Развлечение в средней группе « Идем в гости к барыне «Валдайский Колокольчик»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Горшкова Евгения Сергеевна

Приобщение к традициям народной культуры псковского края через игры с псковскими народными куклами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gosti_k_vavldayskomu_kolokolchiku.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение  в  средней группе

« Идем в гости к барыне «Валдайский  Колокольчик»

Цель: приобщение к традициям народной культуры псковского края через игры с псковскими народными куклами.

Задачи:1. Развивающие:

-развивать слуховое внимание, память, зрительно-пространственную ориентировку, координацию движений, чувство ритма;

- развивать тактильные ощущения;

-формировать двигательные навыки и умения;

-развивать тембровый слух.

2. Образовательные:

-продолжать развивать интерес к музыке, желание её слушать;
- обогащать детей музыкальными впечатлениями,

- развивать сенсорно-музыкальные способности детей: тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух;

- закреплять умение детей изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения, качество  выполнения шагов;

- формировать  навыки пения - петь выразительно, передавая характер песни.

    3. Воспитательные:

- воспитывать дружелюбные отношения в детском коллективе, патриотические чувства, любовь к народным игрушкам.

Материалы и оборудование: картонный домик-ширма, кукла барыня «Валдайский  Колокольчик», маленькие куклы - детки на каждого ребенка,  игровая кукла «Псковский козел», сюжетные картинки с изображением: многодетной семьи в русской народной одежде, девочки в русском сарафане, старинные русские игрушки (дудочки, куколки и т.п.)

Репертуар: танец «Рябинки» северная русская народная плясовая мелодия, «Подгорка» русская народная плясовая мелодия,« Колыбельная» Брамса, «Барыня» (Субботея») русская народная мелодия, «Таня, баю-бай» русская колыбельная в обр. Агафонникова, «Петрушка»  венгерская народная мелодия, песня «Родина» Орловой.

Предварительная работа: знакомство и рассматривание   игрушек: барыня, козел; игра «Идет коза бодатая»; слушание пьесы «Барыня», беседа о произведении;  разучивание песни «Родина»; беседы о родине, родном крае; разучивание пальчиковых игр «Здравствуй», «Домик».

Оформление  музыкального зала: на стене - плоскостные изображения домика с березкой, тантамареска русской красавицы.

Организационный момент: детские стулья расставлены полукругом возле пианино, напротив стоит стол, на нем накрытый тканью  домик -ширма, доска с сюжетными картинками. Музыкальный руководитель одет в русский народный костюм.

Ход  развлечения:  баю-баю-баю,
Дети заходят в зал под музыку « Подгорка» русская народная пляска  (1-8 такт медленно идут, тянут  носочки, 9-16 такт -  руки на пояс, притопы).    

 Останавливаются и здороваются, выполняя логоритмическое  упражнение «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое - поднятые руки скрещены, пальцы растопырены

Здравствуй, небо голубое - руки подняты, ладони раскрыты кверху

Здравствуй, вольный ветерок, - качание руками вверху

Здравствуй, маленький дубок - руки  опустить вниз

Мы живём в родном краю - развести руки в стороны

Всех я вас приветствую! - помахать руками над головой

Музыкальный руководитель:   Посмотрите, я сегодня необычно  одета. Я  оделась  в русский народный костюм. Кто  знает, как он называется? (Ответы детей).  

 Музыкальный руководитель:  Так очень  давно, в старину одевались девочки,  девушки и женщины на Руси и у нас в Псковской области.

 Показать  картинку  девушки в сарафанах.

 Старину мы уважаем,

 Старину мы бережем,

 О старинном нашем крае

 Разговор мы поведем.

- А как называется город, где мы живем? (ответы детей)

 Музыкальный руководитель: наш город  Дно  находится  в Псковской области.  Ее еще можно назвать Псковский край или Псковщина. Это  наша родина. Давайте вспомним  и споем песню  «Родина».

 Дети поют песню «Родина» музыка  и слова Н. Орловой.

Раньше в старину на Руси семьи были большие и дружные. У родителей было много детей. Взрослые  с любовью и заботой относились к своим детям, сами делали для них  игрушки. (Показ  сюжетной картинки семей, игрушек).

 И сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в те времена и узнать, какие игрушки  были у детей в старину в нашем Псковском крае. А перенесет нас туда народный танец  « Рябинки».  Именно  такую  мелодию слушали в наших  краях  в старину.

Дети встают в круг и  под музыку выполняют движения – 1-4 такт - руки «полочкой», выставляют поочередно  ноги на пятку. 5-8 такт идут  по  кругу приставным шагом, разведя руки в стороны.9-12  такт -  на месте: – «пружинка», повороты вправо-влево, 13-16 такт  - идут  по кругу  дробным шагом и садятся около стола на стульчики, на котором стоит домик.

 Музыкальный руководитель:  Вот мы и перенеслись в прошлое на много лет назад. Раньше  люди жили в деревянных домах. Давайте построим домик.  

Пальчиковая игра «Дом»

На опушке дом стоит – сложить ладони над головой.

На дверях замок висит – сомкнуть ладони.

За дверями стоит стол – накрыть правой ладонью кулачок левой руки.

Вокруг дома частокол – растопырить пальчики перед собой.

Тук-тук-тук дверь открой – постучать кулачками по ладони.

Заходите – я не злой – раскрыть руки в стороны, приглашая всех в гости. 

Что такое?  Что  за чудо?

 Домик взялся здесь откуда?

 Здесь  живет  семья большая,

 Очень  дружная такая.

 Как вы думаете, кто в этом доме проживает? ( Ответы детей).

Послушайте мою  подсказку.

Музыкальный руководитель   играет  знакомую пьесу «Барыня»

- А теперь скажите, вы узнали, кто  здесь  живет?

(дети высказывают свои предположения)

- Что ж, не будем мы гадать, можно взять  и её позвать.

(дети поют на музыку  венгерской народной мелодии «Петрушка» без  аккомпанемента)

 Мы ребята молодцы

 В гости мы к тебе пришли

 Открывай скорее дверь

 Познакомимся скорей.

 Музыкальный руководитель: Не отзывается, как  вы думаете, почему никто  не выходит?

Ответы детей.

 Музыкальный руководитель:  Может, она не слышит. Давайте постучим.

 Ритмическое упражнение -  дети повторяют ритмический рисунок (в ладоши)

«Выходит»  кукла  «Валдайский Колокольчик».  

 Музыкальный руководитель:  Какая необычная кукла. Как вы думаете, из  чего она сделана? (Ответы детей).

 Музыкальный руководитель: А какое имя можно  ей дать? (Ответы детей).

 Музыкальный руководитель покачивает куклу, раздается звук    колокольчика.   Эта кукла называется «колокольчик».  А играли в неё дети на Валдае, поэтому, её зовут «Валдайский Колокольчик». Повторите, как её зовут.

-  Здравствуйте я -  барыня, а зовут  меня «Колокольчик».

 Музыкальный руководитель:  Здравствуй, барыня. Меня зовут Евгения Сергеевна (прохлопываю  своё имя).  Ребята, поздоровайтесь с куклой, пусть  ваши ладошки скажут, как вас зовут. (Дети прохлопывают свои имена).

Такую куклу дарили, чтобы в доме всегда была радость  и только  хорошие вести. Вот в такие же куклы играли дети очень  давно. Но наша кукла – барыня живет не одна. Придумайте, кто  может  с ней вместе жить? (Ответы детей).

 Музыкальный руководитель:  С ней живут  её детки -  маленькие куклы. Давайте с ними поиграем. (Дети берут  кукол в руки)

Музыкальный руководитель: Моя кукла – барыня будет петь, а ваши куклы будут  повторять.

Проводится игра «Эхо»

Кукла – (Кукла)

Улыбнись – (Улыбнись)

Чисто  петь – (Чисто  петь)

Научись -  (Научись)

Слушай -  (Слушай)

Не зевай -  (Не зевай)

Все за мной -  (Все за мной )

Повторяй -  (Повторяй)

Ваши  маленькие куклы поют  высокими тонкими голосами, а моя  - большая низким голосом.

 Музыкальный руководитель:  Барыня говорит, что  знает  еще одну игру.

 Если будут звучать высокие ноты, то  вы поднимайте своих кукол, если низкие ноты -  то  я подниму свою.

Игра «Высокий - низкий».

Музыкальный руководитель: а еще у нашей гостьи есть любимая    мелодия, хотите ее послушать?  

Звучит   мелодия «Барыня»

 Музыкальный руководитель:  Дети, какая по характеру эта музыка?
Дети отвечают - весёлая, громкая, быстрая.
А что мы можем делать под эту музыку?
Дети – танцевать.
Музыкальный руководитель:   Правильно, танцевать, значит это плясовая – весёлая, озорная, ритмичная мелодия. Хотите с куклами поплясать?

Вот вам задание -  можно  плясать, если будет  громкая музыка, если я буду играть  тихо - вы останавливаетесь.

Танцевальное творчество игра «Тихо-громко» (под  музыку « Барыня»)

 Дети пляшут по своему усмотрению  движения народного танца. После игры садятся на пол  в круг.

Музыкальный руководитель: посмотрите, наша кукла зевает. Что   случилось? Ответы  детей.

- Ваши куклы тоже зевают. Покажите как (дыхательная гимнастика: «Зеваем»)

Музыкальный руководитель: Куклам пора спать. Надо их  уложить. Как мы будем их  укладывать?

Предложения детей.

 Музыкальный руководитель:  И  давно, и сейчас, мамы поют своим детям колыбельные перед  сном. Давайте споем колыбельную, которую  пели детям в наших  псковских  краях. Какая  по характеру музыка? Как надо ей петь?

Дети поют и укачивают кукол, кладут  рядом с собой.

 А баю-баю-баю,

 Не ложися на краю

 Ты ложися к стеночке

На мягенькой постелечке ( псковская колыбельная)

 Музыкальный руководитель: А вы устали? Ложитесь   на пол, мы тоже отдохнем  (релаксационное упражнение под  музыку «Колыбельная» Брамса)  

Дети встают, воспитатель кладет  кукол  в домик.

 Музыкальный руководитель: Отдохнули? А наши куклы пусть поспят  в домике.

Слышатся  звуки: ме-ме-ме.

Музыкальный руководитель:  Послушайте, как вы думаете, кто это? 

Музыкальный руководитель  достает  из  домика куклу - козла.

Музыкальный руководитель: оказывается,  у наших  кукол в домике живет козел, это тоже псковская кукла. Она сделана из льняных  ниток.  Давайте с ним  поиграем.

 Хороводная игра « Идет  коза бодатая».    

Идёт коза бодатая,  бодатая, бодатая.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся,

 Давай коза подружимся, подружимся, подружимся.

Дети встают в хоровод. Водящий с игрушкой встает в центр. Он поет песенку и показывает движения. Стоящие вокруг их повторяют. Водящий выбирает того, кто лучше всех это делал, отдает ему  козла, новый ведущий встает в круг и игра повторяется.

Дети под  музыку « Подгорка» идут  на стулья.

Музыкальный руководитель: Вот какое необычное путешествие у нас сегодня было.

Рефлексия:

-К кому мы ходили в гости? Как называется кукла?

-Кто  ещё живет  с барыней?

-Во что играли с куклой?  

-Какая игра больше всего понравилась?

 Музыкальный руководитель: Наша  барыня отдохнула и что-то шепчет  мне на ухо. Тише. Тише. Она спрашивает, можно  ей и куколкам - дочками к вам в гости? (Ответы детей).

Дети  выбирают  себе  по кукле   и под музыку « Подгорка»  идут  в группу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе "Идем в гости"

Конспект НОД по математике в подготовительной группе "Идем в гости" с использованием ИКТ по программе "Школа "2100"...

Непосредственно образовательная деятельность для детей 1 младшей группы "Идем в гости к кошке Мурке"

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (музыка), для детей 1 младшей группы. Проводит воспитатель....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Идем в гости к Лесовичку»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Идем в гости к Лесовичку»....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Идем в гости к Лесовичку».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Идем в гости к Лесовичку»Возрастная группа: 4-5 лет.Продолжительность занятий 20 минут.Цел...

Методическая разработка по сенсорному развитию в младшей группе: «Идем в гости к Колобку»

Методическая разработка по сенсорному развитию в младшей группе: «Идем в гости к Колобку» Цель: • продолжать учить детей отгадывать загадки; • используя бизиборд, , мелкую моторику, практические на...

Методическая разработка по сенсорному развитию в младшей группе "Идем в гости к Колобку"

Методичесая разработка по математике в младшей группе.Цель:Продолжать учить  отгадывать загадки,различать и называть геометрические фигуры(треугольник,круг,квадрат)соотносить предметы по цвету,ве...