Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. А актуальность программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnoe_obrazovanie_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 44.49 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №236» г. Омск
Рабочая программа
кружка по экологическому воспитанию
«Юный эколог»
в средней группе
«Веселые ребята»
Подготовили: Шульгина Е.В.
Овчинникова Н.В.
2020-2021 у.г
г.Омск
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
1. Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
2. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
3. Программно - методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Юный эколог» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
4. Цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
5. Задачи экологического кружка «Юный эколог»:
- Подвести к осознанному пониманию ценности природы,что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
- Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
- Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
- Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
- Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
- Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
6. Основные направления экологического кружка «Юнный эколог».
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
· Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
· Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
· Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
· Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
· Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
7. Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю – пятница, 4 раза в месяц во вторую половину дня, продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
8.Методы, используемые для реализации работы кружка
- Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр
- Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
- Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
- Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений
9. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми .
Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
В качестве подведения итогов планирую провести развлечение
«В мире природы»
10. Работа с родителями .
Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.
Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии,
праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.
В течение года запланировано оформить следующие папки-ширмы:
«Осень золотая»
«Овощи богаты витаминами»
«Шесть советов о морозной погоде»
«Весна – красна»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
«Лето опасное и безопасное»
а также фотовыставку «Четвероногие друзья» и провести конкурс на тему «Осенние фантазии».
В качестве подведения итогов планируется провести игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера.
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Дошкольник должен знать:
- Правила поведения в природе;
- Растения и их характерные признаки;
- Основные признаки диких и домашних животных;
- Виды птиц своей местности;
- Несколько явлений о неживой природе;
- О перелетных птицах;
- Об охране природы.
Дошкольник должен иметь представление:
- О значении природы в жизни человека;
- О последствиях небрежного отношения к природе.
Дошкольник должен уметь:
- Уход за растениями в уголке природы;
- Оказывать помощь окружающей природе(подкормка птиц зимой, уборка мусора на участке).
Перспективный план экологического кружка «Юный эколог»
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
Сентябрь | 1.«Цветы на участке осенью» 2. «У медведя во бору, грибы ягоды беру…» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. |
Октябрь | 1.«Куда исчезают насекомые?» 2.Развлечение «Красавица осень» | Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво. |
Ноябрь | 1.«Перелетные птицы» 2. «Как звери готовятся к зиме» | Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные, юг. Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные. Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. |
Декабрь | 1.«Волшебная льдинка» (опыт) 2. «Елочка-зимняя красавица» | Познакомить детей с понятием – лёд. Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Активизировать словарь детей: красавица, зеленая. |
Январь | 1.«Жизнь птиц зимой» 2.«Морозные узоры» (опыт) | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные узоры. |
Февраль | 1.«Полезные витамины» 2. Выращиваем лук на подоконнике(опыт) | Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце. Развивать у детей умения заботиться о своем здоровье. Воспитывать чувства заботы о больном товарище. Активизировать словарь детей: здоровый, больной. Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке. Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой. Активизировать словарь детей: полезный, горький. |
Март | 1.«Птицы прилетели» 2. «Звенит капель. Сосульки» (опыт) | Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают. Познакомить с понятием – капель. Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками. Формировать осторожность и опасность около домов. белая, капель. |
Апрель | 1.«Здравствуй девица Весна» 2. «Первоцветы» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев. Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет. Побуждать детей радоваться первым в весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные. |
Май | 1.«Что такое гроза, облако и дождь» 2. Итоговое развлечение «В мире природы» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались. Развлечь детей. Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями. |
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью диагностики два раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив диагностические карты.
За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей, ставится соответствующий балл.
Список используемой литературы:
• С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
• С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
• Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
• Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002.
• Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе
Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"
laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинск...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе
Выполнила: воспитатель Попова Е.А.Воронеж 2021-2022г. Пояснительная записка Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "Юный эколог"
Программа «Юный эколог» направлен на воспитание любви к природе. Это одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с ч...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "В гостях у природы"
Программа даст возможность знакомить дете с окружающим миром в современных условиях....
Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности «Юный эколог»
Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности«Юный эколог»...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию «Юный патриот»
Цель кружковой работы: формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному городу, краю, стране; приобщение детей к культуре русского народа....