы, композицию, цветовую гамму. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. Воспитывать самостоятельность, активность. | Формировать умение детей создавать рисунки с помощью тампонов. Развивать творческую фантазию в придумывании рисунка сарафана для матрешки. | |
«Золотая хохлома» | Познакомить детей с хохломской росписью, её историей, дать понятие для чего служит роспись. Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью Рассказ о росписи Хохлома. | Рассматривание деревянной посуды. Знакомство с элементами хохломской росписи. Игра на деревянных ложках. Раскрашивание узоров | |
май
| «Незабудковая гжель» | Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного. | Просмотр презентации: «Гжель» Прослушивание песен о гжели. Пластилинография «Узоры гжели» |
Народная игрушка- кукла-самоделка | Дать детям целостное представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства; познакомить с разнообразием народных игрушек. | Рассматривание народных игрушек. Прослушивание колыбельных. Изготовление кукол «Пеленашек» | |
«Шутки смешить – людей насмешить» | Познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.) | Прослушивание колыбельных песен. Разучивание хороводов. Чтение потешек. Народ. игры: «Солнце», «Чурилки» | |
«Хлеб всему - голова» | Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его. | Разучивание пословиц, поговорок про хлеб. Лепка из солёного теста: «хлебный магазин» |
Литература:
- Вильданова, Т. Сказ про гончара и Абашевскую игрушку. Рис. Т. Нехотиной М.: Малыш. 1989 г.
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. Издательство учитель.
- Купецкова Е.Ф. Дошкольникам о народной культуре Пензенского края. Методическое пособие в помощь воспитателям дошкольных групп образовательных организаций. ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» 2016г
- Купецкова Е.Ф. История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста. Парциальная образовательная программа ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» 2016г.
Интернет - источники:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Кузнецка
- https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/krasota-i-narodnaya-samobytnost-pavlovo-posadskogo-platka.html
- http://ruvera.ru/russkaya_narodnaya_igrushka
- https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/960-gzhel-dlya-detej.html
- h https://yandex.ru/video/search?text=мультфильм%20всемирная%20история%20древний%20человек&where=all ttps://yandex.ru/images/search?text=чем%20занимались%20мои%20предки&stype=image&lr=49&source=wiz
Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать
понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные
этой росписью
- https://www.maam.ru/detskijsad/iskustvovedcheskaja-beseda-gorodec-gorod-masterov.html
- http://ped-kopilka.ru/blogs/andrianova-tatjana-anatolevna/pravoslavnye-prazdniki.html
- https://chayexpert.ru/chay/istoriya-samovara.html
- http://informvest.ru/istoriya-zhilishha-cheloveka.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Матрёшка
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-gostjah-u-derevjanoi-lozhki.html
- https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/885-khokhloma-khokhlomskaya-rospis-dlya-detej.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 2 неделя. 2020 год под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .
Тема: «Народная культура и традиции России» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным деко...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ Группа: разновозрастная. Тема: « Нарадная культура и традиции России» 2020 год . под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно – прикладным искусством ( Городец, Похлов – Майдан, Гже...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 4 неделя. 2020 год . под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно – прикладным искусством ( Городец, Похлов – Майдан, Гже...
Перспективное планирование на тему "Народная культура и традиции".
Перспективное планирование в старшей группе на тему "Народная культура и традиции"....
Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе
Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...
Перспективный план по теме «Народная культура и традиции» с 16.03 по 20.03.20
Перспективный план по теме «Народная культура и традиции» с 16.03 по 20.03.20Цель: Расширять представления о народной культуре и национальных традициях, народной игрушке (дымковская и...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИ» СТАРШАЯ ГРУППА «ФАНТАЗЕРЫ»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:...