Программа саморазвития Тема: « Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с художественной литературой »
материал на тему

Котова Марина Викторовна

Программа саморазвития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Программа саморазвития

воспитателя МБДОУ «Детский сад № 131»

Котовой Марины Викторовны

на 2015- 2018г.г.

Тема:  « Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с художественной литературой »

Цель: Повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу по формированию у детей предпосылок развития познавательного интереса к художественной литературе через дидактические игры.

Задачи:

  1. Обеспечить необходимые условия для реализации работы: наличие методической литературы, художественной литературы для детей, создание предметно – развивающей среды в группе, наличие наглядного материала.
  2. Развивать интерес у детей к художественной литературе .
  3. Формировать у детей потребность в общении, умение слушать образную речь.
  4. Знакомить детей с художественными произведениями разных жанров.
  5. Изучить методики, технологии по ознакомлению детей с художественной литературой.
  6. Разработать систему дидактических игр для ознакомления детей с художественной литературой.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Е.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика – Синтез 2014г.
  3. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду»  
  4. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»  для занятий с детьми 4-7 лет». – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,  2016г.
  5. В.В. Гербова «Приобщение дошкольников к художественной литературе».
  6. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №131» комбинированного вида.
  7. О.С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет». Методические рекомендации.
  8. Т. И. Алиева, Н.В. Васюкова «Художественная литература для детей 5-7 лет»

Актуальность

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой  получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

 Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин: во-первых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

 В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции.

  Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

  Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами  служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

 Таким образом, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения.

 

Направление работы

2015 - 2016

2016 - 2017

2017 - 2018

1

Информационный блок

Цель: Изучить методическую литературу и интернет ресурсы по теме.

ФГОС

Образовательная область «Речевое развитие».

Программа «От рождения до школы» под редакцией Е.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В программе даны задачи по ознакомлению детей с художественной литературой.

В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду»  средняя группа.

В.В. Гербова «Приобщение дошкольников к художественной литературе».

В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям дошкольного возраста.

О.С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет». Методические рекомендации.

В книге раскрывается система работы по ознакомлению детей 5-7 лет с художественной литературой, представлена методика развития словесного творчества.

Т. И. Алиева , Н.В. Васюкова «Художественная литература для детей 5-7 лет»

Изучение и анализ уровня знаний художественной литературы

Сентябрь, май.

Сентябрь, май.

Сентябрь, май.

2

Технологический блок

Цель:Разработать систему работы по теме.

1. Определение  целей и задач работы.

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

2.Разработка перспективного плана

Октябрь

Октябрь

Октябрь

3.Разработка конспектов ООД

В течение года

В течение года

В течение года

4. Разработка дидактических игр.

«Положительный и отрицательный герой»

«Игра – лото по сказкам»

«Цветок с загадками»

Составление картотеки игровых технологий

Дидактические игры

Коммуникативные

игры

Театрализованные

игры

5. Совместная работа родителей с детьми.(организация выставок, совместных работ).

«Книжки – малышки»

«Добрый мир любимых книг»

« Книжный калейдоскоп»

6.Памятки  для родителей.

«Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

«Как научить ребенка учить стихотворения».

« Приобщение ребёнка к художественной литературе»

8. Презентация игр на педсовете.

Театр на прищепках «Теремок»

Лэпбуки: «По сказкам К.И. Чуковского», « По русским народным сказкам»

«Настольная ширма из рамок»

9. Транслируемость своего опыта

Распространение в сети интернет.

Показ открытого развлечения «В гостях у сказки».

Сообщение из опыта работы на педсовете натему: «Ознакомление детей с художественной литературой»

Распространение в сети интернет.

10. Анализ работ по теме саморазвития

Май

Май

Май

3

Организационный блок

Цель: Создание условий для ознакомления детей с художественной литературой.

1. Оформление уголка.

Пополнение уголка играми и пособиями.

Оформление паспорта группы.

Работа над модернизацией РППС группы

Оформление паспорта группы

Участие в городском конкурсе «Лучшая группа»

Оформление паспорта группы

2. Пополнение уголка материалом.

«Сказочный терем».

Шапочки – маски  «Теремок» (вязанные)

Пальчиковый театр (вязанный) к разным сказкам.

3. Организация выставок

Фотовыставка: «Книга – лучший подарок» (поделки)

«Жила, была сказка»

«Милее книги друга в мире нет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование иллюстраций в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспита­ния детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обо­гащение речи ребе...

Перспективное планирование по теме "Использование театрализованных игр при ознакомлении детей с художественной литературой".

Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на их место и находить способы помощи. Участвуя в играх дети знакомятся с окружающим миром через образы...

Перспективный план по использованию дидактических игр для ознакомления дошкольников среднего возраста с художественной литературой

Перспективный план по использованию дидактических игр для ознакомления дошкольников среднего возраста с художественной литературой...

Консультация для воспитателей "Использование ИКТ технологий в ознакомлении дошкольников с художественной литературой"

Консультация предназначена для воспитателей  для работы при ознакомлении дошкольников с художественной литературой....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. С.В. Курлыкина МБДОУ «ЦРР – детский сад № 181»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Мир литературы на вдохновляет, открывает красоту окружающего мира. Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети ...

Программа саморазвития Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮАТема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...