Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родной природе и Отечеству.
Проработав много лет в детском саду, я знаю, как остро стоит проблема культурно-экологического воспитания дошкольников и их родителей. Я сама люблю и восхищаюсь красотами, многообразием природы, богатством растительного и животного мира и пытаюсь в своей работе передать частицу своей любви и знаний своим воспитанникам. Поэтому в последние годы я веду активную работу по формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям окружающего мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
2017 год объявлен в России – годом экологии. Проблема экологизации никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством.
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека в частности. Они могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. Его важность обусловлена тем, что человек — часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.
Нас заинтересовала проблема экологического воспитания, которая в настоящее время расценивается как одно из важных направлений дошкольного воспитания. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родной природе и Отечеству.
Дети – это наше будущее. Какое оно будет – во многом зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ зависит все духовное и материальное благосостояние общества. Каков человек такова и его деятельность, таков и мир, который он создает.
Что характеризует человека и общество? - его культура. Культура человека – отражение его внутреннего мира. Многие современные проблемы нашей жизни связаны с бездуховной, невежественной, разрушительной деятельностью человека.
Поэтому считаю одной из главных задач педагогов дошкольного образования: формировать всесторонне развитую личность, способную жить в гармонии с окружающим миром, познавая красоту природы. Через красоту – к человечности. Не зря говорят, что «Красота спасет мир».
Осваивая экологические знания, ребенок приобретает потребность в бережном отношении к природе, совершенствует свою нравственную воспитанность.
Для воспитания экологической грамотности дошкольника необходимо продуманное, системное знакомство с миром природы, формирование понимания того, что все объекты природы составляют единую систему, а человек рассматривается как биологический объект этой природы.
Проработав много лет в детском саду, я знаю, как остро стоит проблема культурно-экологического воспитания дошкольников и их родителей. Я сама люблю и восхищаюсь красотами, многообразием природы, богатством растительного и животного мира и пытаюсь в своей работе передать частицу своей любви и знаний своим воспитанникам. Поэтому в последние годы я веду активную работу по формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям окружающего мира.
Наши дети живут и развиваются в условиях, когда жизнь вокруг меняется очень быстро, от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, использовать эти знания, мыслить самостоятельно и творчески. Задача взрослых - помочь им в этом.
Старший дошкольный возраст – это период значительных изменений в мышлении: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, ребенок глубже осознает связь между различными явлениями и предметами окружающего мира. Таким образом, у дошкольников формируется база для развития представлений о мире в целом, свое отношение к этому миру, в котором он живет. В этом возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, развиваются познавательные потребности, которые реализуются через поисково-исследовательскую деятельность. Поисково-познавательная деятельность развивает продуктивные формы мышления, создает условия для самостоятельных ответов. Педагогу надо лишь указать направление (может и не одно), не навязывая ему знаний, суждений, выводов из своего жизненного опыта.
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту. Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.
Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения, тем более что позитивное отношение к окружающему миру, основы экологического сознания закладываются именно в дошкольном возрасте.
Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектно-исследовательской деятельности.
Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельностью детей.
Помимо проектно-исследовательской деятельности в формировании экологической культуры дошкольников воспитатель использует такую инновационную технологию, как природоохранительные акции.
Акции – это социально значимые, комплексные мероприятия, которые, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на детей, служат эффективной экологической пропагандой среди родителей. Доступные и понятные для детей природоохранительные акции чаще всего проводятся к значительным датам.
В осенний период мы поводили экологический десант - субботник «Чистый двор - чистая планета!»
Цель: вовлечение детей в природоохранную деятельность и привлечение внимания дошкольников к современным экологическим проблемам общества и нашего района. Ребята работали на территории ДОУ. Они очищали землю от пожухлой листвы, осенней травы, бытового мусора, благоустраивали клумбу около детского сада. Дети с энтузиазмом работали, между ними проходило соревнование – кто больше соберёт мусора.
В зимний период проводилась природоохранная акция «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Цель: формирование основ экологической культуры детей, помочь раскрыть личное отношение к проблеме; показать значимость подкормки птиц в зимнее время; способствовать проявлению творчества, фантазии при изготовлении кормушек; воспитывать чувство сострадания, сопереживания, заботливое отношение к природе.
Подготовительный этап:
- сделать папку - раскладушку для родителей «Пернатые друзья»;
- сбор семян, зерен, плодов;
- подготовить иллюстрации птиц для рассматривания, произведения о птицах для чтения детям;
Содержание акции:
- выпустить экологическую листовку «Помоги пернатым»;
- провести конкурс среди семей на изготовление самой необычной кормушки
для птиц;
- беседа с детьми о зимующих птицах;
- деятельность в природе (наблюдение за поведением птиц у кормушки);
Подведение итогов:
- оформление фотоальбома «У кормушки»;
- показ презентации.
Перед новогодними праздниками традиционно проводится экологическая акция «Ёлочка – зелёная иголочка».
Цель: способствовать формированию основ экологической культуры; познакомить детей с жизнью ели; вызвать интерес к природе; формировать умение любить и беречь природу; помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность.
Подготовительный этап:
- подготовить материал: иллюстрации о лесе, произведения для чтения детям;
- сделать папку-раскладушку «Для чего люди ходят в лес».
Содержание акции:
- выпустить экологическую листовку «Сохраним леса»;
- познавательное занятие «Ёлочка – зеленая иголочка»;
- агитация детей и родителей о том, что не стоит рубить ели и сосны ради
нескольких праздничных дней;
- провести конкурс среди родителей и детей на самую оригинальную, забавную, маленькую ёлочку или ёлочную игрушку
Подведение итогов:
- выставка ёлочных игрушек и маленьких ёлочек;
- проведение новогоднего праздника.
В весенний период участвовали в акции «С любовью к России мы делами добрыми едины», номинация «Марафон» добрых дел».
Цель: помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитание экологической культуры; бережного, заботливого отношения к природе.
Подготовительный этап:
- подготовить агитационную листовку «Сделаем город чистым»;
- сделать папку-раскладушку «Советы из сундучка»;
Содержание акции:
- выпустить газету экологического содержания «Земля в опасности»;
- участниками акции запланировать разбивку клумб для цветов;
- деятельность в природе (ежедневная уборка территории от мусора).
Подведение итогов:
- оформление фотоальбома «Природа и мы»;
- выставка поделок из утилизированного материала.
Также проводилась акция "Березка русская моя".
Цель акции: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
Содержание акции:
- Изготовление панно из березовых листьев.
- Беседа "Почему березы белые?"
- Интегрированное занятие "Символика нашей России".
- Экспериментирование: рассматривание бересты под лупой, "Какой стороной дышат листья?", "Вода в жизни растений", "Жизненный цикл растений".
Подведение итогов:
- Оформление альбома "Люблю русскую красавицу".
- Экологический праздник «Берёзка русская моя».
Самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается
и даётся возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей.
С уверенностью могу сказать, что участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми. Проектно-исследовательская деятельность и природоохранные акции являются эффективной формой работы по экологическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование любви к природе родного края через поисково - познавательную деятельность
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний...
«Расширение представления дошкольников о природе родного края через разные виды деятельности».
Материал о привитии любви к природе родного края....
Проект "Ознакомление дошкольников с природой родного края через познавательно-исследовательскую деятельность".
Проектная деятельность в подготовительной группе....
«Формирование у детей дошкольного возраста эстетического восприятия и любви к природе родного края через художественно-творческую деятельность».
Проектная деятельность....
Формирование представлений о природе родного края у детей дошкольного возраста.
Цель – расширить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире родного края через разнообразные формы работы....
Консультация для родителей «Формирование представлений о природе родного края у детей».
Любовь к природе, сознательное и бережное отношение к ней должны воспитываться в детях, с раннего детства в семье. Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и воспитать в их созн...
«Формирование представлений о природе родного края у детей младшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...