Мы-Петербуржцы
проект (подготовительная группа) по теме

Дети старшего дошкольного возраста активно приобщаются к культуре, очень любознательны, обладают хорошей памятью, хорошо усваивают общечеловеческие ценности –это важнейший  период  становления личности. В этом возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются  представления детей  о  человеке,  обществе  и  культуре.    Город в котором мы живём неповторим - это музей под открытым небом. Мне очень хотелось,  чтобы дети увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своим родным городом и своей  Родиной.
Таким  образом,  мною была  обоснована  необходимость  организации  и проведения  системы  мероприятий,  способствующих  проявлению  интереса, воспитанию  любви  к  родному  городу,  желанию  беречь  его  красоту, проявлять заботу о нём.
Необходимо было создать условия для детей и родителей для знакомства с историей  и культурными памятниками  Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мы-Петербуржцы"41.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22                     Колпинского района Санкт-Петербурга

Районный конкурс методических разработок

 «Диссеминация передового педагогического опыта ДОО

по реализации ФГОС дошкольного образования»

Методическая разработка

проект «Мы-петербуржцы»                                                          старший дошкольный возраст

Составила

 Воспитатель

1 квалификационной категории

   Соломка Валентина Николаевна

Санкт-Петербург

2018 год

Содержание

 

Пояснительная записка ………………………………………………………………………..…3

Паспорт проекта……………………………………………………………………………….4-11

Литература…………………………………………………..........................................................12

Приложение к проекту

Приложение № 1 Перспективное планирование – старшая группа

Приложение № 2 Перспективное планирование – подготовительная группа

Приложение № 3 Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с                  Санкт-Петербургом

Приложение № 4 Презентация «Прогулка по Санкт-Петербургу».

Приложение № 5 Конспект НОД «Колпино – город воинской славы»

  1. Пояснительная записка

«Кто любит, ценит, уважает

накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, стать

подлинным её патриотом»

                             С.В. Михалков.

  Актуальность:

      Дети старшего дошкольного возраста активно приобщаются к культуре, очень любознательны, обладают хорошей памятью, хорошо усваивают общечеловеческие ценности –это важнейший  период  становления личности. В этом возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются  представления детей  о  человеке,  обществе  и  культуре.  

     В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно  стало,  прежде  всего,  познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

    У дошкольников происходит становление интересов к широкому кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта. Поэтому очень важно создать условия для развития у детей интереса к своей Родине, к своему городу, развивать патриотические чувства, отношение к своему Отечеству, приобщать детей к культуре.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей, национальной культуры и традиций народа. И именно получение знаний о своей Родине на сегодняшний день становится важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Поэтому задача педагогов ДОУ заключается в том, чтобы с дошкольного возраста привить любовь к нашему родному городу Санкт-Петербургу

   Познавательно-речевое развитие одно из важных направлений в моей работе. В процессе познания ребёнок постигает общечеловеческие ценности; у него появляются разнообразные способы познавать и эмоционально осваивать мир, что способствует интеллектуальному развитию дошкольника, расширению его кругозора, развитию взаимодействия со взрослыми (воспитателями и родителями). Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, является накопление ими социального опыта  жизни  в  своем  городе,  усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой  родине, к городу  где родился человек. Развитие представлений дошкольников по национальному и региональному компоненту происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и  родителей.

    Город в котором мы живём неповторим - это музей под открытым небом. Мне очень хотелось,  чтобы дети увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своим родным городом и своей  Родиной.

    Таким  образом,  мною была  обоснована  необходимость  организации  и проведения  системы  мероприятий,  способствующих  проявлению  интереса, воспитанию  любви  к  родному  городу,  желанию  беречь  его  красоту, проявлять заботу о нём.

    Необходимо было создать условия для детей и родителей для знакомства с историей  и культурными памятниками  Санкт-Петербурга.  

     После этого  было решено провести долгосрочный проект по ознакомлению детей с родным городом. Проект «Мы - петербуржцы» был разработан  для детей старшего дошкольного возраста.

Паспорт педагогического проекта

«Мы – петербуржцы»

Авторы и участники проекта:

Воспитатель Соломка Валентина Николаевна –первая квалификационная категория

Дети старшей группы «Ягодки»

Родители (законные представители) воспитанников

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Название проекта

«Мы – петербуржцы»

Вид проекта

познавательно – информационный, творческий.

Тип проекта

Долгосрочный (2 года)

Возрастная группа

Старшая, подготовительная

Проблема

Дети имеют недостаточно знаний о родном городе, о том месте, где родился. Нет навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации.

Цель проекта

Создать условия  для  развития  у  ребенка  патриотических  чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному  городу,  его достопримечательностям и памятным местам.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Формы и методы работы

Тематические занятия, презентации, беседы, просмотр мультфильмов «Путешествие по городу», ситуации, заучивание стихов, настольные игры, наблюдения, чтение художественных произведений, ролевые, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, оснащение РППС, работа с родителями.

Задачи проекта по образовательным областям:

  1. Познакомить с историей возникновения города, его гербом, и гимном.
  2. Уточнить и систематизировать знания о нашем родном городе.
  3. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, память, речь, творческий потенциал.
  4. Продолжать формировать представления о Санкт-Петербурге, как о культурной столице нашей страны.
  5. Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Санкт-Петербурга.
  6. Расширять знания детей о профессиях города и значимости их труда.
  7. Воспитывать любовь к родному городу. Вызывать восхищение родным городом, чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свой город, бережное отношение к тому, что сделано их трудом.

Ожидаемые результаты

  • Проявление интереса детей  к родному городу, его  прошлому и настоящему.
  • Уточнение и дополнение о достопримечательностях города и культуре поведения в городе.
  • Эмоционально положительное и бережное отношение к городу.
  • Желание детей реализовывать знания о городе в собственной деятельности (рассказы, рисунки, игры).
  • Благоприятный микроклимат в детско-родительском коллективе.
  • Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.
  • Психолого-педагогическая культура родителей.
  • Иметь навыки дисциплины взрослых и детей, культуры поведения в общественных местах города.

Формы работы с родителями

Информация для родителей:

  • «Мой любимый город»
  •  «Мосты Санкт-Петербурга»
  •  «Репертуар театров»
  •  «Музеи города» - адреса, телефоны, схемы проезда
  • «Читаем детям» - перечень рекомендуемой литературы по текущей теме
  •  создание альбома «Мой родной город»

Консультации:

  • «Рекомендации по проведению экскурсий выходного дня»

Папки – передвижки:

  • «Историческая справка. Это интересно знать»

(по темам изучения с детьми)

Родительское собрание

  • «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» 
  •  «Кто придумал этикет?» Этикетные правила «Приветствия, прощания», «Вежливая улица» (правила поведения на улице)
  • «Растим юного петербуржца»  

   

Организация выставки совместных творческих работ детей и родителей

  • «Мой город Санкт - Петербург»
  • «Символы нашего города»

Создание фотоальбомов:

  • «Прогулки по любимому городу»
  • «Где мы были»
  • Блокада Ленинграда
  • Метро Петербурга
  • Посещение памятных мест: Невский пятачок, Дорога жизни, реконструкции событий. Принести фотографии родственников, которые прошли блокаду.
  • Совершать прогулки по ближним улицам запомнить их названия, что на них расположено.
  • Проложить маршрут от дома до детского сада.
  • Прогулка с детьми по Невскому проспекту.
  • Фотовыставка «И я там был…»

Формы работы с детьми

  • непрерывная образовательная деятельность;
  • художественно – продуктивная деятельность;
  • тематическая выставка детских работ;
  • рассматривание иллюстраций и альбомов;
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • разучивание наизусть;
  • просмотр презентации;
  • обсуждение  проблемные ситуации;
  • интервьюирование детей;
  • словотворчество;
  • отгадывание загадок о Санкт-Петербурге;
  • разучивание считалочек;
  • наблюдения  на прогулках;
  • дидактические игры;
  • словесные игры;
  • слушание музыки;
  • заучивание песен;
  • настольно-печатные игры;
  • экспериментирование;
  • подвижные  игры;
  • хороводные игры;
  • сюжетно – ролевые игры

Мероприятия

Рассматривание иллюстраций и альбомов:

  • рассматривание иллюстраций с панорамными видами города (понятие город, улица, проспект, чем они отличаются; пешеходный переход, правила уличного движения)
  •  репродукция Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади», фотографии нашего города в разные временные период.
  • Рассматривание иллюстраций (старинный дом и современный дом в чем отличия.)
  • Рассматривание иллюстраций (знакомство с новыми профессиями архитектор, реставратор, скульптор).

Чтение художественной литературы, знакомство с литературными произведениями:

  •  Л. Будогоская, Ю. Владимиров «Этот город Ленинград»,
  •  А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы),
  •  Н. Носов «Метро»,
  •  Е. Литвяк «Летний сад»,
  •  Ю. Иванова «Петергоф - столица фонтанов»,
  •  Д. Арсеньева «Пешком по Невскому»,
  •  В. Арро «Сокровища моего города»,
  •  М. Басина «Мы идем по Ленинграду»,
  •  Басни А.И. Крылова,
  •  Детские путеводители по Петербургу.


 
Стихи о Санкт-Петербурге: 

  • С. Скаченков «Ночью на Невском», «Ночной ветер», «Петродворец»,
  • В. Брюсов «К медному всаднику»,
  • А. Фатьянов «Петербург», «Белые ночи»,
  • В. Лелина «Львиный мостик»,
  • С. Михалков «Быль для детей», «Герой»,
  • Е. Карасёв «Город-герой»,
  • О. Бергольц, В. Кузнецов, Ю. Воронов- стихи о войне

Разучивание наизусть 

  •  Л.Г. Барбас «Про Фонтанку»,
  •  Е. Ефимовский «Заячий остров»,
  •  А.С. Пушкин «Медный всадник».

Беседы:

  • «Что значит: Петербург — культурная столица»,
  •  «Символы нашего города»,
  •  «Наш город построен на болоте. А что такое болото?»,
  •  «Пушкин и Петербург»,
  •  «Эрмитаж - крупнейший музей мира»,
  •  «Как мы бережем наш город», 
  • «Все работы хороши, очень все они важны»,
  • «Правила культурного поведения в общественных местах»,
  • «Правила культурного поведения в общественном  транспорте»,
  • «Как вести себя в музее»,
  •  Как мы бережем наш город»,
  •  «День рождение любимого города»,
  •  «День Победы в городе»
  • «Опасные ситуации в городе»,
  • «Безопасная прогулка» (ПДД)

Обсуждаем  проблемные ситуации:

  • «Я потерялся на улице; в магазине»,
  • «Если со мной заговорил незнакомый человек»,
  • «Я нашел какой-то чужой предмет»,
  • «Правила поведения на улице»,
  • «Что такое героизм»,
  • «Можно ли стать героем в мирное время?»,
  • «Почему город Ленинград назван городом героем?».

Интервьюирование детей:

  • «За что я люблю свой город?»,
  • «Что такое Родина?»,
  • «Моё любимое место  в городе»

НОД: 

Познавательное развитие: ФКЦМ:

  • занятие –путешествие «Город в котором я живу»
  • «Достопримечательности города»,
  • «Реки Петербурга»,
  • «Петропавловская крепость»,
  • «Невский проспект»,
  • «Транспорт в нашем городе»,
  • «Колпино-город воинской славы».
  •  «Мосты Петербурга»,
  • «Блокада Ленинграда»,
  • «Знаменитые люди нашего города»,
  • «Басни Крылова»,
  • «День Победы»,
  • «День рождение любимого города»,

Речевое развитие:

  • «Что мы можем сделать хорошего для нашего города»,
  •  «Как нам речку перейти?» (Мосты города Санкт-Петербурга», «Нева –река труженица»),
  • Заучивание стихотворения «Медный Всадник» А.С. Пушкина. Закрепление понятий (набережная, мосты, реки и каналы), «Дворцовая площадь», «Ежели вы вежливы» (составление рассказов о правильном поведении в общественных местах).

 

Отгадывание загадок о Санкт-Петербурге.

Разучивание считалочек:

  •  «Бумажный кораблик»,
  • «Волковка»,
  • «Оккервиль»,
  • «Сто чудес»,
  • «Грифоны»,
  • «Карета на Невском»,
  • «По проспекту Ветеранов».

Дидактические игры

  • «Что построил архитектор»,
  •  «Четвертый лишний»,
  • «Найди лишнее»,
  • «Волшебный огонек»,
  • «Сложи квадрат» (на основе игры Никитина),
  • «Сложи картинку»,
  • «Найди пару»,
  • «Кубик задает вопросы»,
  • «Узнай наш флаг (герб)»,
  • «Узнай и назови»,
  • «Узнай по фрагменту»,
  • «Я назову, а ты угадай»,
  • «Угадай картинку»,
  • «Узнай по тени, назови»,
  • «Обведи и раскрась»,
  • «Наземный, водный и воздушный транспорт»,
  • «Кому что нужно для работы».

Настольно-печатные игры: 

  • «Лото»,
  • «Пазлы»  
  • «Санкт-Петербург» (с кубиком и игровой картой),
  • «Домино»,
  • «Лабиринты»,
  • «Разрезные картинки»

Словесные игры:  

  • «Какой-какая» - нужно подобрать определение к какому-либо объекту. Сначала с опорой на иллюстрацию, фотографию, затем без неё.
  • «Продолжи название»,
  • «Самое-самое»,
  • «Я знаю пять названий…» - (с мячом),
  • «Угадай, что за здание/памятник».

Слушание музыки: 

  • гимн «Санкт-Петербурга»,
  • «Гимн Великому городу» муз. Глиэра

Заучивание песен:

  • «Санкт –Петербург» слова И. Пономарёвой,
  • «Этот город любимый наш» слова и музыка М.В. Сидоровой,
  • «Песня петербургских моряков» слова и музыка Л.Б. Гусевой,
  • «Мы едем в зоосад» Е.Е.Соколовой,
  • «Санкт – Петербург» О. Кваша.

Наблюдения за трудом взрослых (в магазинах, аптеках, поликлиниках, в общественном транспорте), за трудом сотрудников детского сада.

Особенности погоды в нашем регионе, подсчет солнечных дней.

Экспериментирование: «Как действует флюгер»

Просмотр презентации: «Прогулка по городу»

Продуктивные виды деятельности:

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: 

  • «Адмиралтейство»,
  • «Вечерний город»,
  • «Городской транспорт»,
  • «Мой любимый город»,
  • «Блокада Ленинграда»,
  • «Иллюстраций к басням Крылова»,
  • «День Победы»,
  • «Наш город Санкт-Петербург»,
  • «Этот город самый лучший город земле»,
  • «Этот День Победы»

Коллективная работа: 

  • «Дома нашего города»,
  • «Специальный транспорт»,
  • «Зимний дворец»,
  • «Блокада Ленинграда»,
  • «Город будущего».

Рисование по шаблонам: силуэты символов Санкт - Петербурга

Раскраски: 

  • «Мой город»,
  • «Праздничный город»,
  • «Соборы в нашем городе»,
  • «Иллюстраций к басням Крылова».

Аппликация: 

  • «Дома на нашей улице»,
  • «Александрийский столп»,
  • «Мой подарок городу»,
  • «День Победы»,
  • «Праздничный Санкт-Петербург».

Коллективная аппликация: «Мой город на Неве», «Зимний дворец».

Лепка:

  • фигуры зверей (скульптуры)
  • Заяц Петропавловской Крепости,
  • коты Эрмитажа,  
  • «Золотой кораблик наш»,
  • «Загадочные животные Петербурга».

Пластилинография:

  • «Медный всадник»,
  • «Мосты»,
  • «Решётка летнего сада».

Оформление  выставки рисунков, раскрасок, коллективных работ:               «Я люблю свой город»

Конструирование и ручной труд:

  • «Строим крепость»,
  • «Город будущего»,
  • «Наша улица»,
  • Построй по схеме/плану»,
  • «Мосты через Неву»,
  • «Петропавловская крепость».

Подвижные игры: 

  • «Море волнуется раз…»,
  • «Каменный лев»,
  • «Сфинкс»,
  • «Золотые ворота»
  • «Мы ловкие и смелые»,
  • «Мы веселые ребята».

Физкультурный досуг: «День рождения города»

Хороводные игры:

  • «По болоту Петр шел»,
  •  «Туча-тётя».

Сюжетно – ролевые игры:

  • «Семья» сюжет «У нас гости»,
  • «Мы на экскурсии»,
  • «Путешествие по рекам и каналам Петербурга» (экскурсовод рассказывает пассажирам корабля о расположенных по берегам исторических памятниках и зданиях по иллюстрациям),
  •  «Мы в музее»,
  • «Машинист метро»,
  • «Мы строим мост»,
  • «Магазин сувениров».

Итоговое мероприятие: 

  • Музыкально-литературный вечер «Осень в Петербурге»,
  • Экскурсия в музей карет,
  • Конкурс чтецов «Мой город Санкт - Петербург»,
  • Возложение цветов к мемориалу памяти,
  • Экскурсия в пожарную часть.

Результаты   проекта:

Воспитанники:

  • Лучше стали знать символику родного города.
  • Почувствовали  личную ответственность за родной город и его будущее.
  • Познакомились с произведениями художественной литературы по теме проекта.
  • Принимали активное участие в различных видах деятельности, конкурсах, викторинах, досугах и т. п.

Воспитатели

Оформление:

  • Фотовыставка «Достопримечательности нашего города»
  • Фотогазета «Прогулка по Петербургу»
  • Сборника стихов «Санкт-Петербург»
  • Картотеки дидактических игр по теме Санкт-Петербург
  • Подборка книг, открыток по теме проекта
  • Мнемотаблиц для заучивания стихов
  • Презентации: «Достопримечательности Санкт-Петербурга»

Родители (законные представители)

  • Более тесно взаимодействуют с ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Принимают участие в конкурсах, выставках, викторинах, досугах и т. д.
  • Улучшили свои знания по истории и культуре нашего города.
  • Активно стали посещать с детьми музеи, театры, достопримечательности нашего города.

 

  Таким образом, внедрение в работу дошкольного учреждения данной проектной деятельности способствует формированию полноценной, гармонично развитой личности.

Список литературы

  1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. СПб, 2008.
  2. Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб, 2000.
  3. Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и картинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб, 1993.
  4. Вежель Г. Взрослеем вместе с городом. СПб, 1997.
  5. Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб,1992.
  6. Махинько Л.Я –петербуржец, СПб, 1997.
  7. Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург, СПб,1997.
  8. Никонова Е. Мы-горожане, СПб, 2005.
  9. Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу, СПб, 2004.
  10. Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. Чудесный город, СПб,1995.
  11. Канн П. Прогулки по Петербургу, СПб,1994.
  12. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования под редакцией Верховкиной М. Е., СПб: КАРО 2014.
  13. Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 5 – 7 лет игровые занятия. Волгоград:  учитель, 2013.
  14. Осина Г.Н., Полякевич Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий Изд.2-е.-Волгоград, 2014.
  15. Михина Е. Н. Развивающие игры для детей 2-7 лет  Изд.2-е.-Волгоград: 2014.        
  16. Развивающие игры для детей 2 – 7 лет. Волгоград. 2015.
  17. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. ТЦ «Сфера» 2008.
  18. Санкт – Петербург. Рассказы по истории города. Анкт - Петербурга Корона принт 2008.
  19. Солнцева О.В.   Город сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт – Петербургом, СПб, 2013.
  20. Детям о Санкт – Петербурге. Первое знакомство. СПб «Паритет» 2015.
  21. Мартынов Е.А. Детям о Санкт – Петербурге. Первое знакомство. СПб «Паритет» 2015.
  22. Кыласова Л. Е. Дидактический материал по развитию речи Изд. 2-е Волгоград: Учитель, 2015.
  23. Белоногова О. Н., Хитрова Л.Г.  Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 – 92.
  24. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой., М., 1991
  25. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  26. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
  27. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004 - 112 с.
  28. Ефимовский Е. «Петербург в загадках»
  29. Дмитриев В.К. «Моя первая книга о городе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца

Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...

"КОНСУЛЬТАЦИИ и СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ЮНОГО ПЕТЕРБУРЖЦА"

Данная информация очень хорошо пользуется вниманием родителей. Ведь совместная работа педагогов и родителей всегда даёт положительную динамику в воспитании и обучении детей....

Примерный план коррекционно - развивающих занятий по коррекции речи на лексическом материале темы "Воспитываем юного петербуржца"

Вам предлагается примерный план коррекциооно - развивающих занятий по коррекции речи на три года ( средняя, старшая и подготовительная группа) с использованием музейной педагогики. ...

Сообщение для родителей - Приобщаем к спорту юного Петербуржца

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным, крепким. Для этого необходимо с самого раннего возраста  воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом....

Воспитание маленького петербуржца

В данном материале дан анализ программ по петербургуведению, приобщению к русской культуре....