Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками.
статья по окружающему миру (средняя группа)

Зенкова Наталья Васильевна

Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Народная мудрость  Одной из важных задач нынешнего времени считается поддержание сохранности национального единства России. Перемены, происходящие в нашем обществе, побуждают нас по-новому посмотреть на народные праздники и обычаи. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами задачи и условия для их выполнения и развития личности детей дошкольного возраста. Целью приобщения детей к традициям русской культуры является формирование и систематизация знаний детей о культуре, обычаях традициях русского народа, представления подрастающего поколения о том, как жили русские люди, как работали и отдыхали, какие игры были у наших предков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками.

Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Народная мудрость  Одной из важных задач нынешнего времени считается поддержание сохранности национального единства России. Перемены, происходящие в нашем обществе, побуждают нас по-новому посмотреть на народные праздники и обычаи. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами задачи и условия для их выполнения и развития личности детей дошкольного возраста. Целью приобщения детей к традициям русской культуры является формирование и систематизация знаний детей о культуре, обычаях традициях русского народа, представления подрастающего поколения о том, как жили русские люди, как работали и отдыхали, какие игры были у наших предков. Работа в направлении духовно-нравственного воспитания дошкольников способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление с обычаями, традициями, народным творчеством. Знакомство дошкольников с народными играми, «непривычными» для современных детей позволяет обогащать их знания. В народных традициях основным понятием является «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», общенародное видение мира, позиция человека в этом мире. Недаром знакомству дошкольников с национальной культурой, с традициями отводится важная роль в формировании личности ребенка, поддержанию и укреплению национальной культуры. Приобщение детей к народным традициям, фольклору, способности к общению, уважению к родному дому — является основной педагогической идеей, которой нужно придерживаться. Народные праздники и торжества — это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, которая связывает нас с прошлым. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, дети не всегда понимают смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции. Жизнь могла бы быть скучной и серой, если бы люди не выдумали праздники. Именно в праздниках лучше всего отражаются традиции каждого народа, то во что верят люди, чем гордятся и восхищаются. Праздники бывают разные: — семейные — отмечаются членами семьи, родственниками и близкими друзьями; — календарные — связаны с сезонными изменениями природы; — религиозные — связанные с почитанием каких-либо сил или объектов природы, важных событий или памяти известных людей, прославившихся своими поступками; — государственные — отмечают все жители какой-либо страны. Но есть и такие праздники, которые отмечаются только одной группой людей или жителями только одной страны. Если, начиная с раннего возраста, давать представление детям о родной культуре, родной речи, знакомить с произведениями устного народного творчества, то это будет содействовать развитию духовного, эстетического, нравственного воспитания. Такие знания помогут детям и в будущем сохранить все культурные ценности нашей Родины. Для развития личности ребенка дошкольного возраста народный праздник имеет значение в нескольких аспектах: — традиционные праздники позволяют познакомить детей с историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми; — народные праздники объединяются с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердию, великодушию, справедливости и др.; — методически грамотно сформулированное и проведенное занятие, праздник формирует народную культуру детей дошкольного возраста. В каждом народном празднике выражены человеческие ценности, духовность народа, его убеждения, понимание труда и человеческих отношений. Это такие традиционные праздники, как Масленица, Рождество, Иван-Купала, День Покрова и другие малознакомые праздники, такие как День русского платка, День русской печи. Знакомство детей с традиционными праздниками русской культуры может проводиться и в продуктивной деятельности детей. Реализуя образовательную деятельность, педагогу необходимо ориентировать ее в тематике наиболее распространенных и известных народных праздников. Использовать все возможные виды продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка и д. т. В процессе продуктивной деятельности дети создают игрушки, символы праздников. Это очень увлекательно как для детей, так и для педагогов. В процессе приобщения дошкольников к традициям русской культуры необходимо включать в работу родителей. Постепенно такие праздники станут восприниматься как средство взаимодействия с родителями, это способствует более активному привлечению родителей в педагогический процесс. Педагогам необходимо занимать родителей подготовкой к традиционным праздникам: к изготовлению костюмов, тряпичных кукол, к участию в конкурсах. При таком взаимодействии родители перестанут быть наблюдателями, а превратятся в инициативных участников. Такая модель проведения праздника поможет создать дружественные и доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное — показывает каждому ребёнку важность и авторитетность семьи в его жизни. Более того, в родителях будет возникать желание подумать над теми вопросами, что они желали бы воспитать в своих детях, как культурное и духовное наследие в условиях народного праздника. Большое место отводится обрядовым праздникам. Обряды для ребенка — это, прежде всего встреча с национальными обычаями, верованиями и суевериями, с театральностью. Зимний святочный обряд — пение рождественских колядок, ряжение, гадание, встреча старого нового года и посевание. Знакомство с народным календарем (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны). При этом его связь с жизнью землепашца, с крестьянским трудом. Важно осознание ребенком причастности к этому доброму, мудрому миру, несущему радость через образы зверей и птиц («Петушок», «Зайка») — наших братьев меньших, через встречу с природой. Дети в процессе знакомства с народным календарем (по месяцам), участвуют в игровых действиях — в осенних работах по сбору урожая и заготовке впрок, выясняют, что такое осенины: капустник, рябинник, кузьминки... Совместно с музыкальным руководителем знакомим детей с песнями о труде. «Посмотрите, как у нас в мастерской» — игровая, «Буду жито жать» — жнивная, «Серпы золотые» — жнивная, «Восенушка, осень» — осенинная, «Ой, ниточка» — шуточная, «Эй, ребята, не жалейте» — трудовая припевка, «Уж ты, прялица» — плясовая. Дети испытывают удовольствие, обыгрывая трудовой процесс, и одновременно получают представление о смысле и содержании труда. Осень заканчивается обязательной игрой в посиделки, с приглашением родителей, на котором рассказывают выученный материал об осени, поют песни, водят хороводы. Проанализировав разнообразие деятельности детей на праздновании различных народных праздников, можно четко проследить возможность внедрения данной тематики в любую образовательную область ФГОС, что является важнейшим условием образовательного процесса. Подготавливая и реализуя праздники, педагог должен стараться создавать у ребенка эмоциональный рост, прекрасное настроение, чувства любви к Родине, формировать знания о традициях народных праздников, специфике организации праздничных действий. Приобщая дошкольников к истокам русской народной традиционной культуре, разносторонне развивается личность каждого ребенка, который, будет носителем особенностей русского характера, русской ментальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры....

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры посредством пальчикового театра .

Данная консультация для педагогов.Есть хорошая пословица: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло».В Мудрости этих слов вряд ли можно сомневаться. Наша цель – как можнораньше...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора (Консультация для педагогов)

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...

«Народные праздники как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа"

Ни что не объединяет народ так, как традиции! Они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Русские народные праздники во все времена играли огромную роль в ...

Самообразование по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»

Самообразование по теме: "Приобщние детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество"...

Презентация самообразования по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»

Презентация "Приобщение детей доошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество"...