Наиболее интересная педагогическая система прошлого
статья на тему

Бондарь Анна Петровна

Педагогическая система Л.Н. Толстого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_bondar_a.p.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ на тему:

«Наиболее интересная педагогическая

система прошлого»

Педагогическая система Л.Н. Толстого.

        В 1862 г. Л.Н. Толстой писал (Педагогические сочинения. М., 1989. С.210): «Разве не очевидно, что курсы учения наших высших учебных заведений будут в XXI столетии казаться нашим потомкам столь же странными и бесполезными, какими нам кажутся теперь средневековые школы? Так легко прийти к тому простому заключению, что если в истории человеческих знаний не было абсолютных истин, а одни ошибки постоянно сменялись другими, то на каком основании принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые наверное окажутся ошибочными?»

     Л.Н. Толстой развил теорию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо в отечественной педагогике. На рубеже XIX — XX вв. под его влиянием появляется новое религиозно-философское течение, которое духовное становление личности видело вне церкви, а нравственным ориентиром признавало сознание и совесть. Писатель различал понятия «воспитание», «образование», «обучение», «преподавание» и каждому из них определил свое место в жизни человека. Исходными позициями философии образования Л. Н. Толстого, получившей название «свободная педагогика», являлись разум, труд и свобода духовного поиска своего пути в жизни.

           Осуждая традиционные методы обучения и воспитания, Л.Н. Толстой разработал свою собственную методическую систему, которую использовал на экспериментальной базе Яснополянской школы, соразмерно организуя учебно-воспитательный процесс с возрастными и психологическими особенностями детей, а также учитывая их потребности и отвечая их интересам. Вся педагогическая концепция Л.Н. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребенка, отказа от принуждения и защиты от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности. Высказываясь  обособенностях семейного воспитания, Л.Н. Толстой придерживается своих взглядов на необходимость гармоничного развития личности ребенка и создание условий для естественного и природосообразного течения этого процесса. Л.Н. Толстому принадлежит огромная заслуга распространения своих идей среди современных ему педагогов и их поддержка по передаче педагогического опыта и значимый вклад в развитие педагогики как науки.

     

      В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он. Л.Н. Толстой писал: » Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Однако самым важным в образовании, по мнению Л.Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность. Наиболее значимыми методами обучения и воспитания в рамках концепции Л.Н. Толстого признаны методы наглядности, метод рассказа, метод эмоционального воздействия, метод ситуации затруднения, метод индивидуального подхода.
         Главными условиями успеха в духовном воспитании Л. Н. Толстой считал любовь воспитателя к ребенку (совершенный учитель соединяет любовь к предмету и к детям) и его способность к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Вместе с тем, можно утверждать, что большинство общегуманистических и педагогических идей Л. Н. Толстого не были в должной мере востребованы педагогической практикой, а некоторые вообще находятся вне поля зрения педагогической науки. Сегодня они стали объектом эксперимента научно-исследовательской лаборатории «Школа Л.Н. Толстого» (Основатель и научный руководитель – к.филол.наук, профессор В.Б. Ремизов). Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой доказывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, сообразил необходимость исследования внутреннего мира дитя, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр собственной педагогической концепции личность дитя, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов: принцип сознательности и активности обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип доступности обучения; принцип прочности усвоения знаний; принцип природосообразности.

       Принципиальным Л.Н. Толстой считал развивать: творчество детей (творческую активность); усваивать знания сознательно; употреблять принцип наглядности.

Особенное место в дидактических взорах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему германских школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей удачно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации. В школьные учебники Толстой считал нужным включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о российской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой энтузиазм учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.

           Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ удачного обучения Толстой назвал соблюдение двух главных дидактических требований:

"1) чтоб то, чему учат ученика, было понятно и занимательно

2) чтоб душевные силы его были в самых выгодных условиях.”

      Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, употреблять элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Вот как он определяет данное положение в собственном педагогическом труде “Общие замечания для учителя”: “Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.”

Исходной психолого-педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе, была опора на природное рвение дитя к знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и тут оказался ведущим.

“Желание обучаться в детях так сильно,- отмечал он -, что для ублажения этого желания они подчиняются многим сложным условиям и простят много недостатков”. «Образование на деле и в книге не может быть насильственно и обязано доставлять удовольствие учащимся» Принципы личностного подхода, создание ситуации успеха, гуманистический характер образования, все, что считается доминирующим в теории и практике современной школы, во многом является модифицированным отражением педагогических идей, выдвинутых Л.Н.Толстым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отдых с детьми в Санкт-Петербурге. Наиболее популярные и интересные места.

В работе представлена краткая, но полная информация о том, куда пойти с детьми в свободное время....

Эссе: Наиболее интересная  педагогическая система

Эссе: Наиболее интересная  педагогическая система...

Статья на тему: « Наиболее интересная педагогическая система прошло"

В этой статье написано об итальянском преподавателе Марии Монтессори. О её педагогических методах, ведь Мария Мантессори не только не теряет своей актуальности в веке нынешнем, но и является одни...

Эссе "Наиболее интересная педагогическая система прошлого"

Немало прекрасных книг рассказывают нам о том, как любить свое дитя, как его воспитывать, лечить, понимать, но далеко не каждую книгу можно назвать «библией для родителей». «Как люби...

ЭССЕ на тему: «Наиболее интересная педагогическая система прошлого»

ЭССЕ на тему: «Наиболее интересная педагогическая система прошлого»...

Консультация для родителей. "Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?"

Попробуйте поиграть в специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий.Задания на внимание:1.  Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 с...