Педагогический проект "Профессии прошлого и настоящего"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство с профессиями прошлого и настоящего, формирование реалистических представлений о труде людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profesii_proshlogo_i_nastoyashchego.docx | 640.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Калининграда
детский сад № 125
Педагогический проект
«Профессии прошлого и настоящего»
Подготовили:
воспитатель Миронова Лидия Валентиновна,
музыкальный руководитель Тимофеева Елена Юрьевна
г. Калининград, 2021 год
Проект для старшего дошкольного возраста
«Профессии прошлого и настоящего»
Вид проекта: исследовательско-творческий проект.
Тип проекта: групповой.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители, музыкальный
руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная(изобразительная).
Цель: развитие интереса к миру профессий.
Задачи:
Образовательные: познакомить с профессиями прошлого и настоящего, продолжать знакомить с разнообразной деятельностью взрослых, формировать реалистические представления о труде людей, помочь понять важность, необходимость каждой профессии; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме, закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия руда.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память, образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности; развивать память, внимание, наблюдательность.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; воспитывать отзывчивость, уважительное отношение к людям труда, любознательность, интерес к занятию.
Актуальность проекта
В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников. Дети не имеют представления о профессиях прошлых лет, о том, что профессии могут появляться и исчезать с течением времени и развитием общества. Детям необходимо знать тенденции будущего и выбирать себе профессию востребованную, а не уходящую в историческое прошлое.
Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых.
Мы считаем, что нужно готовить детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому, мы хотим, чтобы наши дети:
• понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
• уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
• познакомились с тем, что делают люди разных профессий и что у них получается в результате;
• учились труду, овладевая необходимыми навыками;
• были готовы трудиться сами, так как это им нравится и интересно.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
И чем раньше мы начнём знакомить их с «миром профессий», чем раньше мы начнём говорить о значимости труда, о его пользе для всего общества, тем легче будет в своё время сделать ребенку этот нелёгкий выбор, от которого будет зависеть его социализация и успешность в сложном, постоянном меняющемся и развивающемся мире.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста был разрабртан проект «Профессии прошлого и настоящего»
Проект включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап проекта.
- Постановка цели, задач.
- Изучение и подбор методической литературы.
- Разработка проекта: выбор форм работы с детьми и родителями, выбор основных мероприятий, определение объема и содержания работы для внедрения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.
- Создать рабочие группы:
«Филологи»: Полищук Лев, Ретунская Эмма, Никифоров Георгий, Гуляшова Вера
«Историки»: Огурцов Михаил, Семеринская Ева, Ноздрачева Оливия, Горячук Артем, Кубаровская Оливия
«Литераторы»: Стоян Дмитрий, Колодин Захар, Ефименко Андрей, Булдакова Ксения, Бугаева Антонина
«Мастера»: Таравков Максим, Павлецова Арина, Шахновский Сергей, Патрахина Есения,
- Папка - передвижка «Профессии прошлого и настоящего» для родителей (ознакомление с проектом);
- Подбор иллюстративного, художественного, видео материала о профессиях.
- Подборка игр, физкультминуток, песен, танцев, пальчиковых игр.
- Работа с родителями.
- Выставка поделок
10. Викторина
Основной этап.
Реализация проекта в детских видах деятельности.
Работа с детьми.
Образовательная область | Виды деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка профессий», «Семья», «Ателье», «Магазин», «Столовая», «Кафе», «Хлебозавод», «Ярмарка», «Поликлиника», «Ветеринарная лечебница», «Аптека», «Скорая помощь», «В музее хлеба» и другие 2. Беседы о назначении разных предметов; о труде взрослых в старину и в наше время; о профессиях (ткачиха, пряха, портной, швея, земледелец, землепашец, хлебороб, агроном, тракторист, комбайнер, мукомол, пекарь, знахарь, лекарь, врач)
|
Познавательное развитие | 1.Рассматривание иллюстраций на тему «Из истории профессий»; 2.Ознакомление с картинами художников: Профессия «Пряха»: Бодри К.П. «Пряха», Венецианов А.Г. «Пряха», Журавлев Ф. С. «Пряха», Куликов И.С. «Пряха», МаковскийК.Е. «Боярышня у окна (с прялкой), Маковский К.Е. «Пряха», Проваторов Г.Г. «За прялкой», Прянишков И.М. «Пряха», Сычков Ф.В. «Пряха», Сычков Ф.В. «Подружки», Тропинин В.А. «Пряха» Профессии «Ткачиха, портной, швея»: Куликов И.С. «Деревенские портные», Маковский В.Е. «Ткачиха с внучками», Тыранов А.В. «Ткачихи» , Касаткин Н.А. «Новый ткацкий зал», Панфилов Е.М. «Ткачиха-станочница», Жабский А.А. «Молодая швея», Хохловкина Э.Д. «Швея» Профессии «Земледелец, пахарь»: Братья Ткачевы «Русское поле – лихолетье», Венецианов А.Г. «На пашне. Весна.», Дмитриев-Оренбургский Н.Д. «На пашне», Клодт М.К. «На пашне», Малютин С.В. «Пахарь», Прянишников И.М. «На пашне» Профессии «Тракторист, комбайнер»: Владимиров И.А. «Трактор в деревне», Кузьмин Ю.В. «Уборка урожая», Летянин В.Ф. «Тракторист Петр Левушкин», Пластов А.А. «Ужин трактористов», Яблонская Татьяна Ниловна «Хлеб», Янев А.Н. «Ночная жатва» Профессии «Хлебороб, пекарь, булочник»: Александр Н.М. «На фабрике «Большевик», Алтухов В.И. «Хлеборобы», Дейнеко О. К. «В булочной», Каратай В.М. «В пекарне», Кустодиев Б.М. «Булочник», Панцырев Ю.Н. «Нянькины пироги» Профессии «Знахарь, врач»: Львов И.М. «У знахаря», Майков И.В. «Знахарь», Мешков В.Н. «Зубоврачевание», Мясоедов Г.Г. «Знахарь», Протопопов А.Ф. «Детский доктор», Романычев А.Д. «Сельский врач», Шишкин А.А. «Сельский доктор» 2.Просмотр мультфильмов: «Кем Я хочу стать?», «Мир профессий», Профессия Ветеринар», «Все профессии важны», «Почему родители работают?», «Так сойдет», «Сказка про труд и лень», «Маша больше не лентяйка», «Пирожок» и другие. 3.Беседы: «Волшебная прялка», «Профессия ткач. Путь ткацкого станка», «Труд портных на швейной фабрике», «Знакомство с профессией земледелец», «Хлеб - всему голова», «Знакомство с трудом хлебороба», «Люди труда. Знакомство с профессиями в сельском хозяйстве (тракторист, комбайнер, агроном)», «В гостях у знахаря», «Знахарские посиделки», «Интересная и нужная профессия – врач».
|
Речевое развитие | 1.Беседы: «Кто где работает?», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Главные помощники», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Знакомство с ремеслом ткачихи», «Профессия агроном», «Откуда хлеб пришел?», «В гостях у пекаря», «Медицинские профессии» 2. Обучение рассказыванию. 3.Словесные игры: «Как хлеб на стол пришел?», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Продолжи», «Путаница», «Вопрос –ответ», «А какой он, хлеб?» «Что было – что будет». Игры с «подзорной трубой». 4.Чтение художественной литературы: Бахревский В.А. «Пряха»; братья Гримм «Три пряхи», «Веретено, ткацкий челнок и иголка», «Госпожа Метелица»; Гааг А. «Прялочка»; Ирландская сказка «Фея ручья и веретено»; Катаев В. «Пряха»; Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Золотое веретено», «Марья Моревна», «Финист – ясный сокол», Ирландская сказка «Фея ручья и веретено», Параскевин А. «Дарья-золотое веретёнце», Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», Ураева Л. «А за прялкой дева»; Ушинский К.Д. «Как рубашка в поле выросла». Браиловская Г. «Наши мамы, наши папы», Васильева С.А. «Стихотворение про портного», Виеру Г. «Швея», Воронина П. «Портниха», Заходер Б. «Портниха», Картушина М.Ю. «Заяц портной», Носов Н. «Заплатка», Макдональд Ф. «Одежда и украшение», «Перчатки», Маяковский «Кем быть?», Петишка Э. «Как кроту штанишки шили?», Познанская М. «Пойдем на работу», Ревю И. «Швейное дело», Родари Дж. «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», Шварц Е. Л. «Марья – искусница».; Шорыгина Т. «Льняное платьице». Аким Я. «Хлеб», Андерсен Г.Х. «О девочке, которая наступила на хлеб», Виеру Г. «Хлеб с росою», Вовк Б. «Какой хлеб лучше?», Воронько В. «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора», Забила Н. «На колхозных полях», Каганова П. «Хлеб-наше богатство», Куприянов С.А. «Вспашка», «Посев» «Уборка», Погореловский С. «Урожай», «Вот он – хлебушек душистый», «Слава хлебу на столе», Пришвин М. «Лисичкин хлеб»; Сеф Р. «Зернышко», Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом», Тайц Я. «Все здесь», Шорыгина Т. «Какой хлеб лучше?» 5. Заучивание стихотворений: П. Качанова «Хлеб», Д. Дягутите «Руки человека». 6. Загадки о профессиях. 7. Дидактические игры: «Найди лишнее», «Узнай по силуэту», «Угадай и расскажи», «Найди вторую половину», «Найди названный предмет», «Русская изба – современный дом», «Что ты делаешь?», «Что изменилось», «Разрезные картинки», «Одень Катю и Ваню», «Кем быть?», «Король», «Купец», «Подбери кукле одежду», «Можно – нельзя», «Угадайте, что делает портной (портниха)?», «Что нужно для работы в ателье», «Подбери пуговицы», «Откуда хлеб пришел?», «Третий лишний», «Кто назовет больше блюд», и другие. |
Физическое развитие | 1.Подвижные игры: «Пугало» «Каравай приехал к детям» «Мукомол» (с мячами). 2.Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая игра «Наперсток» (по М. Кульской) (Со счетной палочкой и резинками для волос), «Трактор по полю гулял», «Мукомол», «Тесто», «Пекарь», «Божья коровушка», «Колосок», «Испечем пирожки и плюшки», «Пироги». 3.Физминутки: «Иголочка и ниточка» (народная игра) «Мы веселые портные» «Мы месили тесто» «Поднимается росток, зеленеет стебелёк» «Хлеб» «Снег растает в поле чистом» «Колоски» «Посевная» «Посажу я в землю хлебное зерно» «Есть на пальцах наших ногти…» «Мы умеем сами мыться». «Чтоб головка не болела» |
Художественно-эстетическое развитие | 1.Рисование: «Прялка», «Колосья в вазе» 2.Аппликация: «Плетение коврика» «Хлебное поле» (коллективная) 3.Лепка: «Баранки» из соленого теста. 4. Конструирование: «Трактор», «Больница», «Хлебозавод» 5. Прослушивание песен: Русская народная песня «Пряха» (В низенькой светелке…); Русская народная песня «Моя прялка не прядет, колесо не вертится…»; Русская народная песня «Дуня-тонкопряха» Игра-хоровод «Земелюшка-чернозем» в обр. Е. Тиличеевой. Русский народный хоровод «Каравай» Драматизация сказки «Колосок» |
Работа с родителями.
Включить родителей в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности. Объявить о создании уголка русской избы в группе.
Заключительный этап проекта
Итоговый этап проекта «Профессии прошлого и настоящего» предусматривает опрос детей и родителей воспитанников по данной теме с целью мониторинга их представлений о профессиях и итоговое мероприятие – викторина «Все о профессиях» (с активным участием родителей)
Ресурсы проекта.
Кадровые ресурсы: воспитатель, учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Информационно-методические ресурсы: при разработке проекта «Профессии прошлого и настоящего» использовали ресурсы сети интернет, интернет-сообществ, энциклопедии.
Материально-технические ресурсы: аудио-, видеосистемы, компьютер, иллюстрации по теме, фотоальбом «Профессии», изобразительные материалы.
Итоги проекта.
Данный проект позволит педагогам, воспитанникам, родителям воспитанников решить поставленную цель.
Перспективы развития проекта
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов – это лишь одна из форм развивающего обучения, помогающая взрослым ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка, актуализировать полученные ребенком представления и навыки, ставить новые цели в развитии. Именно совместные проекты позволяют ребенку почувствовать себя полноправным партнером, субъектом деятельности, учат его ставить цель, планировать и организовывать деятельность по реализации задуманного, анализировать, что получается, т.е. способствует развитию ребенка, как личности.
Вывод: Благодаря проведенной работе, наши дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности. Они научатся сравнивать, анализировать и делать выводы. Осознанно могут ответить на вопросы по теме проекта. У них появится желание получить больше информации о других профессиях, а главное дети сделают правильный вывод: бережно относиться к труду и работникам труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Егорьевск в прошлом и настоящем
Программные задачи:Расширять преставления детей об истории родного края. Закреплять знания детей о прошлом и настоящем родного города, его достопримечательностях, культурной и общественной...
Общение с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарная охрана в прошлом и настоящем».
Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем....
БЛОК 2. Прошлое и настоящее Новороссийска
Азбука Новороссийска...
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Город Ейск – прошлое и настоящее»
Данное занятие систематезирует и обогащает знания детей о родном городе, об истории и традициях края....
Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"
Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....
Педагогический проект на тему: «ДВОРОВЫЕ ИГРЫ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ». В рамках образовательной области физическое развитие для детей 4 – 7 лет
Основной идеей проекта «Дворовые игры. Прошлое и настоящее» является необходимость включения дворовых игр в организацию воспитательно-образовательного процесса ДОО для обобщения социально-...
Педагогическая копилка «Банк презентация для проведения НОД по ознакомлению с профессиями прошлого и настоящего»
В банке презентаций следующие темы: Службы, которые нас защищаютПрофессия- врачПрофессии речного флотаЗабытые профессииПрофессия-архитекторПрофессия-пекарьПрофессия- хлебороб Ландшафтный дизайнер...