Педагогическая находка "Путешествие в прошлое"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Конспект предназначен для детей 5-7 лет по приобщению детей к чувашской национальной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kkkkkkkkkkk.docx | 590.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта
администрации Моргаушского района ЧР
МБДОУ «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района ЧР
План
образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
для подготовительной группы
«Путешествие в прошлое»
Подготовила: Кожевникова И.Г.
Цель:
Образовательная: Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Продолжать формировать обобщенные представления о родном крае. Закрепить знания детей об известных людях, прославивших Чувашскую Республику
(И.Я.Яковлев, М.Сеспель, К.Иванов) Формировать любовь к родному краю, уважительное отношение к истории и культуре своего народа.
Развивающие: Развивать интерес к родному языку, народным традициям, навыки речевого общения, умение отвечать на вопросы полными ответами, продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие)
Воспитательные: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки. Приобщать детей к истокам народной культуре.
Коррекционные: Активизация и пополнение словаря, умение рассказывать об истории и культуре своего народа
Материалы и атрибуты: компьютер, проектор, экран, презентация «История чувашского народа», чувашский национальный костюм, аудиозапись, кукла – оберег.
Методы и приемы: художественное слово (пословицы, легенда, использование ИКТ, разыгрывание музыкальное сопровождение – чувашская мелодия, рассматривание слайдов, чувашская народная игра, путешествие.
Предварительная работа с детьми: беседы (о ценностях, знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре и т. д., чтение произведений И. Я. Яковлева (о трудолюбии, дружбе, добре, разыгрывание мини-сценок по творчеству Яковлева (создавались и обыгрывались различные проблемные ситуации, знакомство с творчеством К. Иванова, рассматривание иллюстраций, развивающие игры, чтение художественной литературы, просмотр фильмов, фотографий, заучивание стихов, пословиц, поговорок (домашнее задание)
Словарная работа: закрепление в речи детей слова тухъя, кепе, пизихи, алшари слова, характеризующие нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный).
Ход занятия:
Воспитатель: (Организационный момент) Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток. Передадим тепло и любовь друг другу. (Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руку опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются и разводятся в стороны, дети берутся за руки – цветок расцвел. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка; мышцы лица расслаблены). Подул ветерок и развеял тепло и любовь по всему свету. А теперь подарим тепло и любовь нашим гостям (дети дуют на ладошки)
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в путешествие. Мы с помощью волшебных часов окажемся в прошлом. Для этого я переведу стрелки часов назад. Устраивайтесь поудобнее, мы отправимся в прошлое, на сто лет назад. Посмотрим, как жили наши бабушки и дедушки.
Звучит музыка, слайд №1(изображение быта чувашской избы)
Воспитатель: Куда мы попали, ребята, как вы думаете?
Дети: Это чувашская изба.
Воспитатель: Перед нами чувашская изба. В старину чуваши занимались земледелием. Они сеяли рожь, овёс, ячмень. (Слайд №2) Держали домашних животных коров, свиней, овец, лошадей. (Слайд№3) Занимались пчеловодством. Раньше чуваши жили в избах-пюртах, которые отапливались печкой.(Слайд№4) По-чувашски она называется камаха. Кто хочет рассказать о быте чувашей?
Ребёнок: Избу рубили из липы, сосны или ели. Возведение дома сопровождалось обрядами. Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми. По углам дома клали шерсть, крест из рябины. В переднем углу избы – медные монеты. Соблюдение этих обычаев должно было принести хозяевам счастье, уют и тепло в новом доме. Оберегать от злых духов. Дом возводили на деревянном фундаменте – столбах. Пол настилали полу брёвна. Крышу крыли соломой. Солому накладывали толстым слоем, чтобы было тепло.
Ребёнок: Раньше чувашские избы имели только одно окно. Окна затягивали бычьем пузырём. А когда появились стёкла, окна стали делать больше. В избе вдоль стен были расположены сделанные из досок скамейки-нары, которые использовались как кровати. В избе производились разные работы. Здесь ставили ткацкий станок, прялку и другие принадлежности для домашней работы. Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева.
Ребёнок: А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся.
Воспитатель: Вот так жили наши предки.
А теперь поиграем в игру «Нам хорошо» (Физкультминутка)
В Чувашии мы живем, (руки в стороны)
Есть у каждого свой дом, (руки домиком)
Есть работа, (кулачек об кулачек)
Есть друзья, (хлопаем в ладоши)
Мама, папа есть и Я! (обнимаем себя).
Звучит чувашская мелодия, входит Илемпи.
Илемпи: Ырà кун, ачасем! Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи.
Воспитатель: Какое у вас необычное имя. Что оно означает?
Илемпи: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица.
Воспитатель: А как красиво оно звучит. Прислушайтесь, ребята, - И-лем-пи!
Илемпи: А вы, ребята, откуда? Как вы странно одеты.
Воспитатель и дети объясняют, откуда они и зачем прилетели.
Воспитатель: Илемпи, где вы купили такой красивый наряд, великолепно вышитые полотенца?
Илемпи: Разве это можно купить? Все, что вы видите, я сделала сама :вырастила лен, напряла нити, окрасила их в разные цвета, соткала полотно и украсила вышивкой.
Воспитатель: Кто тебя всему этому научил?
Илемпи: Моя мама и бабушка начали учить меня, когда я была совсем маленькой, как вы сейчас. Моя шапочка называется тухья, а белое платье – кепе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они пиçихи, а полотенце у нас называется – алшàли.
Воспитатель: У тебя очень красивый костюм, а для чего так много монеток?
Илемпи: Если в костюме много монеток, значит невеста богатая. Это обозначает достаток в доме. А ещё эти монетки при ходьбе издают красивый мелодичный звон. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.
Воспитатель: Красивый узор на одежде называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры. (Показ картин) Что они означают?
Илемпи: Ребята, хотите, я вас научу старинной чувашской игре? «Хевел» (Солнышко) Существовала такая легенда о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар. За долгую зиму на солнце постоянно нападали злые духи, посланные старухой Вупар. Они хотели стащить с неба солнце, и поэтому оно все реже и реже появлялось на небе. Тогда чувашские батыры решили спасти солнце из плена. Собралась дюжина молодцев и, получив благословение старцев, отправились на восток вызволять солнце. 7 дней и ночей сражались богатыри со слугами Вупар и, наконец, одолели их. Злая старуха Вупар со сворой своих помощников убежала в подземелье, спряталась во владениях черного Шуйттана.
Подняли батыры солнце, осторожно положили на вышитый сурбан. Поднялись на высокое дерево, бережно установили еще слабое солнце на небесную твердь. Подбежала к солнцу его мать, подняла на руки, накормила молоком. Воспрянуло солнце светлое, воссияло, вернулись к нему с материнским молоком прежние силы и здоровье. И покатилось оно по хрустальному небосводу, пританцовывая от радости.
И все чуваши празднуют этот праздник каждый год,
Илемпи: Ребята, нам с вами нужно выбрать водящего-«Солнышко»
С помощью считалки.
Ребенок: Пирен печек пахчара
Саркайак чéппи
Пéрре, иккé, виççé
Чàн та сан пекки
(выбирают с помощью считалки водящего - «солнышка», а остальные дети стоят в кругу).
В центре круга располагается солнышко, а остальные берутся за руки и водят хоровод.
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима – теплее
А весна милее
Затем дети подходят к солнцу.
Илемпи: «Горячо» - догоняет детей.
Илемпи: Мне пора с вами прощаться, а на память я вам подарю кукла- оберег. Они принесут вам удачу, здоровье. До свидания ребята.
Воспитатель: Чувашский фольклор многообразен и разнообразен. Это народные песни, пословицы, загадки, потешки, прибаутки.
А вы знаете пословицы и поговорки чувашского народа.
- Без труда не построишь дом
- Акара авăн, уявра савăн
- Дорога будет пройдена, когда ноги шагают.
- Ик алла пĕр ĕç
- Кто не боится работы, станет мастером.
- Кайăк хитре тĕкĕпе, этем хитре ĕçĕпе
7. Сделанное наспех не бывает прочным.
8.Всякому мила своя сторона
9.Труд человека прославляет.
Воспитатель: Да, давным-давно у чувашского народа не было письменности: люди не могли ни писать на своем родном языке, ни читать. А русского языка они не знали. Просветитель Иван Яковлевич Яковлев написал первый чувашский букварь, открыл чувашскую школу. Он учил только добру и послушанию. Он хотел, чтобы в мире не было зла и все народы были между собой равны. Он так мечтал, чтобы у каждого народа, конечно и чувашского была своя письменность, свои поэты, писатели, композиторы. Ведь чувашский народ так богат талантливыми людьми. Он прославлял чувашскую культуру, он гордился за чувашский народ.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете чувашский язык?
ИГРА «ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ»
Чупàр, юрлàр, сикер, вéçéр, ташлàр, ишéр, алà çупàр
Воспитатель: Многих известных людей взрастила и воспитала наша чувашская земля - Яковлев-просветитель, педагог, писатель, создатель чувашского алфавита, первого чувашского букваря, книг для чтения.
Михаил Сеспель — чувашский поэт. Он своими стихами прославился на всю Россию.
Константин Иванов — основоположник Чувашской поэзии. Написал поэму «Нарспи».
Я хочу Вам прочитать стихотворение Карбушиной Л.М.
Хвала тебе Чувашия, мой дом
И имя и язык твой – сердцу свято
Дубравами и хмелем, и трудом
И песнями и вышивкой богата
Жива в узорах древних нити сила
Связавшая народы в их судьбе
Ты будишь жить во мне
Моя Россия. Пока живет Чувашия в тебе.
Воспитатель: А теперь пора возвращаться в детский сад.
Звучит музыка.
Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие. Что нового мы с вами узнали? (Ответы детей: В чувашии трудолюбивый народ с интересной историей..)
Ребята мы живём с вами в удивительном месте. Мы должны любить и беречь свою малую родину. Должны знать язык, обычаи, традиции, народный фольклор: песни, танцы, игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая разработка «Гости из прошлого» (приобщение детей дошкольного возраста к истокам народного декоративно- прикладного искусства)
Программа направлена на работу с детьми дошкольного возраста по приобщению к народной культуре и ознакомлению с декоративно – прикладным искусством. В разработке представлена система занят...
Педагогическая система прошлого
Истории известны разные примеры воспитания. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание представлено в системе рыцарского воспитания и в сист...
Наиболее интересная педагогическая система прошлого
Педагогическая система Л.Н. Толстого....
Педагогические идеи прошлого, не утратившие актуальность в современной педагогике
Доклад, посвященный классикам современной педагогики и их идеям, которые не утратили свою актуальность в наше время...
Педагогический проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!» Выполнила: Родюкова Наталья Александровна «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей с
В ФГОС ДО говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителям...
Педагогический проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!» Выполнила: Родюкова Наталья Александровна «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей с
В ФГОС ДО говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителям...
Педагогический проект "Профессии прошлого и настоящего"
Знакомство с профессиями прошлого и настоящего, формирование реалистических представлений о труде людей....