Программа по формированию социальных компетенций через проектно - исследовательскую деятельность "Я гражданин села"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного дошкольного образования, иными словами, детский сад - это не местоподготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, общаться с другими людьми, в том числе приобретать необходимые навыки и умения. Одним из способов решения этой проблемы является метод проектов применяемый в воспитательно-образовательном процессе нашего ДОО. Учитывая механизмы социализации дошкольника, обеспечивая необходимые условия для развития гражданственности, патриотизма, создавая единую развивающую образовательную среду, в ДОО была разработана программа "Я гражданин села"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Я гражданин села" | 100.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Чумлякский детский сад»
641020 с. Чумляк ул. Комсомольская д.15 Курганская область, Щучанский район.
тел.: 8(352 44)36537 E – mail: dietskiisad.chumliakskii@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МКДОУ
«Чумлякский ДС»
__________________
Г.В. Перескокова
от»___»________2016г. № _____
ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
« Я ГРАЖДАНИН СЕЛА»
Чумляк
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………………….4
- Цели и задачи Программы………………………………………………………………….5
- Социально значимые компетенции……………………………………………….…..6
- Основные принципы и подходы воспитательно-образовательной деятельности……………………………………………………………………………………….6
- Методические и организационные принципы построения
Программы………………………………………………………………………………………….7
- 1 блок – проект «Мой дом, моя семья»
- Пояснительная записка…………………………………………………………….9
- План реализации проекта……………….………………………………………11
- Методическое обеспечение проекта…………………………………….14
- Список литературы…………………………………………………………………..15
- 2 блок – проект «Мой детский сад»
- Пояснительная записка……………………………………………………………16
- План реализации проекта……………………………………………………….18
- Методическое обеспечение проекта…………………………………….22
- Список литературы………………………………………………………………….23
- 3 блок – проект «Мое село родное»
- Пояснительная записка……………………………………………………………24
- План реализации проекта……………………………………………………….26
- Методическое обеспечение проекта…………………………………….31
- Список литературы………………………………………………………………….32
- Литература и источники……………………………………………………………………34
- Приложение………………………………………………………………………………………38
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии целенаправленного поведения, познавательной деятельности и социального ориентирования ребенка. Также происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением.
Образование детей дошкольного возраста на современном этапе строится в соответствии с новой парадигмой - компетентностной, согласно которой основной целью образования становится формирование ключевых компетентностей дошкольников:
- Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
- Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;
- Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
- Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
*[Компетенции – это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную социализацию, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений, навыков, входят также мотивационная и эмоционально – волевая сферы].
Развитие социальных компетенций важный и необходимый этап социализации ребенка в общественную жизнь и общественные отношения.
Изучив литературу по данной тематики (О.В. Солодянкина, С.А. Лебедева, О.А. Шварцмана, С.В. Никитина и др.), было сформулировано понятие «социальная компетентность» относительно детей дошкольного возраста.
Итак, социальная компетентность дошкольника – это приобретаемые им компетенции: познавательные, коммуникативные, физические, гражданские, ценностно – смысловые, социально – бытовые, информационные, необходимые для вхождения в общество, умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умения принимать общие цели,
осуществлять исследовательскую, познавательную деятельность.
Благодаря этому формируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности ребенка.
Одним из условий социального становления ребенка, формирования у него социальных компетенций является непосредственная разнообразная деятельность ребенка: игра, изобразительная деятельность, труд, общение, организованная через многообразие форм и методов работы, в том числе и метода проектно – исследовательской деятельности.
Общая тенденция развития современного мира таковы, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии, как стиль жизни современного человека.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного дошкольного образования, иными словами, детский сад - это не место подготовки будущих взрослых, а место, де ребенка учат жить в окружающем мире, общаться с другими людьми, в том числе приобретать необходимые знания, умения и навыки. Одним из способов решения этой проблемы и является метод проектов применяемый в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
* [«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями (Л.А. Каменщикова)].
Учитывая механизмы социализации дошкольника, обеспечивая необходимые условия, создавая единую развивающую образовательную среду, в ДОУ была разработана программа по формированию социальных компетенций через проектно – исследовательскую деятельность
«Я гражданин села» (далее Программа).
Цель: создание условий для формирования социальной компетентности, социального развития личности, социальной адаптации в современных условиях.
Задачи:
Для педагогов
- Определить место проектной и исследовательской деятельности в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
- Активизировать работу педагогов с социальными партнерами ДОУ по направлению деятельности данной Программы.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей
в вопросах исследовательской и проектной работы ДОУ.
- Отслеживание динамики развития социальных компетенций путем мониторинга.
Для детей
- Формирование ценностного отношения к своему «Я».
- Формирование социально – гражданской позиции дошкольника (чувства гордости за свою семью, детский сад, село, край, страну), создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации (наиболее полного использования своих возможностей и способностей).
- Знакомить дошкольников с историческим прошлым своего села, страны, народа, его обычаями, традициями.
- Содействовать овладению навыками исследовательской и проектной деятельности, совместно с социальными партнерами ДОУ, родителями.
- Способствовать профессиональному определению.
Социально значимые компетенции, которыми должны обладать воспитанники ДОУ в результате освоения данной Программы:
- Ощущение себя частью человеческого сообщества и способности к дружелюбному взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных или коллективных мировоззренческих, ментальных способностей;
- Осознание своих способностей, интересов и мотивов поведения и руководство ими в жизненных ситуациях;
- Обладание исследовательскими знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими воспитаннику наиболее полно реализовать себя в разнообразных социальных отношениях;
- Способность к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для полноценной жизненной самореализации;
- Обладание стойкой гражданкой позиции как: Я – патриот, гражданин своего села, края, страны.
- Знание народных обычаев, обрядов, умение их соблюдать, поддерживать, уважать традиции своей страны и других народов.
Основные принципы и подходы воспитательно – образовательной деятельности по Программе:
Программа имеет свою специфику, это скорее программа воспитания, чем обучения. Она направлена на развитие личности ребенка.
- *[Ориентированность на социокультурную ситуацию развития каждого ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, ценности, мнения и способы их выражения;
- Позитивная социализация ребенка, направленная на создание предпосылок к полноценной деятельности в современном мире;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых на основе партнерского общения;
- Активность, инициативность и самостоятельность ребенка, предоставление возможности выбора разных видов деятельности;
- Возрастная адекватность содержания, форм и методов обучения с учетом интересов и мотивов детей;
- Открытость во взаимодействии с семьей (исследовательские работы, творческие проекты, создание буклетов, газет, тематические досуги и др.)]
- Сетевое взаимодействие с социальными партнерами ДОУ (краеведческий сельский музей, сельская библиотека, школа, ФАП, ОАО АПО «Муза», сельский Дом культуры, поисковый отряд «Ярополк»)
- Организация развивающей предметно – пространственной среды сменяемыми материалами, стимулирующие активность ребенка в освоении норм, правил и способов поведения в различных социальных ситуациях.
Методические и организационные принципы построения Программы:
- Весь материал Программы гибко распределен в течение года, месяца, дня. Содержание Программы реализуется как через непосредственно образовательную деятельность (НОД), так и в режимных моментах. Поэтому работа по Программе может осуществляться до обеда или во второй половине дня.
- Программа реализуется в части образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательных отношений, которая учитывает особенности и интересы детей, и запросы родителей (законных представителей).
- Тематические планы воспитателей и специалистов (музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, педагога – психолога) должны быть скоординированы таким образом, чтобы последовательно планировать определенные темы, избегая повторов.
- Важной особенностью данной Программы является тесная связь с
реальной жизнью ребенка с его социально эмоциональным опытом.
необходимо использовать самые разные ситуации, возникающие
в процессе взаимодействия детей с целью обогащения программного
содержания и развития социальной компетентности ребенка.
- Работа по Программе может быть результативной только в том случае, если родители (законные представители) являются активными участниками и помощниками. Действия педагогов и родителей (законных представителей) должны быть согласованными. Важно чтобы родители (законные представители) хорошо знали и понимали основные цели и содержание Программы, осознали значение социально – личностного развития для жизни ребенка в обществе.
- Программа «Я гражданин села» состоит из 3-х проектов:
- «Мой дом, моя семья»;
- «Мой детский сад»;
- «Мое село родное»
Все проекты Программы долгосрочные, реализуются в течение
учебного года, в трех возрастных группах (средняя, старшая,
подготовительная).
Основными формами и методами реализации Программы являются:
- Моделирование социальных обучающих игровых ситуаций;
- Проектирование;
- Исследования, экспериментирование;
- Общение и рефлексия (беседы, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, коллективная и индивидуальная творческая деятельность, просмотр мультимедийных материалов , мультфильмов, фильмов).
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы, ее эффективности, проводится мониторинг достижения воспитанниками социальной
компетентности (Приложение №1).
Анализ итогов мониторинга осуществляется на Методических советах и заседаниях Творческой группы педагогов ДОУ.
Содержание Программы представлено в виде 3-х блоков – проектов с пояснительной запиской и плана реализации проектов, списком литературы и приложениями.
1 блок – проект «Мой дом, моя семья»
Пояснительная записка
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л. Толстой
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого он является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально – нравственного облика и позиции ребенка. В семье воспитание детей должно строиться на любви, понимании, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема семейных ценностей, возрождения семейных традиций, становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии, формировании социально - нравственных компетентностей ребенка.
Цель: создать условия через различные виды и формы деятельности, для формирования в ребенке таких понятий как «семья и Я в этой семье». Повысить роль семейных ценностей в социальном становлении личности ребенка.
Задачи:
- Дать детям углубленные понятия о семье, родственных отношениях;
- Формирование представлений о социальной роли каждого члена семьи;
- Развивать чувство любви и гордости за свою семью, чувство уважения к своим родным;
- Воспитывать у детей желание проявлять сострадание, внимание к родным и близким;
- Формировать первоначальные представления о родословной;
- Способствовать активному вовлечению родителей и социальных партнеров ДОУ в совместную проектно – исследовательскую, творческую, игровую деятельность с ребенком.
Участники проекта: воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, педагоги, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, родители (законные представители), социальные партнеры ДОУ.
Тип проекта: комплексный (т.е. смешанный по предметно – содержательному наполнению, ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В. Фуряевой)*
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Особенности проекта:
- Опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
- Доступность материала для детей дошкольного возраста;
- Максимальная включенность родителей и социальных партнеров ДОУ.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
- Недостаток общения родителей со своими детьми, вследствие чего недостаточность знаний у дошкольников о своей семье.
- Разобщенность между семьей и детским садом.
Предполагаемые результаты:
- Дети больше узнают о своей семье, о членах семьи, традициях.
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений;
- Активизируется работа и желание заниматься исследовательской, творческой работой, у родителей, педагогов, детей.
- Совместная деятельность детского сада и семьи укрепит взаимоотношения и взаимопонимание.
Все формы и направления в реализации данного проекта представлены в виде ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ (таблица №1)
Таблица №1
План работы по реализации проекта «Мой дом, моя семья»
Формы работы | Задачи | Место проведения | Участники |
Сентябрь 4 неделя | |||
Анкетирование «Моя семья» | выявить через опрос интересы, традиции, обычаи семьи, готовность родителей к сотрудничеству. | Групповые комнаты | Родители и воспитанники средней, старшей, подготовительной группы |
Октябрь 2 неделя | |||
- Беседа – исследование «Для чего нужна семья?» (презентация) - Сюжетно – ролевая игра «Семья» | -познакомить детей в соответствующей возрасту форме с такими понятиями как «семья», для чего человеку нужна семья. - развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям. - воспитывать через игру чувство любви и гордости за свою семью, чувство уважения к родителям, бабушкам, дедушкам - развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. | Музыкальный зал (мультимедийная аппаратура) Групповые комнаты (игровой уголок «Дом») | Воспитатели Воспитанники средней, старшей, подготовительной группы |
Ноябрь 2-4 неделя | |||
Исследовательская работа «Загляни-ка в бабушкин сундук. Семейные реликвии» 24 ноября выставка – рассказ о самой старинной вещи в доме «Семейные реликвии». | - дать понятие, что такое «семейные реликвии». - развивать чувство гордости за свою семью, родителей, родственников. - дать возможность детям почувствовать связь со старшим поколением, через исследования внутри семьи, по поиску самой «главной» вещи в доме, семье, роду. - формировать первоначальные представления о родословной. - способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. | Домашнее задание Музыкальный зал (мультимедийная аппаратура) | Родители и воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели, социальные партнеры ДОУ (сельская библиотека, сельский Дом культуры) |
Декабрь 3 неделя | |||
- Беседа «Семейно-бытовые обряды. Народный праздник – Новый год». - Фотопрезентация «Как в семье новый год встречают» - Участие в новогодних утренниках | - познакомить детей с семейно-бытовыми обрядами существовавшие на Руси. - расширять представления детей об истории возникновения праздника «Новый год» - воспитывать уважение к традициям русского народа. - показать красоту и размах празднования нового года, рождества. - способствовать активному вовлечению родителей и детей к участию в фотовыставке, и на новогодних утренниках. | Изостудия (мультимедийная аппаратура, картины) Домашнее задание Музыкальный зал | Родители и воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели. |
Февраль 1 неделя | |||
- Беседа с психологом «Психологический климат в семье» | - создание условий для формирования у родителей представлений о значимости семьи и семейных отношений для саморазвития и самореализации личности. - содействовать просвещению родителей и детей в вопросах охранения психологического здоровья и рол семьи в жизни человека. | Музыкальный зал | Родители, педагоги. |
Март 2-3 неделя | |||
- Исследовательская работа «Генеалогическое древо моей семьи» - Экскурсия – беседа «Человек без роду – что дерево, без корней» | Цель: составить родословное древо семьи. Задачи: изучить методику составления генеалогического древа; провести опрос своих родственников и собрать необходимую информацию; проанализировать совместно с детьми жизненный путь представителей своего рода; систематизировать и оформить с помощью воспитателей генеалогическое древо своей семьи. - пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям; - сформировать положительное отношение к понятию «родственные связи» | Домашнее задание под руководством воспитателя Сельская библиотека | Родители, педагоги, воспитанники Клыгина С.В. заведующий сельской библиотекой, педагоги, воспитанники |
Апрель 4 неделя | |||
- Конкурс рисунков «Мой дом, мой воскресный день». | - привлечь родителей и детей ДОУ к совместному творческому процессу; - укрепление сотрудничества с семьей в вопросах развития и воспитания дошкольников; - укреплять навыки совместного времяпровождения родителей с детьми. | Фойе первого этажа детского сада | Педагоги, родители, воспитанники |
Май 1, 3 неделя | |||
- Мониторинг Праздник «15 мая – День семьи» | -заполнение карт сформированности у детей социальных компетентностей. - подведение итогов работы над проектом «Мой дом. Моя семья» - награждение самых активных семей. - презентация исследовательских работ | Групповые комнаты Музыкальный зал | Педагоги групп, старший воспитатель Родители и воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели, социальные партнеры ДОУ |
Методическое обеспечение проекта.
- Опросный лист анкеты «Мой семья»
- Справка анализа анкет
- Беседа (презентация) «Для чего нужна семья»
- Сюжетно – ролевая игра «Семья»
- Исторический экскурс в историю праздника 24 ноября – День матери (презентация)
- Положение о проведении выставки «Загляни-ка в бабушкин сундук»
- Пример исследовательской работы «Семейные реликвии», выполнила семья Нецветаевых
- Беседа «Семейно – бытовые обряды «Народный праздник – Новый год»
- Положение о проведении исследовательской работы «Как в семье новый год встречают»
- Беседа «Психологический климат в семье» (разговор с психологом)
- Положение о проведении исследовательской работы «Человек без роду – что дерево, без корней. Генеалогическое древо моей семьи».
- Положение о конкурсе рисунков «Мой дом. Мой воскресный день»
- Мониторинг сформированности у воспитанников семейных компетентностей.
- Сценарий праздника «День семьи – 15 мая» (подведение итогов годовой работы по проекту «Мой дом, моя семья»).
Список литературы
- Атемаскина.Ю. Формирование положительного образа родного дома//Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – с.75
- Георгиевский В.А., Шитникова Л.И. Проведение праздников в начальных классах: из опыта работы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160с. Ил.
- Гончарова Е., Дмитриева Д. Фотолетопись жизни маленького человека: для него, для меня, для нас.//Дошкольное воспитание. - №8 – 2006. – с.102.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012 - 128с.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера.М.: 2005.
- Евдокимова Е.С. Управление взаимодействием детского сада и семьи//Управление в ДОУ. - №5. – 2008. – с.8.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н. Семейный театр в детском саду//Дошкольное воспитание. - №4. – 2007.
- Закутина Л. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – с.117.
- Зверева О.Х., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М.: ТЦ Сфера. – 2005.
- Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи или практика работы с семьями. Псков, 2004.
- Козлова А.В. Работа с семьей. М.: ТЦ Сфера,2004.
- Колентьева О. Коленулина С. Праздники в детском саду. М.: Просвещение, 2001.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка //Единство в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье. М.: Просвещение, 1985. – с.27.
- Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры//Дошкольное воспитание. - №10.- 2006. – с.15.
- Матейчик З. Родители и дети. М., 1992.
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2001 – 128с.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М.: Издательство Скрипторий2003, 2008. – 72с.
- Ожерельева Л., Ковалева Л. День матери // Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – с.115.
- Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие под ред. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с.
- Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи // Дошкольное воспитание. - №12. – 2007. – с.37.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. М.: Линия – Пресс, 2007.
- Социальное партнерство детского сада с родителями. Сборник материалов // Сост. Цветкова Т.В. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с.
- Тарасова И.В. Занятие родительского клуба «Беседка» // Воспитатель ДОУ. - №2. – 2010. – с.84.
- Штапакова В., Маненькова Н., Илюхина Н.Организация и проведение викторин, конкурсов, турниров в детском саду // Ребенок в детском саду. - №1. – 2013. – с.16
2 блок – проект «Мой детский сад»
Пояснительная записка
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды.
На основании многолетних исследований известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к родным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Детский сад – это второй «дом» для детей. Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а порой оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России, и только потом, жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к дальнему.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. В погоне за материальным благополучием родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад в том числе.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и создавать, отдавать, заботиться о близких с детства, быть внимательными друг другу, сострадать, помогать.
Цель: формирование у детей представления о детском саде, как общем доме для детей, об особенностях работы детского сада, о его помещениях.
Задачи:
- Создать благоприятную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, что ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным;
- Показать значимость и необходимость каждой профессии сотрудников ДОУ;
- Воспитывать уважение, проявлять заботу к сотрудникам детского сада и их труду;
- Вызвать желание заботиться о своей группе, украшать к праздникам, изготавливать подарки;
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники проекта: воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, педагоги, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, родители (законные представители), социальные партнеры ДОУ.
Тип проекта: комплексный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Особенности проекта:
- Опора на личный опыт детей, полученный ими за время пребывания в детском саду;
- Доступность материала для детей дошкольного возраста;
- Максимальная включенность родителей и социальных партнеров и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с деятельностью детского сада.
Предполагаемый результат:
- Воспитанники должны знать и называть название детского сада, улицу, группы, помещения детского сада и их назначение;
- Уметь выполнять посильные трудовые обязанности в детском саду и нести ответственность за их выполнение;
- Испытывать уважение к труду сотрудников и к самим сотрудникам детского сада;
- Испытывать привязанность, чувство уважения, сопричастности к детскому саду.
Все формы и направления работы в реализации данного проекта, представлены в виде ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ (таблица №2)
Таблица №2
План работы по реализации проекта «Мой детский сад»
Формы работы | Задачи | Место проведения | Участники |
Сентябрь 1, 3 неделя | |||
- Праздник «День рождения группы» - Создание стенда «Наша группа» - День воспитателя и дошкольного работника 27 сентября | - познакомить детей и родителей с группами в игровой, праздничной форме; - совместно с родителями и социальными партнерами обсудить план совместной работы; - совместная работа ко Дню воспитателя: подготовить поздравления и открытки | Групповые комнаты Музыкальный зал (мультимедийная аппаратура) | Воспитатели, социальные партнеры, родители, воспитанники ДС |
Октябрь 1, 3 неделя | |||
- Социальная акция «Открытка доброты» 1 октября «День пожилого человека» | - совместное творчество: СДК+СБ+ДОУ – мастерим открытку доброты. - подарить открытки ветеранам педагогического труда, своим бабушкам, дедушкам. - воспитывать сострадание, уважение к старшему поколению. | Изостудия Улицы села | Воспитатели, социальные партнеры, родители, воспитанники ДС |
Ноябрь 2,3 неделя | |||
- Беседы – экскурсии по детскому саду «Мир профессий в ДС» - Сюжетно – ролевая игра «Я – воспитатель» | - познакомить с такими видами профессий: воспитатель, помощник воспитателя, заведующий, методист) -дать понятие специфики каждой профессии, показать значимость и необходимость каждой профессии в ДС - воспитывать уважительное отношение к труду сотрудников работающих с детьми - научить детей сотрудничать, договариваться между собой, слышать и слушать друг друга. | Помещения детского сада (групповые комнаты, спальни, служебные помещения, буфетные, кабинет заведующего, методический кабинет) | Воспитатели, воспитанники, сотрудники ДС |
Декабрь1,2 неделя | |||
- Альбом «Фотолетопись группы» - Конкурс «Лучшее украшение групп к Новому году» | - развивать стремление детей и взрослых к взаимопониманию в совместной творческой деятельности о созданию альбома; - пробуждать у детей чувство сопричастности к своей группе, осознания своего статуса в ней; - формировать представление о традициях своей группы; - активизация инициативы творчества, выдумки, фантазии воспитанников, родителей, воспитателя; - обмен педагогическим опытом среди воспитателей и родителей по созданию новогодней предметной познавательной среды в группах. | Групповые комнаты | Воспитанники, воспитатели, родители, социальные партнеры. |
Февраль 2 неделя | |||
- Исследовательская работа «Рыцари, кто они?» (презентация) - Оформление тематического стенда к 23 февраля «Наши рыцари» | - узнать, что означает слово «рыцарь». Как появились рыцари. Главные заповеди рыцарства; - Воспитывать чувство сострадания, уважения, терпения к ближнему; Способствовать формированию у детей представления о рыцарстве в наши дни. - активизировать инициативу творчества, выдумки, фантазии; - воспитание патриотизма и чувства товарищества, гордости за свою малую родину, страну. | Групповые комнаты, раздевалка | Воспитанники ДС, воспитатели, родители, отряд «Ярополк» |
Март 1.3 неделя | |||
- Исследовательская работа «Кто придумал 8 марта и зачем?» (презентация) - Оформление тематического стенда «Наши принцессы» | - Познакомить с историей создания праздника 8 марта и День Матери. В чем различие этих праздников; - Изготовление подарков для мам, бабушек, девочек, воспитателям. - Подбор материала и оформление стенда мальчиками и папами; - активизировать инициативу творчества, выдумки, фантазии. | Групповые комнаты, раздевалка. | Воспитанники ДС, воспитатели, родители, социальные партнеры. |
Апрель неделя | |||
- Беседы – экскурсии по детскому саду «Мир профессий в ДС» - Проект «Землянам чистую планету - операция «Зеленый патруль» | - познакомить с такими видами профессий: повар, помощник повара, дворник, медсестра. -дать понятие специфики каждой профессии, показать значимость и необходимость каждой профессии в ДС - воспитывать уважительное отношение к труду сотрудников работающих с детьми - научить детей сотрудничать, договариваться между собой, слышать и слушать друг друга. - уборка территории ДС «Патруль чистоты и порядка»; - приучать детей к чистоте и порядку, вызывая желание трудиться в коллективе, уважать труд людей и свой собственный; - воспитывать чувство прекрасного и удовлетворение от сделанного. | Помещения детского сада (кухонный блок, медицинский блок, территория детского сада) Территория детского сада, групповые участки. ( инвентарь для уборки) | Воспитанники ДС, воспитатели, специалисты ДС. |
Май 1, 3 неделя | |||
- Мониторинг - Выпускной в группах | --заполнение карт сформированности у детей социальных компетентностей - Подведение итогов годовой работы над проектом «Мой детский сад» - Выставка – презентация лучших работ - Награждение | Групповые комнаты Музыкальный зал | Воспитатели групп, старший воспитатель Родители и воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели, социальные партнеры ДОУ |
Методическое обеспечение проекта
- Сценарии «День рождения группы»
- Беседы о профессиях сотрудников детского сада.
- Положение о конкурсе «Лучшее украшение групп к Новому году
- Паспорт к альбому «»Фотолетопись группы»
- Примеры открыток о Дню пожилого человека» для изготовления с детьми.
- Материал по дню пожилого человека.
- Сюжетно – ролевая игра «Я воспитатель»
- Материал к проведению исследовательской работы «Рыцари, кто они?»
- Материал к проведению исследовательской работы «Кто придумал 8 марта?»
- Проект «Землянам чистую планету – операция «Зеленый патруль».
Список литературы
- Бабаева Т. О социально – экономическом развитии//Дошкольное воспитание. - №6. – 2006. – С.13
- Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. Проведение праздников. – М.: Просвещение, 1983. – 160с. Ил.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
- Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом. – М.: АРК ТИ, 2004.
- Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
- Иванова Н. Мастерская Деда Мороза // Дошкольное воспитание . - №1. – 2007. – С.128
- Костюченко М. Экспериментируем. - №8. – 2006. – С.27
- Кичурова В., Моисеева О. Мой любимый детский сад // Дошкольное воспитание. - №4. – 2007
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1998
- Медведева Т. Познавательная деятельность старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - №8. – 2006. – С.22
- Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – С.82
- Программа развития творческого воображения детей дошкольного возраста с использованием сказки и народной игрушки «Сказочный мир: материалы из опыта региональной инновационной площадки ГАОУ ДПО ИРОСТ / Должикова Р.А., Тютюева И.А. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016. – 76с.
- Степанцова Г. Создаем развивающую среду // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007
- Чекменева Н. Благоустраиваем детский сад // Ребенок в детском саду. - №3. – 2006. – С.79
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007
- ИНТЕРНЕТ источники:
- Pandia.ru>text/78/054/9846.php
- infourok.ru
- nsortal.ru
- maam.ru
- pedportal.net
- dohcolonoc.ru
- kopilkaurokov.ru и др.
3 блок – проект «Мое село родное»
Пояснительная записка
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности.
В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это любовь к местам, где родился, гордость за свою семью, народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство Родины.
Почему мы работаем над этой темой? В чем ее актуальность?
Перед ДОУ государство ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию: уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа.
Цель: формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом русского народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями и установками, традициями, обычаями, обрядами, играми, православными календарными праздниками.
Задачи:
- пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям народов живущих в нашем селе;
- развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
- формировать чувство уважения и симпатии к людям, их культуре и традициям;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному селу, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями;
- организовать сотрудничество с социальными партнерами ДОУ, родителями воспитанников;
- привлечь родителей к участию в реализации проекта. Приобщить родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания.
Участники проекта: воспитанники средней, старшей, подготовительной групп, педагоги, специалисты ДОУ, родители (законные представители), социальные партнеры ДОУ.
Тип проекта: комплексный
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Особенности проекта:
- опора на личный опыт детей, полученный ими в семье и детском коллективе;
- доступность материала для детей дошкольного возраста;
- максимальная включенность родителей и социальных партнеров ДОУ.
Предполагаемые результаты:
- обретение ребенком смысловой картины представлений об истории, культурной жизни предков;
- активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях, о нелегком труде сельского труженика – хлебороба;
- активизация и систематизация краеведческих знаний у родителей;
- осмысление ребенком слова «патриотизм». Отражение в художественно – творческой, проектно – исследовательской деятельности темы любви к малой Родине;
- активное участие родителей и социальных партнеров в жизни ДОУ.
Все формы и направления работы в реализации данного проекта, представлены в виде плана реализации.(таблица №3)
Таблица №3
План работы по реализации проекта «Мое село, родное»
Весь год с сентября по май воспитанники, воспитатели, родители вместе с социальными партнерами ДОУ работают над созданием альбома «Богатство земли Зауральской – моя малая родина село Чумляк».
1 раздел – «Почетные, талантливые и знаменитые» ( о людях села – поэты, художники, творческие люди)
2 раздел – Достопримечательности села (старинные дома, история села, растительность, животный мир)
3 раздел – «Где жить, тем и слыть – хлеборобы, гордость села»
Формы работы | Задачи | Место проведения | Участники |
Сентябрь 1, 2 неделя | |||
Посиделки «Народный календарь «Семен Летопроводец» Экскурсия в поле «Богатство земли Матушки» (уборка урожая) | -познакомить детей с «Народным календарем» и одним из славянских праздников «Семен Летопроводец» -обыграть вместе с детьми обряды знаменующие приближение осени. - дать представление о народных традициях, связанных с земледелием. - познакомить с трудом хлеборобов. -сравнить, как раньше люди убирали хлеб, и как в настоящее время. Что изменилось, а что осталось прежним. | Музыкальный зал. Мини музей «Русская изба» (медиаппаратура) поле | Воспитанники, воспитатели, библиотека (соц. партнер) ОАО АПО «Муза», воспитанники, воспитатели. |
Октябрь 3,4 недели | |||
ЛЭПбук «Мука – волшебница» Исследовательская работа «Как из колоска хлеб вырос» | -с помощью воспитателя и родителей изготовить ЛЭПбук. Рассказать что это такое и для чего он необходим. -собрать материал по теме и распределить в ЛЭПбуке по кармашкам. - формирование у дошкольников и педагогов представления об исследовательской деятельности, как одном из эффективных способов познания. - Путем опроса специалистов и родителей узнать, как из колоса образуется мука и какая она бывает. - Выяснить какие хлебобулочные изделия готовятся из муки. - научиться замешивать тесто и испечь каравай | Групповые комнаты Экскурсии в краеведческий музей (жернов, серп), в ОАО АПО «Муза» на зернохранилище. | ОАО АПО «Муза», краеведческий музей, воспитанники, воспитатели, родители. |
Ноябрь 2 неделя | |||
- Участие на День села. (ежегодно) -Благотворительная ярмарка - выставка детских поделок. Тематическая выставка в фойе ДОУ «Главный хлебороб России Т.С. Мальцев. | - Выбрать группу детей для участия на празднике Отрепетировать песню, стихи, танец - Отобрать на благотворительную ярмарку поделки детей и родителей - формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему - развитие таких качеств как, сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность - подготовить вместе с родителями и детьми материал о Т.С.Мальцеве для тематической выставки. -воспитывать любовь к родному краю, к труду хлебороба, к земле. | Сельский Дом культуры Фойе ДОУ (все группы) | Воспитанники, воспитатели, социальные партнеры, родители. Воспитанники, воспитатели, родители |
Декабрь 3 неделя | |||
Литературные встречи «У камина» Посиделки, театрализация. «Народный календарь «Коляда», «Святки» | - пригласить местных поэтов и поэтесс для встречи с детьми -познакомить с их творчеством, красотой стиха -Привить через творчество поэтов любовь и уважение к людям села, любовь к родине.
- Продолжить знакомство с Народным календарем и праздниками «Коляда», «Святки». - Обыграть с детьми обряды, посвященные этим праздникам. | Групповая комната в старшей группе. Музыкальный зал. Мини музей «Русская изба» | Воспитанники, воспитатели, соц. партнеры, родители. Воспитанники, воспитатели, сельская библиотека. |
Февраль 1 3 неделя | |||
Экскурсия в сельскую библиотеку «Почетные и знаменитые граждане села. Герои труда». Гулянье. «Народный календарь. Масленица пришла» | - познакомить с почетными знаменитыми и творческими людьми, живущими в с. Чумляк Рассказать об увлечениях этих людей, и чем они прославились - развитие чувства гордости за достижения родного села, уважения к историческому прошлому села. - воспитывать творческое начало, чувство прекрасного Воспитывать любовь к труду сельского труженика - продолжить знакомство с Народным календарем - показать широту и красоту традиций русского народа в праздновании «Масленицы» | Сельская библиотека Музыкальный зал, территория дет. сада | Воспитанники, воспитатели, соц. партнеры. Воспитанники, воспитатели, родители, соц. партнеры. |
Март 2-3 неделя | |||
Экскурсия в краеведческий музей «Мир глазами наших предков» Посиделки. Народный календарь «Пасха» | - формирование любви к культурному наследию своего народа - воспитание любви и уважения к национальным особенностям, народов живущим в России, в селе - развитие интереса к русским традициям и промыслам - продолжить знакомство с Народным календарем. Православный праздник «Пасха». Традиции и обычаи. - формировать у детей потребность совершать добрые дела и поступки. - развитие качества сострадания, сочувствия. | Краеведческий музей с. Чумляк Музыкальный зал. Мини музей «Русская изба» | Воспитанники, воспитатели, соц. партнеры. |
Апрель 4 неделя | |||
Экскурсия по селу «Старинное село, в котором мы живем…» Конкурс рисунков «От зернышка до хлебушка» | -формирование у детей чувства любви к своему краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям - закрепить и расширять знания о родном крае, углублять знания об историческом прошлом села Чумляк -приобретение детьми социального опыта - закрепить знания детей о том, каким трудом достается хлеб -вместе с детьми, виртуально, пройти весь путь от зернышка до хлеба на столе. - формировать у детей чувство прекрасного, сопричастности к окружающему. | Улицы села. Групповые комнаты | Воспитанники, воспитатели, соц. партнеры. |
Май 1-3 неделя | |||
Мониторинг Цикл традиционных мероприятий к 9 мая.
«9 мая» Фольклорные посиделки «О русском каравае или о чем поет самовар» | -заполнение карт сформированности у детей социальных компетентностей - формирование у детей таких понятий как: честь, подвиг, достоинство, доблесть, Победа -формировать у детей готовность трудиться на благо Родины и защищать ее, гордиться тем, что мы живем в России -формировать потребность совершать добрые , честные поступки -развитие таких качеств как сострадание, сочувствие -воспитывать чувство гордости и уважение к нашим героическим предкам, чтить память о них - подвести итоги на отчетном мероприятии по реализации проекта «Мое село, родное» -организовать выставки поделок и исследовательских работ -награждение активных и творческих детей и родителей. | Групповые комнаты Сельский Дом культуры Музыкальный зал. | Воспитанники, воспитатели, социальные партнеры, родители. |
Методическое обеспечение проекта.
- Народный календарь
- Картотека стихов о селе, крае, людях.
- Иллюстративный материал (о хлебе, ВОВ, и др.)
- Сценарии выступлений детей на Дне села («Вот он, хлебушко душистый», «А на заборе, сидит петух».
- Тематическая папка «Главный хлебороб России – Т.С. Мальцев»
- Тематическая папка «Людьми, гордиться наше село»
- Сборники стихов местных поэтесс (Циулина Э.А., Фиалко В.В.)
- Картины местных художников
- Экскурсия – беседа по селу «Старинное село, в котором мы живем»
- Сертификаты детей об участии в акции «Георгиевская ленточка», и шествия «Бессмертный полк»
- Сценарии праздника 9 мая
- Сценарии фольклорных посиделок:
- «Семен Летопроводец»
- «Коляда», «Святки»
- «Масленица»
- «Пасха»
- «О русском каравае или о чем поет самовар»
Список литературы
- Ахметзянова С.Э. Пришел июнь – разноцвет – отбоя от работы нет//Воспитатель ДОУ-№5-2008-С.43-45
- Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России/Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С.54
- Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах: - М.: Просвещение, 1983. – 160с.:ил.
- Гладышева Л.В. Нива жизни Терентия Мальцева. – Изд-во Москва «Советская Россия» - 1986г.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – Мозаика Синтез. – М.: 2008г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Изд-во Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
- Евстратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции//Дошкольное воспитание - №1. – 2006. – С.17.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание маленького североморца – большого гражданина России//Дошкольное воспитание. - №6. – 2007. – С.118
- История земли Курганской.//В.В. Пундани, М.П. Вохменцев, В.Д. Пузанов и др. – ГУНО Курганской области. – Изд-во «Зауралье». – Курган. – 1997г.
- Календарные и народные праздники в детском саду. Весна /авт. сост. Г.А. Лапшина. – Вып.№2 . – Волгоград: Учитель, 2005. – 111с.
- Календарные и народные праздники в детском саду. Осень – зима./авт.сост. Г.А. Лапшина. – Вып.№1. – Волгоград: Учитель, 2005. – 83с.
- Кинякина Т.И. Долгими зимними вечерами. Посиделки//Воспитатель ДОУ. - №5. – 2008. – С.85-87.
- Колератова Н., Грибова Л.О. О гражданском воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание. - №5. – 2006. – С.3.
- Корчагинская С. Воспитываем патриотов//Дошкольное воспитание. - №6. – 2006. – С.27.
- Князева О. Приобщение детей к истокам народной культуры, 2005г.
- Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры//Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – С.15.
- Краснова Г.В. Особенности родного края// Воспитатель ДОУ. - №5. -2008. – С.28-29.
- Куликова С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа, 2005г.
- Михалкова М.А. Детские праздники. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240с.:ил.
- Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников. – Волгоград, 2009.
- Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987. – 224с.:ил.
- Поштарева Т., Можаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей//Дошкольное воспитание. - №12. – 2007. – С.28.
- Приобщение старших дошкольников к традициям родного края/Тимофеева Л.О., Волохова Н.Н. – изд-во: Учитель, 2015.
- Сопраненко Л. Федотова С.В. В родном краю// Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С. 116.
- Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника // Дошкольное воспитание. - №8. – 2006. – С.41.
- Хуснутдинова А. Прогулки по родному краю // Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С.113.
- Чубенко Н. Ребенок в мире профессий // Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – С.124.
- Шарковская И. «Пошла коляда с конца во конец» // Ребенок в детском саду. - №6. – 2006. – С.67.
- Шинарева Л., Белыгина А. – Земля – кормилица наша. // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007. – С.31.
- Янович Г.В. Фольклорный праздник в школе: Учебно- методическое пособие: Ч.4/ИПК ПРО Курганская область, Курган, 2003.
Источники:
- Методические пособия
- Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 80с.
- Белая, К.Ю. Организация проектной деятельности в ДОУ / К.Ю. Белая, М. Р. Мурзина, Н. В. Теселкина. – М.: Перспектива, 2013. – 103 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 64с.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80с.
- Георгиевский В.А., Шитникова Л.И. Проведение праздников в начальных классах: из опыта работы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.- 160с. ил.
- Гладышева Л.В. Нива жизни Терентия Семеновича Мальцева. – Изд-во Москва «Советская Россия». – 1986г.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
- Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом. – М.: АРК ТИ, 2004г.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ, изд-во «ТЦ Сфера», 2005г.
- Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду – Мозаика-Синтез. – М.:2008г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Изд-во Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
- История земли Курганской /В.В. Пудани, М.П. Вохменцев, В.Д. Пузанов и др. – ГУНО Курганской области. – Изд-во «Зауралье», Курган, 1997г.
- Календарные и народные праздники в детском саду. Весна/авт.сост. Г.А. Лапшина. – Вып.№2. – Волгоград: Учитель,2005. – 111с.
- Календарные и народные праздники в детском саду. Осень-зима/авт.-сост. Г.А. Лапшина. – Вып.№1. – Волгоград: Учитель, 2005. – 83с.
- Князева О. Приобщение детей к истокам народной культуры, 2005г.
- Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи или практика работы с семьями. Псков, 2004г.
- Козлова А.В. Работа с семьей: ТЦ Сфера», 2004г.
- Колентьева О., Коленулина С. Праздники в детском саду. М.: Просвещение, 2001г.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / единство в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье. М.: Просвещение, 1985. – С.27.
- Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 33 с.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1998г.
- Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80с.
- Куликова С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа, 2005г.
- Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-8 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128с.
- Матейчик З. Родители и дети. Москва, 1992г.
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128с.
- Михалкова М.А. Детские праздники. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240с.:ил.
- Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников. – Волгоград, 2009г.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 72с.
- Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987. – 224с:ил.
- Приобщение старших дошкольников к традициям родного края/Тимофеева Л.О., Волохова Н.Н. Изд-во: учитель, 2015г.
- Программа развития творческого воображения детей дошкольного возраста с использованием сказки и народной игрушки «Сказочный мир: материалы из опыта региональной инновационной площадки ГАОУ ДПО ИРОСТ / Должикова Р.А., Тютюева И.А. Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016. – 76с.
- Программа по формированию социальной компетентности для ДОУ «Становление» / авт.сост. Б.А. Куган, З.Г. Фролова: ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2012. – 80с.
- Соловьева Е.В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-8 лет: методическое пособие для воспитателей / Е.В. Соловьева, Л.В. Редько. – М.: Просвещение, 2015. – 72с.: ил.
- Социальное партнерство детского сада с родителями. Сборник материалов / сост. Цветкова Т.В. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 123с.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. М.: Линия-Пресс, 2007г.
- Янович Г.В. Фольклорный праздник в школе: Учебно-методическое пособие: Ч.4 / ИПК ПРО Курганская область, Курган, 2003г.
- Периодические издания
- Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома // Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – С.5
- Ахметзянова С.Э. Пришел июнь – разноцвет – отбоя от работы нет // Воспитатель ДОУ. - №5. – 2008. – С.43-45
- Бабаева Т. О социально – экономическом развитии // Дошкольное воспитание. - №6. – 3006. – С.13
- Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России // Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С.54
- Гончарова Е. Дмитриева Д. Фотолетопись жизни маленького человека: для него, для меня, для нас // Дошкольное воспитание. - №8. – 2006. – с.102
- Евдокимова Е.С. Управление взаимодействием детского сада и семьи // Управление в ДОУ. - №5. – 2008. – С.8
- Евдокимова Е.С. Додокина Н. Семейный театр в детском саду //Дошкольное воспитание . - №4. – 2007г.
- Евстратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции // Дошкольное воспитание - №1. – 2006. – С.17.
- Евтушенко С. Веселова Л. Воспитание маленького североморца – большого гражданина России // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007. – С.118
- Закутина Л. Зимняя прогулка // Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – С.117
- Иванова Н. Мастерская Деда Мороза // Дошкольное воспитание. - №1. – 2007. – С.128.
- Краснова Г.В. Особенности родного края // Воспитатель ДОУ. - №5. – 2008. – С.28-29.
- Кичурова В., Моисеева О. Мой любимый детский сад // Дошкольное воспитание. - №4. – 2007г.
- Кинякина Т.И. Долгими зимними вечерами. Посиделки // Воспитатель ДОУ. - №5. – 2008. – С. 85-87.
- Колератова Н., Грибова Л.О. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - №5. – 2006. – С.3
- Корчагинская С. Воспитываем патриотов // Дошкольное воспитание. - №6. – 2006. – С.27
- Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры // Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – С15.
- Медведева Т. Познавательная деятельность старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - №8. – 2006. – С22
- Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – С.82
- Ожерельева Л.,Ковалева Л. День Матери // Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – С.115
- Поштарева Т., Можаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей // Дошкольное воспитание. - №12. – 2007. – С.28
- Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи // Дошкольное воспитание. - №12. – 2007. – С.37
- Сопраненко Л. Федотова С.В. В родном краю // Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С.116
- Степанцова Г. Создаем развивающую среду // Дошкольное воспитание. - №6. – 2000г.
- Тарасова И.В. Занятие родительского клуба «Беседка» // Воспитатель ДОУ. – №2. – 2010. – С.84
- Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника // Дошкольное воспитание. - №8. – 2006. – С.41
- Хуснутдинова А. Прогулки по родному краю // Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С.113
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007.
- Чубенко Н. Ребенок в мире профессий // Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – С.124
- Шарковская И. «Пошла коляда с конца во конец» // Ребенок в детском саду. - №6. – 2006 – С.67
- Шинарева Л., Белыгина А. Земля – кормилица наша // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007. – С.31
- Штапакова В., Маненькова Н., Илюхина Н. Организация и проведение викторин, конкурсов, турниров в детском саду // Ребенок в детском саду. - №1. – 2013. – С.16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - проект...
Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...
"Формирование экологической культуры дошкольников через проектно- исследовательскую деятельность( выступление за круглым столом в МРИО)
Метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного проце...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Педагогический проект «Формирование экологической культуры дошкольников 3- 4 лет, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творч/д "Веселая ферма"
Педагогический проект для Младшей группы...
Педагогический опыт для воспитателей ДОУ «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»
Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через...
Формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранении и укреплении своего здоровья через проектно-исследовательскую деятельность
Проектно-исследовательское обучение является развивающей, личностно-ориентированной технологией. Посредством исследовательской деятельности у детей формируются умения и навыки в сохранении ...