Сотрудничество образовательной организации с семьёй в процессе реализации проекта "Родительский клуб"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Сотрудничество ОО с семьёй в процессе реализации проекта «Родительский клуб»
Тип проекта: Практико-ориентированный.
Продолжительность: Долгосрочный
Исполнители: Родители, воспитанники, воспитатели, специалисты.
Форма реализации: внедрение и апробация работы детско-родительского клуба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_klub_2682.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество ОО с семьёй в процессе реализации проекта «Родительский клуб»
Тип проекта: Практико-ориентированный.
Продолжительность: Долгосрочный
Исполнители: Родители, воспитанники, воспитатели, специалисты.
Форма реализации: внедрение и апробация работы детско-родительского клуба.
Обоснование актуальности проблемы:
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи.
Модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольной организации и родителями.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОО становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и ДОО рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Наряду с этим, клубная работа раскрывает перед детским садом широчайшие возможности для организации совместной работы, поскольку позволяет:
- отказаться от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;
- вместо ориентировки на общий контингент, организовать дифференцированные группы, в зависимости от особенностей и потребностей семей;
- отказаться от столь распространенной «добровольно-принудительной» основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей в мероприятиях;
- сменить роль родителей: вместо «пассивного слушателя» - «активный участник»;
- от разовых бессистемных мероприятий перейти к планомерной, систематической, последовательной работе.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей
позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс ДОО формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное
и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Цель проекта: Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами ДОО, гармонизация детско-родительских отношений, привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в качестве активного участника образовательного процесса.
Задачи:
- повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОО;
- формирование позитивного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;
- снятие затруднений в детско-родительских отношениях;
- пропаганда здорового образа жизни;
- построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях ДОО и семьи.
- подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию.
- создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Устойчивая эмоционально-волевая сфера, развитые творческие способности и интеллект.
- Осознание собственной внутренней позиции.
- Адекватная самооценка и уверенность в собственных силах.
- Ощущение комфорта в пространстве взрослых.
Для родителей:
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- Понимание позиций своего ребенка и его эмоционально-чувственного мира.
- Добрые семейные взаимоотношения.
- Тесное взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОО.
- Усвоение модели поведения ребенка.
- Осознание родителями собственного воспитательного опыта.
- Снятие затруднений детско-родительских отношений.
Для педагогов:
- Самосознание на высоком уровне.
- Апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей.
- Установление партнерских отношений ДОО и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОО.
- Повышение профессионального мастерства воспитателей и специалистов ДОО в работе с семьей.
- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.
- Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
Перспектива дальнейшего развития проекта: принять форму работы «Родительский клуб», как рекомендованную во всех возрастных группах ДОО.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОО, особенно из проблемных семей;
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОО.
Теоретическая база опыта:
На первом этапе реализации проекта было проведено анкетирование родителей, где мы попытались выяснить, одобряют ли они идею совместных встреч со своими детьми, каковы, по их мнению, должны быть цели этих встреч, их содержание и примерная тематика. Результаты анкетирования показали, что родители приветствуют проведение совместных встреч, вечеров досугов. Ценность таких вечеров они видят в объединении детей и родителей, в возможности общаться, в воспитании культуры и любви к обществу, к людям.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка.
Совместная работа специалистов ДОО (педагог-психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, специалисты по дополнительному образованию) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
План работы клуба составляли с учетом интереса родителей к тем или иным вопросам развития, воспитания, образования и оздоровления детей и актуальности этих вопросов для нашего детского сада.
Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.
Формы работы с родителями в клубе разнообразны: семинары-тренинги, круглые столы, лекции, диспуты, тренинги, тематические выставки литературы, папки-передвижки, буклеты, деловые игры и др. Вся работа ведется в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации педагога-психолога, логопеда и других специалистов ДОО. Общаясь с родителями индивидуально, мы получаем возможность установить с ними отношения на взаимном уважении, наметить пути дальнейшей помощи семье, дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, лекции, диспуты, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, практические занятия с детьми, тренинги, где широко используется система домашних заданий для родителей, их силами организуются тематические фотовыставки, проекты, мини-музеи, выставки рисунков и плакатов. Вся работа осуществляется в тесном контакте педагога, родителей и детей. Одним из преимуществ этого направления, в том, что ребёнок совместно с родителями добывает информацию по определённой теме или изготавливает поделку, пособие.
Кроме этого, более подробно и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки, информационные буклеты и т.п. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.
Тщательная подготовка к каждому заседанию клуба, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
Технологическая схема опыта.
На современном этапе в основу взаимодействия педагогов и семьи в нашем дошкольной организации заложены следующие принципы:
Доброжелательный стиль общения. | Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов нашего детского сада. Как показывает опыт, ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. |
Индивидуальный подход. | Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то и применяют наши педагоги человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. |
Сотрудничество, а не наставничество | Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, «хорошо знающие» как им надо воспитывать своего ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов. Эффективность мы увидели в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности коллектива детского сада в проблемах ребенка и искреннее желание помочь семье. |
Готовимся серьезно. | К любому, даже небольшому мероприятию по работе с родителями тщательно и серьезно готовимся. Работаем по принципу: «качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий», т.к. слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом, и авторитет педагога в частности. |
Динамичность | Наш детский сад постоянно находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Кроме того, педагогический коллектив детского сада находится в постоянном поиске инновационных, современных, интересных форм взаимодействия с семьей. |
Для установления партнерских, доверительных взаимоотношений детского сада и семьи, мы придерживаемся специальной методики, которая тоже включает три этапа:
Первый | Актуализация потребностей родителей в образовании и социально-личностном развитии собственного ребенка |
Второй | Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении |
Третий | Партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений и приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на социально-личностное развитие ребенка |
Основные блоки в работе с родителями
Блоки | Основные задачи | Формы |
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Повышение психолого-педагогической грамотности родителей |
|
Включение родителей в образовательный процесс ДОО | Создание условий для включения родителей в организационно - педагогическую деятельность |
|
Формы и условия организации мероприятий, праздников
Формы | Условия | Результат |
Заседания клубов Родительское собрание |
|
|
Обмен опытом семейного воспитания |
|
|
Консультативная помощь |
|
Всегда проходят в форме диалога (родители озвучивают проблему – сотрудники детского сада помогают ее решить, естественно, при тесном взаимодействии) |
Практические занятия |
|
- обучаются пальчиковым играм и упражнениям и др. созданию творческих коллективных работ и др. |
Спортивно – оздоровительные мероприятия |
|
|
«День открытых дверей» |
|
|
Праздники |
|
|
Творческие конкурсы | Конкурсы, проводимые в группе и ДОО. | Очень помогают организовать родительскую деятельность, выявить творческий и педагогический потенциал семьи. |
Привлечение родителей для участия в работе детского сада |
|
|
Все, выше, указанные формы работы с семьей создают условия для того чтобы все встречи с родителями проходили в форме диалога или дискуссии.
Результативность
Таким образом, проводимая работа с родителями по повышению психолого-педагогической культуры проводится так, чтобы у каждого родителя была возможность ознакомиться, принять участие в просветительской работе.
Благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами обеспечивает успех в деле воспитания, развития и социализации ребенка.
В начале функционирования клуба самым сложным оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.
Вывод:
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получиться.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в деле воспитания ребенка.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.
В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...
Сотрудничество ОО с семьёй в процессе реализации проекта «Родительский клуб»
Описание и значение проекта "Родительский клуб"...
Эффективные формы взаимодействия образовательной организации с семьёй.
Материал о том как заинтересовать родителей воспитанием их детей, как привлечь к совместной работе....
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В законе «ОБ образовании в Российской Федерации» отмечается важная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует и ...
Взаимодействие дошкольной организации с семьёй в процессе введения ФГОС дошкольного образования
На сегодняшний день важен новый взгляд на взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально-культурных особенностей современной жизни и на основе новых пол...
Статья "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В статьье рассматривается сотрудничество детского сада и семьи в процессе художественной деятельности, а также работа студии художественного творчества "Аленький цветочек"...
Теоретический доклад: «Активные формы организации образовательной деятельности с детьми в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»
Теоретический доклад:«Активные формы организации образовательной деятельност с детьмив процессе реализации программы «Социокультурные истоки»...