ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ»
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
В современном обществе духовно-нравственное воспитание имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия в стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В Тазовском районе ЯНАО проживают представители более 33 национальностей.
Целью духовно-нравственного воспитания является формирование сознания человека умеющего выработать терпимость по отношению к представителям разных национальностей через расширение знаний о культуре и традициях разных народов, сохраняя свою идентичность
Системная организация духовно-нравственного воспитания позволит выработать терпимость по отношению к представителям разных национальностей через расширение знаний о культуре и традициях разных народов, сохраняя свою идентичность.
Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию ребёнка базируется на основе сетевого сотрудничества для реализации эффективной работы на практике с детьми, родителями и педагогами через событийный подход.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белый медвежонок»
ул. Геологоразведчиков, д. 7, с. Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365
тел./факс (34940) 2 31 85, permyakovadetsad2@mail.ru
Утверждаю
Заведующий МБДОУ детский сад
«Белый медвежонок»
___________________М.Е. Пермякова
«18» апреля 2017 г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ»
НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(МБДОУ Д/С «БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК», МБОУ ДО
«ГАЗ-САЛИНСКИЙ ДЮЦ», МБУ «ЦСКДУ ТАЗОВСКОГО
РАЙОНА» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ») К ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: с 01.09.2017 года по 31.05.2018 года
АВТОР ПРОЕКТА:
Зимина Елена Федоровна,
педагог-психолог
с. Газ-Сале
2017 год
Содержание
СТРУКТУРА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА | ||
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего возраста по формированию духовно-нравственной культуры | 4 |
3. | Задачи реализации проекта | 5 |
4. | Ожидаемые результаты по формированию духовно-нравственной культуры старшего дошкольника | 5 |
4. | Материально-техническая база | 6 |
5. | Мониторинг | 7 |
6. | Предполагаемые риски проекта | 9 |
7. | Календарно-тематический план | 10 |
8 | Приложения | 27 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к другим и другим позициям, ценностям;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Актуальность проблемы состоит в том, что в современном обществе духовно-нравственное воспитание имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия в стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В Тазовском районе ЯНАО проживают представители более 33 национальностей.
Целью духовно-нравственного воспитания является формирование сознания человека умеющего выработать терпимость по отношению к представителям разных национальностей через расширение знаний о культуре и традициях разных народов, сохраняя свою идентичность
Объектом проекта являются ребенок, родители и педагоги, как основные участники воспитательно-образовательного процесса. Духовно-нравственное воспитание не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Предмет проекта - содержание и формы воспитательно-образовательного духовно-нравственного просвещения и развития.
Гипотезы проекта:
Системная организация духовно-нравственного воспитания позволит выработать терпимость по отношению к представителям разных национальностей через расширение знаний о культуре и традициях разных народов, сохраняя свою идентичность.
Новизна авторской идеи проекта: содержание работы по духовно-нравственному воспитанию ребёнка базируется на основе сетевого сотрудничества для реализации эффективной работы на практике с детьми, родителями и педагогами через событийный подход.
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего возраста
по формированию духовно-нравственной культуры
Виды деятельности | Формы работы | Структурное подразделение |
Психологическое просвещение | Групповая, подгрупповая, индивидуальная работа по решению вопросов:
| МБДОУ детский сад «Белый медвежонок», МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ», МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский Дом культуры» |
Психологическая профилактика |
| МБДОУ детский сад «Белый медвежонок», МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ», МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский Дом культуры» |
Психологическая консультация |
Наглядно-информационные:
| МБДОУ детский сад «Белый медвежонок», |
Психологическая диагностика | Мониторинг:
| МБДОУ детский сад «Белый медвежонок» |
Задачи проекта:
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых, в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Обеспечить непрерывность духовно-нравственного воспитания в системе: ДОУ – семья на основе взаимодействия сетевого сотрудничества через событийный подход.
- Организовать систему взаимодействия сетевого сотрудничества по формированию духовно - культуры старших дошкольников.
- Содействовать формированию духовно-нравственного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению старших дошкольников через событийный подход.
- Создать поэтапную систему по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и родителями, педагогами на основе сетевого сотрудничества через событийный подход.
Ожидаемые результаты по формированию духовно-нравственной культуры старшего дошкольника
Дети | Родители |
Проявление интереса к культуре представителей других национальностей | Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников |
Осознание влияния терпимости и уважения к другой культуре, языку, традициям при решении спорных вопросов | Понимание необходимости духовно-нравственного воспитания дошкольников |
Достаточный уровень знаний воспитанников старшего возраста о традициях, культуре, быте многонациональной России | Проявление терпимости к культуре других народов и детей с особенностями развития |
Наличие желания бережного отношения к другому мнению, умения договариваться и помогать дуг- другу | Вовлечение родителей в процесс формирования духовно-нравственной культуры воспитанников |
Опыт элементарного умениями анализировать и делать выводы по ситуации | Участие в совместных мероприятиях духовно-нравственной направленности |
Материально-техническая база:
Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям, в кабинете педагога-психолога:
ТСО:
- стационарный компьютер;
- мультимедийный проектор с экраном;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины, слайды с изображением многонациональной России;
- библиотека книг с тематическим содержанием;
- костюмы разных национальностей.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература;
- периодическая печать;
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
- интернет-сайты;
- выпуск фотоотчетов, газет;
- публикации в газетах и на сайте ДОУ.
Участники: дети старшего возраста, родители воспитанников, специалисты МБДОУ детский сад «Белый медвежонок», МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ», МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский Дом культуры».
Сроки реализации проекта: 01.09.2017 год - 31.05.2018 год
Мониторинг
Определение уровня сформированности начал духовно-нравственного воспитания дошкольника:
Для успешной адаптации ребенка в многонациональном обществе необходимо овладеть определенными знаниями о духовно-нравственных ценностях людей разных национальностей.
Диагностику духовно – нравственного воспитания дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование знаний о духовной культуре разных народов (за основу взяты три религиозных направления: ПРАВОСЛАВИЕ, ИСЛАМ, ЯЗЫЧЕСТВО);
- воспитание правильного отношения к социокультурным ценностям и принятым, в обществе правилам и нормам поведения в интересах человека, семьи, общества.
Критерии сформированности духовно-нравственного отношения к окружающим:
- сформированность эмоционально-положительного отношения и восприятия людей всех национальностей (каждый имеет право на уважительное отношение к себе не зависимо от цвета кожи, языка и т. д.);
- выраженность положительного эмоционального и практического взаимодействия между воспитанниками, родителями и педагогами.
Основные методики мониторинга сформированности начал духовно-нравственной культуры у дошкольников:
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
- Тест Теммл-Дорки Аммен;
- Социометрия;
- Проблемные ситуации для определения морально-ценностного отношения к людям;
- Специальные ситуации для выявления у воспитанников практических навыков культурного поведения в обществе;
- Наблюдение за детьми в естественных условиях детского сада, в групповой комнате, общении со сверстниками, родителями, педагогами;
- Анкетирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания.
- Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 5-7 лет. Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Воспитанников просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
- Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития:
- Методика «Сюжетные картинки»
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
- Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
- Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
- Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
- Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
- Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
- Анкета-опросник «Настоящий друг» (Приложение 1)
Уровень сформированости духовно - нравственного поведения
Норма поведения | Знают норму поведения | Сформированы устойчивые умения поведения | Знают норму, но умения не сформированы |
Приветствие (умение здороваться, прощаться) | |||
Умения уступать, договариваться, принимать чужое мнение в игре | |||
Умение осознанно извинятся за нехорошие поступки | |||
Умения помогать |
Результаты диагностики.
По результатам мониторинга выявлен уровень сформированности духовно – нравственного воспитания у старших дошкольников. На основе результатов мониторинга разработан календарно – тематический план работы.
Предполагаемые риски проекта
- Низкий уровень посещения родителями совместных мероприятий;
- Отказ родителей от посещения детьми Храма, Мечети по идейным мотивам;
- Климатические условия (актированные дни, невозможность выехать за пределы села).
В ходе реализации проекта в сотрудничестве МБДОУ детский сад «Белый медвежонок», МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ», МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский Дом культуры»
проводятся различные мероприятия (развлечения, занятия, создание газет, экскурсии, чаепитие, проведение акций, акций и т.д. с привлечением родителей, педагогов). Тематика мероприятий может варьироваться в зависимости от дат духовных праздников (ПАСХА, УРАЗА БАЙРАМ, МАСЛЕННИЦА и др.), способов и направления поддержки детских инициатив, особенностей взаимодействия с семьями воспитанников.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тематика | Форма работы | Задачи | Краткое содержание работы | Ответственные, структурное подразделение |
Сентябрь | ||||
Знакомство с народами России 04.09.17. – 08.09.17. | Презентация, беседа с элементами тренинга | Познакомить детей с многонациональным народом России. Дать понимание понятиям: народ, национальность. | Игра – приветствие «Давайте познакомимся»; Презентация «Народы России»; Беседа «Чем мы похожи и чем отличаемся»; Игра на сплочение коллектива «Встаньте те, у кого…»; Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ» Иштакбаева Л.А. |
Знакомство с понятием «Религия» 11.09.17. – 15.09.17. | Презентация, беседа с элементами тренинга | Познакомить детей с понятием «РЕЛИГИЯ». Дать элементарное понимание понятий: ПРАВОСЛАВИЕ, ИСЛАМ, ЯЗЫЧЕСТВО | Игра – приветствие с колокольчиком; Презентация «РЕЛИГИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ, ИСЛАМ, ЯЗЫЧЕСТВО»; Беседа «Зачем необходима дружба»; Игра на развитие коммуникации «Скажи комплимент»; Игра на развитие дружеских взаимоотношений «Слепец и поводырь» | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. |
Дружат дети всей земли 18.09.17 – 22.09.17 | Занятие с элементами тренинга «Дружат дети всей земли» | Донести в доступной форме до сознания воспитанников общие для всех народов мира ценности. Объяснить, как важно жить в мире со всеми народами, знать, уважат их культуру, обычаи и традиции. | Игра-приветствие «Передай привет ладонью»; Беседа по картине «Мы маленькие дети на большой планете»; Разбор проблемной ситуации ; Игра на развитие внимания «Стоп»; Релаксация; Итог | Зимина Е.Ф. |
«Наша Родина» 25.09.17 – 29.09.17. | Совместная деятельность: выпуск газеты «Наша Родина» | Создать атмосферу взаимовыручки и взаимопонимания среди семей воспитанников | Распределение обязанностей; Предварительная работа с родителями; Подбор рисунков; Выпуск газеты | Педагог-психолог: Зимина Е. Кучеренко С.А. Ковко И.С. МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский Дом культуры» |
«Клуб выходного дня» 30.09.17 г. | Изготовление подарков для пожилых людей | Прививать уважение к старшему поколению, вызвать желание поздравить пожилых людей с праздником | Выбор поделки; Знакомство и подбор материала; Пальчиковая гимнастика; Изготовление поделки; Подвижная игра «Совушка – сова»; Итог. | МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ» Иштакбаева Л.А. |
АКЦИЯ «Подари улыбку» (МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ», волонтерское движение) (дети раздают в автобусе первого рейса смайлики с улыбкой и желают всем хорошего дня) | ||||
Октябрь | ||||
МусульманствоИслам. Праздники 1 сентября «Курбан Байрам» 1 октября «День Ашура» 02.09.17 – 06.10.17. | Презентация Беседа с элементами тренинга | Знакомить воспитанников с традициями мусульманства | Просмотр презентации; Беседа по теме; Подвижные игры народов Кавказа «Цветы и ветерки», «Утушка» (Бобешк), «Повелитель»; http://lastochka5.ru/opit/zanjatie_igry_kavkaza_pechat.pdf Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский Дом культуры» |
День ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 06.09.17. – 13.10.17. | Экскурсия в Дом Милосердия «Надежда» | Дать элементарное понимание «Пожилой человек». Объяснить цикличность жизни человека. Прививать заботу и уважение к старшим | Предварительная работа с родителями; Изготовление подарков для пожилых людей Вокальное выступление | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. Ковко И.С МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ» Гаврюшина Т.С. |
Православие. Праздник 14 октября «Покров Пресвятой Богородицы» 16.10.17. – 20.10.17. | Экскурсия в часовню села Газ – Сале по письменному разрешению родителей | Познакомить детей понятием «Православный Храм». Дать элементарное понимание о духовной жизни православных людей | Предварительная работа с родителями (разрешение на посещение Храма); Рассматривание убранства Храма; Знакомство с правилами поведения в Храме; Просмотр мультфильма «Истории старого завета» https://yandex.ru/video/search?text=%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B&path=wizard&parent-reqid=1486460256657436-223971786030491503306455-sas1-3635&noreask=1 Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. |
Языческий праздник «День Зимы, зимние ночи» 23.10.17. – 27.10.17. | Презентация Беседа с элементами тренинга | Познакомить детей с праздником «День Зимы, зимние ночи» | Просмотр презентации; Беседа; Зимние подвижные игры на прогулке; Лепка «Снеговика»; Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. Вихорева О.В. |
АКЦИЯ «Подарок пожилому человеку» (МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ», волонтерское движение) (Дети дарят пожилым людям сувениры сделанные своими руками) | ||||
Ноябрь | ||||
Языческий праздник» Хеллоуин – канун дня всех Святых 30.10.17.- 03.11.17. | Семейные посиделки | Познакомить детей с языческим праздником «Хеллоуин», вызвать эмоциональный отклик | Предварительная работа с родителями (изготовление карнавальных костюмов); Просмотр презентации; Подбор карнавальных костюмов; Иры на развитие коммуникации «На мостике», «Живая картина» http://detskij-dvorik.ru/musicchild/item/949-igru-dly-razvitiy; Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. Ковко И.С. |
«День народного единства» 06.11.17.-10.11.17. | Праздничное мероприятие | Воспитание нравственно - патриотических чувств к Родине, к культурному наследию предков через ознакомление с праздником. Поддержание интереса к народным играм. Воспитание чувства товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга. | Предварительная работа с родителями; Рассказ-драматизация основ праздника; Чтение стихотворений «Здравствуй Родина моя», «Родина», «Главные слова»; Народные игры «Горелки», «Удочка», «Пол, нос, потолок»; | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский Дом культуры» |
Многонациональный Дегестан 13.11.17. – 17.11.17. | Виртуальное путешествие с элементами тренинга | Познакомить детей с значением праздника. Познакомиться с национальной кухней. | Виртуальное путешествие в Дегестан; Знакомство с национальностями Дегестана (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгинцы); http://fb.ru/article/250237/natsionalnosti-dagestana-po-chislennosti-spisok; Народные игры Кавказа «Мыжьокиэн" ("Камень"), «Утушка»(Бобешк), «Повелитель лунки», «Цветы и ветерки»; http://lastochka5.ru/opit/zanjatie_igry_kavkaza_pechat.pdf; Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. |
Православие. Праздник «День архангела Михаила» 20.11.17.- 24.11.17. | Презентация Беседа с элементами тренинга | Продолжать знакомить детей с православной культурой | Просмотр презентации; Пальчиковая игра «Апельсин»; Аппликация «Ангел»; Просмотр мультфильма «Истории Нового Завета»; https://yandex.ru/video/search?filmId=9759288368286606398&text=%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0; Оформление выставки детских работ | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. Ковко И.С. |
Консультация для родителей «Эффективные методы борьбы с агрессией» 27.11.17. – 01.12.17. | Семейный клуб «Дружная семья» | Познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста. Раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение; Показать продуктивные способы работы на снятие агрессии | Доклад педагога-психолога; Игра на сплочение коллектива «Мы похожи и мы разные…»; Разбор ситуаций; Обмен опытом работы родителей и педагогов; Чаепитие | Зимина Е.Ф. Вихорева О.В. Литвинова И.Ю. Ковко И.С |
«Моя Россия» 29.11.17 г. | Игровая программа | Создать обстановку для сплочения команд, коллектива | Игра построена в форме прохождения по тематическим станциям, посвященным России, народам, проживающим на ее территории. В ходе игры происходит сплочение команд | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. Барышников А.С. МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ» Титова О.В. |
Декабрь | ||||
Мусульманский праздник «Ночь Хиджры» 04.12.17 – 08.12.17 | Презентация - беседа | Познакомить воспитанников с правилами приема пищи у мусульман | Виртуальное путешествие на Кавказ; Беседа по теме; Народные игры Кавказа «Мыжьокиэн" ("Камень"), «Цветы и ветерки»; http://lastochka5.ru/opit/zanjatie_igry_kavkaza_pechat.pdf; Подвижная игра для девочек «Одень хиджаб»; Подвижная игра «Перетяни канат» Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А |
Занятие «Добрые люди» 11.12.17. -15.12.17. | Сказкатераппия | Формировать заботливое отношение к окружающим Учить слушать и слышать; Воспитывать вежливое отношение к старшим; | Рассматривание картины «Где добрые люди, там беды не будет»; Чтение сказки «Красная шапочка»; Драматизация ситуаций; релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А |
«Десять заповедей Божих» 18.12.17 22.12.17 | Беседа | Обратить внимание детей на правила поведения в обществе | Знакомство с заповедями Божьими; Разбор ситуаций; Подвижная игра «Дракон»; Подвижная игра «Ручеек» | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А Вихорева О.В. |
Языческий праздник «Новый год» 25.12.17. – 29.12.17. | Развлечение Клуб выходного дня | Создать веселое настроение, вызвать эмоциональный отклик у воспитанников | Чтение стихотворений; Пение песен; Встреча деда Мороза; Хороводы вокруг елки Изготовление подарков на Рождество и Новый год | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А Вихорева О.В. МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ» Иштакбаева Л.А., Святная Н.Ю. |
Январь | ||||
«Права человека» 15.01.18. – 26.01.18. | Беседы с элементами арт-терапии, сказкатераппии | Учить понимать роль человека в нарушении и сохранении мира и благополучия, в многонациональной Родине; Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к личности человека, почему необходимо осторожно высказывать свое мнение; Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных, гуманных поступков; | Беседа «Чьи права главные?»; Чтение сказки о Добре и Зле; (http://21vu.ru/stuff/79-1-0-13559); Драматизация и разбор ситуаций; Подвижные игры на сплочение коллектива «Хвост Дракона»; Игры на развитие коммуникации «Поменяйтесь местами», «Я хочу с тобой дружить», «Коробка с секретом»; http://rodnaya-tropinka.ru/kommunikativny-e-igry/; Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский Дом культуры» |
Хорошие настроение 29.01.18. – 02.02.18. | Тренинг для педагогов | Введение в тему, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии. | Беседа «Мое настроение»; Тест «Как у вас с чувством юмора?»; Инсценировка «Ашот и Фатима»; Игры «Венок», «Зеркало»; Психологическая зарядка; Релаксация | Зимина Е.Ф. Долгова О.В. |
Фестиваль инсценированной народной сказки (МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ», волонтерское движение) | ||||
Февраль | ||||
Мусульманство. Ислам. Семейные традиции азербайджанского народа 05.02.18.– 09.02.18. | Семейный клуб «Дружная семья» | Познакомить воспитанников с традициями азербайджанского народа; | Предварительная работа с родителями; Рассказ – презентация «Традиции азербайджанского народа»; http://news.day.az/society/747008.html Азербайджанские игры «Со спины лошадки», «День – ночь», «Отдай платочек»; http://azbuka-igr.ru/category/world_game/azerbajdzhanskie; Чаепитие с национальными традиционными сладостями | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А Вихорева О.В. Барышников А.С. |
Языческий праздник «Масленица» 12.02.18.– 16.02.18. | Развлечение; Клуб выходного дня; Выставки детских работ | Познакомить воспитанников с праздником “Масленица”, дать представление о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского народа “со словом поющим” (масленичные песни); Развивать эмоционально-волевую сферу, творческие и умственные способностей, вызвать положительные эмоции и праздничное настроение; Воспитывать интерес к истории своего народа, желание поддерживать древние традиции, любовь к русской культуре, народной музыке, играм | Презентация – беседа «Народные гуляния «Масленица»»; http://godzagodom.com/kakogo-chisla-maslenitsa-v-2018-godu/; Народные игры «Гори ясно», «Ворон», «Солнце», «Теремок»; http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/10/kartoteka-russkih-narodnyh-igr-dlya-detey-5-7-let; Сжигание чучела; Угощение блинами; Релаксация Изготовление обрядовых кукол на Масленицу | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. Вихорева О.В. МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ» Иштакбаева Л.А., Святная Н.Ю., Штубина Н.В. МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский Дом культуры» |
Православие. Библия, Евангелие, Закон Божий 26.02.18. – 02.03.18 | Встреча с интересными людьми: Посещение детского сада иереем Православной Церкви Андреем Лукиным | Знакомство воспитанников с православными святынями «Библия, Евангелие, Закон Божий»; Формировать знания о значимости православных книг для православного народа; Воспитывать уважение носителям православной культуры | Лекция – знакомство с Библией, Евангелием, Законом Божиим; Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. Вихорева О.В. |
Март | ||||
Народный праздник «8 Марта» 05.03.18.– 09.03.18. | Развлечение «Мамы разные нужны, мамы разные важны!!! Клуб выходного дня; Выставка детских работ | Создание положительного эмоционального настроя детей; Закреплять умение выступать на сцене, чувствовать себя уверенно; Совершенствовать коммуникативные навыки. | Изготовление подарков для мам и бабушек | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. Вмхорева О.В. МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ» Иштакбаева Л.А., Святная Н.Ю., Штубина Н.В. МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский Дом культуры» |
История жизни коренных народов Севера 12.03.18.– 16.03.18. | Экскурсия в музей п. Тазовский. Клуб выходного дня | Формирование духовно - качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края | Предварительная работа с родителями (разрешение на выезд за пределы села Газ-Сале); Сопровождение группы гидом; Изготовление сувениров в национальном ненецком стиле | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ» Иштакбаева Л.А., Горохов А.В., Святная Н.Ю., Штубина Н.В |
Мусульманство. Ислам. Праздник «Навруз» как нематериальное культурное наследия человечества 19.03.18. – 23.03.18. | Виртуальная экскурсия на праздник | Познакомить воспитанников с национальным праздником «Навруз», приобщить воспитанников к национальной культуре мусульманского народа; Развитие воображения | Презентация – беседа «Навруз»; http://www.hollydays.ru/celebrations/466.html Демонстрация национальных костюмов разных национальностей; Просмотр мультфильма «Почему девочки носят хиджаб»; https://yandex.ru/video/search?p=2&filmId=14353849983941457705&text=%D0%BC%D1%83%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%94%D0%9E%D0%A3&noreask=1&path=wizard Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. Вихорева О.В. |
«Моя семья» «Школа волшебников» 26.03.18. – 30.03.18 | Выставка; Совместный досуг детей и родителей | Создать атмосферу взаимовыручки и взаимопомощи друг-другу. Учить договариваться во время совместной работы, прислушиваться к чужому мнению | Предварительная работа с родителями (принести несколько фотографий с семейного альбома); Подобрать название каждой фотографии; Оформить выставку; Изготовление поделок, просмотр детских фильмов и мультфильмов, игры | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ» Ишмурзина Е.Т. |
Акция «Посылка семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию» (МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ», волонтерское движение) | ||||
Апрель | ||||
Православие. Праздники «Вербное воскресение. Пасха» 02.04.18. – 06.04.18. | Сказкатерапия. Виртуальное путешествие; Клуб выходного дня | Пробудить в ребенке желание стать лучше, добрее, поддерживать это желание, развивать духовные потребности каждого ребенка путем его приобщения к православным ценностям; | Просмотр православного мультфильма «Это мой выбор»; Беседа после просмотра мультфильма; Подвижные игры на сплочение группы «Заколдованная тропинка», «Разговор через стекло», «Что изменилось»; http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/02/igry-na-splochenie-detskogo-kollektiva Релаксация. Изготовление писанок, крапанок на Пасху | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. МБОУ ДО «Газ-Салинский ДЮЦ» Иштакбаева Л.А., Святная Н.Ю., Штубина Н.В. |
Мусульманство. Ислам. Республика Татарстан 09.04.18. – 13.04.18. | Путешествие с элементами тренинга | Знакомство воспитанников с духовной культурой и традициями татар | Презентация «Татарстан – духовная культура и обычаи»; http://www.обычаи-и-традиции.рф/tatarskie-traditsii---chto-interesnogo-u-etogo-naroda; Рассматривание национального костюма; Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. |
Язычество. Праздник «Сумарсдаг – первый день лета» 16.04.18. – 20.04.18. | Развлечение | Знакомство воспитанников с духовной культурой и традициями язычеников | Презентация – беседа «Сумарсдаг – первый день лета»; http://www.hollydays.ru/celebrations/378.html; Подвижная игра «Прыжки через костер»; Игра «Коняшки»; http://slavyans.myfhology.info/games-people/konyashki.html Рклаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. |
Как выстроить эффективно взаимоотношения с родителями 23.04.18.-27.04.18. | Консультация - практикум (работа с педагогами) | Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников; Познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций. Сформировать навыки конструктивного решения конфликта. Познакомить с приемами бесконфликтного общения | Питча «Страшный сон»; Составление портрета идеального педагога; Составление кодекса общения с родителями, коллегами; Упражнение «Желаю Вам» Просмотр мультфильма «Моя жизнь» Релаксация. | Зимина Е.Ф. |
АКЦИЯ «Открытая ладошка» Встреча детей старшего возраста с Мамаджановым Шохджаконом (тяжелая форма ДЦП) в рамках мероприятия открытых дверей | ||||
Май | ||||
Знакомство с исламской святыней «Коран» 07.05.18. – 11.05.18. | Встреча с интересными людьми: Посещение детского сада муллой Алибеком Тамановым и представителем дагестанской диаспоры Ульчибековым Зигмундом Ульчибековичем | Знакомство воспитанников с мусульманскими святынями «Коран»; Формировать знания о значимости мусульманских книг для мусульманского народа; Воспитывать уважение носителям мусульманской культуры | Предварительная работа с родителями; Организация встречи, подготовка помещения. | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. |
Православие. Праздники «Вознесение Господне» «День Святой Троицы» 14.05.18. – 18.05.18. | Продолжать знакомить детей к Православной культурой. Воспитывать уважение к духовному миру людей, учить принимать и уважать другое мнение. Развивать коммуникацию, умение слушать | Рассматривание православной литературы, церковной утвари; Игра «Танграмм» Подвижная игра «Выше ноги от земли» Раскрашивание народных костюмов (русского, дагестанского, украинского); Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. Ковко И. С. | |
Воспитание духовно-нравственных качеств у старших дошкольников 21.05.18. – 25.01.18. | Семейный клуб «Дружная семья» | Формирование духовно-нравственной культуры, показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей. Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре. Воспитание уважения к языку, традициям, обычаям и культуре разных народов. Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье | Мини-лекция о духовно-нравственном воспитании в семье; Мини-тренинг на сплочение коллектива; Мини-лекция «Билингвизм – проблемы и их решение»; Чаепитие – обмен рецептами народной кухни; Релаксация | Зимина Е.Ф. Кучеренко С.А. Литвинова И.Ю. Ковко И.С. |
Развлечение «ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ», выставка детских работ МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский Дом культуры» |
Приложение № 1.
Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 5-7 лет
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
▪Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
▪Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
▪Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
▪Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
▪Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
▪Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Диагностика эмоционального компонента нравственного
развития
Методика «Сюжетные картинки»(предназначена для детей 1-2 классов)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях»(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, стр 37)
Анкета-опросник «Настоящий друг»
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. (Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, стр. 154)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дружат дети всей Земли!"
Наш сад многонационален: в нем много воспитанников -азербайджанцев, армян, дагестанцев, туркменов, киргизов, таджиков, украинцев и других народов. Дошкольное детство - это возраст, когда формируются у...
Проект "Дружат дети всей Земли"
Задачи проекта•Смягчение протекания процесса адаптации•обогащение словаря детей•развитие эмоциональной сферы•развитие коммуникации•стимулирование познавательной и творческой активности...
Педагогический проект "Дружат дети всей земли"
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий, коллективный.Автор проекта: воспитатель Ильясова Т.М.Возраст детей: 6-7 лет.Продолжительность: краткосрочный.Социальные партнеры: дети, род...
ПРОЕКТ "Дружат дети всей земли!"
Проект принял участие в Х международном конкурсе образовательных проектов "Диалог - путь к пониманию" по вопросам интеграции мигрантов и представителей иноэтнических групп средствами образования ...
Проект: "Дружат дети всей земли".
Создание системы работы по приобщению дошкольников к культурам разных народов проживающих в России, в нашей республике и формирование толерантного поведения, а так же гармоничного развития...
Познавательно-тематический досуг "Дружат дети всей земли"
для детей старшего дошкольного возраста...
недельное перспективное планирование Тема проекта: «Дружат дети всей Земли». Дата: 13.04.2022 – 17.04.2022 Цель. Создание социальной ситуации развития для формирования толерантного отношения к детям разных национальностей. Способствовать формирован
Тема проекта: «Дружат дети всей Земли». Дата: 13.04.2022 – 17.04.2022Цель. Создание социальной ситуации развития для формирования толерантного отношения...