Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников
материал
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников
Цели программы:
формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Основные задачи программы:
Образовательные:
• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
Основные формы и методы работы:
Экскурсия
Наблюдение
Беседа
Исследовательская деятельность
Экспериментальная деятельность
Проектная деятельность
Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
• «Маленький ученый»
• Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
• Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
• Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
• Детские халаты, фартуки;
• Схемы для проведения опытов;
• Журнал для фиксирования результатов.
• «Уголок природы»
• Календарь природы, модель календаря природы
• Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
• Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
• Воронки
• Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
• Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
• Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики)
• Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
• «Огород на подоконнике»
• Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
• Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
• «Умелые ручки»
• Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.
• Детям предложены различные материалы:
• Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти)
• Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
• Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты)
• Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
• «Экологическая тропа»
• Центр организован на территории детского сада.
• Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
1.5. Целевые ориентиры на начальном этапе работы с воспитанниками по программе по дополнительному образованию.
• Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
• Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
• Желание заботиться о живых объектах природы;
• Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
• Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
• Попытка оценивать свое поведение.
1.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования (формируемая часть).
Для удобства восприятия тем, освещаемых в программе, темы непрерывной -образовательной деятельности представлены в виде таблицы.
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность;
Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.
Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.
Словесные: рассказывание, беседа, чтение.
Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.
Формы подведения итогов по проделанной работе :
1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в городе; правила поведения в экстремальных условиях; выращивание; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.
2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
II. Содержательный раздел
Основные формы и методы работы :
Экскурсия
Наблюдение
Беседа
Исследовательская деятельность
Экспериментальная деятельность
Проектная деятельность
Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
Организовано «экологическое пространство» в помещении : групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории : экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
ОО «Познание»
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей
Образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей
-сюжетно-ролевая игра -рассматривание
-наблюдение
-чтение
-игра
-экспериментирование
-конструирование
-исследовательская деятельность
-беседа
-проектная деятельность. Проблемная ситуация. - сюжетно-ролевая игра -рассматривание -наблюдение -чтение -игра- экспериментирование -конструирование -исследовательская деятельность -беседа -проектная деятельность Проблемная ситуация. Во всех видах самостоятельной детской деятельности Во всех видах совместной деятельности детей с семьей.
Октябрь
1. «Хлеб – всему голова
. Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол.
. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов.
. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет». Игра-путешествие
2. «Зерновые культуры» П. З. Познакомить детей с зерновыми культурами.
Р. З. Учить детей отвечать на вопросы полны предложением, используя союз «а», обобщать, делать выводы.
В. З. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей.
Исследовательская деятельность (рассматривание и сравнение
3. «Почему зерно в землю сеют?» П. З. Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах.
Р. З. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение.
В. З. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.
Посев семян в емкости с разным грунтовым составом
Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». Турнир знатоков
Ноябрь тема месяца : «Таинственное лесное царство»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Что мы сажаем, сажая леса?» П. З. Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме.
Р. З. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение.
В. З. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. Беседа
«Удивительный лес. Кора дерева» П. З. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.
Р. З. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов.
В. З. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». Игра-путешествие
«Что было бы, если…» П. З. Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме.
Р. З. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если бы, то», ввести в словарь: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.
В. З. Воспитывать бережное отношение к лесу. Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических игр. Экологическая игра
«Растения и животные леса» П. З. Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях, грибах и животных леса нашего края.
Р. З. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений.
В. З. Воспитывать уважительное отношение к живой природе.
Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных лесу. Викторина
Декабрь
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Красная книга П. З. Выявить какие растения и животные являются редкими Составить Красную книгу
Р. З. Формировать представления о Красной книге, активизировать предметный словарь.
В. З. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. Знакомство с Красной книгой.
Р. З. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений, коммуникативное общение.
В. З. Воспитывать бережное отношение к природе. Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута.
Р. З. Развивать творческие способности, мышление.
З. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе.
В. З. Воспитывать любовь к родному городу. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. Конкурс по созданию творческих композиций
Январь
«Царица – водица»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Путешествие по глобусу» П. З. Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны).
Р. З. Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот.
В. З. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». Беседа
«Свойства воды» П. З. Расширить знания детей о воде и ее свойствах.
Р. З. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.
В. З. Воспитывать экономное отношение к воде. Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. Проведение опытов
«В гостях у жителей подводного царства» П. З. Углубить представления детей о обитателях морей и океанов.
Р. З. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства».
Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли.
В. З. Воспитывать доброту, отзывчивость. Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. Сюжетно-ролевая игра
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» П. З. Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Р. З. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.
В. З. Воспитывать экологическую культуру. Беседа «Что было бы, если бы не было воды?», чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. Экологическая игра
Февраль
«Загадочные явления в природе»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Что такое снег?» П. З. Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.
Р. З. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает.
В. З. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. Беседа о снеге и его свойствах (Загадки Деда Мороза).
«Зимние явления в природе» П. З. Закрепить знания о зимних явлениях.
Р. З. Развивать игровой замысел, активизировать ласкательные существительные.
Развивать творческую фантазию и воображение.
В. З. Воспитывать бережное отношение к природе Лепка снеговика. Исследовательская деятельность (встреча со Снеговиком)
«Тайна воздушного пузырька» П. З. Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.
Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения.
Р. З. Формировать интерес к экспериментальной работе.
В. З. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. Определение направления ветра (ветреной рукав, игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком
«Летунчиком»)
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) П. З. Вызвать у детей желание заниматься творчеством.
Р. З. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад».
В. З. Воспитывать желание любоваться зимней природой. Наблюдения в природе. Изо творчество
Март
«В царстве комнатных растений»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Комнатные растения в уголке природы» П. З. Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.
Р. З. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний.
В. З. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений, игра «Угадай растение». Исследовательская деятельность (встреча с Кузей)
«Изучаем строение цветка» П. З. Учить детей определять части цветка.
Р. З. Учить описывать растения, опираясь на модели.
В. З. Воспитывать бережное отношение к растениям. Рассматривание растений в уголке природы. Моделирование (создание моделей цветка)
«Что будет, если…» П. З. Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету.
Р. З. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями, формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если, то».
В. З. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». Экспериментальная деятельность
«Посадка комнатных растений» П. З. Учить правильной посадке комнатных растений.
Р. З. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними.
В. З. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. Моделирование трудового процесса. Практическая деятельность «Мы – цветоводы»
Апрель
«Защитим природу!»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Человек – верный сын природы» П. З. Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»
Р. З. Развивать у детей творческие способности.
В. З. Воспитывать бережное отношение к родной природе. Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. Дидактическая игра с элементами драматизации
«Разработка экологических знаков» П. З. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе.
Р. З. Развивать у детей творческое мышление.
В. З. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». Проект
«Юные спасатели» П. З. Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.
Р. З. Способствовать развитию основ экологического сознания детей.
Формировать навыки правильного поведения в природе через игру.
В. З. Воспитывать экологическую культуру. Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. Сюжетно-ролевая игра
«Сказа ложь, да в ней намек» П. З. Познакомить детей с экологическими сказками.
Р. З. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.
В. З. Воспитывать любовь к природе. Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. Чтение экологических сказок
Май
«В царстве лекарственных растений»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» П. З. Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Р. З. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности связную речь детей.
В. З. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). Эколого-природоведческая игра
«Удивительное рядом» П. З. Продолжать учить детей называть лекарственные растения.
Формировать навыки поведения в природе.
Р. З. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли.
В. З. Воспитывать бережное отношение к природе. Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. Экскурсия по экологической тропе
«Лесная аптека на страже человека» (3-4 недели) П. З. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Р. З. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой)
В. З. Воспитывать бережное отношение к природе.
Беседа о лекарственных травах (Встреча с Красной шапочкой). Подготовка и проведение праздника
Ожидаемый результат:
• Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:
• Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
• Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
• Желание заботиться о живых объектах природы;
• Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
• Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
• Попытка оценивать свое поведение.
В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по теме: «Экологическое воспитание дошкольников 3- 4 лет» на 2015- 2016 учебный год
Рабочая программа по теме: «Экологическое воспитание дошкольников 3- 4 лет» на 2015- 2016 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружкаПО физическому воспитанию дошкольников«Школа мяча...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"
laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинск...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе
Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возра...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе
Выполнила: воспитатель Попова Е.А.Воронеж 2021-2022г. Пояснительная записка Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "Юный эколог"
Программа «Юный эколог» направлен на воспитание любви к природе. Это одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с ч...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "В гостях у природы"
Программа даст возможность знакомить дете с окружающим миром в современных условиях....