знакомство детей дошкольного возраста с мордовской культурой
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Порецкий детский сад «Сказка»
ПРОЕКТ «СЯТКИНЕ»
Разработчик: Асманова М.Н.
Воспитатель МБДОУ «Порецкий детский сад «Сказка»
Порецкое
- Актуальность проекта
Разобщенность мордовской нации, отрицательно сказывается на его языке, культуре, традициях, обычаях. Именно поэтому сегодня особенно актуальна работа по ознакомлению с мордовской национальной культурой, исходящей из глубины веков, так старательно чтимой нашими предками
Мы считаем, что дети, живущие в одном селе, посещающие один и тот же детский сад, школу должны знакомиться не только со своей национальной культурой, но и иметь представление и знания культурных различий других народов, живущих рядом.
- Задачи:
- Организация системы работы по формированию эстетического восприятия истоков развития мордовского народа, национальной одежды, ремесел. Национальной кухни и фольклора в условиях отсутствия национальной образовательной программы.
- Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей ознакомление и эстетическое восприятие истоков мордовской национальной культуры.
- Связь с объектами социума по созданию единого образовательного пространства по ознакомлению с мордовской культурой
Ожидаемые результаты
- Создание условий для развития очага мордовской культуры в дошкольном учреждении.
- Формирование начала национального самосознания, уважительное отношение к культуре других наций.
- Гармоничное развитие путем знакомства с образцами мордовского национального искусства.
- Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Программа мероприятий по выполнению проекта
1 этап — организационный
№ | Описание выполнения работ | Сроки выполнения |
1 | Повышение квалификации воспитателей: - семинар «Мордва в Чувашской Республике»- на основе работ известного в Порецком районе руководителя Мордовского культурного центра Петра Павловича Седойкина об истоках и вехах истории мордовского народа, первых поселенцах мордвы в Порецком районе. -Методобъединение «О воспитании толерантности к детям других национальностей». - Семинар - практикум на базе детского сада с представления мордовского культурного центра | Сентябрь * |
Создание условий: - оборудование уголка в стиле старинной мордовской избы; - оформление образцов мордовского национального искусства: - кукла в национальном костюме; элементы вышивки на салфетках, полотенцах, составляющие эстетическую ценность. | Сентябрь-май | |
2 | Работа с родителями: - тематические собрания для родителей; - оформление родительских уголков; - организация спортивных развлечений с участием родителей с использованием мордовских народных игр. | Март- май |
2 этап - практический
сентябрь - ноябрь
1 цикл
«В мире сказок, легенд и стихов»
(восприятие художественной литературы)
№ | Темы занятий | Цель |
1 | Ознакомление с мордовской легендой «Нитке - паз» (божество, покровительствующее пчёлам, пчеловодам) | - Помочь детям воспринимать содержания легенд, сказок, стихов; Развивать чувство сопереживания героям. |
2 | Чтение мордовской народной сказки «Юртай» | Помочь детям воспринимать образ малой Родины, воспитывать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок, легенд, мифов, стихов. Пробуждать интерес к художественно - литературному творчеству мордовского народа ! |
3 | Рисование по мордовской сказке «Кода кискась ялга вешнесь» | |
4 | Знакомство с творчеством Ильи Кривошеева - одним из зачинателей эрзянской поэзии (чтение стихов «Дождик»; « На утреней заре».) | Формировать интерес к творчеству народных поэтов - земляков |
5 | Знакомство с творчеством Ивана Пиняева - поэта, уроженца села Напольного Порецкого района (разучивание стихотворения И.Пиняева «Родная сторона») |
3 цикл «Эрзянь морсимат» («Мордовский фольклор») (восприятие малых форм фольклора, обрядов, традиций)
(апрель - май )
№ | Темы занятий | Цель |
1 | «У колыбельки» ( разучивание колыбельных песен мордовского народа) | - Помочь восприятию всей красоты своеобразия мордовских песен. - Заинтересовать детей яркими (воспитателей, родителей) во время проведения праздников. - Поддержать желание познать и |
2 | «Весёлые посиделки» заучивание с детьми мордовских напевов, песен | |
з | «Эрзянь , налксимат» («Мордовские игры») разучивание мордовских народных игр «кекшнимат»; «мецкеть » и т.д. | искусства. Воспитывать доброе отношение к близким , любовь к родным истокам, уважение к культуре разных народов. |
4 | «Папа, мама и я - дружная семья» - спортивное развлечение детей и родителей с использованием мордовских народных игр) Заключительный этап | - Привлечь детей , родителей к активному участию в музыкально - игровые композиции и фольклорные действия , желания участвовать в проведении национальных праздников. ■;-; V |
а | «Народные праздники» (март -июнь) «Мастя» («Масленица» - март) «Арта» («Возрождение» праздник мордовского народного творчества - июнь) с участием родителей и общественных организаций |
2 серия «Мир старинных вещей» (январь - март ,)
(восприятия старинных предметов быта)
|№ | Темы занятий | Цель |
1 | «У бабушки в гостях» (экскурсия в музей старинных вещей вс. Напольное) | 1 Формировать интерес к| предметам быта старины. Дать представление о назначении и применении каждой вещи. Развивать способность видения того, что любая художественная вещь не мыслима вне человека и вне отношения с другими вещами. - Воспитывать эмоционально - положительное отношение к быту предков. |
2 | «Пенить - вакат» - «Ложки -плошки» (знакомство с глиняной и деревянной кухонной утварью) | |
3 | «Эрзянь карть» «Мордовские лапти» (знакомство. с традиционным мордовским плетением лаптей, ступней из лыка) | |
4 | Цикл занятий по лепке из глины кухонной утвари.
|
3 серия «Мордовская национальная кухня» (март -апрель.)
№ | Темы занятий | Цель |
1 | «В гости к эрзяночке» (знакомство с традицией встречи и приёма гостей мордовского народа) | Формирование вкуса и интереса к традиционным блюдам мордовской национальной кухни. Определение сходства в ассортименте блюд мордовской, чувашской и русской традиционной кухни, в результате тесных контактов и длительного исторического общения мордвы, чуваш и русских. |
2 | «Пси салмат» - приготовление с детьми мордовского национального блюда из бульона с кусочками круто замешенного теста из пшеничной муки | |
3 | «Каймак» - приготовление с детьми начинки для приготовления национального мордовского пирога «Каймак» |
*
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой".
Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой....
Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа»
Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа» из опыта работы...
Инновационный опыт «Приобщение детей дошкольного возраста к мордовским народным традициям через языковую культуру».
Представленный инновационный опыт вызывает интерес у педагогов в области приобщения детей к мордовской народной культуре.Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных учреждени...
Презентация "Знакомство детей дошкольного возраста с православной культурой"
Детский сад – это первая ступень познаний детей, поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо знакомить маленьких детей с традициями духовной и православной культуры....
Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками.
Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Народная мудрость Одной из важных задач нынешнего времени считается поддержание сохранности национального единства ...