Педагогический опыт по «Театрализованная деятельность, как средство для всестороннего развития дошкольников»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Гузова Марина Геннадьевна

Данный опыт описывает виды театрализованной деятельност при работе в ДОУ с детьми второй младшей группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_teatr._deyat-ti.docx66.28 КБ

Предварительный просмотр:

"Трезвым, осторожным рутенерам,

                                                                                            принадлежит настоящее, а тем,

                                                                                   кто фантазирует-будущее"

К.И. Чуковский

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

- как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира.

- как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни, как интересно можно жить в этом мире;

- как воспитать и развивать основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь, на поставленные задачи, меня, как человека творческого, привлекла театрализованная деятельность. К сожалению, театрализованная деятельность не входит в систему организационного обучения детей в детском саду. Воспитатели используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего, как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное восприятие детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Дошкольный возраст-один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладывается основной фундамент гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Ведь именно в период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начнется, тем больших результатов можно достигнуть.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельность одной из которых в детском саду является театрализация.

В душе у каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В процессе театрализованной игры, при работе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется ЗКР, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Так же театрализованная деятельность является важнейшим средством развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умению ставить себя на его месть в различных ситуациях, находить адекватные способы действия.

По утверждению В.А.Сухомлинского "Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые"

Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС (федеральным государственным общеобразовательным стандартом) т.е педагогика из "дидактической становится развивающей", а значит использование элементов театрализации, развития творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие-творчество-игра.

Определить верный путь по использованию театральной деятельности для всестороннего развития детей, мне помогли идеи В.А. Сухомлинского, Е.А Медведевой, Л.Г. Стрелкова, которые придавали огромное значение театрализованной деятельности способствующей всестороннему развитию ребенка.

Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа М.Д.Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду», а так же программа «Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович.

Суть вышеперечисленных материалов сводится к единой концепции:

-развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый, педагог в данном случае.

Я, воспитатель, связанный с детьми едиными узами содействия и сотрудничества.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, сценарии, консультации для родителей и педагогов и др.) может быть использована при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы разностороннего развития дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов с детьми работы с детьми, как на занятиях, так и вне занятий.

ЦЕЛЬ:

-формирование всесторонне-развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности;

- формирование художественно-эстетического развития;

-определение значения театрального искусства, как средства развития творческих способностей детей, эмоциональной сферы;

-формирование эмоционального восприятия жизни.

ЗАДАЧИ:

-формировать потребность у детей духовно обогащаться через театральную деятельность;

-побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать интерес к искусству;

-развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театральной деятельности;

-использовать в данной деятельности различные виды театров, театрализованные игры,  сказки, постановки кукольного театра.

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности:

-театрализованные занятия;

-театрализованные игры в повседневной жизни;

-совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;

-посещение детьми спектаклей;

-самостоятельная театрализовано-художественная деятельность.

Театрализацию в работе с детьми я использую с детьми второй младшей группы.  В начале работы дети с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию: идет курочка или маленький цыпленок, веселые или грустные зайцы, листики кружатся, падают на землю. Так же использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, выглянуло солнце, набежала тучка.

В дальнейшем, задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки "Теремок", "Репка", "Три медведя", "Заюшкина избушка"

При работе по театрализованной деятельности я использовала различные виды театров:

-Би-ба-бо;

-настольный;

-плоскостной;

-пальчиковый;

-теневой;

-костюмированный;

-масочный;

-кукольный.

Работая над актерским мастерством, даю задания показать:

трусишка заяц, лисичка прислушивается, вкусная конфета, колючий еж, сонный мишка и др.

По желанию ребята сами выбирают себе роли, без какого либо принуждения.

Большое внимание я всегда уделяю речи детей, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению словаря. Вместе с детьми мы сочиняем маленькие истории, придумываем диалоги героев. Дети могут самостоятельно придумывать и обыгрывать какую-либо историю используя при этом различные атрибуты шапочки героев, медали, куклы Би-Ба-Бо, фигурки для пальчикового театра. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется ЗКР.

Все занятия по театрализованной деятельности проводятся с использованием интеграции, т.е. в него включается: чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, сенсорное восприятие, математика, пение, танцы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин. Все это доставляет детям огромное удовольствие, а если детям нравится, то чем они занимаются, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Несомненно, эффективность проводимой мной работы без поддержки со стороны родителей был бы не столь высокой, поэтому для них также проводился ряд мероприятий:

-родительские собрания;

-выставка книг изготовленных родителями совместно с детьми;

-индивидуальные беседы;

-консультации «Домашний театр», «Театрализованные игры»;

-анкетирование с целью выявления знаний о пользе театрализованной деятельности;

-тематические мероприятия.

Результативность опыта.

Проделанная работа не могла не отразится на успехах детей.

Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что дети имеют высокий и средний уровень освоения по всем разделам программы «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой. Особое внимание заслуживают такие образовательные области как коммуникативно-личностное, познавательно - речевое, художественно – эстетическое. Уровень освоения данных областей гораздо повысился благодаря проводимой работе по театрализованной деятельности. Именно театрализованная деятельность  дополняет и расширяет кругозор детей, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, раскрывает творческие способности детей, а также развивает эстетическое восприятие окружающего мира, фантазию, воображение, память, познавательные интересы.

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.

2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

3. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

4 Синицын Е. Б. Умные сказки. М.: Аист, 1998г.

5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.

7. Теплов Б. М. Психология. М., 1951г.

8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981г.

9. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.

10.Хрестоматия по детской литературе. М.: Просвещение, 1988г.

11. Щеткин А.В. "Театральная деятельность в детском саду"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 42 «Черёмушки»

г. Южно-Сахалинск

Описание педагогического опыта

по теме «Театрализованная деятельность, как средство для всестороннего развития дошкольников»

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s67b7a44140cc4564/image/i37d5bab2058be6b7/version/1492064536/image.jpg

Воспитатель:

Гузова Марина Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ».

Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Полноц...

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

Опыт работы воспитателя на тему "Игра с песком, как средство для всестороннего развития дошкольников."

laquo;Опыт работы воспитателя» - это обобщение результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ, которые могут быть полезны его коллегам....

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи у дошкольников»

Опыт работы«Театрализованная деятельность как средство развития речи  у дошкольников»представляют педагоги МКДОУ Детский сад № 4 «Радуга» (корпус «Ракета») Гол...

Музыкальная театрализованная деятельность как средство социально - личностного развития дошкольника

Музыкальная театрализованная деятельность помогает разносторонне музыкальному развитию ребёнка, формирует личностные качества ребёнка,  психические процессы....

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Слайд 1. Представляю Вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»Слайд 2.Актуальность. В последние годы, к сожа...