Педагогическая находка. НОД по теме: "В гости чум к оленеводам Тоджи"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Познакомить детей с традициями и бытом оленеводов. Развивать воображение, творческую активность в процессе расширения знаний детей о жизни оленеводов. Воспитывать у детей чувства уважения и любви к природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_nahodka_algyyak_s.a.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Диинчигеш» с.Тоора-Хем Тоджинского кожууна
Педагогическая находка
НОД по теме: «В гости чум к оленеводам Тоджи»
Выполнила: воспитатель
Алгыяк С.А.
Тоора-Хем-2018
Тема: «В гости чум к оленеводам Тоджи»
НОД - путешествие (подготовительная группа)
Цели:
- Познакомить детей с традициями и бытом оленеводов Тоджи;
- Развивать воображение, творческую активность в процессе расширения знаний детей о жизни оленеводов.
- Воспитывать у детей чувства уважения и любви к природе родного края.
Оборудование: Мультимедийный проектор, берестяной чум, зимний чум, крытый оленьими шкурами, олени (муляжи), посуда из бересты, картина «Ѳдуген», шкуры оленей, запись песни «Ѳдуген тайга чурттуг-ла мен» («Я родом из Одуген-Тайги»).
Ход НОД:
1.Вводная часть.
-Здравствуйте, ребята!
Стук в дверь.
- Почтальон принес нам посылку, давайте откроем все вместе.
Показ видео: «Путешествие в тайгу Одуген» (оленеводы приглашают детей в тайгу, поближе познакомиться с жизнью оленеводов)
-Вы согласны отправиться в дальний путь?
-Что вы знаете о нашем районе?
-Тоджа - один из красивейших уголков Тувы. Там много лесов, кругом тайга, аржааны, которые известны не только в Туве, но и далеко за её пределами. И только в Тодже, есть необычные красивые животные – олени.
-Где живут олени?
- Олени живут в тайге. Тайга – это огромный, дикий и трудно проходимый лес, в котором растут в основном хвойные деревья.
-Людей, которые занимаются разведением оленей, называют оленеводами.
Живут оленеводы в тайге в чумах. И сейчас мы с вами отправимся в путешествие в гости на стойбище оленеводов, в самую загадочную и труднодоступную тайгу Тоджи – тайгу Ѳдуген. Для этого, нам нужно сесть на волшебные шкуры (дети удобнее рассаживаются на шкуры оленей, в это время звучит песня «Ѳдуген тайга чурттуг-ла мен» («Я родом из Одуген-Тайги»).
-Представьте, что мы летим на волшебных шкурах в спокойном синем небе, а под нами большие белые пушистые облака. Смотрите, какие вокруг высокие горы, нескончаемые леса, чистые голубые реки и озёра. Какая сказочная красота! А вот и стойбище оленеводов. Давайте приземлимся.
-Все встали, отдохнем после долгой дороги.
Физминутка (медленная музыка)
-Какой чистый воздух в тайге! (вдох, выдох)
-Походим по зеленой мягкой травке (ходьба на месте).
-Давайте порезвимся на свежем воздухе (дети бегают)
-Столько цветов вокруг, полюбуйтесь ими, потрогайте руками.
(Пока дети любуются цветами, быстро переодеваюсь в национальный костюм, далее изображаю хозяйку стойбища).
2.Основная часть. Знакомство с бытом оленеводов
- Знакомство с чумом. педагог переодевается (чадыр-ѳг-биле таныжылга).
-Здравствуйте, дети! Это стойбище оленеводов. А я хозяйка этого стойбища. Приглашаю вас на чай с оленьим молоком (наливаю чай, угощаю детей). Я хочу вас познакомить со своим жилищем – чумом, и рассказать вам о необычных удивительных животных – оленях.
-Оленеводы пасут оленей, поэтому не живут на одном месте долго, а все время переезжают. Как вы думаете, почему?
(Чтобы олени не голодали, им часто приходится менять пастбища)
-Так как оленеводы часто переезжают, им нужен удобный дом, который легко переносить с места на место. И таким домом является – чум. (чадыр-ѳг).
- Повторим вместе «чум»
- С древних времен оленеводы Тоджи жили в чумах.
Летом крыли кусками бересты или лиственничной коры (показываю макеты летнего и зимнего чума). А в холодное время года крыли шкурами. В таком чуме зимой никакие холода не страшны. Толстые оленьи шкуры хорошо защищали от ветра, вьюги. С крутой поверхности чума легко скатывается снег.
- Как называется дом оленевода?
- Чем крыли чум летом?
-Почему зимой крыли шкурами?
-Молодцы!
2. Знакомство с посудой, утварью.
-Посуда оленеводов в основном берестяная, такая посуда легкая, не бьется, что очень важно при частых переездах.
-Это берестяные чашки (аяк) для чая, в это деревянное корыто (деспи) для мяса (показываю аяк, деспи).
-Большую часть имущества оленеводы хранили в парных кожаных вьючных сумках (показываю) – барба.
-Произнесем «барба».
-Шьются они из кожи с лосиных ног. Таким сумкам не страшны ни снег, ни дождь, вода скатывается по шерстинкам, и сухари, чай, сахар, вещи всегда сухие. И их удобно навьючивать на оленях. Надо уложить их так, чтобы одна барба не была тяжелее другой, не съезжала с вьючного седла и держалась бы крепко.
- Для чего нужны барба? (дети отвечают)
3. Беседа об оленях
- Послушайте загадку.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
- Кто это?
-Произнесем «олень».
Да, правильно, это олени. Посмотрите, какие они. (показываю муляжи оленей).
-Что вы знаете об оленях?
Олень – очень необычное животное. В Туве оленей разводят только в Тоджинском районе. Плохо выносит жару, любит прохладу, поэтому и живут в тайге. Передние копыта оленя особенные. Они широкие, могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту. Но края копыт ещё и крепкие, острые. Оленеводы не заготавливают сена, так как олени не любят сена. Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха. Этот олений мох называется "ягель" (шулун).
-Произнесем «шулун»
-Молока олени даёт совсем немного, всего надаивают примерно одну чашку, но оно очень жирное. Всего из одной или двух ложек можно приготовить вкусный чай с молоком, его используют для изготовления сыра, творога.
-Покажите руками, как олени разгребают снег?
-Для чего они разгребают снег?
-Как называется еда оленя?
4. Игра «Оленеводы»
- Поиграем в игру «Олени и оленеводы»
Олени проснулись рано утром (руки вверх к голове, как рога оленя)
Олени выходят пастись (имитируют движения оленя)
Следом за ними двигаются и оленеводы...
Смотрят, чтобы олени не убежали, нет ли рядом волков. (приложив руку козырьком ко лбу, смотрят по сторонам)
Олени наелись досыта, прибежали домой (бег на месте).
3.Заключительная часть.
-Давайте ещё раз сядем удобнее на наши волшебные шкуры и отправимся в наш садик. Вот мы и вернулись.
Рефлексия.
-Где мы побывали?
Было ли вам интересно?
-Кому понравился занятие возьмите пожалуйста солнышко, а кому не понравился луну.
-Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали на занятии, поэтому я вас угощаю сыром из оленьего молока.
-До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая находка. Проект по теме: «Формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о взаимоотношении мамы и ребёнка «Мамы разные нужны» (вторая группа раннего возраста)
Заочный материал для конкурса "Воспитатель года 2016"...
Педагогическая находка: Конспект занятия "Снеговик в гостях у ребят"
Цель: Знакомство со свойствами снега....
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» Конспект ООД Тема: «Мультфильм «Вечерняя прогулка » Образовательная область: Познавательное развитие
Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Цель: развитие у детей умения создавать мультипликационное кино Задачи:1.Выявить степень осведомленности детей о профессиях людей, работающ...
Педагогическая находка. Для конкурса. Конспект НОД с детьми средней дошкольной группы по нетрадиционной технике аппликации «Снеговик в гостя у ребят».
Отдел образования Кузнецкого района Конспект НОД с детьми средней дошкольной группы по нетрадиционной технике аппликации «Снеговик в гостя у ребят»...
Педагогическая находка НОД по познавательному развитию "Олень и оленеводы Тоджи"
Расширять знания и представления детей об оленях и оленеводах родного края....
НОД по познавательному развитию Тема: «Олень и оленеводы Тоджи»
Расширять знания и представления детей об оленях и оленеводах Тоджи....
Сценарный план педагогического мероприятия с детьми. Тема: "В гостях кот Котофеевич."
На этом занятии дети знакомятся с домашним животным. Через включение различные виды деятельности: рисуют, учатся рассказывать, расширяют свои знания....