ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИОННЫМ БЫТОВАНИЕМ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА В СТУДИЙНО – КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Балакаева Екатерина Николаевна

Дидактические игры в расширении знаний детей о традиционном бытовании калмыцкого народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИОННЫМ БЫТОВАНИЕМ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА В СТУДИЙНО – КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ»

Балакаева Екатерина Николаевна,

Бальджикова Людмила Ивановна,

 педагоги дополнительного образования

МКДОУ «Детский сад №24»

г.Элисты Республики Калмыкия

Пояснительная записка

В педагогической копилке учителей родного языка не мало игр, позволяющих знакомить детей с обычаями калмыцкого народа, его традиционной жизнью, особенностями трудовой деятельности и др.

Однако эти игры имеют разрозненный характер, практическое применение их направленно на использование в рамках проведения непосредственно образовательной деятельности по обучению детей калмыцкому языку.

При этом при проведении студийно-кружковой работы педагогами подчас используются те же игры, что и на занятиях калмыцкого языка.

В целях расширения и пополнения игрового материала, создания единого коммуникационно-деятельностного подхода, расширения лексического словаря ребенка мною проведена работа по созданию игрового пособия необходимого для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:  Пополнение знаний детей об обычаях и традициях калмыцкого народа посредством игровой деятельности.

Задачи:

  • расширять лексический минимум, развивать родную речь, составлять простые предложения, и короткие рассказы;
  • обогащать знания детей об УНТ;
  • воспитывать интерес и уважение к  традициям и обычаям своего народа.

В целях создания игровых форм работы при ознакомлении детей с традиционным бытованием калмыцкого народа, мною была разработано пособие. Данное пособие оформлено в одну рабочую тетрадь и названа «Өврмҗтә девтр», что означает « Увлекательная тетрадь».

Пособие  соответствует разработанному плану студийно-кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В «Өврмҗтә девтр» включены игры:

1.  игры общей направленности с заданиями:

  • повторить
  • закрепить
  • найти

2.   игры, связанные с продуктивной деятельностью:

  • соедини
  • дорисуй
  • заштрихуй
  • закрась

3.    игры, развивающей направленности с использованием палочек Кьюзинейра, блоки Дьенеша.

В ходе игр активно используются фишки, шестигранный кубик, альчики и т.д.

Разработанные игры включены в план в соответствии с изучаемой тематикой и содержат лексический минимум по теме кружковой работы.

В соответствии с требованиями ФГОС в работе реализуются

принципы интеграции образовательных областей:

  • Физическое развитие: реализуются через подвижные игры калмыцкого народа.
  • Социально- коммуникативная область (сюжетно- ролевые игры), например «Ээҗ тал гиичт одый» и др.
  • Познавательное развитие  (Традиции приема пищи, календарные праздники, встреча гостей, традиции чая,  терминология родства)  
  • Художественно- эстетическая. (Использование продуктивной деятельности: дорисуй, закрась, соедини, укрась кибитку).
  • Речевое развитие. (үлгүрмүд, шүлгүд, дарҗңгуд, т. туульс).

 Тетрадь адресована для проведения как учителям родного языка ДОУ, так воспитателям всех возрастных групп, как при проведении игровой деятельности среди детей старшего дошкольного возраста, так и в использовании данной рабочей тетради как наглядного пособия для детей среднего и младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Дидактическая игра  «Я покажу, ты скажи»
  2. Дидактическая игра  «Соедини по точкам»
  3. Дидактическая  игра «Дорисуй и назови».
  4. Дидактическая игра «Дорисуй мнемосхемы по загадкам».
  5. Дидактическая игра «Задание художника».
  6. Дидактическая игра «Кто приехал к нам в гости  на праздник города».
  7. Дидактическая игра  «Что спряталось?»        
  8. 8  Дидактическая игра   «Что нужно?»
  9. Дидактическая игра«Что я люблю поесть»
  10. 10 Дидактическая игра «Чем будешь угощать гостей. Что подаришь?».
  11. 11.Дидактическая игра: «Бабушкин сундук»
  12. Дидактическая игра  «Калмыцкий календарь»
  13. Дидактическая игра  «Четыре вида скота»
  14. 14. Дидактическая игра   «Какая пословица спряталась в этом рисунке»
  15. Дидактическая игра  «Профессия мальчика Байирчика» (1-гч вариант)
  16. 16. Дидактическая игра    «Профессия мальчика Байирчика» (2-гч вариант)
  17. Дидактическая игра «По скороговорке найдите профессию»
  18. Дидактическая игра  «Как называется этот боорцг?»
  19. Дидактическая игра «Зул», «Цаһан сар».
  20. Дидактическая игра ««Кто приехал к нам на праздник города в гости»
  21. Дидактическая  игра «Прошлое и настоящее»
  22. Дидактическая игра  «Весенняя степь»
  23. Дидактическая игра «Разноцветные тюльпаны»,
  24. Дидактическая игра «Зонтик для суслика»,
  25. Дидактическая игра «Напои скот»

        

                  1.Дидактическая игра: «Я покажу, ты скажи»

Цель: расширять запас слов по теме «Кибитка» (решетки, дымоход, войлок, дверь.)

Материал: кибитка, разрезные картинки: решетки, дымоход, войлок, дверь.

Ход игры: Воспитатель закрепляет названия частей кибитки, показывая картинку. Затем воспитатель показывает отдельные части кибитки, а дети должны правильно их назвать. Правильно назвавший все части кибитки  игрок становится победителем.

                      2.Дидактическая игра: «Соедини по точкам»

Цель: обогащать словарный запас, закрепить части кибитки (кибитка, дымоход, решетки, шесты), закрепить знания детей о числовом ряде.

Материал: карточки- схемы, карандаши.

 Ход игры: Нарисовать кибитку, соединяя точки по порядку  от 1 до10.

Вопросы:

  1. что получилось, после соединения цифр?
  2. как называются части кибитки?

Задание: Дорисовать недостающие части кибитки.

«Кибитка моя»  К.Эрендженов

Иду я, судьбы не тая,

Дорогой счастливой и длинной…

Кибитка, кибитка моя

Над светлой степною равниной!

Когда-то родился я здесь

В кочевьях на склонах зеленых,

И всадники добрую весть

О том разнесли по хотонам.

Еще пеленали меня

В кибитке на войлоке белом-

Отец мне готовил коня,

Чтоб вырос я Джангаром смелым.

 Я в альчики бойко играл

С такими ж мальчишками вместе,

Здесь дедушка жизнь пролистал,

Уча меня азбуке чести.

Кибитка, кибитка моя…

Я понял под этою крышей,

Что все мы большая семья,

Что Родины нету превыше.


3.Дидактическая  игра: «Дорисуй и назови».

Цель: расширять запас слов, закрепить знания детей о строении кибитки, о предметах, которые находились в калмыцкой кибитке, уметь строить небольшой рассказ.

Материал: карточки, карандаши.

Ход игры: Учитель дает задание дорисовать кибитку, сундук, шкаф. Дети дорисовывают и составляют предложения на русском и калмыцком языках.

Вариант 1: Эн ишкә гер. Ишкә герт харач, уньн, терм бәәнә. Ишкә гер өндр, өргн, сәәхн, ик. Нанд ишкә гер таасгдна.

Вариант 2: Переносное жилье калмыков-кочевников называется кибиткой. Кибитка состояла из шестов, решеток, деревянного круга – дымохода, двери деревянной и войлочной, которая сворачивалась на верх деревянной двери, покрыта войлоком В кибитке посредине утраивали очаг. Здесь стоял треножник, на котором ставили чугунок – котел с деревянной крышкой. С левой стороны стоял шкаф  - үкүг, в котором хранилась продукты, на шкаф и полки складывали посуду. Рядом был столик, который  когда надо было обедать его выдвигали на середину. С правой стороны стоял сундук – авдр. В сундуках хранили одежду, украшения, оружие. В кибитке были кровати хозяев и их детей.)

«Кибитка»  Утнасн Осорин

Ее с почтеньем ставят на пригорок

Среди  бескрайних травяных просторов.

 Она  легка удобна при кочевке,

Не требует хлопот при установке.

Кошмою узорной верх накрыт,

Орнамент ленты душу веселит.

Лампадки огонек на алтаре,        

Места гостей на правой стороне…

4. Дидактическая игра: «Дорисуй мнемосхемы по загадкам».

Цель: Продолжать учить детей разгадывать загадки,  используя мнемосхемы.

Материал: карточки – мнемосхемы, карандаши.

 Ход игры. Учитель раздает карточки, в которых изображена первая часть загадки в виде мнемосхемы, дети разгадывают загадку и дорисовывают вторую часть. В ходе игры закрепляют  знания детей о кибитке.

Загадки:

  1. Ах дү дөрвүлн нег махлата — у четырёх братьев одна шапка (ширә - стол)
  2. Геснь ик, орань цоорха – живот большой. а крыша с дырой (кибитка)
  3. Көл hар уга юмн киилг сурҗ — без рук, без ног требует рубашку (ишкә гер — кибитка)

5. Дидактическая игра: «Задание художника».

Цель: Развитие интереса детей о предметах мебели,  использовавшихся калмыками  в прошлом  (сундук, шкаф, кровать, стол). Закрепить знания детей о кибитке и о предметах, находившихся в кибитке.

Материал: картинки, карандаши.

Ход игры. Художник «дарит» детям  незаконченные картинки, дети должны дорисовать и закрепить их  названия: стол-ширә, шкаф -үкүг, кровать - орн, сундук –авдр.

Загадки:

  1. Ах дү дөрвүлн нег махлата — у четырёх братьев одна шапка (ширә - стол)
  2. Геснь ик, орань цоорха – живот большой. а крыша с дырой (кибитка)
  3. Көл hар уга юмн киилг сурҗ — без рук, без ног требует рубашку (ишкә гер — кибитка)
  4. Авдр деерән hарад адьяhан дуудҗ — взобрался на сундук и зовёт дядю Адьяна (зурмн — суслик)

  1. Есть у бабушки-старушки 
    Очень маленький секрет: 
    Платья, книжки и игрушки, 
    Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед – 
Всё она упрямо прячет, 
Чтоб не смог добраться внук. 
Есть у бабушки на даче 
Ветхий старенький… 
(Сундук)           

6. Дидактическая игра:  «Кто приехал к нам в гости  на праздник города».

Цель: Расширять и обогащать словарь детей названиями городов-соседей: Астрахань –Әәдрхн, Волгоград – Аһш, Ставрополь – Сарпуль. Развивать связную речь.

Материал: карточки, карандаши.

Ход игры: Воспитатель раздает картинки с проставленными точками, соединяя которые, дети говорят, кого они видят на картинке, дают имена и сами определяют откуда «приехали» гости.    

Например: К нам приехали гости - манад гиичнр ирв. Гостью зовут Оля -  гиич күүкнә нерн Оля.  Оля из Астрахани - Оля Әәдрхнәс.

«Пусть!» В.Шуграева

Наряжусь в бешмет красивый,

Груш и слив нарву в саду…

Пусть придут в дом счастливый

Дети мира. Я их жду.

 

 «Элиста – столица наша!»Повзиков Сергей

Элиста – столица наша,

Нет ее стройней и краше!

Молодая, озорная,

Ее знаю за границей

 И спешат с ней подружиться.

 С каждым днем все краше, краше

Элиста – столица наша!

7. Дидактическая игра: «Что спряталось?»

Цель: Расширять и обогащать словарь детей, развивать связную речь. Закрепить названия посуды: хәәсн, тевш, ааһ, бортх, дөнҗг (домбо).

Материал: картинки.

Ход игры: Воспитатель раздает картинки с изображением полок, на которых нарисована посуда. На первой полке «расставлена» вся посуда, на последующих полках какой-то посуды нет. Дети должны назвать какой посуды не хватает на данной полке, и составить короткие предложения.

Пословицы:

  1. Лентяй и в своей кибитке мяса не достанет» (т. е. ему лень даже готовое взять). Залху күн гертән бәәсн махндан күрхән залхурдна
  2. Кто мясо крошит, тот облизывает руки.  Мах ишксн күн һаран доладг

РАССКАЗЫ О ПОСУДЕ.

Котел, тренога

В центре кибитке разжигался очаг, над которым ставилась тренога с котлом для приготовления пищи. Треножник— металлическая подставка с тремя ножками,

Тевш (чаша для мяса)

Чаша для мяса, сделанная из дерева. В такой посуде всем вместе подавали мясо на больших торжествах.

Бортха

Бортха – это калмыцкая национальная  посуда. Бортха –  эта сосуд, в который можно наливать и  брать с собой  в дорогу чай, молоко, воду. Бортху  делали из кожи, украшали калмыцкими узорами, орнаментом.  Бортха состоит из самого  сосуда,  пробки и ремешка. Горлышко украшали  серебром. Пробку прикрепляли ремешком к бокам бортхи и делали ее из дерева. Ремешок плели из кожи. Бортха была в каждом доме. Нужная она всем, кто отправляется в дорогу или уходит на целый день пасти овец, коров и др.

Пиала (ааһ)

Пиала вырезалась из дерева. Смазывали  пиалу жиром и сушили на солнце, это обеспечивало прочность деревянным чашкам и  они не ломались, а служили долго в  этой семье. И, как правило, передавались из поколения в поколение.

Тавг (чаша для мяса)

 Это  посуда для сваренного мяса. Вырезается от руки простым ножом. После обработки формы чашу пропитывали в кипящем бараньем жире, что придавало прочность поверхности. Края украшали серебром.

Маслобойка с билюром (күв)

Предназначена для сбивания масла. Маслобойка была в каждой семье, ведь масло один из важных продуктов

Домбо (кувшин)

Кувшин в форме конуса с ручками для чая. Украшению этого сосуда придавалось большое значение. Узор наносился точками с внутренней стороны. Рисунок приобретал выпуклый характер.

8. Дидактическая игра: «Что нужно?»

Цель: Расширять и обогащать словарь детей, развивать связную речь, составлять простые предложения. Расширять и закреплять знания детей о традициях приготовления калмыцких блюд. Повторить устное народное творчество.

Материал: картинки, фишки.

Ход игры: Учитель раздает картинки с изображениями продуктов и  фишки. Дети должны закрыть фишкой и назвать продукты, необходимые для приготовления того или иного блюда. Например:  Хальмг цә чанхла, усн, хагсу цә, үсн, давсн, тосн, зать кергтә. В ходе игры вспомнить УНТ: йөрәл, пословицы, загадки, стихи, песни. Закрывший правильно и раньше всех  игрок становится победителем.

Загадка.

  1. Усн мет шиңгн, шикр мет әмтәхн – жидкая как вода и сладкая как сахар (үсн – молоко)

 Пословица:

  1. Хотын сәәниннь күүнд өг, хувцна сәәниннь эврән өмс. – Лучшую пищу отдай другому, лучшую одежду надень сам.

«Чай моей бабушки» Б.Сангаджиева

Слушай, друг мой, песню эту

И на ус себе мотай.

Расскажу я по секрету,

Как варить калмыцкий чай.

Бабушка душистый, вкусный

Чай варила и пила,

Я следила. Я искусство

У нее переняла.

Помню, бабушка, бывало,

Чтобы гуще был чаек,

 Ложки две муки сначала

Насыпает в чугунок.

Чаю горстку насыпает,

Чтобы парился на дне,

Все водою заливает,

Оставляет на огне.

Варево свое мешает,

А  потом чего-то ждет,

Соль по вкусу добавляет

И лавровый лист кладет.

И когда вода вскипает

И белеет пар слегка,

Бабка к чаю добавляет

Сливок, масло, молока.

И опять щербатой ложкой

Помешает чай – и вот,

Гущи зачерпнув немножко,

Каплю на язык берет.

Целый час колдует бабка,

Не жалеет бабка дров,

Наконец причмокнет сладко:

Это значит – чай готов.

А потом она пирует:

Долго чай из чашки пьет,

Улыбается, смакует

И со лба стирает пот.

9. Дидактическая игра «Что я люблю».

Цель: Расширять и обогащать словарь детей, и умение составлять предложения.

Материал: картинки, карандаши.

Ход игры: Учитель раздает картинки, на которых изображен стол, а рядом калмыцкие национальные блюда.  Дети должны выбрать любимое блюдо и «поставить» на стол, проведя линию.  Затем  рассказать о своем любимом блюде.

«Борцуки» Б.Сангаджиева

Я у плиты колдую, в тесте руки:

Все гости в сборе, сдвинуты столы,

Калмыцкий чай наполнила пиалы,

К нему я жарю нежные борцуки…

10. Дидактическая игра:

«Чем будешь угощать гостей. Что подаришь?».

Цель:  Закрепить знания детей о традиции встречи гостей. Воспитывать уважение к гостям.

Материал: картинки, карандаши.

Ход игры: Раздать картинки с изображениями гостей, а в пустые квадраты дети  должны нарисовать калмыцкие национальные блюда, которыми  хотели  бы угостить гостей или  нарисовать подарок.

 «Калмыцкий чай» Бося Сангаджиева

Завоет ли вечёровая вьюга

Придавит траву полдневный зной-

 Нет лучше помощника и друга,

Чем наш калмыцкий чай в степи родной.

Так приезжайте угощу вас чаем

И дружбою… народ наш не велик.

 Как нас найти? В степи мы обитаем.

 Иль вам напомнить? «Друг степей калмык!»

                        11.  Дидактическая игра: «Бабушкин сундук».

Цель: Закрепить знания детей о предметах быта калмыков и одежде. Развивать внимание.

Материал: картинки, цветные карандаши.

Ход игры: 1-й вариант:

Воспитатель раздает зашумленные картинки. По заданию воспитателя дети находят нужный предмет, закрашивают его цветными карандашами и называют его.

2-й вариант:

По обобщающему слову находят предметы на рисунке, входящие в эту группу и называют его.

        Загадки.

Аавин девлиг алхҗ болхш, ээҗин девлиг өвкҗ болхш — шубу дедушки невозможно перешагнуть, шубу бабушки нельзя свернуть (теңгр һазр хойр — небо и земля)

Пословица.

Хотын сәәг күнд өг, хувцна сәәг эврән өмс - лучшую  пищу отдай другому, лучшую  одежду носи сам.

12. Дидактическая игра: «Калмыцкий календарь».

Цель: Повторить названия 12 годов в калмыцком календаре, уметь находить свой год, продолжать учить составлять короткие предложения на калмыцком языке.

Материал: картинки, карандаши.

Ход игры: Дети по заданию воспитателя находят, называют свой год, обводят его в кружочек, и составляют короткие предложения.

Калмыцкая сказка «Как мышь попала в название калмыцкого календаря»

                      13.  Дидактическая игра: «Четыре вида скота»

Цель: Расширять знания о традиционном  виде труда калмыков – скотоводство.

Материал: картинки, карандаши.

Ход игры: Воспитатель раздает картинки с изображением домашних животных и двор. Дети должны найти картинки тех домашних животных, которых калмыки раньше держали, и, проведя линию «загнать» во двор.

Загадки:

  1. Потяни за нитку – встанет гора (верблюд)
  2. Гору ведут за нитку (верблюд)
  3. Бәрәд мордх дел уга, батхн хөрх сүл уга — нет гривы, чтобы ухватиться, нет хвоста, чтобы отмахиваться от мух (темән — верблюд)

Пословица.

  1. Позаботишься о скотине — во рту будет масло», Мал асрхла амн тоста.

14. Дидактическая игра: «Какая пословица спряталась в этом рисунке».

Цель: Продолжать учить детей работать по схеме. Находить по изображенной схеме пословицу, донести смысл данной пословицы. Развивать память и мышление.

Материал: картинки, карандаши.

Ход игры: Детям даются схемы, на которых схематически изображены отдельные части нескольких пословиц. Дети должны соединить линией две части одной пословицы и назвать ее.

Пословицы:

  1. Позаботишься о скотине — во рту будет масло», Мал асрхла амн тоста.
  2. Хотын сәәг күнд өг, хувцна сәәг эврән өмс - лучшую  пищу отдай другому, лучшую  одежду носи сам.
  3. Лентяй и в своей кибитке мяса не достанет» (т. е. ему лень даже готовое взять). Залху күн гертән бәәсн махндан күрхән залхурдна
  4. Кто мясо крошит, тот облизывает руки.  Мах ишксн күн һаран доладг.
  1. И др.

15. Дидактическая игра:  «Профессия мальчика Байира»

  Цель: Закрепить знания детей о профессиях взрослых (строитель, чабан, пастух, табунщик). Донести до детей важность любой профессии. Материал: картинки, кубик.

Ход игры: Детям предлагается картинка, на которой изображен Байирчик  с разными орудиями труда. Дети поочередно  кидают кубик, на котором цифры  соответствуют той или иной профессии и составляют  небольшой рассказ.

«Пастушок» В. Шуграева

Боясь хоть чуть-чуть

Оглянуться назад,

Пылят по дороге

5 рыжих телят:

Ведь следом за ними,

Крича во весь дух,

Сердито шагает

Аату-пастух…

16. Дидактическая игра: «Профессия мальчика Байира»

Цель: Развивать у детей интерес к профессиям, связанных с животноводством, воспитывать уважение к труду животноводов. Закрепить терминологический словарь по этой теме (табунщик, чабан, гуртоправ)

Материал: картинки.

Ход игры: Раздаются детям картинки, где изображен Байирчик с разными орудиями труда. Дети должны по орудиям труда назвать профессии и рассказать о них.

«Дом чабана» В. Шуграева

Хотите

Узнать вы,

Где дом чабана?

Он там,

 Где степная

Лежит сторона,

Где высь голубая

Без дна и без края,

Где кружат орлы,

 И звенит тишина,

 Где ярко сверкает

 Трава золотая

 И бродят отары –

 Там дом чабана!

17. Дидактическая игра: «По скороговорке найдите профессию»

Цель: Закрепить знания о профессиях животноводов по содержанию скороговорки.

Материал: картинки – схемы.

Ход игры: Показать схематическое изображение скороговорки, повторить скороговорку и донести до детей ее содержание.

Давтх дарҗң:

Темәч темәнд

Терг татла,

Тергәр дүүрң

Темс ачла.

18. Дидактическая игра: «Как называется боорцг?»

Цель: Продолжать знакомить с традициями калмыцкого народа, развивать интерес детей к обычаям проведения праздника Цаган сар.

Материал: картинки, фишки.

Ход игры: Раздаются карточки с изображениями разных видов боорциков. Дети фишками закрывают боорцг, название которого прозвучало. Побеждает тот, кто правильно и быстро закроет всю карточку.

«Борцуки» Б.Сангаджиева

Я у плиты колдую, в тесте руки:

Все гости в сборе, сдвинуты столы,

Калмыцкий чай наполнила пиалы,

К нему я жарю нежные борцуки…

«Боорцг» В.Шуграева

Һуйр элднәв.

Һал шатанав.

Ачнр –зеенрән

Боорцгар тоонав

Боорцг мини

Бол, бусл

Тоста, шикртә

Сәәхн зүстә.

19. Дидактическая игра: «Зул, Цаган-Сар»

Цель: Развивать интерес к традициям и обычаям калмыцкого народа, воспитывать уважение и почитание к старшему поколению.

Материал: картинки.

Ход игры: Составить небольшой рассказ по картинам «Цаган-Сар» и «Зул» как празднуются калмыцкие народные праздники.

Йөрәл

Буур җил һарч,

Ботхн җил орҗ

Авсн наснтн

Өлзәтә болтха!

Йөрәл

Цаган сар өлзәтә болҗ,

Гем-зовлң уга,

Бат кишггә,

Амулң менд бәәтн!

Загадка

Баахн нуурт бадм цецг. – В маленьком озере лотос расцвел. (зул – зажженная лампадка)

20. Дидактическая игра:  «Прошлое  и настоящее»

Цель: Закреплять умение называть предметы мебели, правильно называть калмыцкие национальные блюда. Развивать интерес к традиционному бытованию калмыков.

Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением современной мебели и мебели, которая была у калмыков – кочевников. Детям необходимо современную мебель взять в кружочки, а мебель калмыков – кочевников обвести квадратом.

Загадки

  1. Авдр деерән hарад адьяhан дуудҗ — взобрался на сундук и зовёт дядю Адьяна (зурмн — суслик)

  1. Есть у бабушки-старушки 
    Очень маленький секрет: 
    Платья, книжки и игрушки, 
    Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед – 
Всё она упрямо прячет, 
Чтоб не смог добраться внук. 
Есть у бабушки на даче 
Ветхий старенький… 
(Сундук)           

                          21.  Дидактическая игра: «Весенняя степь».

Цель: Закреплять умения детей, используя  палочки Кюзинейра, блоки Дъенеша составлять весеннюю картинку степи. Продолжать учить детей составлять по картинке небольшой рассказ. Воспитывать любовь к родному краю, желание беречь родную природу.

Материал: Палочки Кьюзинейра, блоки Дъенеша.

Ход игры: Из палочек Кьюзинейра, блоков Дъенеша дети составляют рисунок степи (солнце, тюльпан, трава, птицы).  

Пословица.

  1. Нет мягче кошмы (ковра), чем просторы родной степи (земли) Ишкәһәс   җөөлн, өргн төрсн һазрин теегәс юмн уга.

Тюльпан» Григорий Кукарека.

Король цветов на все века.

Корона лепестков легка.

В алмазах розовой зари

Переливается, горит.

Его взрастила целина,

Где ходит марева волна,

Где сайгачата целый день

Догнать свою не могут тень….

Ты обойди весь шар земной –

Не встретишь красоты такой!

                        22. Дидактическая игра: «Зонтик для суслика»

 Цель: Развивать у детей творчество, эстетическое восприятие и мелкую моторику рук.

Материал: Палочки Кьюзинейра.

Ход игры: Рассматривание картинки.

Вопросы: 1. Кто изображен на картинке?

                 2. Кто у суслика друзья?

                 3.  Какая погода?

                 4. Что нужно суслику, чтобы спрятаться от дождя?

Дети выкладывают зонтики  различной формы.

«Суслики»         Г.Кукарека

Хорошо в степи весной.

Травы светятся росой.

Пахнет мятой ветерок.

Пахнет медом тонконог.

Вышли сусли из норок,

Встали дружно на пригорок.

Очень нравится им, как

Пахнут клевер и типчак.

 В узких норках темнота –

Степь уж солнце залита.

Долго суслики стоят,

Пьют апрельский аромат.

23. Дидактическая игра: «Разноцветные тюльпаны»

Цель: Продолжать учить передавать в  рисунке красоту степи с помощью палочек Кьюзинейра. Воспитывать любовь к родному краю, умение беречь родную природу.

Материал: Палочки Кьюзинейра.

Ход игры: Дети, проявляя свое творчество, выкладывают разноцветные  тюльпаны.

Тюльпан» Григорий Кукарека.

Король цветов на все века.

Корона лепестков легка.

В алмазах розовой зари

Переливается, горит.

Его взрастила целина,

Где ходит марева волна,

Где сайгачата целый день

Догнать свою не могут тень….

Ты обойди весь шар земной –

Не встретишь красоты такой!

Ирина Сангаджигаряева «Тюльпанчик»        

Я цветочек маленький

Я тюльпанчик аленький.

Я пока еще расту

И качаюсь на ветру,

А когда я вырасту,

Подарю всем красоту.

24.  Дидактическая игра: «Напои скот».

 Цель:  Обогатить знания детей о работе животновода, используя пословицу: «Когда ухаживаешь за скотом, то рот всегда в масле».

Материал: «Волшебный» мешочек, картинки с изображением кнута, герлыги, телеги и др., мнемосхема пословицы.

Ход игры:  Дети рассказывают по рисункам о труде животновода. Используя мнемосхему пословицы: «Когда ухаживаешь за скотом, то рот всегда в масле» воспитатель закрепляет  с детьми важность профессии животновода. Из палочек Кьюзинейра дети выкладывают поилку для животных.

«Чабан» Б.Сангаджиева

Он гонит отару

Как будто волну

По изумрудной реке…

Она по плече ему,

Степь,

Чабену,

Как герлыга ему  -

 По руке!

Она ему дом,

Его древняя степь,

Со звездами над головой.

Она устилает ему постель

То снегом,

То мягкой травой.

Не каждого степь берет в чабаны,

Пусть даже  «не лыком шит»-

Не всем отары и табуны

Пасти

Она разрешит…

 

«Загадки про профессии» Э.Габунщина

Он пасет овец и коз,

Весною, летом и в мороз.

 И под солнцем, и в туман.

Его профессия …(чабан)

Игры:

«Загони овец в кошару»

«Забрось аркан»

«Скачки»

«Волк и жеребята»

«Чабан, овцы и волки»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр при ознакомлении детей с традиционным бытованием калмыцкого народа

Все мы с вами помним, как в калмыцком эпосе «Джангар», юбилей, которого мы отмечаем в этом году, Джангар, расставаясь со своим сыном Шовшуром, говорит:...

Использование дидактического материала для ознакомления дошкольников с культурой народов Поволжья

Дети должны знать культуру и быт народов Поволжья, доступное их возрасту...

«Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения»

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность. Дети – это особая к...

Перспективный план по использованию дидактических игр для ознакомления дошкольников среднего возраста с художественной литературой

Перспективный план по использованию дидактических игр для ознакомления дошкольников среднего возраста с художественной литературой...