Развлечение в средней группе « Идем в гости к барыне «Валдайский Колокольчик»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Приобщение к традициям народной культуры псковского края через игры с псковскими народными куклами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gosti_k_vavldayskomu_kolokolchiku.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение в средней группе
« Идем в гости к барыне «Валдайский Колокольчик»
Цель: приобщение к традициям народной культуры псковского края через игры с псковскими народными куклами.
Задачи:1. Развивающие:
-развивать слуховое внимание, память, зрительно-пространственную ориентировку, координацию движений, чувство ритма;
- развивать тактильные ощущения;
-формировать двигательные навыки и умения;
-развивать тембровый слух.
2. Образовательные:
-продолжать развивать интерес к музыке, желание её слушать;
- обогащать детей музыкальными впечатлениями,
- развивать сенсорно-музыкальные способности детей: тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух;
- закреплять умение детей изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения, качество выполнения шагов;
- формировать навыки пения - петь выразительно, передавая характер песни.
3. Воспитательные:
- воспитывать дружелюбные отношения в детском коллективе, патриотические чувства, любовь к народным игрушкам.
Материалы и оборудование: картонный домик-ширма, кукла барыня «Валдайский Колокольчик», маленькие куклы - детки на каждого ребенка, игровая кукла «Псковский козел», сюжетные картинки с изображением: многодетной семьи в русской народной одежде, девочки в русском сарафане, старинные русские игрушки (дудочки, куколки и т.п.)
Репертуар: танец «Рябинки» северная русская народная плясовая мелодия, «Подгорка» русская народная плясовая мелодия,« Колыбельная» Брамса, «Барыня» (Субботея») русская народная мелодия, «Таня, баю-бай» русская колыбельная в обр. Агафонникова, «Петрушка» венгерская народная мелодия, песня «Родина» Орловой.
Предварительная работа: знакомство и рассматривание игрушек: барыня, козел; игра «Идет коза бодатая»; слушание пьесы «Барыня», беседа о произведении; разучивание песни «Родина»; беседы о родине, родном крае; разучивание пальчиковых игр «Здравствуй», «Домик».
Оформление музыкального зала: на стене - плоскостные изображения домика с березкой, тантамареска русской красавицы.
Организационный момент: детские стулья расставлены полукругом возле пианино, напротив стоит стол, на нем накрытый тканью домик -ширма, доска с сюжетными картинками. Музыкальный руководитель одет в русский народный костюм.
Ход развлечения: баю-баю-баю,
Дети заходят в зал под музыку « Подгорка» русская народная пляска (1-8 такт медленно идут, тянут носочки, 9-16 такт - руки на пояс, притопы).
Останавливаются и здороваются, выполняя логоритмическое упражнение «Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое - поднятые руки скрещены, пальцы растопырены
Здравствуй, небо голубое - руки подняты, ладони раскрыты кверху
Здравствуй, вольный ветерок, - качание руками вверху
Здравствуй, маленький дубок - руки опустить вниз
Мы живём в родном краю - развести руки в стороны
Всех я вас приветствую! - помахать руками над головой
Музыкальный руководитель: Посмотрите, я сегодня необычно одета. Я оделась в русский народный костюм. Кто знает, как он называется? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Так очень давно, в старину одевались девочки, девушки и женщины на Руси и у нас в Псковской области.
Показать картинку девушки в сарафанах.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем,
О старинном нашем крае
Разговор мы поведем.
- А как называется город, где мы живем? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: наш город Дно находится в Псковской области. Ее еще можно назвать Псковский край или Псковщина. Это наша родина. Давайте вспомним и споем песню «Родина».
Дети поют песню «Родина» музыка и слова Н. Орловой.
Раньше в старину на Руси семьи были большие и дружные. У родителей было много детей. Взрослые с любовью и заботой относились к своим детям, сами делали для них игрушки. (Показ сюжетной картинки семей, игрушек).
И сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в те времена и узнать, какие игрушки были у детей в старину в нашем Псковском крае. А перенесет нас туда народный танец « Рябинки». Именно такую мелодию слушали в наших краях в старину.
Дети встают в круг и под музыку выполняют движения – 1-4 такт - руки «полочкой», выставляют поочередно ноги на пятку. 5-8 такт идут по кругу приставным шагом, разведя руки в стороны.9-12 такт - на месте: – «пружинка», повороты вправо-влево, 13-16 такт - идут по кругу дробным шагом и садятся около стола на стульчики, на котором стоит домик.
Музыкальный руководитель: Вот мы и перенеслись в прошлое на много лет назад. Раньше люди жили в деревянных домах. Давайте построим домик.
Пальчиковая игра «Дом»
На опушке дом стоит – сложить ладони над головой.
На дверях замок висит – сомкнуть ладони.
За дверями стоит стол – накрыть правой ладонью кулачок левой руки.
Вокруг дома частокол – растопырить пальчики перед собой.
Тук-тук-тук дверь открой – постучать кулачками по ладони.
Заходите – я не злой – раскрыть руки в стороны, приглашая всех в гости.
Что такое? Что за чудо?
Домик взялся здесь откуда?
Здесь живет семья большая,
Очень дружная такая.
Как вы думаете, кто в этом доме проживает? ( Ответы детей).
Послушайте мою подсказку.
Музыкальный руководитель играет знакомую пьесу «Барыня»
- А теперь скажите, вы узнали, кто здесь живет?
(дети высказывают свои предположения)
- Что ж, не будем мы гадать, можно взять и её позвать.
(дети поют на музыку венгерской народной мелодии «Петрушка» без аккомпанемента)
Мы ребята молодцы
В гости мы к тебе пришли
Открывай скорее дверь
Познакомимся скорей.
Музыкальный руководитель: Не отзывается, как вы думаете, почему никто не выходит?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Может, она не слышит. Давайте постучим.
Ритмическое упражнение - дети повторяют ритмический рисунок (в ладоши)
«Выходит» кукла «Валдайский Колокольчик».
Музыкальный руководитель: Какая необычная кукла. Как вы думаете, из чего она сделана? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель: А какое имя можно ей дать? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель покачивает куклу, раздается звук колокольчика. Эта кукла называется «колокольчик». А играли в неё дети на Валдае, поэтому, её зовут «Валдайский Колокольчик». Повторите, как её зовут.
- Здравствуйте я - барыня, а зовут меня «Колокольчик».
Музыкальный руководитель: Здравствуй, барыня. Меня зовут Евгения Сергеевна (прохлопываю своё имя). Ребята, поздоровайтесь с куклой, пусть ваши ладошки скажут, как вас зовут. (Дети прохлопывают свои имена).
Такую куклу дарили, чтобы в доме всегда была радость и только хорошие вести. Вот в такие же куклы играли дети очень давно. Но наша кукла – барыня живет не одна. Придумайте, кто может с ней вместе жить? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель: С ней живут её детки - маленькие куклы. Давайте с ними поиграем. (Дети берут кукол в руки)
Музыкальный руководитель: Моя кукла – барыня будет петь, а ваши куклы будут повторять.
Проводится игра «Эхо»
Кукла – (Кукла)
Улыбнись – (Улыбнись)
Чисто петь – (Чисто петь)
Научись - (Научись)
Слушай - (Слушай)
Не зевай - (Не зевай)
Все за мной - (Все за мной )
Повторяй - (Повторяй)
Ваши маленькие куклы поют высокими тонкими голосами, а моя - большая низким голосом.
Музыкальный руководитель: Барыня говорит, что знает еще одну игру.
Если будут звучать высокие ноты, то вы поднимайте своих кукол, если низкие ноты - то я подниму свою.
Игра «Высокий - низкий».
Музыкальный руководитель: а еще у нашей гостьи есть любимая мелодия, хотите ее послушать?
Звучит мелодия «Барыня»
Музыкальный руководитель: Дети, какая по характеру эта музыка?
Дети отвечают - весёлая, громкая, быстрая.
А что мы можем делать под эту музыку?
Дети – танцевать.
Музыкальный руководитель: Правильно, танцевать, значит это плясовая – весёлая, озорная, ритмичная мелодия. Хотите с куклами поплясать?
Вот вам задание - можно плясать, если будет громкая музыка, если я буду играть тихо - вы останавливаетесь.
Танцевальное творчество игра «Тихо-громко» (под музыку « Барыня»)
Дети пляшут по своему усмотрению движения народного танца. После игры садятся на пол в круг.
Музыкальный руководитель: посмотрите, наша кукла зевает. Что случилось? Ответы детей.
- Ваши куклы тоже зевают. Покажите как (дыхательная гимнастика: «Зеваем»)
Музыкальный руководитель: Куклам пора спать. Надо их уложить. Как мы будем их укладывать?
Предложения детей.
Музыкальный руководитель: И давно, и сейчас, мамы поют своим детям колыбельные перед сном. Давайте споем колыбельную, которую пели детям в наших псковских краях. Какая по характеру музыка? Как надо ей петь?
Дети поют и укачивают кукол, кладут рядом с собой.
А баю-баю-баю,
Не ложися на краю
Ты ложися к стеночке
На мягенькой постелечке ( псковская колыбельная)
Музыкальный руководитель: А вы устали? Ложитесь на пол, мы тоже отдохнем (релаксационное упражнение под музыку «Колыбельная» Брамса)
Дети встают, воспитатель кладет кукол в домик.
Музыкальный руководитель: Отдохнули? А наши куклы пусть поспят в домике.
Слышатся звуки: ме-ме-ме.
Музыкальный руководитель: Послушайте, как вы думаете, кто это?
Музыкальный руководитель достает из домика куклу - козла.
Музыкальный руководитель: оказывается, у наших кукол в домике живет козел, это тоже псковская кукла. Она сделана из льняных ниток. Давайте с ним поиграем.
Хороводная игра « Идет коза бодатая».
Идёт коза бодатая, бодатая, бодатая.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай коза покружимся, покружимся, покружимся,
Давай коза подружимся, подружимся, подружимся.
Дети встают в хоровод. Водящий с игрушкой встает в центр. Он поет песенку и показывает движения. Стоящие вокруг их повторяют. Водящий выбирает того, кто лучше всех это делал, отдает ему козла, новый ведущий встает в круг и игра повторяется.
Дети под музыку « Подгорка» идут на стулья.
Музыкальный руководитель: Вот какое необычное путешествие у нас сегодня было.
Рефлексия:
-К кому мы ходили в гости? Как называется кукла?
-Кто ещё живет с барыней?
-Во что играли с куклой?
-Какая игра больше всего понравилась?
Музыкальный руководитель: Наша барыня отдохнула и что-то шепчет мне на ухо. Тише. Тише. Она спрашивает, можно ей и куколкам - дочками к вам в гости? (Ответы детей).
Дети выбирают себе по кукле и под музыку « Подгорка» идут в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в первой младшей группе «Идем в гости к Кар-Карычу»
Конспект НОД по математике в первой младшей группе "Идем в гости к Кар-Карычу"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе "Идем в гости"
Конспект НОД по математике в подготовительной группе "Идем в гости" с использованием ИКТ по программе "Школа "2100"...
Непосредственно образовательная деятельность для детей 1 младшей группы "Идем в гости к кошке Мурке"
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (музыка), для детей 1 младшей группы. Проводит воспитатель....
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Идем в гости к Лесовичку»
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Идем в гости к Лесовичку»....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Идем в гости к Лесовичку».
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Идем в гости к Лесовичку»Возрастная группа: 4-5 лет.Продолжительность занятий 20 минут.Цел...
Методическая разработка по сенсорному развитию в младшей группе: «Идем в гости к Колобку»
Методическая разработка по сенсорному развитию в младшей группе: «Идем в гости к Колобку» Цель: • продолжать учить детей отгадывать загадки; • используя бизиборд, , мелкую моторику, практические на...
Методическая разработка по сенсорному развитию в младшей группе "Идем в гости к Колобку"
Методичесая разработка по математике в младшей группе.Цель:Продолжать учить отгадывать загадки,различать и называть геометрические фигуры(треугольник,круг,квадрат)соотносить предметы по цвету,ве...