Специфика национальных социкультурных и иных условий в которыых осуществляется образовательная деятельность
консультация (подготовительная группа) на тему

Мугинова Минзиля Тауфиковна

Это консультация для воспитателей .Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются одним из самых важных проявлений в духовной культуре каждого народа  - рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей, гостевом этикете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Описание: C:\Users\Admin\Downloads\логотип детского сайта №10 (1).jpg

Описание: C:\Users\Admin\Downloads\логотип детского сайта №10 (1).jpg

Консультация  для педагогов ДОУ по теме:

«Специфика национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность»

в рамках методического часа .                                                

Воспитатель по обучению

татарскому языку

Мугинова.М.Т.

Лениногорск, 2017 г.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Ключевым моментом в этом случае является этическое воспитание, сориентированное  на межнациональное общение, причем с самого раннего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

 Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании детей дошкольного возраста рассматривают национально – региональный компонент. В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления воспитательно-образовательного процесса.

Образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание обязательной части определяется примерной программой, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Остальные 40% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к условиям своего  детского сада. Таким образом, в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения появляется часть, отвечающая за реализацию регионального компонента. Национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями: создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

В детском саду национально-региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Поволжья, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды  деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает для мотивации образовательной деятельности использовать не набор отдельных игровых приемов,  а способствовать усвоению образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. В данном контексте именно праздники являются наиболее привлекательными для ребенка, а знакомство с календарными праздниками той местности, в которой проживает ребенок, делают эту форму еще более актуальной.

Веками народ приобретал опыт, собственный уклад жизни, традиции. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Вместе с тем современное поколение людей не знает традиции своего народа, дети не знают своего родного языка, своей национальной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению учёных, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются одним из самых важных проявлений в духовной культуре каждого народа  - рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей, гостевом этикете. Очень важно на таких праздниках объединить детей разных национальностей общей идеей больше узнать о своем крае, полюбить культуру народов, проживающих в Татарстане .   Особенно важный момент – подготовка к празднику.   Организация праздников     предоставляет уникальную возможность для детей ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов. Благодаря навыкам и умениям, полученным в результате реализации проектов, дети будут чувствовать себя более уверенным во время проведения праздника и, как следствие, от встречи с прекрасным самобытным народным искусством получают большие удовольствие.  С учетом годовых задач в нашем детском саду проводятся следующие народные праздники   «Колядки, Масленица , Сабантуй, день рождения Тукая, Навруз.»  Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ. Окружение ребёнка предметами национального характера, это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.

Важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры в пространстве ближайшего социального окружения (дома и детского сада), могут стать:

- эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения; 

Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее: установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада; обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка.

Национальное образование – это важнейший институт сохранения языка, традиций, культуры, обычаев татарского народа. Воспитательно-образовательная работа ведётся в соответствии с Законом «О языках народов Республики Татарстан». Татарский язык в детском саду изучается в объеме, предусмотренном базисным планом общеобразовательных учреждений РТ. Учебные занятия проводятся в кабинетах татарского языка, которые оснащены дидактическим материалом, наглядными и интерактивными средствами обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЫ ЖИВЕМ НА УРАЛЕ Образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста

Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с де...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми Образовательная область «Познание» Тема: «Иней покрыл деревья».

Непосредственно образовательная деятельность с детьми Образовательная область «Познание»Работа с бумагой и картонаТема:  «Иней покрыл деревья»....

«Создание условий для эффективной организации образовательной деятельности для детей – инвалидов и с ОВЗ в ДОУ»

В России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовыват...

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО - образовательная деятельность в режиме дня

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО- образовательная деятельность в режиме дня...

"Региональный компонент в работе музыкального руководителя с учетом специфики национальных и социо-культурных условий"

Как использование регионального компонента позволяет реализовывать этнокультурные потребностей всех участников образовательного процесса в моей работе музыкального руководителя в нашем ДОУ....

Конспект проведения организованной образовательной деятельности ОО Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) в подготовительной к школе группе на тему: «Иней покрыл деревья»

Цель: продолжать формировать умение изображать зимний пейзажЗадачи:Образовательные: закреплять навыки рисования деревьев, передавая особенностиих строения, изображать деревья в перспективе....

Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО

Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...