Конспект занятия в старшей группе "Жизнь народов Севера"
план-конспект занятия (старшая группа)

Фролова Мария Николаевна

Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sever.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД -

познавательное развитие

в старшей группе

на тему: «Жизнь народов Севера»

Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности.

Задачи:

  1. Формировать у детей желание узнавать о быте, традициях и жизни северных народов.
  2. Развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов     Севера
  3. Воспитывать толерантное отношение к разным народам нашей Родины,

 

Оборудование: цветок цветик – семицветик, головные уборы и амулеты на каждого ребенка, чум большой, картинки оленей, картинки народов севера, стойки – станции (4 штуки), атрибуты для подвижной игру – обручи.

Словарная работа: оленеводы, малица, чум, иглу, мох, стойбище.

Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», собирание мега пазла –Карта России, беседы, рассматривание картинок, разучивание подвижных игр Северных народов,

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята предлагаю поздоровается с нашими гостями.

  И поздороваться  друг с другом разными способами.

(словесно, за руки, ладошками, обнимашками)

Воспитатель: Ребята у нас остался последний лепесток на цветочке Цветик - семицветик, а это значит последнее наше желание которые мы можем загадать.

Воспитатель: Ребята, но ответьте мне сначала на несколько вопросов.

В какой стране мы с вами живем?

(обращаю внимание детей на карту пазл, которую собрали раннее)

Воспитатель показывает границу России

Воспитатель: В России живет много разных народов. Сегодня предлагаю вам поговорить о народах которые живут вот здесь.

(показываю на карте Северную часть России)

А какие народы здесь живут? Вы знаете? (народы севера)

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать на Севере?

А как вы думаете - какая погода на севере?

Ну если вам так захотелось побывать на Севере, я предлагаю туда отправиться.

Что бы нам не замерзнуть мы с вами оденем головные уборы северян и волшебные амулеты, которые нас будут защищать от злых духов и будут нас согревать своим магическим воздействием.

(дети одевают атрибуты)

Воспитатель: Ну а сейчас что бы нам очутиться на севере мы свами оторвем последний лепесток от нашего цветочка.

(Воспитатель отрывает лепесток)(МУЗЫКА)

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Воспитатель: вели, чтобы мы сейчас же на Северном полюсе оказались!

Воспитатель: Как здесь красиво

Воспитатель: Самое главное я забыла вам сказать, лепесток то у нас последний…  И что бы мы смогли обратно вернуться домой в детский сад нам надо пройти все станции и выполнить все задания…

  1. Начнем с первой станции.  «Жилище Северных народов»

Воспитатель: Посмотрите какое красивое жилище у северных народов. Чум это жилище северных народов. Чум делают из оленьих шкур, а каркас делают из жердей – тонких стволов деревьев, их связывают вместе в центре и затем обтягивают шкурами.  В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от костра или печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу.

Но у северных народов есть еще одно удивительное  и интересное жилище называется оно ИГЛУ. (обращаем внимание на картинку  с изображением углу)

Воспитатель: Из какого материала сделан иглу?

Как вы думаете почему иглу строится изо льда и снега?

В каких случаях делают такие дома?

Я предлагаю вам сегодня построить такое жилище ИГЛУ

(работа с картиной муляжом)

  1. Вторая станция. «Северные олени»

Воспитатель: Оленей разводят  северные народы: (КАКИЕ? ВЫ ЗНАЕТЕ?) якуты, эвенки и многие другие. Их профессия –оленеводы. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Основная работа северян это оленеводство, но так же они занимаются охотой и рыбалкой.

Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм - идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко на Север. То место, где живут оленеводы, пасущие оленей, называется стойбище. Олени служат для народов Севера еще и как транспорт.

Игра «Олени и оленеводы»

Все игроки олени. Двое ведущих — оленеводы — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них петля (картонное кольцо - обруч). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а оленеводы стараются накинуть на них  петлю (обруч). Петлей у нас сегодня будет обруч.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от петли. Каждый оленевод сам выбирает момент для набрасывания петли.

  1. Третья станция. «Одежда северных народов»

Воспитатель: Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?

Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. (КАКУЮ СКАЗКУ НЕДАВНО МЫ СОВСЕМ ЧИТАЛИ ГДЕ ВСТРЕЧАЛОСЬ ЭТО СЛОВО? - малица).

Воспитатель: Посмотрите как интересно сшита малица –мех внутри.

Воспитатель: Как вы думаете почему так люди делают?

 Обувь шапки или капюшоны тоже из меха оленя. Вот видите, ребята, олень кормит, перевозит людей и одевает северян. Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают украшения и игрушки. Все это украшают бисером это маленькие стеклянные бусинки, которые на солнце очень красиво переливаются.

Воспитатель: Я предлагаю вам попробовать  украсить одежду Северных народов. Сделать сувенир - талисман себе на память, на память о том как мы побывали на далеком и холодном Севере.

Практическая часть - украшаем одежду народов Севера.

Итог

Воспитатель: Ребята наше время подходит к концу. И нам пора возвращаться домой в детский сад.

Воспитатель: Как вы думаете со всеми заданиями мы справились?

Воспитатель: Сможем мы вернуться домой?

Ну а теперь прислонили к сердцу талисман, закрыли глаза, покружились вокруг себя 1 раз……и и и ….вот  и очутились мы дома.

Воспитатель: Ребята где мы побывали с вами?

Что интересного узнали?

Ребята, а если бы у нас остались еще лепестки на цветочке Цветик – семицветик, что бы вы пожелали народам Севера?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план проекта в старшей группе "Народы Севера"

Краткосрочный проект по ознакомлению с окружающим в старшей группе детского сада "Культура и быт народов севера". Перспективный план....

Презентация к занятию "Международный день коренных народов Севера"

Презентация по окружающему миру "Международный день коренных народов Севера"...

Конспект занятия в старшей группе "Международный день коренных народов Севера"

Формирование знаний детей с жизнью и бытом коренных жителей Севера...

Конспект занятия по теме: «Культура народов Севера».

Конспект занятия по теме: «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по ИЗО "Орнаменты народов Севера"

Конспект занятия по рисованию«Орнаменты северных народов» Цель:  формирование  умений  последовательно  строить  геометрическихорнаментов.Задачи:1.  Обра...

Конспект занятия в старшей группе "Животные севера"

Конспект занятия в старшей группе "Животные севера"...