Экологическое воспитание как ресурс реализации национально – регионального компонента
статья (старшая группа) на тему

Кыргызакова Ангелина Владимировна

Статья по реализации национально-регионального компонента посредством экологического воспитания в старшей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_-kyrgyzakova-iogach.dok_.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание как ресурс реализации

национально – регионального компонента.

Муниципальное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад « Березка» село Иогач

Кыргызакова Ангелина Владимировна

Одним  из условий  развития  системы  образования  в Российской  Федерации,  как многонациональном  государстве  и многокультурном  обществе,  является  поиск образовательной  стратегии,  которая  позволит  найти  оптимальное  соотношение  между федеральным  и национально-региональным  компонентами  системы  образования [13, с.31].

 В 2007 г. В. В. Путин в Послании Федеральному собранию РФ подчеркнул, что «общество  лишь  тогда  готово  ставить  и решать  масштабные  национальные  задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [13, с.30]. Поиск оптимального для России соотношения общероссийских (гражданский патриотизм и др.) и национально-региональных ценностей в политике государства в системе  образования является деликатной проблемой. В своей программной статье «Россия – национальный вопрос» В. В. Путин подчеркнул: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности….» [13, с.30].  

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств..

Задача педагогов – дошкольников, воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины, прививать чувство гордости и уважения к своей  стране. И, прежде всего, необходимо  формировать понимание того, что великая страна начинается с малой Родины, с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего поселка, хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием –Россия.

Приобщение  к  истокам  народной культуры с малых лет требует отбора определенного содержания  образования, методов, принципов, форм воспитания и обучения по приоритетным направлениям  развития  личности  дошкольников, которые выделены во  ФГОС ДО, как образовательные области.

Диагностика выявляет, что, на данный момент, дети слабо информированы о культуре и традициях Республики Алтай, о растительном и животном мире нашего региона. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет. Федеральный государственный образовательный стандарт  рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Наша Основная Образовательная Программа  МДОУ детский сад «Берёзка», села Иогач разработана на основе Программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы,  и парциальной программы Тобоевой Е.Н.  «Росточек». Она учитывает специфические  региональные и национальные особенности Республики Алтай и, в частности, нашего села.  Программа направлена на нравственно -патриотическое  развитие, где неотъемлемая часть - экологическое воспитание.  Тема экологии давно стала ведущей темой в кругах общества жителей Прителецкой тайги.  В апреле 1932 года образован «Алтайский государственный природный биосферный заповедник»- это особо охраняемая природная территория, включающая часть акватории Телецкого озера. С 1998 года Алтайский заповедник и Телецкое озеро  являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО [14].  Но, несмотря на это, нарушение  экологического баланса  имеет место. Поэтому работу, направленную на привлечение внимания к проблемам в сфере экологии, нужно начинать с дошкольного возраста.

Хочу поделиться опытом о том, как в нашей группе строится работа по реализации национально-регионального компонента  (НРК).  

Для каждой территории (региона) характерны:

-особенности происхождения ее самой (результат землетрясения, движения ледников и пр.)

-пространственное положение (материк, полуостров, остров; площадь, плотность населения и т. д.)

-климат; флора и фауна;

-природные ресурсы: недра, вода, лес и пр.

-многообразие природных явлений.

Исходя из этого мы, для нашей группы,  нашли целесообразным  вести работу НРК средствами экологического  воспитания.

Раскрываем такие темы как: «Мой мир или я и всё обо мне», «Мой мир и мир близких людей»,  «Я в окружающем мире и мир во мне». [7, с.10].

Для этого проводим беседы: «Мой любимый питомец», «Экология малыша», «Осторожно – ядовитые растения!», «Безопасное поведение при встречи с домашними животными», «Человек  -часть природы» и т.д.

Реализовали  проекты:  «Кормушка своими руками», «Цветник на окне», «Огород на окне», «Стела Алтын-Кёль и тайна её символов», «Ёлочка – зелёная иголочка» и т.д.

Проводим экологические акции: «Покормите птиц зимой –будут песни вам весной», «Дом для каждой птахи», «Мы за чистые берега», «Очистим д/сад от мусора» и т. д.

Организовываем выставки: «Поделки из природного материала», «Овощной переполох», «Экологическая галерея» и т. д.

Читаем легенды Алтая, сказки, рассказы и стихи алтайских писателей, которые основаны на наблюдениях за природой  и культурой Алтая.

Составляем познавательные альбомы ручной работы и в электронном виде: «Животный мир Алтая», «Растения с нашего огорода», «Экзотические животные», «Экопальчиковые игры» и т.д.

Устраиваем экскурсии: «Изучаем пруд», «Ледоход на Телецком озере», «Лесная полянка», «Поход за дарами природы», с целью пополнения мини лаборатории природными материалами, «Экскурсия на пекарню», «Экскурсия в магазин «Цветы»  и т.д.

Составили с детьми экоправила поведения в природе.

Дошкольное образование вышло на новый, важный этап развития, поэтому возникла необходимость использования новых технологий по разным направлениям развития ребенка. Перспективным средством реализации содержания национально-регионального компонента дошкольного образования является  дополнительное образование.  Тематика которого,  формируется с учетом пожеланий дошкольников, их родителей и осуществляться посредством различных форм организации. На основании родительского опроса, в нашей группе на 2017-2018 уч. год запланирована организация работы семейного клуба экологической направленности «Алакюн – сын Солнца и Земли» [11, с. 45].  (Далее Клуб).

Семья является главным источником народных традиций. Поэтому  мы активно взаимодействуют с родителями, которые  охотно участвуют в жизни группы.

Работу Клуба планируем вести по трём направлениям:

педагог – дети;

педагог – дети – родители (законные представители);

педагог – родители (законные представители). По каждому из направлений разработано тематическое планирование. Оно  основывалось на экологических блоках: «Планета Земля – наш  дом родной». «Природные явления». «Пернатые друзья - наши помощники». «Разнообразие природы планеты Земля». «Животный мир». «Природа родного края». «Красная книга-сигнал опасности». «Природа и человек». Также, при планировании,  учли основные даты экологического календаря.  

Цель Клуба: Создание системы экологического направления для детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи.  

Основные принципы.

Принцип целостного представления о Мире.

Принцип «Изучи, полюби, сохрани».

Для обеспечения реализации этнокультурного направления   важно  создать эстетически привлекательную образовательно – культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно нравственного развития и экологического воспитания детей. В нашей группе организован уголок «С чего начинается Родина», где отражена красота нашей природы,  знаменательные места и здания села. Продолжение уголка – «Моя Республика, моя Россия», где отражаются символические растения, животные, птицы и предметы быта. В уголке природы дети могут вести наблюдения о погодных условиях нашего региона, ухаживать за декоративными растениями, которые, в связи с особенностями нашего климата, не могут круглогодично расти на улице. Есть мини лаборатория, содержимое которой позволяет расширять знания детей о живой и неживой природе. Весной создаём условия для экспериментальной деятельности детей в «Огороде на окне». В летний период организуем экологические мини зоны на участке: «Жители леса», «Пруд», «Ферма», «Мини огород». Зимой, с помощью родителей, оформляем участок снежными постройками.

Рабочая гипотеза предполагает, что организованная работа Клуба по экологическому направлению, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать повышению уровня экологического воспитания, а, следовательно, и духовно – нравственного воспитания. А так же будет способствовать привитию любви к природе, развитию сопереживания  к ее бедам, желанию бороться за ее сохранение.

Список использованной литературы.

1. Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми 5-6 лет./Практическое пособие для воспитателей и методистов, Воронеж, 2009

2. Бабрашева Т.К., Боконокова А.Н. Загадки национальной одежды алтайцев. Горно-Алтайск  2010.

3. Волкова С.В., Легенды Золотого  озера., Издательство «Белый волк», 2015.- 40с.

4. Дулькейт Т. «Телецкое озеро в легендах и былях», Тигрий Дулькейт.,  ООО издательство «Формат» 2005.

5. Огнёва Г.Н., Детям о культуре и искусстве алтайского народа., Г-А книжное издательство «Юч-Сюмер», 1992.

6. Санарова Г.Ф., Панина Р.А., Люби, изучай Горный Алтай, 1982.

7. Тобоева Е.Н.,  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Росточек», 2013. – 171 с.

8. Национально-региональный компонент в планировании образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Горно-Алтайск, 2008.

9. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного  общего

образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011

10. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет.

11. Хрестоматия по алтайской литературе для детей дошкольного и мл. школьного возраста. Акунова Г.Н.. Горно-Алтайск, 2000

12. http://docs.cntd.ru/document/802012146 Об охране Телецкого озера.

13. Вяземский, Е. Е. Национально-региональный компонент исторического образования / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – [Электронный ресурс] // Архив сайта:  http://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-regionalnyy-komponent-obschego-istoricheskogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-diskussionnye-podhody 

14.Сайт ФГБУ «Алтайский государственный природный биосферный заповедник. http://www.zapoved.ru/main/categories 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.

Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре....

Авторкие игры по реализации национально-регионального компонента ДОУ

ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ...

Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"

В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...