Программа саморазвития Тема: « Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с художественной литературой »
материал на тему
Предварительный просмотр:
Программа саморазвития
воспитателя МБДОУ «Детский сад № 131»
Котовой Марины Викторовны
на 2015- 2018г.г.
Тема: « Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с художественной литературой »
Цель: Повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу по формированию у детей предпосылок развития познавательного интереса к художественной литературе через дидактические игры.
Задачи:
- Обеспечить необходимые условия для реализации работы: наличие методической литературы, художественной литературы для детей, создание предметно – развивающей среды в группе, наличие наглядного материала.
- Развивать интерес у детей к художественной литературе .
- Формировать у детей потребность в общении, умение слушать образную речь.
- Знакомить детей с художественными произведениями разных жанров.
- Изучить методики, технологии по ознакомлению детей с художественной литературой.
- Разработать систему дидактических игр для ознакомления детей с художественной литературой.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Е.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика – Синтез 2014г.
- В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду»
- Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» для занятий с детьми 4-7 лет». – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016г.
- В.В. Гербова «Приобщение дошкольников к художественной литературе».
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №131» комбинированного вида.
- О.С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет». Методические рекомендации.
- Т. И. Алиева, Н.В. Васюкова «Художественная литература для детей 5-7 лет»
Актуальность
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин: во-первых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Таким образом, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения.
Направление работы | 2015 - 2016 | 2016 - 2017 | 2017 - 2018 | |
1 | Информационный блок | |||
Цель: Изучить методическую литературу и интернет ресурсы по теме. | ФГОС Образовательная область «Речевое развитие». Программа «От рождения до школы» под редакцией Е.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В программе даны задачи по ознакомлению детей с художественной литературой. | В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду» средняя группа. В.В. Гербова «Приобщение дошкольников к художественной литературе». В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям дошкольного возраста. | О.С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет». Методические рекомендации. В книге раскрывается система работы по ознакомлению детей 5-7 лет с художественной литературой, представлена методика развития словесного творчества. Т. И. Алиева , Н.В. Васюкова «Художественная литература для детей 5-7 лет» | |
Изучение и анализ уровня знаний художественной литературы | Сентябрь, май. | Сентябрь, май. | Сентябрь, май. | |
2 | Технологический блок Цель:Разработать систему работы по теме. | |||
1. Определение целей и задач работы. | Сентябрь | Сентябрь | Сентябрь | |
2.Разработка перспективного плана | Октябрь | Октябрь | Октябрь | |
3.Разработка конспектов ООД | В течение года | В течение года | В течение года | |
4. Разработка дидактических игр. | «Положительный и отрицательный герой» | «Игра – лото по сказкам» | «Цветок с загадками» | |
Составление картотеки игровых технологий | Дидактические игры | Коммуникативные игры | Театрализованные игры | |
5. Совместная работа родителей с детьми.(организация выставок, совместных работ). | «Книжки – малышки» | «Добрый мир любимых книг» | « Книжный калейдоскоп» | |
6.Памятки для родителей. | «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» | «Как научить ребенка учить стихотворения». | « Приобщение ребёнка к художественной литературе» | |
8. Презентация игр на педсовете. | Театр на прищепках «Теремок» | Лэпбуки: «По сказкам К.И. Чуковского», « По русским народным сказкам» | «Настольная ширма из рамок» | |
9. Транслируемость своего опыта | Распространение в сети интернет. | Показ открытого развлечения «В гостях у сказки». Сообщение из опыта работы на педсовете натему: «Ознакомление детей с художественной литературой» | Распространение в сети интернет. | |
10. Анализ работ по теме саморазвития | Май | Май | Май | |
3 | Организационный блок Цель: Создание условий для ознакомления детей с художественной литературой. | |||
1. Оформление уголка. | Пополнение уголка играми и пособиями. Оформление паспорта группы. | Работа над модернизацией РППС группы Оформление паспорта группы | Участие в городском конкурсе «Лучшая группа» Оформление паспорта группы | |
2. Пополнение уголка материалом. | «Сказочный терем». | Шапочки – маски «Теремок» (вязанные) | Пальчиковый театр (вязанный) к разным сказкам. | |
3. Организация выставок | Фотовыставка: «Книга – лучший подарок» (поделки) | «Жила, была сказка» | «Милее книги друга в мире нет» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование иллюстраций в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребе...
Перспективное планирование по теме "Использование театрализованных игр при ознакомлении детей с художественной литературой".
Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на их место и находить способы помощи. Участвуя в играх дети знакомятся с окружающим миром через образы...
Перспективный план по использованию дидактических игр для ознакомления дошкольников среднего возраста с художественной литературой
Перспективный план по использованию дидактических игр для ознакомления дошкольников среднего возраста с художественной литературой...
Перспективный план по использованию дидактических игр для ознакомления дошкольников старшего возраста с художественной литературой
Перспективный план...
Консультация для воспитателей "Использование ИКТ технологий в ознакомлении дошкольников с художественной литературой"
Консультация предназначена для воспитателей для работы при ознакомлении дошкольников с художественной литературой....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. С.В. Курлыкина МБДОУ «ЦРР – детский сад № 181»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Мир литературы на вдохновляет, открывает красоту окружающего мира. Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети ...
Программа саморазвития Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮАТема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...