Взаимодействия образовательной организации с семьёй
методическая разработка по теме

Инешина Валентина Валерьевна

Актуальность

«Только вместе с родителями,

общими усилиями,

педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

В. А. Сухомлинский

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей (законных представителей,  далее по тексту – родителей) в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Работая с родителями, мы помогаем им:

-     увидеть отличие мира детей от мира взрослых;

-     преодолеть авторитарное отношение к ребёнку;

-     относиться к нему, как равному себе;

-     понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

-     открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания;

-     проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

-     понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия выявление методов и форм взаимодействия педагогов ДОУ с семьёй.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

 Основные задачи в работе мы видим в следующем: дать характеристику семье как педагогической системе;

 выявить формы и методы социально – педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с семьями;

 охарактеризовать основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости нашего детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Вовлекая родителей во взаимодействие с ДОУ, применяются, как правило, три традиционные формы сотрудничества это: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам в нашем детском саду относятся родительские собрания, которые остаются одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

Индивидуальные беседы наших  воспитателей с взрослыми членами семьи является весьма эффективной формой. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе нас или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. С их помощью мы знакомим родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуем преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

В своей работе мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия.

 Выстраивая взаимодействие с родителями, наш детский сад активно использует как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные (нетрадиционные) формы – семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Нетрадиционные формы работы мы делим на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.

  1. Информационно-аналитические, которые направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. К этой форме мы относим социологические опросы, социологические срезы, тесты, анкетирование, почтовый ящик, информационные корзины.

  2. Наглядно-информационные формы работы где знакомим с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей это родительский уголок, стен-газеты, выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т. д.). Например "Осенний калейдоскоп", «Мастерская Деда Мороза»«День Защитника Отечества», выставки по проектной деятельности (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

Так же проходят дни открытых дверей в группах.

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в знаниях своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению занятий. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

 Имеется Интернет - страничка для родителей.

Безусловно, участие ИКТ в работе воспитателя с родителями активизирует и улучшает образовательный процесс в целом, позволяет воспринимать информациюна качественно новом уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий, чат. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте воспитателя, страничке в социальных сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото и видео материалами.

3. Досуговые формы работы.

Мы устанавливаем эмоционально теплые отношения между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.

- Праздники, полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. Тематика праздников охватывает разные стороны развития ребёнка.

- Совместные досуги и развлечения для детей и родителей, например, такие как Спортивный праздник: «Славный праздник наших пап»«Зимние забавы» и пр.

- Спортивные досуговые мероприятия, экскурсии.

- Выставки совместного творчества.

- Совместные проекты.

- Семейный фото-стенд, фото-выставка.

- Выставки семейных коллекций.

- Областные и Городские конкурсы творчества.

4.Познавательные формы работы, знакомим родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

- Семинары – практикумы.

- Родительские собрания в нетрадиционной форме

- Педагогическая гостиная.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konkurs.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействия образовательной организации с семьёй

Слайд 2

Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. ( С.В. Глебова)

Слайд 3

В соответствии с ФГОС ДО на современном этапе одним из педагогических оснований изменения дошкольного образования является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Актуальность

Слайд 4

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято». С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения. Признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Актуальность

Слайд 5

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Актуальность

Слайд 6

– выявление методов и форм взаимодействия педагогов ДОУ с семьёй Цель взаимодействия: Проблема Объект Предмет определение методов и форм эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями семья как система методы и формы

Слайд 7

Задачи: дать характеристику семье как педагогической системе; выявить формы и методы социально – педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с семьями; охарактеризовать основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования.

Слайд 8

Принципы открытость детского сада для семьи сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка

Слайд 9

Взаимодействие педагога с родителями через: приобщение родителей к педагогическому процессу расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ информационно-педагогические материалы для родителей, выставки детских работ объединение усилий в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка

Слайд 10

Традиционные формы взаимодействия с родителями Коллективные - общие и групповые родительские собрания, беседы, консультации, лекции, утренники, развлечения, дни открытых дверей. Индивидуальные – консультации эпизодические и систематические, по запросам родителей. Наглядно-информационные – памятки, тематические выставки, папки передвижки, папки раскладушки, информационные стенды.

Слайд 11

Нетрадиционные формы: Информационно-аналитические Досуговые Познавательные Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет

Слайд 12

Советы, которые помогут активизировать родителей: Проявляйте взаимное уважение друг к другу; поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им; привлекайте родителей к занимательным мероприятиям детского сада и группы; используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание; помните! У всех людей – разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому; позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду; доводите до сведения родителей, что их в участие жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется; будьте терпеливыми к ним.

Слайд 13

Учитель-логопед Педагог-психолог Старший воспитатель Отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних при УВД Управление социальной защиты населения Специалист по ИЗО Инструктор по ФИЗО Медсестра Заведующий детского сада Формирование у родителей осознанного отношения к родительству Музыкальный руководитель Врач-педиатр Воспитатели Детская поликлиника Отдел опеки Управления образования

Слайд 14

Заключение Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество образовательной организации с семьёй в процессе реализации проекта "Родительский клуб"

Сотрудничество ОО с семьёй в процессе реализации проекта «Родительский клуб» Тип проекта: Практико-ориентированный.Продолжительность: ДолгосрочныйИсполнители: Родители, воспитанники, воспитатели,...

Эффективные формы взаимодействия образовательной организации с семьёй.

Материал о том как заинтересовать родителей воспитанием их детей, как привлечь к совместной работе....

Эффективные формы взаимодействия образовательной организации с семьёй.

Статья : "Эффективные формы взаимодействия образовательной организации с семьей" . Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения - важнейшее условие в воспитании детей, но оно возможно лишь ...

Взаимодействие дошкольной организации с семьёй в процессе введения ФГОС дошкольного образования

На сегодняшний день важен новый взгляд на взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально-культурных особенностей современной жизни и на основе новых пол...

Проблемы организации взаимодействи образовательной организации и семьи.

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстранен...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных организаций Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»

Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 &nda...