Проект "Дружат дети всей Земли!"
статья (младшая группа) по теме

Воздвиженская Светлана Сергеевна

Наш сад многонационален: в нем много воспитанников -азербайджанцев, армян, дагестанцев, туркменов, киргизов, таджиков, украинцев и других народов. Дошкольное детство - это возраст, когда формируются у детей навыки уважительногои доброжилательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных национальных культур, вырабатывается умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей. В решении задач толерантности, особенно в настоящее сложное время, я отвожу дошкольному воспитанию и образованию особую роль, так как дети с самого раннего возраста, развиваясь в едином процессе, единой языковой среде , легче усваивают уроки толерантности. Но я считаю, что необходимо знакомить воспитанников с лудшими  образцами многонациональной культуры, как ближних зарубежных стран( стран, ранее входящих в состав СССР), так и дальних наших соседей, живущих на этой прекрасной Земле.

Для того, чтобы вся работа в детском саду более плодотворной, задействую большой  спектр мероприятий и разнообразные виды деятельности дошкольников, привлекая воспитателей и родителей к активному участию в проекте. В проекте: "Дружат дети всей Земли"  освещены такие мероприятия, как презентация каждой группой ( начиная со средних групп) какой- то одной страны. (Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Армении, Белоруссии, Украины и России) Каждая группа,  готовясь к  мероприятиям в рамках проекта, знакомится с историей страны, ее Геральдикой, узнает название Столиц, знакомится с природными богатствами, архитектурой и культурными ценностями этих стран. Учит песни, танцы, игры, стихи, слушает и проигрывает сказки, рисует по впечатлениям. оздаются, с помощью родителей и воспитателей групп элементы национальных костюмов. После того, как группа усвоила культурную программу одной какой- нибудь страны, происходит взаимообмен: дети знакомят все остальные группы со всем, что они узнали, выступают в роли экскурсоводов,показывают детям сказки, учат играть в народные игры. В результате все дети групп, задействованные в проекте, знакомятся со всеми странами проекта. Большой частью работы с родителями является и, самое непосредственное их участие в создании выставок бытового и культурного наследия, национальных и кулинарных особенносте данных стран. В результате этого проекта, дети еще более сдружились, все выступления они воспринимали с большой теплотой ., заинтересованностью, и все время спрашивали: "А куда мы еще пондм в гости?" Так как мы построили пароект как путешествие в разные страны. В конце каждой части проекта проводится большой гала-концерт, где участвуют все группы, демонстрируя свое искусство. Проект неокончен. в этом году он продолжается по странам дальнего зарубежья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_1.docx43.56 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Южное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №916

Утверждено заведующей

ГБОУ детского сада №916

Налетовой Т.А.

Проект по формированию у дошкольников толерантности

« Дружат дети всей Земли»

исследовательско-творческой направленности 

(12.11.2012 г. - 30.11.2012г. и

С 15.04.2013г.-30.04.2013г.)

Автор - составитель:

Воздвиженская С.С.

Музыкальный руководитель

ГБОУ детского сада №916

                                                                               

Москва, 2012-2013  г.г.


Актуальность проекта:

« Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО.  Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:

  1. детская непосредственность;
  2. ограниченный жизненный опыт;
  3. детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами.

Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:

  1. создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;
  2. использование демократического стиля педагогического руководства;
  3. организация диалога и сотрудничества в коллективе;
  4. организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

В проект включены различные виды непосредственной образовательной деятельности: художественное творчество, слушание художественной литературы, театрализованная деятельность, слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Все это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки народного творчества и предметов быта, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Проблема:

- Проявление нетерпимости у детей по отношению к сверстникам различных национальностей;

- Недостаточная компетентность воспитателей и родителей в области культур различных стран.

Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Задачи:

- Знакомить детей с  культурой и национальными традициями  стран бывшего СССР: Туркмении, Азербайджана, Армении и Казахстана.

Второй этап -  с  культурой и национальными традициями  стран Беларусь, Украины, России.

- Воспитать  у дошкольников миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.

- Создать толерантную среду в обществе и в сфере образования.

- Развить творческие способности воспитанников.

-Усовершенствовать знания о Российских государственных символах (герб, флаг, гимн)

-Воспитать патриотическое чувство, гордость за свое Отечество.

Планируемый результат:

- Воспитанники относятся терпимее к сверстникам разных национальностей, проявляют толерантность.

- Сотрудники проявляют толерантность по отношению друг к другу.

- Повысилась компетентность воспитателей и родителей в области культуры разных стран.

-Проявление чувства гордости за свое отечество и желание выразить приобретенные знания в своем детском творчестве.        

Руководитель  проекта:

Музыкальный руководитель Воздвиженская С.С.

Реализаторы проекта: 

Методическое обеспечение и методическое оформление: старший воспитатель Фомичева Е.В., Жарова Н.А..

Воспитатели: Цыбушкина Н.В., Гадживердиева Р.Х., Попова Е.В., Попова Т.А., Геворгян А.Г., Райло Г.Н..

Участники проекта:

Воспитатели и воспитанники подготовительной группы, старшей группы, средних групп, родители.

Сроки выполнения проекта:

12.11.2012 г. -  30.11.2012г. и  с 15.04.2013-30.04.2013г.

Теоретическое обоснование проекта.

        Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определённых национальных и культурных сообществ. Представители населения различных стран, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители – все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе этнических взглядов, социальных институтах. На основе различий в системе нравственных и этических норм, обычаев и традиций уже в первобытную эпоху появились антитезы: «мы – они», «свои – чужие», «Я – другой». Человек как субъект и как личность не существует без другого, той единицы, той точки отсчёта, которая даёт представление о соразмерности человека в его сравнении с себе подобным. Философская категория «Другой» рассматривается в качестве центральной в трудах целого ряда философов.

Идея толерантности возникла ещё в глубокой античности, как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам; постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающие в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Значительный вклад в разработку правового оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, деятели Просвещения (Дж. Локк, «Письма о веротерпимости»; Вольте, «Трактат о веротерпимости»). Постепенно проблема толерантности перестала ассоциироваться с проблемой лишь религиозной терпимости.

По сути своей, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны.

В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью».

Ресурсное обеспечение проекта

Название ресурса

Содержание

1.

Нормативно - правовой ресурс

Согласование проекта с руководителем и коллективом детского сада. Издание приказа по дошкольному учреждению.

2

Научно - методический ресурс

Изучение литературы:

1.Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.

2.Степанов П. Как воспитать толерантность?

3.Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру.

4.Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся.

3

Материально - технический

Приобретение наглядных материалов: национальных костюмов, предметов быта, флагов, гербов, национальных музыкальных инструментов и т.д..

Приготовление блюд национальных кухонь: Армянской, Туркменской, Азербайджанской, Казахской, Белорусской, Украинской, Русской.  

Использование видео проектора

4

Информационный

Выход на сайты Интернета

http://ru.wikipedia.org/

http://www.bestreferat.ru/

http://nsportal.ru/

Тип проекта: информационный.

Вид: исследовательско-творческой.

Продукт проекта: Проведение досугов«В мире толерантности»,

 по всем рассматриваемым странам и народностям, осмвещенных в проекте «Дружат дети всей земли».

Этапы проектной деятельности

1 этап – подготовительный

Сроки: 

12.11.2012г. – 16.11.2012г.

 15.04.2013г. - 19.04.2013г.

Задачи:

1. Провести анализ по теме проекта.

2. Выявить проблемы темы и наметить пути решения данных проблем.

3. Изучить теоретические основы темы, определить концептуальные основы проекта, разработка проекта.

Планируемый  результат:

Готовность перехода к реализации проекта

Ответственные:

Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели. 

2 этап – практический

Сроки: 19.11.2012г. – 23.11.2012г.

               22.04.2013г. – 26.04.2013

Задачи:

1. Реализация проекта.

2. Корректировка мероприятий проекта.

3. Представить продукт проекта.

Планируемый  результат:

          Реализация мероприятий и задач проекта        

Ответственные: 

Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели. 

3 этап – контрольно- оценочный

Сроки: 26.11.2012г. – 30.11.2012г.

               26.04.2013г. – 30.04.2013г.

Задачи:

1. Определить степень готовности проекта

2. Обсудить итоги проекта.

Планируемый  результат:

          Планируемый результат совпадает с реальным.

Ответственный: 

Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели. 

План работы по реализации проекта

Содержание деятельности

Задачи

Планируемый  результат

Ответственные

I этап - подготовительный

Экспертиза ресурсного обеспечения  учреждения по данной теме проекта.

Изучить ресурсы учреждения по теме проекта

Ресурсное обеспечение проекта в контексте  темы проекта

Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели. 

Презентация проекта руководству и сотрудникам детского сада.

Определить стратегию работы

Внедрение проекта в практику работы в ДОУ.

Музыкальный руководитель

II- этап практический

Задачи

Содержание

Ответственные

1.

- Расширить познавательный интерес к культуре разных народов;

-  Расширить познавательный интерес к культуре и истории отечества –России.

Беседа:

- «Особенности культуры  и  творчества  народов разных стран»;

Показ презентаций об истории, символики,   культуре  и  творчестве народов разных стран  в рамках проекта.

-Цикл занятий по ознакомлению с особенностями Российской истории и культуры»

Музыкальный руководитель, воспитатели. 

Старший воспитатель,  воспитатели.

2.

- Воспитывать  у детей культуру речевого общения.

- Развитие эстетического восприятия, представления, чувства.

- Проведение на занятиях и в досуговой деятельности конкурсов  скороговорок, потешек, народных игр.

-Проведение театрализованных игр и постановок  сказок разных стран в рамках проекта.

-Оформление музыкального зала, выставок  национального творчества, и детского творчества.

Элементы национальной одежды.

Исполнение народных танцев, песен, игры на музыкальных инструментах национальной музыки.

Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели. 

Воспитатели,  дети разных возрастных групп.

Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели. 

Воспитатели,  дети разных возрастных групп.

3.

- Приобщение к культуре народов мира. 

- Активизировать  детей на приобретение и закрепление  умений и навыков в области художественного творчества.

 Чтение  и  просмотр сказок, рассказов, фольклора разных стран.

  Творческая деятельность детей:

-Выставки детского творчества;

-Участие детей в театрализованных постановках, народных играх, ярмарке;

- Гала-концерты в завершении каждого этапа проекта.

Старший воспитатель, воспитатели. 

Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели. 

Воспитатели,  дети разных возрастных групп.

4.

-Привлечь родителей к подготовке и участию в проекте.

Взаимодействие с родителями:

-Разработка атрибутов и элементов костюмов;

-изготовление национальных кулинарных блюд;

-участие в галла-концерте (игра на национальных музыкальных инструментах)

Воспитатели

Родители

Родители

5. Закрепление полученных знаний

- Проявить творческий  потенциал и самостоятельность.

- Развить художественное восприятие.

-Постановка театрализованных игр-сказок;

-Изготовление поделок народного творчества;

-Исполнение песен, танцев, игра на музыкальных инструментах.

-Презентации, концерты, театрализованные действия.

Старший воспитатель, воспитатели.

6.

- Приобщить к культуре народов мира.

- Формировать творческую личность.

-Формировать  доброжелательное, толерантное отношение к людям разных национальностей.

- Проведение заключительного праздника-досуга « Гала-концерт»

-Ежедневное общение со сверстниками.

Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели.

Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели

        

III- этап контрольно- оценочный

Задачи

Содержание

Ответственные

Проанализировать степень реализации проекта, уровень решения поставленных задач.

- Представление результатов работы по проекту руководителю и коллективу сада.

- Создание презентации по проекту «Толерантность»

- Оформление информационного материала.

-Представление результатов проектной деятельности в информационное пространство.(Сайт детского сада)

Музыкальный руководитель, старший воспитатель.

Старший воспитатель.

 Литература.

1.   Агеев В.С. межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990г.

2.   Арабов, И       А Этнопедагогика: (Культурол. аспект)/ И.А. Арабов, Г.Ю. Нагорная; Карачаево-Черкес. гос. пед. ун-т, Рос.     акад. образования (Юж. отд-ние). -Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. -213 с.: табл. -Библиогр.:188-213с..

3.   Арутюнян Ю. В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 271с.

4.   Божбанова, Раушан ЖанбековнаЭтнопедагогическая культура личности: Учеб. пособие/ Р.Ж. Божбанова; Ком. нац. безопасности Рее Казахстан, Караганд. высш. шк. -Караганда: КВШ КНБ РК, 1998. -64

5.     Бызова, Валентина МихайловнаЭлементы этнопедагогики: Учеб. пособие/ В.М. Вызова, Л.И. Краева; Сыктывкар, гос. ун-т. -Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар, ун-та, 2000. -52 с.: табл. -Библиогр.:52с.

6.     Бызова, Валентина Михайловна Введение в этнопедагогику: Учеб. -метод, пособие/ В.М. Вызова; Сыктывкар, гос. ун-т. -Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар, ун-та, 2000. -46 с.: ил. -Библиогр.:14-22с.

7.     Галяпина, Виктория Николаевна Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности: Курс лекций: [В 3 ч.]/ В.Н. Галяпина, Т.В. Поштарева; Ставроп. гос. ун-т, Краевая науч.-исслед. лаб. По проблемам формирования соврем, личности в политкультур. среде. -Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 2004. -349

8.     Джуринский,   АлександрНаумович Поликультурноевоспитание   в   современном мире   :   [Моногр.]   / А. Н.    Джуринский;   Моск.    пед.    гос.    ун-т.-   М.    :    Прометей,    2002.-   71 с.

9. Кон, Игорь СеменовичРебенок и общество: Учеб. пособие: Для студентов вузов, обучающихся по психол. И пед. специальностям/ И.С. Кон. -М.: Academia , 2003. -334,[1] с.: ил. -(Высшее проф. Образование).

10.  Козлова  Антуанетта Георгиевна Этнопедагогика (на основах педагогики ненасилия): Метод, рекомендации/А.Г. Козлова; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. -СПб.: Verba Magistri, 1997.с. 200

11.                       Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии: [Чуваш.-рус. слов.]/ Сост. М.Г. Харитонов, Ред.Г.Н. Волков; Сост. М.Г. Харитонов; Под ред. Г.Н. Волкова. -Чебоксары: Б.и., 1996. -139 с. -Библиогр.:138-139с.

12.                       Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Часть1.-М.:, 2006.-112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дружат дети всей Земли" (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект НОД по формированию гражданственности, толерантности, доброжелательного отношения к людям разных национальностей...

Картотека народных игр «Дружат дети всей Планеты, дружат дети всей Земли»

Веселые подвижные игры – это наше детство. Народные игры являются неотъемлемой частью национального и физического воспитания дошкольников.Детский досуг… Каким он должен быть, чтобы доставлять радость ...

Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного вида.

Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного ...

Занятие ко Дню защиты детей в старшей группе «Дети всей Земли – быть счастливыми должны»

Конспект образовательной деятельности «Дети всей Земли – быть счастливыми должны» в старшей группе  по правовому воспитанию детей дошкольного возраста.(с использованием мульти...

Сценарий праздника, посвященного Дню Защиты детей: "Дружат дети всей Земли"

Данный праздник можно проводить без дополнительной  подготовки детей, объеденив группы разных возрастов....

Развлечение для детей «Дружат дети всей Земли»

Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей....