конспект родительского собрания на тему "Приобщение детей к истокам семейской культуры"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Данный конспект проведения родительского собрания в нетрадиционной форме.Что способствует приобщению детей к истокам народной семейской культуры.Также позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания (в нетрадиционной форме) «Приобщение детей к истокам семейской культуры»
Составитель: Иванова Н.А.
Актуальность. Приобщение детей к истокам народной семейской культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность.
Цель: Помочь родителям осмыслить, что приобщение детей к семейно- бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и лада в семье - должно начинаться в семье.
Задачи:
1.Помочь родителям осмысленно знакомить детей с устным народным творчеством ( потешки, прибаутки, песенки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, произведения декоративно-прикладного искусства).
2. Прививать любовь к истории и культуре нашей Родины.
3. Воспитывать уважительное отношение к традициям семейской культуры. Место проведения: группа.
Методическое и техническое обеспечение : мультимедиа, эмблемы команд (Багульник,Черемуха), колокольчики, раздаточный материал (пословицы, поговорки, загадки), музыкальные инструменты.
Ведущая: воспитатель :Иванова Н.А..
Ход викторины. Слайд 1, 2.
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад! Много гостей, много и новостей!
Время наше сложное - время социальных перемен. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на телевизионные экраны , где много жестокости. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери». Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни , пестушки , потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, через декоративно - прикладное искусство народных мастеров, которые раскрывают исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории.
Я, сегодня вас пригласила, чтобы наглядно показать, как можно познакомить детей с семейской народной культурой и сделаем это через игру - викторину. Тема нашей викторины посвящена быту семейских..( Слайд 3) Играют две команды родителей: Черемушка и Багульник.
Черемуха – этолюбимое растение семейских, а багульник - символ весны..
Ведущая: Чья команда первая позвонит в колокольчик, та и отвечает. За каждый правильный ответ, команда получит черемуховый листочек или цветок. А в конце игры мы подсчитаем баллы и объявим победителей.
И так начнём:
Первое задание.
Отгадайте загадку:
«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке - Жучка?»
Ответ: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе жар. (Слайд 4)
Ведущая: И действительно, войдя в избу, сразу обращали внимание на печь, она занимала почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь семейских. .
Второе задание.
В каких русских народных сказках можно встретить печь?
Ответ: «По щучьему велению», «Гуси - лебеди», «Привередница», «Мороз Иванович», Василиса Прекрасная». (Слайд 5,6)
Ведущая: Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. (Слайд 7)
Русская пословица гласит: «Когда в печи жарко - тогда и варко».
Вопрос.
Какими дровами топили печь? Обоснуйте свой ответ. (Слайд 8) Ответ: Топили печь, как правило, берёзой, дыма меньше и тепло дольше держится. А ольхой протапливали, чтобы прочистить дымоход. Сосну и ель использовали редко, они очень быстро прогорают. Если кто-то топил печь чем попало, говорили: «Подле леса живёт, а печку соломой топит».
Ведущая: А вы знаете, печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. На печке грели свои косточки старики и старухи говорят, помогало. Самое главное, в ней можно было даже мыться.
Рубрика «Ты мне, я тебе».
Команды загадывают друг другу загадки.( Слайд 9.10)
Кто в избе рогат? (ухват)
Всех в объятья принимает и баюкает, качает. (кресло - качалка)
Кривая собачка в печку глядит? (кочерга)
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько. По полу скок - скок и сел в уголок. (веник)
Насыпать можно, а донести нельзя. (сито)
В небо - дыра, в землю - дыра, а в середине - огонь да вода. ( самовар ).
В избу идут - плачут, из избы идут - скачут, (вёдра на коромысле)
Стоит волчище, разинув ртище. (колодец)
Лето придёт - не глядят на нее, зима настаёт - обнимают её. (печь)
Стоит на крыше Арина рот разиня. ( труба )
Ведущая: У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. Пол, стол, скамьи выскоблены; На полу лежат половики,вязаные круги, на кроватях кружевные оборки - подзоры; иконы начищены до блеска. (Слайд 11) Вопрос.
Как назывался правый от печки угол, где командовала хозяйка? (Слайд 12) Ответ: бабий кут, то есть отгороженное место (от слова закуток)
Ведущая: Правый от печки угол назывался бабий кут или середа, здесь хозяйка готовила пищу, здесь же стояла прялка.
Вопрос.
В другом, левом углу от печки помещались стол, скамья, висели иконы. Это было место для гостей. Как назывался этот угол? (Слайд 13)
Ответ. Красный, значит красивый.
Ведущая: семейский народ всегда славился своим гостеприимством. Сажая гостей в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». «Приходите в мой дом - мои двери открыты...»
Задание: Назовите пословицы о гостеприимстве.
«Что есть в печи - на стол мечи».
«Умей в гости звать, умей и угощать».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
«Добрый гость всегда впору».
«Зазвал гостей - не вари костей, не хмурь лица, подавай винца».
«Гостю щей не жалей, а погуще лей».
Ведущая: Почти всю обстановку в избе делали своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели туеса, корзины. Всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Все хозяйские постройки крестьянского двора ( амбар, сарай , курятник ) располагались поблизости от избы. Недаром пословица молвится:
«Дом вести - не бородой трясти»
«Без хозяйки - изба плачет, без хозяина - двор». (Слайд 14)
Ведущая: Все знают сказку о колобке: «По амбару метён, по сусекам скребён».
Вопрос: Что же это за сусеки?
Ответ. Это сделанный из толстых досок короб. Он внутри разделён на отсеки (сусеки). Сусек больше служит накопителем зерна. Из него оно постепенно осыпается в разные сусеки. Вот когда всё зерно уже выбрано, то приходится
Мести амбар и скрести сусеки. (Слайд 15)
Ведущая: Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и умении. Теперь предлагаю игру «Доскажи пословицу». (Слайд 16)
Баснями амбар.............................(не наполнишь)
Не тот хлеб, что в поле............(а тот, что в амбаре).
Хвались урожаем...........................( когда рожь в сусек засыпаешь)
Кто веет и сеет,..................( тот не обеднеет).
Что в поле родиться.......................( всё в доме пригодится)
Ведущая: В старину наши предки любили играть в народные игры .
Вопрос: Какие семейские народные игры вы знаете? Задание командам проиграть в игры.
Команда «Черемушка» - игра «кости». (Слайд 17)
Команда «Багульник»- игра «Жмурки» (Слайд 18)
Ведущая: Издавна ведется: веселье и труд - рядом живут! Ну и какая же русская душа не любит праздника.
Из глубокой древности пришли к нам народные праздники.
Вопрос: Какие народные праздники вы знаете?
Ответ. Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Троица , Пасха, Петров день (сенокос),Сретенье. (Слайд 19)
Ведущая. Пока наше жюри подведет итоги викторины, давайте вспомним пословицу: «Веселье и труд - все перетрут». А где песня поется, там и трудиться веселее. Запевайте песню шуточную - прибауточную.
Русская народная песня «Бока,мои бока». (Слайд 20)
Подводятся итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/11/picture-46936.jpg)
Конспекты занятий по теме: "Приобщение детей к истокам народной культуры"
Хочу поделиться разработанными конспектами занятий по теме "Приобщение детей к истокам народной культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-1217487-1581351118.jpg)
Конспект родительского собрания с участием детей в старшей группе, на тему: «Безопасность детей – в наших руках».
Цель: Повышать компетентность родителей по проблемам соблюдения правил дорожного движения на улицах города; поддерживать сотрудничество семей с сотрудниками ГИБДД.Задачи:1. Создать атмосферу сотруднич...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/22/picture-1251453-1590174903.jpg)
Конспект родительского собрания "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе"
Возрастные особенности детей 6–7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группеЦели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия...
Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/05/picture-1418929-1662405363.jpg)
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-415740-1394993375.jpg)
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста
Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/02/picture-1274206-1601632015.jpg)
Конспект родительского собрания (с участием детей). Старшая группа. "Безопасность детей - в наших руках"
Конспект родительского собрания (с участием детей). Старшая группа. "Безопасность детей - в наших руках"...