НОД в старшей группе "Легенда об игиле"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема «Знакомство детей с тувинским народным музыкальным инструментом - игил»
Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская
Цель: через легенду об игиле познакомить детей с историей появления тувинского народного музыкального инструмента, его внешним видом, устройством, звучанием.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Дать основные представления о тувинском народном музыкальном инструменте (игил).
2. Способствовать формированию интереса к музыке тувинского народа.
3. Учить детей по слуху и зрительно узнать тувинский народный инструмент - игил.
3. Учить высказывать свое мнение, слушать сверстников и поддерживать беседу. Обогащать словарный запас детей.
Развивающие задачи:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей, речь, мышление.
2. Проявлять творческие возможности в выразительном исполнении песен и танцев. Развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей.
3. Развивать представления детей о народной музыке
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей интерес к тувинским народным инструментам, бережное отношение к ним, культурному наследию тувинского народа, способствовать развитию нравственных качеств характера.
Оборудование: телевизор, презентация, игил, открытка, кадак, чай с молоком, боорзак
Методические приемы: игровой, словесный, практический.
Словарная работа: игил, корпус
Предварительная работа: разучивание тувинских стихов, песен, танцев, чтение тувинских народных сказок, изготовление открытки
1.Организационный момент:
Встанем дети полукругом
Скажем здравствуйте, друг другу
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
Доброе утро! (все)
2.Вводная часть:
Дети, какой праздник отмечали недавно жители Тувы?(ответы детей)
Да, Шагаа – это Новый год по восточному календарю. А как вы праздновали Шагаа? (ответы детей)
Шагаа празднуют целый месяц, ходят в гости к родственникам, к соседям, поздравляют друг друга. А вы поздравили своих бабушек и дедушек, родственников? (ответы детей)
Дети, я предлагаю вам пойти вместе со мной поздравить мою бабушку, она живет на чабанской стоянке, вы согласны?
Как можно поздравить бабушку?
Помните, мы с вами делали открытку? Давайте подарим её бабушке. А чем же ещё мы можем порадовать бабушку? (песней, стихами и танцами)
Вот и хорошо, все готовы? Нам до чабанской стоянки идти далеко. Пора отправляться.
По дорожке, скачем мы ножке правой, на ножке левой
По тропинке пробежим, до стоянки добежим.
На сугробах, на сугробах мы попрыгаем как зайки,
На пенечке отдохнем, встанем и скорей пойдем!
(дети идут змейкой за воспитателем под музыку)
3.Основная часть:
В: Амыр, амыр, кырган-авай! Шагаа-биле! Заходите. (Бабушка принимает гостей, подает чай в пиалах).
Как вы поживаете, сол – ла бе?
Мы пришли поздравить вас с праздником Шагаа, примите от нас подарки. Желаем вам крепкого здоровья, долгой жизни, всего-всего наилучшего.
Оршээ хайыракан,
Чыл бажы келди,
Чылан бажы союлду.
Эки чуве бээр турзун!
Бак чуве ынай турзун!
В: дети, кто-нибудь знает стихи, песни? Давайте расскажем бабушке, порадуем её.
1 ребенок (Ярослав)
2 ребенок (Экэр)
3.Диана с частушкой.
Бабушка: Спасибо за теплые слова и пожелания! Порадовали вы меня. А танцевать вы умеете?
Дети исполняют танец «Аъдым»
Воспитатель: (воспитатель обращает внимание детей на музыкальный инструмент, находящийся в юрте)
Ой, ребята, посмотрите, что это? Кто-нибудь из вас знает? (ответы детей, если дети затрудняются, педагог знакомит с инструментом).
Бабушка: Да, дети. Это тувинский национальный инструмент – игил. На нем играет мой внук.
Воспитатель: вы знаете ребята, игил самый любимый, популярный инструмент тувинского народа. Посмотрите, как выглядит инструмент. Это корпус. Какой он формы? (овальный). Из какого материала сделан корпус (из дерева). А это шейка и на ней что? (струны). Сколько их? А на шейке голова лошади. Почему на ней голова лошади, кто придумал этот инструмент, хотите узнать? Есть одна очень интересная легенда называется «Легенда об игиле», хотите послушать? (ответы детей)
В: усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно:
«Шыяан ам, жил-был Оскус-оол, он был бедным, было у него только три козы, работал он на богатого хозяина Караты-Хаана, у которого было очень много лошадей. Наступила весна, и у старой тощей кобылы появился маленький жеребенок, а сама мама кобыла вскоре умерла.
Злой Караты-Хаан приказал: «Уведите жеребенка в степь и бросьте на съедение волкам, я не стану бедняком из-за одного жеребенка». Но Оскус-оолу стало жалко жеребеночка, он забрал его к себе домой и стал кормить молоком своих коз. И вырос сильный красивый конь с белой звездой на лбу. На скачках конь Оскус-оола обгонял всех лошадей, и вскоре о нем узнала вся Тува. Караты-Хаан от злости и зависти приказал своим слугам схватить коня и сбросить с высокой скалы, слуги так и сделали.
Долго искал Оскус-оол своего коня, но не нашел, устал и лег под дерево. А во сне ему приснился любимый конь и сказал человеческим голосом: «Мои останки найдешь под крутой скалой, подвесишь мою голову на сосне, а из этой сосны сделаешь музыкальный инструмент, который обтянешь кожей с моей морды, а струны натянешь из волос с моего хвоста». Когда заиграешь на этом инструменте, к тебе с неба придет такой же конь как я».
Проснулся Оскус-оол и все так сделал. Начал он играть на инструменте, он вспоминал своего любимого коня, как он бегал, когда бегал жеребенком, как он с ним играл и кормил его, как выигрывал скачки. Оскус-оол играл и сильно плакал и вместе с ним плакал и тосковал музыкальный инструмент. Долго – долго играл Оскус-оол, мелодии разнеслись по лесам и полям, люди по всей Туве слушали красивую музыку. (слушание).
Однажды среди белого дня появилась черная туча и повисла над высокими соснами. Вдруг раздвинулись облака, и спустился с небес стройный красивый жеребец - точная копия его коня, да еще не один, а с целым табуном черно – белых лошадей. С тех пор тувинец никогда не бросал голову коня, а всегда вешал на сосне. Вот и так появился игил – инструмент с очень красивым звуком. С той поры Оскус–оол так и играл на нем для людей».
Игил может спеть о радости, о грусти и страданиях человека, у него мягкий, теплый бархатный звук. А теперь, давайте послушаем ту мелодию, которую играл Оскус-оол, попросим Айды сыграть нам мелодию «Игил ыызы» (звучит мелодия).
Какую мелодию мы послушали? (грустная)
Игил еще сможет исполнить и радостную, веселую мелодию. Вот какая красивая музыка.
- Итог
С каким инструментом мы познакомились? (Ярослав, Севил)
Вам понравилась легенда?
Кто придумал инструмент? (Экэр, Алдын- даш)
Почему голова лошади на инструменте? (Дамырак, Айрат)
А теперь нам пора возвращаться, на прощание давайте споем для бабушки песню «Шагаа стучится в двери»
До свиданья, бабушка, до скорой встречи!
Спасибо Вам ребята, что вы были сегодня со мной!
(Дети под музыкальное сопровождение выходят из зала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе " легенда о том, как поспорили четыре стихии"
конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе...
Презентация: Легенда для детей "Кукла-самоделка" в старшей группе
Красочная, очень интересная легенда в картинках о старинных куклах....
Презентация "Легенда об игиле"
легенда об игиле - история о тувинском национальном струнном инструменте (игил)...
Конспект комплексной непосредственной деятельности на тему: "Легенда родникового края" для детей старшей группы .
Цель данного занятия - формирование представлений детей об Удмуртской культуре. Задачи: Формировать знания детей об удмуртских легендах, удмуртской культуре. Закрепление представлений "символ", "знак...
«По следам героев Коми легенд» Интегрированное занятие в старшей группе
Цель: приобщение детей к традиционной культуре народа коми и к участию в традиционных состязаниях.Задачи: -Познакомить детей с легендами и преданиями народа коми-Расширять представления детей о коми к...
Конспект НОД по краеведению в старшей группе «Легенды о деревьях. Виртуальная прогулка в Петровский парк»
Виртуальная прогулка в Петровский парк г. Кронштадта. Знакомство детей с деревьями и кустарниками. Создание гербариев....
Сценарий досуга по знакомству старших дошкольников с Санкт-Петербургом на тему: «Адмиралтейская набережная. Легенды львов» для детей старшей группы
Расширение знаний о Санкт-Петербурге...