«Эффективность использования технологии гибкого планирования в развитии речевой активности старших дошкольников»
материал по развитию речи
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ. Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Необходимым условием развития личности ребенка является общение со взрослыми и сверстниками. Применение различных информационных технологий способствуют улучшению организации образовательного процесса, активному развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, я применению технологию гибкого планирования, главной целью которой является развитие инициативности детей во всех видах деятельности, в том числе речевой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.15 КБ |
variativnoe_koleso_i_mozaichnaya_osvedomlennost_2.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективность использования технологии гибкого планирования в развитии речевой активности старших дошкольников».
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ. Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Необходимым условием развития личности ребенка является общение со взрослыми и сверстниками. Применение различных информационных технологий способствуют улучшению организации образовательного процесса, с целью - активного развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. В своей работе с детьми, я применению технологию гибкого планирования, главной целью которой является развитие инициативности детей.
На сегодняшний день тема развития детской инициативы, является самой актуальной. Одна из основных задач ФОП ДО так и сформулирована: обеспечьте развитие инициативности ребёнка, его самостоятельности. Сюда же добавим принципы и подходы ФОП, где опять же поддержка инициативы, с опорой на индивидуальные особенности воспитанников, когда сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.
В речевой деятельности детей показателем инициативной речи детей выступают обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. Речевой поток здесь безграничен - это объясняется тем, что речь входит в любую деятельность детей. Речевая активность – это устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном и инициативном использовании речи в практике общения.
Применяемые мной приемы и методы технологии гибкого планирования направлены на создание условий для формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, способствовать возникновению естественных потребностей в общении, самостоятельному высказыванию, способность к проявлению речевой активности.
Для развития речевой инициативной активности, успешно в своей работе использую метод «детский совет» — это ежедневный рефлексивный круг, где дети обсуждают возникшие проблемы, обмениваются полученными знаниями и опытом, выбирают интересующую их тему, высказывают свое мнение, делятся своим опытом, и т.д. Более подробно, я бы хотела рассказать о методе «Мозаичная осведомленность».
«Мозаичная осведомленность» представляет из себя так называемое поле из мозаик в виде сот. Сами «мозаики» могут быть сделаны из обычной бумаги, а можно выполнить в виде коврика на переносном полотне или начерчены на полу.
Главная цель этой технологии, натолкнуть детей на выбор темы, недели, проекта, мероприятия и т.д. Темы могут быть разными, основанными на интересах детей, что обеспечивает лучшую мотивацию, и ребёнок сможет найти в ней какой-либо интересующий только его аспект.
Внутри мозаичных сот нарисованы символы или разложены предметы, объединенные одной темой. На каждую «ячейку» кладется предмет, или картинка с обозначением того или иного предмета. Все предметы и картинки связаны общей темой. Дети обсуждают и придумывают общее название темы, к которой могут походить все предметы мозаики. Когда тема определена, дети придумывают свою интерпритацию, объяснение каждого символа или предмета в мозаике. Это настолько увлекает детей, что порой появляются очень необычные варианты решения.
Дальше провожу беседу с детьми, на тему «Что мы можем рассказать, нарисовать, сделать?» Дети проводят бурные обсуждения, предлагают свои варианты, а в понедельник утром, на детском совете, совместно с детьми фиксируем все на «Вариативном колесе».
«Вариативное колесо» — это метод представляет из себя распечатанное на бумаге колесо (круг), в котором совместно с детьми располагаем интересующие нас «Рубрики» а по центру расположена - тема проекта или тематической недели.
Заполнять вариативное колесо мы можем начать сразу в пятницу, на вечернем совете, если ребенок определился с тем, что хочет рассказать, узнать или сделать. После того, как мы зафиксировали выбранную нами тему, вывешиваем наше «колесо» в приемной для знакомства с новой темой родителей. Дома родители с детьми обсуждают, находят информацию из известных источников, подбирают информационный материал и т.д. и в понедельник фиксируют что хотели бы рассказать, создают свои рублики.
При организации работы по средствам применения технологии гибкого планирования, развитие речевой активности и инициативы дошкольников я стараюсь соблюдать определённые правила:
1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо;
2. Не сдерживать инициативу детей;
3. Не делать за них то, что они могут сделать;
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенка.
Таким образом, использование технологии гибкого планирования, позволяет значительно повысить самостоятельную речевую активность детей, развить творческое мышление, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мозаичная осведомленность»
Использование технологии « Мозаичнаяосведомленность »
«Вариативное колесо»
Фиксация результатов на «вариативном колесе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектирования как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Технология проектной деятельности является одной из форм ,которая способствует развитию самостоятельности,инициативности,активности ребенка....
Развитие речевой активности старших дошкольников
Презентация по развитию речи...
Организация предметно-пространственной среды для профилактики и развития речевой активности старших дошкольников в логопедическом кабинете
Организация предметно-пространственной среды для профилактики и развития речевой активности старших дошкольниковв логопедическом кабинете...
Развитие речевой активности старших дошкольников через приобщение к детской художественной литературе
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Опыт работы....
Рекомендации для воспитателей по использованию методов ТРИЗ-педагогики в развитии речевого творчества старших дошкольников
Работа по ТРИЗ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возрас...
Использование технологии квест-игры, как развитие самостоятельности у старших дошкольников.
В статье даются рекомендации воспитателю в использовании технологии квест - игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников...
Технология "Сторителлинг" как эффективное средство развития связной речи и речевой активности старших дошкольников.
В своей работе я постоянно сталкиваюсь с трудностями у детей, когда надо пересказать рассказ или сказку, придумать продолжение или окончание истории. У большинства дошкольников нарушена связность...