Педагогическая находка. НОД по теме: "В гости чум к оленеводам Тоджи"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Алгыяк Сайзана Алексеевна

Познакомить детей с традициями и бытом оленеводов. Развивать воображение, творческую активность  в процессе расширения знаний  детей о жизни оленеводов. Воспитывать у детей чувства уважения  и любви к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_algyyak_s.a.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Диинчигеш» с.Тоора-Хем Тоджинского кожууна

Педагогическая находка

НОД по теме: «В гости чум к оленеводам Тоджи»

Выполнила: воспитатель

Алгыяк С.А.

Тоора-Хем-2018

Тема: «В гости чум к оленеводам Тоджи»

НОД - путешествие (подготовительная группа)

Цели:

  1. Познакомить детей с традициями и бытом оленеводов Тоджи;
  2. Развивать воображение, творческую активность  в процессе расширения знаний  детей о жизни оленеводов.
  3. Воспитывать у детей чувства уважения  и любви к природе родного края.

Оборудование: Мультимедийный проектор, берестяной чум, зимний чум, крытый оленьими шкурами, олени (муляжи), посуда из бересты, картина «Ѳдуген», шкуры оленей, запись песни «Ѳдуген тайга чурттуг-ла мен» («Я родом из Одуген-Тайги»).

Ход НОД:

1.Вводная часть.

-Здравствуйте, ребята!

Стук в дверь.

- Почтальон принес нам посылку, давайте откроем все вместе.

Показ видео: «Путешествие в тайгу Одуген» (оленеводы приглашают детей в тайгу, поближе познакомиться с жизнью оленеводов)

-Вы согласны отправиться в дальний путь?

-Что вы знаете о нашем районе?

-Тоджа - один из красивейших уголков Тувы. Там много лесов, кругом тайга, аржааны, которые известны не только в Туве, но и далеко за её пределами. И только в  Тодже,  есть необычные красивые животные – олени.

-Где живут олени?

- Олени живут  в тайге. Тайга – это  огромный, дикий и трудно проходимый лес, в котором растут в основном хвойные деревья.

-Людей, которые занимаются разведением оленей, называют оленеводами.

Живут оленеводы в тайге в чумах. И сейчас мы с вами отправимся в путешествие в гости на стойбище оленеводов, в самую загадочную и труднодоступную тайгу Тоджи – тайгу Ѳдуген. Для этого,  нам нужно сесть на волшебные шкуры (дети удобнее рассаживаются на шкуры оленей, в это время звучит песня «Ѳдуген тайга чурттуг-ла мен» («Я родом из Одуген-Тайги»).

-Представьте, что мы летим  на волшебных шкурах в спокойном синем небе, а под нами большие белые пушистые облака. Смотрите,  какие  вокруг  высокие горы, нескончаемые леса,  чистые голубые реки и  озёра. Какая сказочная красота! А вот и стойбище оленеводов. Давайте приземлимся.

-Все  встали,  отдохнем после долгой дороги.

Физминутка (медленная музыка)

-Какой чистый воздух в тайге! (вдох, выдох)

-Походим по зеленой мягкой травке (ходьба на месте).

-Давайте порезвимся на свежем воздухе (дети бегают)

-Столько цветов вокруг, полюбуйтесь ими, потрогайте руками.

(Пока дети любуются цветами, быстро переодеваюсь в  национальный костюм, далее изображаю хозяйку стойбища).

2.Основная часть. Знакомство с бытом оленеводов

  1. Знакомство с чумом. педагог переодевается (чадыр-ѳг-биле таныжылга).

-Здравствуйте, дети! Это стойбище оленеводов. А я хозяйка этого стойбища. Приглашаю вас на чай с оленьим молоком (наливаю чай, угощаю детей). Я хочу вас познакомить со своим жилищем – чумом, и рассказать вам о необычных удивительных животных – оленях.

-Оленеводы пасут оленей,  поэтому  не живут на одном месте долго, а все время переезжают. Как вы думаете, почему?

(Чтобы олени не голодали, им часто приходится менять пастбища)

-Так как оленеводы часто переезжают, им нужен удобный дом, который легко переносить с места на место. И таким домом является – чум. (чадыр-ѳг).

- Повторим вместе  «чум»

- С древних времен оленеводы Тоджи жили в чумах.

Летом  крыли  кусками бересты или лиственничной коры  (показываю макеты летнего и зимнего чума). А в холодное время года крыли шкурами. В таком чуме зимой никакие холода не  страшны. Толстые оленьи шкуры хорошо защищали от ветра,  вьюги. С крутой поверхности чума легко скатывается снег.

- Как называется дом оленевода?

- Чем крыли чум летом?

-Почему зимой крыли шкурами?

-Молодцы!

2. Знакомство с посудой, утварью.

-Посуда оленеводов в основном берестяная, такая посуда  легкая, не бьется, что очень важно при частых переездах.

-Это берестяные чашки (аяк) для чая, в это деревянное корыто (деспи) для мяса (показываю аяк, деспи).

-Большую часть имущества оленеводы хранили в парных кожаных  вьючных сумках (показываю) – барба.

-Произнесем «барба».

-Шьются они из кожи с лосиных ног.  Таким сумкам не страшны ни снег, ни дождь, вода скатывается по шерстинкам, и сухари, чай, сахар, вещи всегда сухие. И их удобно навьючивать на оленях. Надо уложить их так, чтобы одна барба не была тяжелее другой, не съезжала с вьючного седла и держалась бы крепко.

- Для чего нужны барба? (дети отвечают)

3. Беседа об оленях

- Послушайте загадку.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
- Кто это?

-Произнесем «олень».

Да, правильно, это олени. Посмотрите, какие они. (показываю муляжи оленей).

-Что вы знаете об оленях?

Олень – очень необычное животное. В Туве оленей разводят только в Тоджинском районе. Плохо выносит жару, любит прохладу, поэтому и живут в тайге. Передние копыта  оленя особенные. Они широкие, могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту. Но края копыт ещё и крепкие, острые. Оленеводы не заготавливают  сена, так как  олени не любят сена. Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха. Этот олений мох называется "ягель" (шулун).

-Произнесем «шулун»

-Молока олени даёт совсем немного, всего надаивают примерно одну чашку, но оно очень жирное. Всего из одной или двух ложек можно приготовить вкусный чай с молоком, его используют для изготовления сыра, творога.

-Покажите руками,  как олени разгребают снег?

-Для чего они разгребают снег?

-Как называется  еда оленя?

4. Игра «Оленеводы»

- Поиграем в игру «Олени и оленеводы»

Олени проснулись рано утром (руки вверх к голове, как рога оленя)

Олени выходят пастись (имитируют движения оленя)

Следом за ними двигаются и оленеводы...

 Смотрят, чтобы олени не убежали, нет ли рядом волков. (приложив руку козырьком ко лбу, смотрят по сторонам)

Олени наелись досыта, прибежали домой (бег на месте).

3.Заключительная часть.

-Давайте ещё раз сядем удобнее на наши волшебные шкуры и отправимся в наш садик. Вот мы и вернулись.

Рефлексия.

-Где мы побывали?

Было ли вам интересно?

-Кому понравился занятие возьмите пожалуйста солнышко, а кому не понравился луну.

-Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали на занятии, поэтому я вас угощаю сыром из оленьего молока.

-До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» Конспект ООД Тема: «Мультфильм «Вечерняя прогулка » Образовательная область: Познавательное развитие

Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Цель: развитие у детей умения создавать мультипликационное кино Задачи:1.Выявить степень осведомленности детей о профессиях людей, работающ...

Педагогическая находка. Для конкурса. Конспект НОД с детьми средней дошкольной группы по нетрадиционной технике аппликации «Снеговик в гостя у ребят».

Отдел образования Кузнецкого района     Конспект НОД с детьми средней дошкольной группы по нетрадиционной технике аппликации «Снеговик в гостя у ребят»...

Педагогическая находка НОД по познавательному развитию "Олень и оленеводы Тоджи"

Расширять знания и представления детей об оленях и оленеводах родного края....

НОД по познавательному развитию Тема: «Олень и оленеводы Тоджи»

Расширять знания и представления детей об оленях и оленеводах Тоджи....

Сценарный план педагогического мероприятия с детьми. Тема: "В гостях кот Котофеевич."

На этом занятии дети знакомятся с домашним животным. Через включение различные виды деятельности: рисуют, учатся рассказывать, расширяют свои знания....