Музыкальная театрализованная деятельность как средство социально - личностного развития дошкольника
статья
Музыкальная театрализованная деятельность помогает разносторонне музыкальному развитию ребёнка, формирует личностные качества ребёнка, психические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 18.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная театрализованная деятельность как средство социально – личностного развития дошкольника
Современная система дошкольного образования направлена на развитие личностной сферы дошкольника, его социализацию в окружающем мире. Педагоги и психологи указывают, что творческая деятельность ребёнка, которая приводит к созданию индивидуального нового продукта, - это первый этап присвоения социокультурного опыта (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков, В. Т. Кудрявцев и др.).
С внедрением ФГОС ДО проблема творчества приобрела ещё большую актуальность. Это связано с нехваткой в обществе творчески мыслящих людей, а значит и творческой личности. Основной целью работы дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС является создание таких условий, которые оптимальны для развития творческих детей, включая тех, чье творчество в настоящий момент может быть, ещё не проявилось.
Во - первых, для того чтобы эмоционально раскрепостить ребёнка, снять зажатость, обучить чувствованию и художественному воображению, нужно пройти путь через игру, фантазию, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями»(Л.С. Выготский) [3 c.79-91].
Всю гамму чувств и эмоций ребёнок проживает в музыкальных театрализованных играх. Музыкальная театрализованная деятельность помогает разностороннему развитию ребёнка, формирует личностные качества ребёнка, психические процессы. На всех этапах развития общественного дошкольного воспитания проблеме развития детского творчества отводилось должное место. Н.А. Ветлугина указывает, «что музыкальная театрализованная деятельность относится к тем видам деятельности, в процессе которой активно формируются творческие способности, (выразительность движений, поз, мимики, интонаций). Обогащаются эмоции ребёнка, развивается эстетическое отношение к жизни».
Во – вторых, музыкальная театрализованная деятельность развивает и обогащает речь дошкольника. Л.С. Выготский, Р,П,Чудинова, Л.Ю, Субботина указывают на формирование детского воображения, на развитие речи, памяти в процессе театрализованных игр. Л.С. Выготский: «С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны – сама игра (драматизация) развивается под влиянием речи» [5, C/ 208].
Процесс развития речи предполагает основания не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л. Рубинштейн в труде «К психологии речи писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий ; его лицо, он сам».
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве. Это помогает преодолеть робость, стеснительность, замкнутость, застенчивость, и наоборот, развивается активность, индивидуальность, самостоятельность, инициативность [4,c/128].
Воспитательные возможности музыкальной театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, и умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изьясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
В – третьих, можно утверждать, что музыкальная театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Это - конкретный, зримый результат. Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова, Р.П. Чудинова отмечали о сближении ребёнка с литературными персонажами, формированию процесса сопереживания, сочувствия, содействия[2].
Таким образом, музыкальная театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место »[2,с.45].
Музыкальная театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившемся образом позволяют педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей [5, с.246]. Музыкальная театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
Литература
- Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников/ Л.В.Артёмова.- Просвещение.1991.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступеньки общения от года до шести/
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.-М. 2006.
- Ендовицкая Т.О. Развитие творческих способностей.- Дошкольное воспитание/ Т.О. Ендовицкая. –М, 1967.
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду/ М.Д. Маханёва – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Сушкова И. В. Социально – личностное развитие / И.В. Сушкова – М.: Творческий Центр.
Подготовила: Рубанова О. И,
музыкальный руководитель,
МБДОУ «Детский сад
«Улыбка» с. Ливенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников»
ЗАДАЧИ Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность речи, воображение, творческое восприятие, наблюдательность, сообразительность. Развивать четкость пр...
Игра-драматизация как средство социально-личностного развития дошкольников
Материал из опыта работы по теме "Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций"...
Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"
«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....
Театрализованная деятельность как средство социально-личностного и художественно-эстетического воспитания детей.
Неотъемлемым элементом и важнейшим средством социально-личностного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.Театрализованная деяте...
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюже...
Сюжетно-ролевая игра это как средство социально-личностного развития дошкольников.
quot;Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить." А. М. Горький...
Мастер-класс для педагогов "Сюжетно-ролевая игра, как средство социально-личностного развития дошкольников"
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации сюжетно-ролевой игры «Банк»....