конспект родительского собрания на тему "Приобщение детей к истокам семейской культуры"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Иванова Наталья Антоновна

Данный конспект проведения родительского собрания в нетрадиционной форме.Что способствует приобщению детей к истокам народной  семейской культуры.Также  позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания (в нетрадиционной форме) «Приобщение детей к истокам семейской культуры»

Составитель: Иванова Н.А.


Актуальность. Приобщение детей к истокам народной  семейской культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность.

 Цель: Помочь родителям осмыслить, что приобщение детей к семейно- бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и лада в семье - должно начинаться в семье.

Задачи:

1.Помочь   родителям   осмысленно   знакомить   детей   с   устным   народным  творчеством ( потешки, прибаутки, песенки, игры-забавы,   загадки,   пословицы,   поговорки,   произведения  декоративно-прикладного искусства).

2. Прививать любовь к истории и культуре нашей  Родины.

3. Воспитывать уважительное отношение к традициям семейской культуры. Место проведения: группа.

Методическое и техническое обеспечение : мультимедиа,  эмблемы команд (Багульник,Черемуха),   колокольчики,   раздаточный   материал   (пословицы, поговорки, загадки), музыкальные инструменты.

Ведущая: воспитатель :Иванова Н.А..

Ход викторины. Слайд 1, 2.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад! Много гостей, много и новостей!

Время наше сложное - время социальных перемен. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и  игрушки  заменяются на телевизионные экраны , где много жестокости. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека.    Поэтому,    воспитание    гражданина   и  патриота,  знающего  и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери». Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни , пестушки , потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, через декоративно - прикладное искусство народных мастеров, которые раскрывают исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории.

Я, сегодня вас пригласила, чтобы наглядно показать, как можно познакомить детей с семейской народной культурой и сделаем это через игру - викторину. Тема нашей викторины посвящена быту семейских..( Слайд 3) Играют две  команды  родителей: Черемушка и Багульник.

Черемуха – этолюбимое растение семейских, а багульник - символ весны..

Ведущая: Чья команда первая позвонит в колокольчик, та и отвечает. За каждый правильный ответ, команда получит черемуховый листочек или цветок. А в конце игры мы подсчитаем баллы и объявим победителей.

И так начнём:

Первое задание.

Отгадайте загадку:

«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке - Жучка?»

Ответ: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе жар. (Слайд 4)

Ведущая: И действительно, войдя в избу, сразу обращали внимание на печь, она занимала почти   пол-избы.  С  печью связаны  весь быт, вся жизнь семейских. .

Второе задание.

В каких русских народных сказках можно встретить печь?

Ответ: «По щучьему велению»,  «Гуси - лебеди», «Привередница», «Мороз Иванович», Василиса Прекрасная». (Слайд 5,6)

Ведущая: Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. (Слайд 7)

Русская пословица гласит: «Когда в печи жарко - тогда и варко».

Вопрос.

Какими дровами топили печь? Обоснуйте свой ответ. (Слайд 8) Ответ: Топили печь, как правило, берёзой, дыма меньше и тепло дольше держится. А ольхой протапливали, чтобы прочистить дымоход. Сосну и ель использовали редко, они очень быстро прогорают. Если кто-то топил печь чем попало, говорили: «Подле леса живёт, а печку соломой топит».

Ведущая: А вы знаете, печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. На печке грели свои косточки старики и старухи говорят, помогало. Самое главное, в ней можно было даже мыться.

Рубрика «Ты мне, я тебе».

Команды загадывают друг другу загадки.( Слайд 9.10)

Кто в избе рогат? (ухват)

Всех в объятья принимает и баюкает, качает. (кресло - качалка)

Кривая собачка в печку глядит? (кочерга)

Маленький  Ерофейка подпоясан коротенько. По полу скок - скок и сел в уголок. (веник)

Насыпать можно, а донести нельзя. (сито)

В небо - дыра, в землю - дыра, а в середине - огонь да вода. ( самовар ).

В избу идут - плачут, из избы идут - скачут, (вёдра на коромысле)

Стоит волчище, разинув ртище. (колодец)

Лето придёт - не глядят на нее, зима настаёт - обнимают её. (печь)

Стоит на крыше Арина рот разиня. ( труба )

Ведущая: У  хороших хозяев  в  избе   всё сверкало  чистотой.  Пол,  стол,  скамьи   выскоблены;  На полу лежат  половики,вязаные круги,  на кроватях кружевные оборки - подзоры; иконы  начищены до блеска. (Слайд 11) Вопрос.

Как назывался правый от печки угол, где командовала хозяйка? (Слайд 12) Ответ: бабий кут, то есть отгороженное место (от слова закуток)

Ведущая: Правый от печки угол назывался  бабий кут  или середа, здесь хозяйка готовила пищу, здесь же стояла прялка.

Вопрос.

В другом, левом углу от печки помещались стол, скамья, висели иконы. Это было место для гостей. Как назывался этот угол? (Слайд 13)

Ответ. Красный, значит красивый.

Ведущая: семейский   народ всегда славился своим  гостеприимством. Сажая гостей в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». «Приходите в мой дом - мои двери открыты...»

Задание: Назовите пословицы о гостеприимстве.

«Что есть в печи - на стол мечи».

«Умей в гости звать, умей и угощать».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

«Добрый гость всегда впору».

«Зазвал гостей - не вари костей, не хмурь лица, подавай винца».

«Гостю щей не жалей, а погуще лей».

Ведущая:  Почти всю обстановку в избе делали своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели туеса, корзины. Всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Все хозяйские постройки крестьянского двора ( амбар, сарай , курятник ) располагались поблизости от избы. Недаром пословица молвится:

«Дом вести - не бородой трясти»

«Без хозяйки - изба плачет, без хозяина - двор». (Слайд 14)

Ведущая: Все знают сказку о  колобке: «По амбару  метён,  по сусекам скребён».

Вопрос: Что же это за сусеки?

Ответ. Это сделанный из толстых досок короб. Он внутри разделён на отсеки (сусеки). Сусек больше служит накопителем зерна. Из него оно постепенно осыпается в разные сусеки. Вот когда всё зерно уже выбрано, то приходится

Мести  амбар и скрести сусеки. (Слайд 15)

Ведущая: Много пословиц и  поговорок сложил народ о труде и умении. Теперь предлагаю игру «Доскажи пословицу». (Слайд 16)

Баснями амбар.............................(не наполнишь)

Не тот хлеб, что в поле............(а тот, что в амбаре).

Хвались урожаем...........................( когда рожь в сусек засыпаешь)

Кто веет и сеет,..................( тот не обеднеет).

Что в поле родиться.......................( всё в доме пригодится)

Ведущая: В старину наши предки любили играть в народные игры .

 Вопрос: Какие семейские  народные игры вы знаете? Задание командам проиграть в  игры.

Команда «Черемушка» - игра «кости». (Слайд 17)

Команда «Багульник»- игра «Жмурки» (Слайд 18)

Ведущая: Издавна ведется: веселье и труд - рядом живут! Ну и какая же русская душа не любит праздника.

Из глубокой древности пришли к нам народные праздники.

Вопрос:  Какие народные праздники вы знаете?

Ответ. Рождество,  Святки, Крещение, Масленица,  Троица ,  Пасха,  Петров день (сенокос),Сретенье. (Слайд 19)

Ведущая.  Пока наше жюри подведет итоги викторины, давайте вспомним пословицу:  «Веселье  и труд -  все  перетрут».  А  где песня  поется, там и трудиться веселее. Запевайте песню шуточную - прибауточную.

Русская народная песня «Бока,мои бока». (Слайд 20)

Подводятся итоги. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по теме: "Приобщение детей к истокам народной культуры"

Хочу поделиться разработанными конспектами занятий по теме "Приобщение детей к истокам народной культуры"...

Конспект родительского собрания с участием детей в старшей группе, на тему: «Безопасность детей – в наших руках».

Цель: Повышать компетентность родителей по проблемам соблюдения правил дорожного движения на улицах города; поддерживать сотрудничество семей с сотрудниками ГИБДД.Задачи:1. Создать атмосферу сотруднич...

Конспект родительского собрания "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе"

Возрастные особенности детей 6–7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группеЦели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Конспект родительского собрания (с участием детей). Старшая группа. "Безопасность детей - в наших руках"

Конспект родительского собрания (с участием детей). Старшая группа. "Безопасность детей - в наших руках"...