Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Семь чудес цвета»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Рабочая программа «Семь чудес цвета» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) и действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, развитие их творческой деятельности, приобщение ребенка к духовным ценностям, повышение уровня в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников сегодня очень актуальна.

Удивительный мир искусства и всё его многообразие доступно ребёнку с младшего дошкольного возраста. Входя с раннего детства в мир изобразительного искусства, ребенок реализуется как личность, понимает природу, чувствует свою связь с ней. Дети преображаются, беря в руки кисть или карандаш, они хотят творить свой мир, рассказать о нём посредством красок, словесного образа, своими поступками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1amelicheva_dodelannaya.docx116.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 31

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Принято:Утверждаю

на заседании педагогического совета

МАДОУ «Детский сад № 31»                                                       Заведующий МАДОУ

                                                                       Детским садом комбинированного                                        

протокол № 1 от «___»____________2015 г.           вида № 31 «Золотой ключик»

                                                                _____________________О.В. Климачёва

                                                                  «__________»_________________2015 г.

Образовательная программа дополнительного образования

по художественно-эстетическому развитию

«Семь чудес цвета»

для детей 4-7 лет

срок реализации: 3 года

Программу разработал:

Амеличева И.И.

г.о. Химки

2015 г.

                                      Введение.

Рабочая программа «Семь чудес цвета» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) и действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, развитие их творческой деятельности, приобщение ребенка к духовным ценностям, повышение уровня в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников сегодня очень актуальна.

Удивительный мир искусства и всё его многообразие доступно ребёнку с младшего дошкольного возраста. Входя с раннего детства в мир изобразительного искусства, ребенок реализуется как личность, понимает природу, чувствует свою связь с ней. Дети преображаются, беря в руки кисть или карандаш, они хотят творить свой мир, рассказать о нём посредством красок, словесного образа, своими поступками.

Пояснительная записка.

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте»

/В.А. Сухомлинский/

«Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать, писать, превзойдёт все другие в области наук, искусств и ремёсел»

/Дени Дидро французский просветитель 18 века/

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, развитие их творческой деятельности, приобщение ребенка к духовным ценностям, повышение уровня в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников сегодня очень актуальна.

Удивительный мир искусства и всё его многообразие доступно ребёнку с младшего дошкольного возраста. Входя с раннего детства в мир изобразительного искусства, ребенок реализуется как личность, понимает природу, чувствует свою связь с ней. Дети преображаются, беря в руки кисть или карандаш, они хотят творить свой мир, рассказать о нём посредством красок, словесного образа, своими поступками. В связи с этим в детских садах существуют группы раннего эстетического развития.

Программа для формирования раннего эстетического развития состоит из 4-х разделов, которые в свою очередь подразделяются на предметы.

Раздел 1 «Основы изобразительной деятельности» включает в себя предметы «Графика» и «Живопись».

Раздел 2 «Художественно-творческое развитие» включает в себя предметы «Лепка» и «Д.П.И.».

Раздел 3 «Эстетическое восприятие действительности» - предмет «Основы изобразительного искусства».

 Раздел 4 «Воспитание культуры поведения дошкольников» - предметы «Этикет» и «Азы православия».

Все эти разделы и предметы между собой тесно связаны и объединены, они дополняют друг друга и проводятся в системе с учётом степени сложности и возрастных особенностей.

Все предметы объединены в программе для групп раннего эстетического развития «Семь чудес цвета». Маленький человек с самого детского сада смотрит на учителя доверчивыми, широко открытыми глазами, его маленькое чуткое сердце хочет откликнуться на прекрасный красочный мир, по-новому увиденный им в изобразительном искусстве. Занятия по изобразительному искусству заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития ребёнка с детских лет, проводимые в комплексе.

Занятия, проводимые по этой программе, прививают интерес не только к творческой деятельности, но и научат ребёнка быть культурным. А культура -

это воспитанность, образованность, умение правильно вести себя в обществе. Чтобы детская душа проснулась, зазвучала, надо дать начальные знания в культуре, необходимо научить ребёнка сопереживать, тогда его духовная жизнь станет более полнокровной, он сможет глубоко воспринимать человека и природу, музыку и изобризительное искусство. Одним словом ребёнок поднимается ещё на одну ступеньку общечеловеческой культуры, начиная с самого раннего детства.

Это благодаря предмету «Этикет» - это неотъемлемая часть культуры поведения - это всё, что выработало человечество в области поведения, т. е. обычаи, традиции, нравы, привычки. А начинать воспитание культуры поведения следует в раннем детстве, ведь «Этикет» влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетических чувств. Учить дошкольников правилам этикета надо так, чтобы они легко и с интересом воспринимали эти правила и понимали их необходимость. Формируя этикетное поведение детей, необходимо использовать различные организационные формы: занятия, игры, беседы, просмотры видеофильмов по этикету. «Большую роль в обучении детей правилам этикета играет речевая культура - это зеркало духовной культуры» /В.А.Сухомлинский/ - на занятиях детям даётся изучение стихов, сказок для праздников, проводимых на занятиях.Например:

Что такое этикет?

Как в гостях себя вести?Как цветы преподнести?

Он - порядок поведенья

Вам подскажет без затей.

Как с хорошим настроеньем

Быть приятным для людей.

Педагогу самому надо быть культурным и хорошо воспитанным человеком, знать правила этикета, владеть методикой обучения.

Тесно связан с предметом «Этикет» и ещё один предмет «Азы православия» - это религиозная культура, для дошкольников необходимо изучать лишь небольшой раздел «искусство, народные традиции и праздники». Именно религия формировала эстетические и нравственные идеалы, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Источники знаний но этому предмету необходимо брать из популярной литературы для детей:

«Свечечка» - детская православная газета;

«Русь святая пословицах и поговорках»;

«Рождество Христово» - сборник стихов и рассказов.

На занятиях по таким предметам, как «Этикет», «Православия» - малыши узнают о народных праздниках, проводимых с Древней Руси, о вежливых словах, о правилах поведения в общественных местах. Они учатся слушать и говорить, приобщаются вести себя в коллективе и друг с другом. Для этого им создаются необходимые условия, благоприятные для сопереживания. А именно: па занятиях проводятся по подготовительным сценариям праздничные чаепития вместе с родителями с концертной программой («Масленица», «Мамин праздник», «Новый год», «Благовещение»), где обсуждаются детские проблемы в поведении, радость от творческих успехов, просмотр выставок детских работ, выступления и поздравления малышей.

Все эти сопереживания воспитывают в детях прекрасное, воспитание чувствами, а это всё способствует духовному, нравственному воспитанию подрастающего поколения.

По предмету «Основы изобразительного искусства» идёт процесс ознакомления дошкольников с видами и жанрами изобразительного искусства, всё это преподносится в доступной форме, понятным для малышей языком, они сопровождаются увлечёнными беседами-сказками; познавательными историями «Рассказами о маленьких, ставших великими» /И.Левитан, В.Васнецов, И.Айвазовский/ - о жизни и работах знаменитых мастеров; о народных промыслах России («Дымка», «Матрёшка»). Всё это сопровождается показом наглядных пособий, по каждой теме. Прослушав и увидев, идёт закрепление на практике -используются фломастеры, цветная бумага, пастель, преобразуясь в интересные волшебные образы.

Занимаясь практической деятельностью изобразительного искусства, у ребёнка развивается абстрактное мышление и образное воображение. Каждое задание по предметам «Графика», «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство». «Лепка» предусматривает следующие виды работы: с натуры, по наблюдению, по воображению; разные техники и материалы: карандаш, пастель, гуашь, акриловые краски, пластилин, солёное тесто и т.д.

На занятиях по этой программе необходимо учитывать способности каждого ребёнка и главное, опираться на их искренность и непосредственность. Обращается внимание на такие важные качества их художественной деятельности как красочность, ритмичность, выразительность силуэта, декоративность и неожиданные композиционные решения. Необходимо чередовать виды художественной деятельности: длительные задания чередовать с быстрыми зарисовками, упражнениями, коллективными работами.

В этой программе используются различные формы и творческие задания: выполнение рисунков по впечатлению, передача образа пластическими средствами, цветовое решение образа. В этом помогает словесное, музыкальное, игровое сопровождение. Занятия проводятся под негромкую музыку, которая вызывает в итоге определённые формы - образы, цветовую гамму, раскрывает творческий потенциал ребёнка, мир его души. Большинство занятий проводится в художественно-игровой форме - рисунки и работы по разным видам изо. искусства получаются неожиданные, не похожие друг на друга, раскрепощённые в любых видах изобразительного искусства: в лепке, в композиции, живописи.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной деятельностью детей и большим увлекательным миром искусства.

В основе изобразительной деятельности лежит зрительное восприятие мира, поэтому один из наиболее важных в художественном обучении детей вид работы рисование с натуры.

Рисование с натуры способствует художественному освоению реального мира; раскрывает перед детьми богатство, разнообразие и неповторимость предметов и явлений; учит подмечать и передавать характерные особенности формы и цвета предметов. Чтобы эта работа эстетически воспитывала учащихся, развивала их вкус, необходимо подбирать объекты выразительные, красочные, понятные детям, что особенно важно на предметах «Графика» и «Живопись».

Лепка - имеет большое значение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот вид работы позволяет детям полнее осваивать и передавать в своём творчестве объём и пространство, познавать характер формы, строение, пропорции и сравнительную величину предметов; ощутить и почувствовать пластичность, подвижности гибкость, выразительность движений человека и животных; воспитывает у детей понимание материала и его возможностей.

Декоративно-прикладное искусство учит видеть красоту в реальной действительности и создавать веши, которые имеют утилитарное и художественное значение. Работа в этой области развивает фантазию и воображение, изобретательность, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии. Эта деятельность включает в себя три вида работ: на плоскости, в объёме и в пространстве. Декоративно-прикладное искусство отличает большое разнообразие видов и техники: роспись гуашью; различные виды аппликации и печати; мозаика из цветной бумаги, камешков, керамики; конструирование из бумаги, тканей, природного материала.

На занятиях по программе «Семь чудес цвета» мы ведём маленького человека по дорогам красоты, добра, счастья, радости творчества. И малыши радуют нас своими работами, они смело открывают многие тайны своего сердца и души - рисуют любимых героев сказок и мультфильмов, показывают красоту весенних цветов и спелых фруктов.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Занятия изобразительным творчеством имеют огромное значение для формирования души ребенка - как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни, в прошлой и современной культуре. Для детей дошкольного возраста занятия изобразительной деятельностью так же очень полезны в плане развития мелкой моторики.

Цель программы: «Семь чудес цвета» - формирование раннего эстетического развития.

 Основные цели занятий можно определить следующим образом:

-гармоничное развитие личности, приобщение детей к эстетическим и художественным ценностям, духовному наследию;

-развитие активного эстетического отношения к жизни и искусству,

эмоциональной отзывчивости на прекрасное,

-формирование интереса и способности к художественно-творческой деятельности;

-систематическое     и      целенаправленное      развитие      зрительного восприятия   цвета,   композиции,   образного   мышления,   фантазии, воображения;

-формирование практических навыков художественной деятельности.

Задачи программы:

  • Развивать в детях чувство прекрасного; эмоциональную отзывчивость на явления и предметы окружающего мира; творческое воображение.
  • Воспитывать в детях чувство любви к Родине, природе, культуре своей страны.
  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение довести дело до конца, здоровое тщеславие.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, общаться со сверстниками, иметь своемнение и умение высказать его.
  • Начать обучение детей основам изобразительной грамоты; умению правильно пользоваться инструментами, художественными материалами; организовыватьрабочее место, рассчитать время.

Рабочая программа состоит из 4-х разделов.

 Раздел I - «Основы изобразительной деятельности», раздел   включает в себя предметы «Графика» и «Живопись».

 Раздел II - «Художественно-творческое развитие» включает в себя предметы «Лепка» и декоративно-прикладное искусство.

 Раздел III - «Эстетическое восприятие действительности» - предмет «Основы изобразительного искусства».

Раздел IV - «Воспитание культуры поведения дошкольников» - предметы «Этикет» и «Азы православия».

Все эти разделы и предметы между собой тесно связаны и объединены, они дополняют друг друга и проводятся в системе с учётом степени сложности и возрастных особенностей.

Отличительные особенности от других программ. Программа«Семь чудес цвета» составлена так, что она способствует формированию и развитию чувства прекрасного в душе ребенка. Занятия по программе «Семь чудес цвета» должны помочь ребенку увидеть, как прекрасен окружающий его мир, как красивы и разнообразны формы и цвет предметов окружающих его, как замечательно самому быть творцом и отображать красоту природы и свои фантазии в произведениях искусства, созданных своими руками.

Познание окружающего мира невозможно без рисования с натуры, поэтому упражнениям в рисунке и живописи с натуры отведена значительная часть учебного времени. Изучение произведений русских художников, декоративно-прикладного и народного искусства способствует воспитанию в детях любовь к Родине, чувство уважения к истории и культуре своего народа.

Программа предоставляет педагогу широкие возможности для выбора форм и

методов в работе с детьми. Отличительной чертой программы «Семь чудес цвета» является то, что в ходе обучения учащиеся, помимо традиционных, хорошо им известных художественных материалов: акварели, гуаши, фломастеров и карандашей, знакомятся с новыми материалами и с новыми художественными техниками - гравюрой, мозаикой, коллажами из различных материалов, бумажной скульптурой. Предполагается, что занятия по этим темам сделают процесс обучения более интересным, расширит представления детей о профессии художника.

В программе третьего года обучения вводится дополнительный раздел

теоретических и практических занятий «Чем занимается художник», который включает темы: «Полиграфия», «Дизайн предметов быта», «Искусство костюма», «Художник и театр», «Рисуем мультфильм», «Ландшафтный дизайн», «Оформление витрины», «Дизайн интерьера». Занятия по этим темам программы позволяют детям практически применить навыки и знания, полученные ими за первый и второй года обучения; более полно осознать роль изобразительного искусства в жизни человека.

Материально-технического обеспечения образовательного процесса

  • Акварельные краски, гуашь, тушь, акриловые краски;
  • Восковые и масляные мелки, свеча;
  • Ватные палочки, диски;
  • Поролоновые печатки;
  • Коктельные  трубочки;
  • Палочки или старые стержни для процарапывания;
  • Матерчатые салфетки;
  • Подставки под кисти; кисти;
  • Ноутбук;
  • Мультимедийная аппаратура;
  • Народные игрушки;
  • Картон;
  • Цветная бумага;
  • Крупа, макаронные изделия;
  • Пластилин (шариковый, восковой);
  • Соленое тесто;
  • Стулья по количеству детей;
  • Детские столы.

Сроки и этапы реализации программы.

Программа реализуется в течение 3 лет.

Формы и режим занятий.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, занятия проводятся с учётом времени:

Группа

Образовательная деятельность

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Средняя группа (4-5 лет)

25 минут

2

72

Старшая группа (5-6 лет)

25 минут

2

72

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

30 минут

2

72

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

К концу первого года обучения учащиеся будут знать:

назначение и названия основных графических и живописных материалов и

инструментов;

понятие линии, виды линий; понятие контура предмета; форма предмета; тона

(темнее - светлее);

названия основных цветов, цветов спектра, знать названия простейших оттенковцветов;

виды деятельности художника - изобразительную, декоративно-прикладную,

конструктивную;

Занятия, проводимые по этой программе, прививают интерес не только к творческой деятельности, но и научат ребёнка быть культурным. А культура -

это воспитанность, образованность, умение правильно вести себя в обществе. Чтобы детская душа проснулась, зазвучала, надо дать начальные знания в культуре, необходимо научить ребёнка сопереживать, тогда его духовная жизнь станет более полнокровной, он сможет глубоко воспринимать человека и природу, музыку и изобразительное искусство. Одним словом, ребёнок поднимается ещё на одну ступеньку общечеловеческой культуры, начиная с самого раннего детства.

Одна из важнейших задач этой программы для групп раннего эстетического развития - научить ребёнка с первых лет жизни видеть, красоту окружающего мира в природе, в искусстве, в человеческих отношениях.

К концу обучения по программе «Семь чудес цвета» дети должны:

различать виды изобразительного искусства;высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народногодекоративно-прикладного искусства.

В живописи:

передавать в рисунке выразительность образа, используя форму,

линию, колорит, композицию, сочетание различных изобразительныхматериалов;

смешивать и составлять краски для получения новых оттенков;

располагать персонажи и предметы на всём листе (ближе, дальше);

рисовать узоры по мотивам изделий народного искусства на силуэтах,изображающих предметы быта.

В лепке:        

лепить небольшие скульптурные группы из 2-3 фигур, передаваяпропорции, динамику;расписывать лейку гуашью.

В аппликации:

композиционно правильно располагать изображения;

использовать бумагу разной фактуры для создания выразительногообраза;

составлять узоры и декоративные композиции из геометрических ирастительных форм;изготовить игрушку из бумаги (оригами). Детей 6-7 лет необходимо не только «впустить» в мир прекрасного, не только воспитать в ребёнке эстетический вкус, а необходимо развить способность фантазировать, мыслить нестандартно и самостоятельно, т. к. в этот период возраста формируется творческая личность, которую необходимо подготовить к учебе в школе.

Первый год обучения

1 уровень - подготовительный

Данный блок программы содержит упражнения и задания, рассчитанные на возрастную категорию детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Основная цель первого года обучения изобразительной деятельности учить детей наблюдать за окружающим, видеть расположение предметов в пространстве, наблюдать явления природы, которые обладают временной  последовательностью.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные  технические умения – научить правильно держать карандаш и кисть, первым навыкам лепки,  проводить линии, изображать простейшие предметы  окружающей действительности.
  2. Воспитать в детях эмоциональное отношение к изображаемым явлениям, чувство прекрасного.
  3. Развитие образного мышления, крупной и мелкой моторики.

 Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Наименование темы

Кол-во

Часов

В том числе

теория

практика

1

Введение в образовательную программу.

Техника безопасности на занятиях.

1

1

2

Карандаш - волшебник

39

4

35

3

Чудо-гуашь

8

2

6

4

Лепка

20

4

16

5

Комплексные занятия: «Времена года»

4

1

3

ИТОГО:

72

12

60

Содержание программы

Тема 1. «Введение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях». (1 час)

Ознакомление с правилами внутреннего распорядка, правилами  поведения в учебном кабинете. Ознакомление обучающихся с программой творческого объединения, с организацией труда, подготовкой рабочего места, с  правилами ТБ. Особое внимание уделяется организация рабочего места каждого воспитанника. Проводится беседа-рассказ о художниках волшебниках, на фоне просмотра работ выполненных в разных техниках учащимися старших групп.

Тема 2.  Карандаш – волшебник (39 часов)

Развитие интереса к материалу, его возможностям, процессу рисования, учить замечать штрихи  на листе бумаги, правильно держать карандаш. Обращается внимание на развитие у детей естественного движения руки. Этому помогают такие задания, как «Длинные дорожки», «Разноцветные клубочки» и т.д. Ритмом штрихов передавать явления природы (капельки дождя…).  Дать понятие линии и их разновидности (прямые, кривые, ломаные, волнистые...).  Возможности линий (передавать волны, завитки, листики и т.д.). Научить правильно держать карандаш. Для того чтобы изобразительная деятельность в раннем возрасте могла развиваться, детям предоставляется возможность подражать действиям взрослого, последовательность задания прорисовываются преподавателем на доске.

Тема 3. Чудо – гуашь (8 час)

Цвет – это наиболее яркое выразительное средство. Ассоциативные  образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем при рисовании карандашами. Пятно краски воспринимается ребенком с радостью и восхищением. Задания по цвету направлены на передачу явлений действительности контрастом цветовых пятен.

Основная цель в заданиях: вызвать интерес к краске, научить учащихся выполнять первые мазки на листе бумаги, радоваться ярким цветовым пятнам. Правильно держать кисть в руке. Ритмом мазков передавать явления природы (листопад). Наносить мазки в определенных местах. Правильно пользоваться кистью.

Тема 4. Лепка (20 час)

Основное внимание уделяется процессу ознакомления с материалом. Вызвать интерес к лепке, к предлагаемому материалу (солёное тесто - разных цветов, глина,  пластилин).   Научить раскатывать материал в ладонях, изменять комок  в зависимости от характера образа,  передавать форму простейших фигур (мячик, овал и т.д.) и соединять детали при лепке предметов.  Очень важный момент занятий – просмотр выполненных работ, так как уже с первых занятий следует привлекать детей к результатам своей работы. Занятия лепкой возможны два раза подряд, чтобы малыши могли освоить новый материал и понять некоторые правила: лепить на дощечке, не стучать комком по столу.

Ожидаемый результат

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • правильно держать карандаш, проводить линии разных видов -прямые, волнистые, кривы, ломанные, изображать простые формы предметов - кружок, овал и.д..
  • двигать рукой неотрывно сверху вниз, слева направо или наклонно;
  • правильно пользоваться кистью, наносить различные мазки на лист бумаги, в соответствии с заданными темами;
  • лепить из предложенного материала (глина, пластилин, солёное тесто) простейшие фигуры, соединять, создавать примерный образ.  

Второй год обучения

Данный блок программы содержит упражнения и задания, рассчитанные на возрастную категорию детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Задачи данного блока подпрограммы  тесно взаимосвязаны с задачами  первого года обучения. Если ребенок не научился находить в очертаниях линий пятен сходство с предметами, явлениями, ему трудно воспринимать образный характер рисунка, лепки, аппликации. Большое внимание в данном разделе изобразительной деятельности уделяется обучению формообразующим движениям.

Задачи:

  1. Расширение полученных на предыдущем уровне знаний.
  2. Воспитание и формирование у детей нравственных чувств.
  3. Развитие сенсорного опыта ребенка.

                 Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Наименование темы

Кол-во

Часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Графика

20

4

16

3

Живопись

17

3

14

4

Лепка

18

4

14

5

Аппликация

8

2

6

6

Комплексные занятия: изо и декоративно-прикладноеискусство

8

2

6

ИТОГО:

72

16

56

Содержание программы

Тема1.  Вводное занятие (1 час.). Знакомство с содержанием курса обучения. Соблюдение правил по технической и пожарной безопасности на занятиях. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

Тема 2. Графика (20 час.).

Формировать восприятие формы предметов. Используется метод сравнения (предлагаются задания на сравнительный анализ – большой, маленький…). Научить передавать пропорции и характер изображения. Работа разными видами материала: пастель, цветные карандаши, гелиевые ручки. Работа на бумаге разной фактуры. Дается понятие – формат, масштаб. Задания в основном однофигурные, но поддерживаются пространством (солнышко, облако, цветочки…).  Приветствуется в работах учащихся дополнения персонажами, ранее прорисованными.      

Тема 3. Живопись (17 час.)

Формирование у детей чувства цвета, композиции, развитие наблюдательности. В содержании занятий запланированы знакомство с иллюстрациями произведений искусства. В процессе ознакомления с предметом важно, чтобы дети могли дать небольшую, но точную характеристику (например, мяч круглый, дерево высокое и т.д.).  Так, при рассматривании  ярких осенних листьев обратить внимание  на красоту цветовых сочетаний, на различие форм листьев клена, берёзы и т.д. Простота содержания, ясность композиции, красота сочетаний цветовых пятен, линий форм являются основными показателями при отборе художественного материала для детей.

В заданиях по цвету, главное внимание обращается на контраст цветовых пятен. Запланировано ряд заданий на цветном картоне. Основная задача в заданиях научить детей находить сходство изображений с предметами  

Тема 4. Лепка(18 час.)

На занятиях лепкой у детей  воспитывается устойчивый интерес, развиваются координированные движения рук, уточняются представления о форме предметов, их строении, закрепляются технические навыки лепки.  Развитие у детей эстетического восприятия формы, пропорций. Для этого чаще проводится анализ вылепленных детских работ. Ребёнку предлагается выбрать лучшее, понравившееся ему изображение.

Тема 6. Аппликация (8 час.)

        На занятиях аппликацией также обращается внимание на эстетические качества материала. Развитие у ребенка чувства формы, цвета. Запланированы задания на выполнение простейших декоративных композиций из готовых форм, силуэтов животных, птиц, игрушек  (ребята осваивают процесс наклеивания).  Аппликация и рисование по своим темам связаны между собой, что помогает ребенку лучше запомнить и воспринять предмет, явление. На занятиях используются игровые приемы. Например, детям предлагается из   форм, вырезанных из цветной бумаги, составить знакомые игрушки и наклеить их. При этом главной задачей обучения является формирование обобщенных способов изображения предметов. Обследование объекта изображения постепенно занимает ведущее место в методике обучения, ребятам предлагается возможность самостоятельно составлять композицию, что способствует развитию творческого мышления.

Ожидаемый результат

К концу второго года обучения дети должны уметь:

проводить линии в разных направлениях, различного назначения (состояния),  изображать формы предметов, закрашивать  и украшать рисунок. Составлять однофигурную композицию.  Заполнять пространство содержанием вокруг образа.

Третий год обучения

3 уровень – основной

Данный блок программы содержит упражнения и задания, рассчитанные на возрастную категорию детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.Основная задача заданий данного блока – развить способность детей  фантазировать, мыслить, рассуждать, анализировать  самостоятельно, сформировать  творческую  личность, подготовить к учёбе в школе.

Тематический план

Раздел I. Основы изобразительной деятельности

Графика

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

1

«Волшебные линии». Понятие «линия». Виды линий.

2

2

«Пятно и образ». Развитие образного мышления и воображения.

1

3

Знакомство с орнаментом.

I

4

Знакомство с техникой «граттаж» - процарапывание на бумаге. Возможности линий.

2

5

Графический натюрморт

2

6

Форма и образ

1

7

Тональные контрасты

2

8

Непрерывные линии

1

9

Разнообразие линий. 1 кшятие стилизация.

2

10

Точка. Линия. Пятно.

1

11

Разнообразие фафических материалов.

1

12

Портрет. Возможности фафических материалов.

2

13

Геометрический орнамент в полосе.

1

14

«Орнамент в круге»

1

15

Характер линий.

1

16

Пластика линий. Зарисовки животных, птиц.

1

17

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1

18

Возможности фактических материалов. Масляная пастель.

2

19

Закрепление знаний о линиях и орнаменте

1

20

Взаимодействие пятен в композиции

2

21

Городской пейзаж. Разнообразие фафических техник и материалов

2

Итого:

30

Живопись

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Знакомство с инструментами и материалами.

1

2

Основные и дополнительные цвета.

1

3

Знакомство с теплыми и холодными цветами.

1

4

Создание новых цветов и оттенков путём смешивания. Добавление белого цвета.

1

5

Первые представления о технике живописного мазка.

1

6

Знакомство с техникой монотипии.

1

7

Знакомство с пейзажем. Создание гармоничной композиции в тёплом колорите.

1

S

Цвет как средство выражения. Выполнение композиции в холодном колорите.

1

9

Эмоциональная выразительность цвета. Глухие и звонкие цвета.

1

10

Силуэт.

1

1 1

Закрепление знаний о технике живописного мазка.

1

12

Контрастные цвета.

1

13

Образ и цвет. Колорит.

1

14

Законы цветовых отношений в орнаменте.

1

15

Образ и цвет. Портрет в интерьере.

1

16     Цвет и восприятие мира. Тёплый колорит.

1

17

Цвет, ритм, композиция - средства выразительности.

1

18

Контрастные и сближенные цвета.

1

19

Стилизация цветов и растений.

1

Итого:

18 часов

Раздел 2. Художественно-творческое развитие

п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Д.П.И. - как вид изобразительного искусства. Работа с природным материалом.

1

2

Аппликация из цветной бумаги.

1

3

Аппликация из ткани. Коллективное панно.

1

4

Конструирование из бумаги фигурок путём сгибания и скручивания.

1

5

Декоративная композиция.

1

6

Понятие «Силуэт».

1

7

Конструирование из бумаги способом складывания и вырезания.

1

8

Знакомство с техникой оригами.

1

9

Обрывная аппликация.

1

10

Работа с цветной бумагой различной фактуры.

1

11

Геометрический орнамент.   Аппликация   из  бумаги  и картона.

1

12

Разнообразие    техник    и    материалов.    Изготовление фигурок из клея.

1

13

Понятие   «симметрия».    Работа   с   цветной   бумагой различной фактурой.

1

14

Объёмная аппликация из цветной бумаги.

1

15

Коллаж.

1

Итого:

15 часов

Лепка

п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Работа с пластилином. Стилизация формы.

1

2

Знакомство с солёным тестом.

1

3

Пластилиновый рельеф

1

4

Мозаика на пластилине. Орнамент.

1

5

Разнообразие изделий из солёного теста. Использование шаблонов и формочек. Стилизация формы.

1

6

Мозаика. Использование смешанных техник.

1

7

Знакомство    с    круглой    скульптурой.    Изготовление объёмных фигурок из пластилина, глины.

1

8

Изготовление витого венка из солёного теста.

1

9

Пластилин      и      макароны.      Создание      объёмных стилизованных фигурок животных и птиц.

1

Итого:

9 часов


Содержание программы

Наименование разделов и тем

Раздел 1. «Основы изобразительной

деятельности»

Раздел 2. «Художественно-творческое развитие»

Месяц

сентябрь

Количество часов

1 занятие

2 занятие

Графика: «Волшебные линии»

Дать понятие линии и их разновидности: прямые, кривые,   ломаные,   волнистые,   длинные   короткие, вертикальные,         горизонтальные,         наклонные. Возможности  линий.   Научить   правильно  держан, карандаш.   Нарисовать   на   месте   все   возможные линии, включая жирные и тонкие. Круги, квадраты -большие   и    маленькие.   Радуга,   волны,   завитки, домики, листики, фигурки людей.

Живопись:    «знакомство    с    инструментами    и материалами. Свойства гуаши»

«Цветные отпечатки». Обмакивая кулачки, пальчики

и ладошки в разноцветную краску, малыши делают

отпечатки   на   листе   бумаги,   создавая   различные

образы.

Темы занятий: «Сороконожка», «Павлин с хвостом

изладошек», «Обитатели подводного царства».

1 ч

3 занятие

4 занятие

Живопись: «Основные н дополнительные цвета»

Знакомство с живописным  материалом  (гуашь   12

цветов).    Познакомить   с   3   основными    цветами.

смешивание     основных     цветов,     получение    

дополнительных.

На   12 формате ребята рисуют радугу, а под ней

радужное королевство.

Графика: «Пятно и образ»

Проведение       художественно-игрового       задания «Живая      клякса».      Развивать      художественное мышление и воображение ребёнка.

1 ч

5 занятие

Лепка: «Работа с пластилином»


14

6 занятие

1.        Дети знакомятся с образцами шрушекДымкова,
Филимонова, Хохломы, Городца.

2.        Учащиеся создают форму птички или лошадки в
объёме из одноцветного пластилина, применяя метод
вытягивания, начиная с больших форм, постепенно
переходя в деталировку. Украшают форму цветными
пластилиновыми шариками и жгутиками.

Графика: «Знакомство с орнаментом»

Из     тыквы,     картофеля     или     моркови     заранее изготавливают штампики различной формы (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Дети делают отпечатки этих   фигур  на   полоске  бумаги,   обмакивая   их   в гуашевую краску. Педагог рассказывает сказку, что фигурки подружились и просит рассадить фигурки на полоске-лавочке, чередуя их по-разному.

1 ч

7 занятие

8 занятие

Живопись: «Знакомство с тёплыми и холодными цветами»

Нарисовать   яблоко,    грушу.   Половину   закрасить тёплым цветом, другую - холодным.

Д.П.И.: «Работа с природным материалом»

Примерные   темы   занятий:   Аппликация   из   сухих цветов и листьев; объёмные фигурки из природного материала с добавлением пластилина

     2ч

Месяц

Октябрь

Количество

часов

1 занятие

2занятие

Живопись:   «Обучение  смешиванию  -  создание новых цветов»

Рисование    гуашью    на    вольную    тему    (рыбка, радужные звери, волны, домики и т.д.), смешивая цвета между собой. Добавление белого цвета.

Д.П.И. «Аппликация из цветной бумаги»

На   занятии   дети   повторяют   названия   овощей   и фруктов, тренируются вырезать круглые и овальные формы   из   квадратов   и   прямоугольников,   плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учатся сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме. Примерная тематика «Овощи на тарелке», «Осенние заготовки».

3 занятие

4 занятие

Графики:   Знакомство  с  техникой   «Граттаж»  -процарапывание на бумаге.

На   плотном   листе   бумаге,    натёртом   свечей    и покрытом    гуашью   тёмного    цвета,    зубочисткой, вставленной    в    ручку,    процарапывают    осенние деревья, листья, цветы, домики и т.д.

Живопись:   «Первые   представления   о   технике живописного мазка»

Мазок - дождик, мазок - кирпичик, мазок – вальс.

1 ч

5 занятие

6 занятие

,1.11.П.:  «Знакомство с аппликацией  из ткани». Коллективное панно «Птица счастья»

Из различных по цвету и видам кусочков ткани дети вырезают      определённые       формы       (квадраты, треугольники,       полоски       и      т.д.),      заданные преподавателем. Затем наклеивают кусочки ткани в соответствии с композицией «Полянка»

Живопись «Знакомство с техникой монотипии». Фантазия из красок.

Изобразить   цветом   музыкальные   звуки   (техника монотипии).

2ч 1 ч

7 занятие

8 занятие

Лепка: «Знакомство с соленым тестом»

Дети скалкой раскатывают кусочек теста толшиной1-1,5    см,    используя    различные    формочки    для печенья,      изготавливают      ромбики,      кружочки, звёздочки, цветочки, бабочек. Полученные изделия обрабатывают подручными средствами: зубочистка, ситечко, чеснокодавка, пуговицы (делают оттиски)

Д.П.И.  «Завершение   коллективной  аппликации«Птица счастья»

Украшениекомпозиции,                выделение композиционного    центра,   декорирование   птицы-счастья бейкой.

2ч 1 ч


Месяц

Ноябрь

1 занятие

2 занятие

Живопись: «Знакомство с пейзажем»

Игра-упражнение с цветовыми превращениями. Дети получают    понятие,    что    такое    пейзаж.    Затем закрепляют   знания   о   тёплых   цветах,   выполняя упражнения    «Осенний    лес»,    «Осенний    ковер», «Танец золотых листьев».

Закрепление знаний о смешивании цветов. Передача колорита осеннего леса.

Д.П.И. «Конструирование из бумаги»

Изготовление   фигурок   животных   из   бумаги   и картона       путём       сгибания       и       скручивания. Ориентировочные      темы      занятий:      «Зоопарк», «Домашние животные».

1 ч

3 занятие

4занятие

Графика: «Графический натюрморт»

Знакомство с понятием - «натюрморт».  Рассказ о законах построения натюрморта, какими приёмами художник решает поставленные  задачи.  Сказка о «Непослушном кувшинчике». Выполнить натюрморт пятном     и     линией     с     проработкой     силуэта. 11роанализировать характерные особенности. Работа тушью, фломастерами.

Д.П.И.: «Декоративная композиция»

«Пёстрый   ковёр».  Достичь   цветового  равновесия, используя полученные знания о цвете.

1 ч

5 занятие

6 занятие

Лепка: «Пластилиновый рельеф»

Дети раскатывают колбаски и шарики из цветного пластилина и лепят на цветной картон. Ориентировочная               тематика               занятий: «Пластилиновый   пейзаж»,   «Чудо-зверь»,   «Чудо-рыба», «Птица-феникс», «сказочный герой».

Графика: «Форма и образ»

«Мыльные     пузыри»     смешивают     с      краской. Разноцветные   пузыри   выдувают  на  лист  бумаги. Задача ребёнка увидеть в форме образ и дорисовать недостающие   элементы.   Помимо   художественных способностей развиваются мышцы рта, тренируется дыхание, что способствует развитию речи

 1 ч

7 занятие

8 занятие

Живопись:    «Цвет   как   средство    выражения». Закрепление знаний о холодных цветах»

Сказка    о    «синем    тумане».    Дети    изображают сказочный город «Ультрамарин»

Д.П.И.: «Понятие силуэт»

Из   бумаги   заранее   изготавливаются   узнаваемые фигуры.    Это    могут    быть    силуэты    животных, человечков, цветов, снежинок. Силуэты укладывают на  лист  бумаги   и   набрызгивают   краску  зубной щёткой. При этом можно поочередно использовать разные цвета. Трафареты снимают- картина готова. Можно    силуэты     раскрасить     кистью     разными красками по воображению ребёнка.

1 ч

Месяц

Декабрь

1 занятие

2 занятие

3 занятие

Графики: «Тональные контрасты»

Навыки     владения     графическими     материалами, кистью, палочкой. Передача тушью и белилами (на цветном     фоне)     контрастов     зимней     природы. Передача     глубины     пространства     (ближе-ниже, дальше-выше).    Темы    занятий:    «Первый    снег». «Зимний лес»

Д.П.И. «Конструирование из бумаги»

Развитие     навыков     конструирования,      навыков вырезания    способом    складывания.    Изготовление новогодних снежинок, фонариков.

Живопись:     «Эмоциональная     выразительность цвета. Глухие и звонкие цвета»

Через    цветовые    образы     передать    настроение, выразить       цветом       свои       чувства,       эмоции. Ориентировочная   тематика   заданий:    «Радостный день»,   «Весёлый   зимний    праздник»,   «Грустный вечер», «Задумчивый парк».

В зимнее время года ребёнок может использовать сочетание синего, белого,   фиолетового  (холодной гаммы красок)

1 ч

4 занятие

Лепка: «Мозаика на пластилине. Орнамент»

Раскатывание пластилина не слишком тонким слоем на какую-либо основу (Подготовка материала)

1 ч

5 занятие

6 занятие

Лепка: «Мозаика на пластилине»

Наложение раскатанного пластилина на какую-либо форму (дощечка, вазочка, баночка от микстуры и т.д.)-   Украшение   изделия   подсобным   материалом (бусинки, фасоль, рис, маленькие ракушки, макароны ит.д.)

Живопись: «Силуэт»

Дети   украшают   в   соответствии   с   настроением вырезанный   из   зелёной   бумаги   силуэт   ёлочки. Можно изобразить ёлочку в лесу, накрыв её белой краской,   используя   различные   мазки.   А   можно изобразить        нарядную,         праздничную        ель, украшенную шарами и игрушками. (По усмотрению педагога краски можно заменить пластилином).

1 ч

7 занятие

8 занятие

Д.П.И.: «Знакомство с техникой оригами»

Получение учащимися знаний, умений и навыков в составлении   сюжетной   композиции   из  элементов, сложенных     из    бумаги     (оригами).     Украшение композиции  крошкой  из пенопласта  или  методом набрызга.

Ориентировочная   тематика   заданий:   «Новогодняя открытка»,     «Дед     Мороз»,     «Трусишка     зайка беленький»

Графика: «Непрерывная линия»

Изобразить сказочного зверя, как можно меньше отрывать     карандаш     от     листа.     Используемые материалы: цветная масляная пастель, фломастеры.

1 ч

месяц

Январь

1 занятие

Графика     -    «Разнообразие    линии.     Понятие стилизация»

Закрепление понятия «линия» через эмоциональное восприятие,           эмоциональное            наблюдение, всматривание,      любование      хрупким,      нежным творением      древнего      мастера-природы,      дети воспринимают красоту природных украшений. Дети рассматривают узоры на окнах (морозные), картинки с изображением воздушных паутинок, хрустальных капелек росы. Изображают кружевной рисунок на тонированной бумаге.

Темы   занятий:    «Зимние    кружева»,    «В   саду   у мальвины», «Ажурные ограды».

2 ч.

2 занятие

Лепка - «Разнообразие изделий из солёного теста»

Изготовление     из     бумаги     шаблона     (курочка, цыплёнок, сердечко и т.д.)

1 ч

3 занятие

4 занятие

5 занятие

Лепка - «Разнообразие изделий из соленого теста»

Использование шаблонов и формочек. Стилизация форм.   Изготовление   изделия:   украшение   изделия подручными средствами.

Живопись   -   «закрепление   знаний   о   технике живописного мазка»

Изобразить    по    заданию   2    вида    мазков.    Игра «Художник  и   кисточки».   Нарисовать  по  заданию различные природные явления, используя заданные виды      мазков:      «Дождь»,      «Пурга»,      «Ветер», «Солнечный луг», «Листопад», «Весенний праздник»

1 ч

6занятие

7 занятие

Д.П.И. - «Обрывная аппликация»

Зимнее дерево. Создание небольшой композиции на тонированной  бумаге.  Развивать пространственное воображение, гибкость руки, умение композиционно правильно располагать изображение на листе бумаги. Знакомство детей  с   новой  техникой   аппликации, использование бумаги разной фактуры.

Графика - «Точка, линия, пятно»

Использование чёрной, белой, коричневой и жёлтой красок.   Путём   смешивания   красок   между   собой получить разнообразные оттенки темные, светлые. На  тонированном   охристом      картоне   нарисовать изображение   змейки,   улитки,   жучка,    паучка    и украсить   его   точками   различного   цвета   (белые, коричневые, чёрные)

1 ч

8 занятие

Живопись: «Контрастные цвета».

Достижение    яркости,    необычности,    сказочности фантастического животного не только необычностью формы, но и цветом.


Месяц

Февраль

1 занятие

2 занятие

Живопись: «Образ и цвет. Колорит»

Закрепление   понятия   тёплые   и   холодные   цвета. Путём использования тёплых или холодных цветов, умения смешивать их между собой,  использоватьбелую   или   чёрную   краску,   нарисовать   одну   из четырёх стихий  по  выбору:  вода,  воздух, огонь, земля.

Графика:            «Разнообразие            графических материалов»

(Пастель,  сангина,  уголь).   Использование   их   на

практике.    Проведение    различных    видов   линий,

штрихов, точек.

Темы:     «Деревья     на     ветру»,     «Нахохлившиесяворобьи»

2ч 1 ч

3 занятие

4 занятие

Графика: «Портрет»

'Закрепление знаний   о  погрудном   портрете   папы, дедушки    на    тонированном    картоне,    используя графический материал по выбору (уголь, пастель, соус)

Д.П.И.: «Геометрический орнамент»

Вырезание    геометрических    фигур:    треугольник, круг, прямоугольник. Выполнение закладки для книг в технике аппликации.

1 ч

5 занятие

6 занятие

Лепка: «Мозаика»

Использование    смешанных    техник    закрепления понятий: композиция, симметрия, ритм.

.1.11.И.«Разнообразие техник и материалов»

Изготовление   фигурок   из   клея   ПВА.   Развивать художественное мышление, воображение.

2ч 1 ч

7 занятие

Живопись:    «Законы    цветовых    отношений    в орнаменте»

1 ч


8 занятие

Знакомство с народным орнаментом.  Закрепление знаний о народных традициях и обычаях на примере празднования      русского      народного      праздника «Масленица» с театрализованным представлением, эстафетой: «Кто быстрее нарисует солнышко»

Графика: «Орнамент в круге»

Конкурс     рисунков     на     лучшее     изображение «Масленицы».     Закрепление     знаний     о     ритме. Знакомство с орнаментом в круге.

месяц

Март

1 занятие

2 занятие

Живопись: «Портрет в интерьере»

Закрепление    на    практике   знаний    о   портретах, пройденных на уроке изо. искусства. Изображение портрета мамы, бабушки в интерьере. Передача     характера     изображаемого     человека, использование   всей    цветовой    палитры,   законов контраста - тёмное на светлом, светлое на тёмном.

Д.П.И. Понятие «симметрия»

Получение    знаний    о    симметрии.    Изготовление весенних цветов путём сгибания бумаги и вырезания по контуру.

2ч 1 ч

3 занятие

4 занятие

Д.П.И.:    «Объёмная    аппликация    из    цветной бумаги»

«Букет для мамы». Создание композиции из цветов и бабочек.       Развивать       умение       композиционно правильно располагать изображение на листе бумаги. Знакомство    с    техникой    объёмной    аппликации. Использование  тонированного   картона   и   цветной бумаги различной фактуры.

Графика: «Характер линий»

Сознание линейного изображения героя из любимой сказки: «Портрет сказочного героя»

1 ч

5занятие

Лепка: «Знакомство с круглой скульптурой»

Композиция     на     тему:     «Цирк».     Изготовление объёмных фигурок из пластилина или глины.

2 ч


6 занятие

Д.П.И. «Коллаж» на тему: «Жители коралловых рифов»

Из уже заранее подготовленных на прошлом уроке шаблончиков   рыбок    и    водорослей    выполняется композиция,   рыбки   предварительно  декорируются ножницами.

1 ч

7 занятие

8 занятие

Лепка: «Изготовление витого венка из солёного теста»

Изготовление венка и цветов из теста на основе раскатывания  «колбасок»,  скатывания жгутиков и спиралей, вырезания по шаблону.

Графика: «Зарисовки животных»

Линейный     рисунок.     Подготовка     к     изучению зооморфного вида орнамента.

1 ч

месяц

апрель

1 занятие

2 занятие

Живопись:  «Цвет  и   восприятие  мира. Тёплый колорит»

Создание     образа     весны,     радости.      Передача настроения, сюжета.

Рекомендуемые   темы:   «Весна-красна,   «Весенний ангел», «Утренняя капель»

Графика: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»

Темы занятий: «Перелётные птицы», «Город весной»

1 ч

3 занятие

4 занятие

Лепка: «Пластилин и макароны»

Создание  различных  фигурок животных,  птиц  на основе   шара:   утка,   козлик,   лошадка,   черепаха. Мелкие   детали   (уши,   крылья,   хвост)   заменяют макароны различной формы.

Д.П.И.: «Объёмные игрушки - мобили из бумаги н ниток»

Конструирование из бумаги. Изготовление весенней птицы-счастья   (Работа   по   шаблону,   работа   по изготовлению бумажной гармоники)

1 ч

5 занятие

Графика: «Возможности графических


6 занятие

материалов. Масляная пастель»

Тема: «Я гуляю по сказочному лугу» Масляной пастелью на тонкой бумаге дети рисуют цветы. На втором уроке на таком же формате рисуют бабочек и стрекозок.

Д.П.И.:     Разнообразие    техник    н    материалов. Мраморный эффект.

Дети сминают рисунки, затем расправляют их    и заполняют фон  всего  листа  гуашью,  выбранного цвета, загоняя кистью краску в получившиеся при смятии трещины. Затем промывают рисунок с обеих сторон под краном. Дают стечь воде и оставляют подсохнуть.

1 ч

7 занятие

8 занятие

Живопись: «Цвет, ритм, композиция   - средства выразительности»

Создание коллективной работы «Весна. Шум птиц» На   первом   уроке   ребята   наносят   весенний   фон, стараясь раскрыть богатство цветовой палитры. На   втором   уроке   рисуют   разные   по   характеру деревья    с    передачей    пространственных   планов, струящиеся     ручейки,     зелёную     дымку     вокруг деревьев.

Д.П.И.   Продолжение   работы   над   композицией «Весна. Шум птиц»

Весенний     пейзаж     дети     украшают     птичками, вырезанными   из цветной   бумаги   на  предыдущих занятиях Д.П.И., наклеивая их на основной формат.

1 ч

месяц

Май

1 занятие

2 занятие

3 занятие

Графика: «Закрепление знаний об орнаменте»

Нарисовать рушничок (линейный рисунок)

Живопись: «Контрастные и сближенные цвета»

Исполнить рушничок  полосками  контрастных или сближенных цветов по выбору.  Украсить полоски рушничка геометрическим узором.

Д.П.И.: «Зооморфный орнамент»

Выполнение   зооморфного   орнамента   из   заранее

1 ч 1 ч


заготовленных фигурок и полосок цветной бумаги. Закрепление понятия «Ритм»

4 занятие

5 занятие

Д.П.И.: «Силуэт. Симметрия»

Дать   понятие   «Асимметрия».   Показать   различие между     симметрией     и     асимметрией.     Задание: Нарисовать предмет быта: чайник, вазу, кофейник.

Живопись: «Стилизации цветов и растений»

Украсить чайник любой из  понравившихся  видов русской народной росписи: гжель, хохлома, Городец.

1 ч

2 час

6 занятие

7 занятие

Графика: «Взаимодействие пятен в композиции»

Выполнение иллюстрации к сказке.

Д.П.И. «Фантазии с клеем и бумаги»

Клеевые    картины.    Дети    на     картоне    рисуют различные орнаменты или стилизованных животных, птиц, цветы клеем ПВА.

2ч 1 ч

8 занятие

Конкурс рисунка на асфальте «Счастливое детство» (цветные мелки).

Проведение       праздника       «Прощай    наша студия     «Семь чудес цвета» (чаепитие вместе с родителями, итоги года, повторить волшебные слова). Выставка лучших работ детей.


Наименование разделов и тем

Раздел 3. Эстетическое восприятие

действительности.

Раздел 4. «Воспитание культуры поведения»

месяц

сентябрь

1 суббота

Вводная беседа - Знакомство с новыми предметами для групп раннего эстетического развития:

1.        «Основы изо. искусства»;

2.        «Азы православия»;

3.        «Этикет для дошкольников».

/Объяснить, что необходимо для этих занятий, какие цели и задачи, альбом, клей, фломастеры, пастель, цветная бумага/

Зч

2 суббота

«Основы     изобразительного    искусства»   -     Знакомство     с профессией   художника,   назвать   художественные принадлежности       и       материалы.       «Радужное королевство» - прочитать стих о радуге, нарисовать под ней.

«Азы  православия» - это не только предмет, это введение  дошкольников  в  мир   нравственности   и добротвореиия. Он  изучает искусство и  народные традиции,   праздники,   рассказы   и   сказки   о   них («Иоанн Креститель»)

1 м

3 суббота

«Основы изобразительного искусства» - «Волшебный карандаш»

(Рассказать   сказку  о   карандашах,   назвать  линии,

включить музыку, с закрытыми глазами провести

любые  линии   карандашом,  затем   из  этих  линий

представить образ, дать название.

«Этикет» - Это порядок поведения, удобный для

всех. Прочитать стихотворение:

«Что такое этикет?»

Как в ГОСТЯХ себя вести?

Как цветы преподнести?

Другу что сказать в ответ?

Знает это «Этикет»

2ч 1 ч

4 суббота

«Основы изобразительного искусства» - Знакомство с тёплыми и холодными цветами (Провести худ. труд «Семь чудес цвета»   -   на   листе   нарисовать   цветок   с   7 лепестками,       ребёнок      должен      фломастерами закрасить поочерёдно 1 - холодный цвет, 2 - тёплый) «Азы    православия»   -    рассказать   о   празднике «Рождество Пресвятой Богородицы»

1 ч

месяц

октябрь

1 суббота

«Основы   изо.   искусства»   -   Знакомство   с   худ. материалом   «Пастель».   Провести   художественно-психологический     тест     «Угадай-дорисуй»     (дать красным цветом на листе геометрическую фигуру: квадрат,   круг,   прямоугольник),   ребёнок   должен дорисовать, представить образ.

«Этикет» - культура внешнего вида «Кто опрятен -гот  приятен».  Личная  гигиена - это соблюдение чистоты   лица    и   тела,    ребёнок   всегда   должен выглядеть чистым и опрятным. Стихотворение: «Что такое чистым быть?» «Руки чаще с мылом мыть: Грязь убрать из-под ногтей.  Умываюсь по утрам и ещё по вечерам.

2 ч 1 ч

2 суббота

«Основы изо. искусства» - знакомство с техникой -живописные мазки (взять 2 осенних листа разной формы    и    цвета    и    разными    мазками    пастели нарисовать ближе к натуре.

«Азы      православия»   -   рассказать   о   празднике «Воздвижение Креста Господня»

1 ч

3 суббота

«Основы изобразительного искусства» - знакомство с техникой

«Аппликация»   (Создание    аппликации    из   сухихлистьев). Коллективное панно-аппликация из ткани.

«Наша Родина - Дон православный»

«Азы православия» - история праздника «Покров

пресвятой   Богородице»   (нарисовать   пастелью   еёобраз)

1 ч

4 суббота

«Основы изо. искусства» - Знакомство с техникой «Монотипия» («Сделать осеннюю мозаику») «Этикет»    -    речевой    этикет    «Тайна    имени». Объяснить  ребенку,  что  означает  его   имя,   какая судьба,  какие  черты его имени  нужно улучшить.

2ч 1 ч


месяц

Ноябрь

1 суббота

«Основы    изо-    искусства»    -    «Пейзаж»    -    это

изображение   живой   природы.   Показать   пейзажи

И.Левитана (нарисовать на стихи А.С.Пушкина «Уж

небо   осенью   дышало»   -   «Осенний   листопад»   -

пастелью.

«Этикет» - речевой этикет «Добрые приветствия»

(«Здравствуйте»,   «Доброе   утро»,   «Добрый  день»,

«Вечер»,      «Привет».      Прочесть      стихотворение

«Вежливые слова»:

«Когда ты уходишь, то на прощанье

Сказать не забудь всем друзьям

«До свидания»

Друзья улыбнуться, помашут рукой

И попрощаются тоже с тобой.

1 ч


27

2 суббота

«Основы изо. искусства» - знакомство с техникой «Конструирование» из бумаги «Оригами» (сделать с детьми      «Волшебный      кошелёк»      и      украсить аппликацией из сухих листьев)

Зч

3 суббота

«Основы     изо.     искусства»   -     Знакомство     с

«пластилином» (сделать с детьми сказочного зверя

«Чудо-Юдо»)

«Этикет»  -   речевой   этикет «Мой  дом  -  наведу

порядокв нём». Игрушки и книги - мои друзья

(фломастерами нарисовать любимую игрушку)

Зч

1 ч

4 суббота

«Основы изо. искусства» - Знакомство с техникой «Силуэт» (Сделать сказочный город фломастерами на цветном картоне)

«Православие»   -    рассказать    про    ангелов    и архангелов п иконописи.

1 ч

месяц

Декабрь

1 суббота

«Основы   изо.   искусства»   -   «Виды   пейзажа»   -рассмотреть   наглядные   пособия,   где   есть   серия пейзажей;   сравнить   цвет   и   настроение   «Зимний пейзаж» - прочитать стихи, угадать по описанию, много   холодных   цветов   и   т.д.   (нарисовать   на тонированной бумаге пастелью «Зимнее дерево») «Этикет»   -   речевой   этикет   «Волшебные   слова, рассказать сказку о волшебных словах, и стихи: «Эти слова всем известны давно. Видишь, они и просты, и не новы: Но я повторяю всё равно:

-        Добрые люди!

-        Будьте здоровы»

1 ч

2 суббота

«Основы изо. искусства» - Просмотр мультфильма

«Снежная    королева».    Создать   сказочный    образ

«Королевы зимы» на  голубом  фоне листа, белой

пастелью.

«Православие» - рассказать о празднике «Введение

во храм 11ресвятой Богородицы»

2ч 1 ч

3 суббота

«Основы      изо,      искусства»      -      «Что      такое

композиция?» - это сочинение, построение картины. Прочитать стихотворение «В лесу родилась Ёлочка». Нарисовать  на  цветной бумаге зелёную ёлочку и украсить         её         разноцветными         игрушками (коллективная работа)


28

«Этикет»   -   этикет   поведения   дошкольников   в общественных   местах   (на   празднике).   Провести викторину о поведении на празднике, в театре: быть нарядным, не шуметь» не бегать, слушать и смотреть,

приниматьviaciис н ш pax.

4 суббота

«Этикет» - Проведение Новогоднего праздника для малышей.    Ребята   должны    быть    в    новогодних костюмах,   подготовить   стихи   про   Новый   год   и активно принимать участие в новогодних играх

1 ч

месяц

Январь

1 суббота

«Православие»   -   Рассказать   детям   о   празднике

«Рождество Христово»

«Основы   изо.   искусства»   -   ангел   прилетел   и

возвестил, что родится Иисус Христос (нарисовать

фломастерами образ своего Ангела, дети должны

объяснить,  как они его представляют).  Прочитать

стихи.

Зч

2 суббота

«Основы изо. искусства» - «Городской пейзаж» -

это изображение улиц, домов, людей и транспорт

(нарисовать на тему: «я и моя семья»)

«этикет»   -   Этикет   поведение   дошкольников   в

общественных   местах   «Мы   по   улице   пройдём».

Чтобы сохранить жизнь и здоровье нужно соблюдать

правила дорожного движения. Стихи:

«Правила дорожного движении

Каждому зверёнку надо знать.

Красные огонёк предупреждает:

Пешеход, машины пропусти!

А зелёный светит, разрешая, нам

стобой дорогу перейти!»

1 ч

3 суббота

«Основы  изо.  искусства» - «Что такое обрывная аппликация». «Ночной город зимой» - нарисовать пастелью на цветной чёрной бумаге белой краской снег, а детали - дома, деревья из белой бумаги. «Этикет»   -   этикет   поведения   дошкольников   в обшественных   местах   («В   музее,   на   выставке,   в 11равославном храме» - в тех местах, где происходит поклонение божественным силам, следует вести себя с уважением  к людям, для  которых  эти  места святыня.   Тактично  объяснить  детям   эти   правила поведения,    обратить    их    внимание,    что    здесь находятся художественные экспонаты и внимательно их рассмотреть (образы святых)

2ч 1ч

4 суббота

«Основы изо. искусства» - «Что такое контрастные цвета?»   -   объяснить,   что   есть   красный-зелёный;


29

синий-жёлтый и т.д. Сделать коллективную работу «Подводное царство» (аппликация с гуашью) «Православие»   -   рассказать   детям   о   празднике «Крещение Господне» - глас господень на водах, в нём смысл и значение воды как образа жизни. Мир оторвался от бога, наступила темнота и смерть, но бог не забыл мира, он приходит к нам живой водой. Это    радостный    и    светлый    день    Ьогоявления. Освящённая в этот день вода, является живой

1 ч

месяц

февраль

1 суббота

«Основы изо. искусства» - «Что такое колорит?» -это    система    цвета:    светлый-тёмный;    тёплый-холодный;     спокойный-напряжённый     (рассказать сказку о Волшебном Синем Тумане и чудесной Жар птице, на листе фломастерами сделать зарисовку в виде мозаики «Жар-птица»

«Этикет»  -   гостевой   этикет,   столовый   этикет объяснить детям, как правильно принимать у себя гостей,    как    красиво    накрыть    стол,    застольное поведение (как себя вести). Рассказать сказку «Как мальвина воспитывает Буратино»

1 ч

2        суббота

3        суббота

«Основы      изо.      искусства»     -      «Что      такое анилистический  жанр» -  это изображение зверей, ПТИЦ,     рыб,    домашних    животных     (сделать     в карандаше «Мой любимый кот»). «Православие»   -   рассказать   о   людях,   ставших святыми (за их добрые дела). Ксения Петербургская —    обладала    даром    исцеления    и    пророчества, приносила добро людям, помогала  им  в бедах и болезнях (6 февраля -память о ней)

2ч 1 ч

«Основы изо. искусства» - «что такое портрет?» -Это   изображение   человека.    Показать   наглядные пособияВ.Серова,         И.Репина.         Прочитать стихотворение   о   портрете.   Игровое   упражнение «Посмотри-нарисуй» (нарисовать учителя, объяснить черты лица: рот, глаза, уши и т.д.)

Зч

4 суббота

«Православие» - Поведение народного праздника с чаепитием - «Масленица» - проводы русской зимы с театрализованными     элементами.     Рассказать     об обычаях,   мримегах,     прочитать     пословицы     и поговорки,        загадать        загадки.        Нарисовать «Масленицу»

Зч

Месяц

март

1 суббота

«Основы изобразительного искусства» - знакомство с техникой

«Аппликация     с     брызгами     краски»     (Создание

праздничной открытки  в аппликации «Цветок для

мамы».

«Словесный   портрет мамы» -  рассказать о своей

маме, дидактическая игра.

«Этикет» - «Внешний вид» - объяснить как должны

быть одеты на праздник «Мамин день». Подготовить

для мам добрые слова, стихи и т.д.

1 ч

2 суббота

«Этикет» - Проведение праздника «Мамин день» - с чаепитием.

•        Объяснить    малышам    как    вести    себя    за
праздничным столом, сидеть правильно и тихо,
кушать, не разговаривая.

•        Вручение   подарков   и   пожелания   мамам  от
каждого ребёнка (небольшой концерт для мам)

Зч

3 суббота

«Основы  изо. искусства» - «Портрет сказочного героя»   или   портрет   инопланетянина.    Рассказать детям о необычном в природе, о космосе, о людях с другой планеты (нарисовать пастелью) «Православие» - рассказ о празднике «Прощёное воскресенье»

2ч 1 ч

4 суббота

«Основы      изо.      искусства»     -     «Что     такое

автопортрет?»   -   это   изображение   самого   себя.

Показать      наглядное      пособие      «Автопортреты

художников»     -     внимательно     рассмотреть      и

объяснить.

Игровое упражнение «Расскажи - зарисуй себя».

Прочесть стих «Мой портрет». Словесно - цвет глаз,

волос, форма губ и т.д.

«Этикет»     -      рассказ      о      вежливых      словах

«Здравствуйте» и «До свидания»

2ч 1 ч

месяц

апрель

1 суббота

«Основы     изо.    искусства»    -    «День    смеха». «Дружеский шарж» - что это такое? Провести дидактическую игру:

1.        «Создай настроение лицом, а мы отгадаем»
(поднятые    брови    -    «внимание»;     брови
сдвинуты, 1убы сжаты - «гнев»; веки и губы
опушены        «печаль»;   губы   приоткрыты   -
«улыбка».

2.        Художественное задание - «Нарисуй смешной
портрет друга»

«Этикет» - рассказ о вежливом слове «Извините»

3 ч.

2 суббота

«Основы     изобразительного     искусства»   -     Знакомство     с

3 ч.

материалом «фломастеры». Художественно-игровое задание «Нарисуй  птичку» - они вестники  весны. Прочитать     стихотворение     о     первых     птицах, рассказать о них, а дети на шаблонах разрисовывают их и прикалывают на щит.

«Православие»       -       рассказ       о       празднике «Благовещение» - история праздника, начало весны.

3 ч.

3 суббота

«Православие»   -   рассказ   о   празднике   «Вербное воскресение»

«Основы изо. искусства» - «Весна-красна» - это изображение  живой   природы.   Показать  пейзаж  о ранней    весне    художника    В.Саврасова    «Грачи прилетели» - рассказать о нём, о его картине. Художественное   задание   «Нарисуй   дерево»   (на цветной   бумаге   пастелью).   Коллективная   работа «Что летает в небе и растёт на земле»

3 ч.

4 суббота

«Православие» - рассказ о празднике «Пасха» «Основы   изо.   искусства»  -   «Орнамент»  -  узор, украшение.         Объяснить         виды         орнамента. Художественное задание - «Мой узор» (лист на 3

3 ч.

части, фломастерами 3 вида)

5 суббота

«Основы   изо.   искусства»   -   Русские   народные промыслы:      «Гжель»,      «Хохлома»,     «Городец». «Русская     матрёшка»     -     народный     промысел, рассказать о матрёшке. Сделать из картона ее" по шаблону и разрисовать, применив «орнамент» - узор «Этикет»   -   просмотр   видеофильма   «Что   такое этикет»

3 ч.

Месяц

май

1 суббота

«Православие» - рассказ о празднике «Повиновение воинов» Георгий Победоносец - заступник Руси «Основы изобразительного  искусства» - «Что такое натюрморт?» - это мёртвая природа, изображение цветов, фруктов и т.д. Художественное задание - «Мой любимый цветок» - нарисовать.

3 ч.

2 суббота

«Этикет» - как нужно вести себя в общественных местах (детский сад, школа, транспорт, в гостях). «Основы   изо.   искусства»   -   «Виды   пейзажа»   -объяснить     какие    бывают     пейзажи     (сельский, городской,  морской) показать наглядные  пособия. Мы   живём   в   городе,   поэтому   будем   рисовать городской пейзаж «Мой город» - фломастерами на цветном ватмане.

3 ч.

3 суббота

«Этикет» - «Внешний вид и манеры». Вежливые

слова - назвать 7 вежливых слова, которые должны знать все дети (доброе утро, добрый день, добрый вечер,    здравствуйте,    до    свидания,    пожалуйста, спасибо)

«Основы изо. искусства» - «Весенний  пейзаж» -прочитать детям стихи  и  рассказы  о весне; дети читают стихи о весне и т.д. Художественная игра «Что   растёт   на   земле   и   что   летает   в   небе?» Коллективная       работа       (на       листе       ватмана фломастерами   нарисовать:    1    команда   девочек   -рисует цветы, 2 команда мальчиков - рисует птиц.

3 ч.

Дети способны творить удивительные вещи в любых видах изобразительного искусства; и в аппликации, и в лепке, и в коллажных композициях, освоят и вышивку и плетение, и флористику. Всё зависит от способностей воспитателя, педагога увлечь ребёнка, открыть ему мир искусства. Для этого понадобятся всего два качества: любовь и мастерство.

Неспособных детей нет.

И конечно большим стимулом в работе детей будет отношение взрослых к их труду. Нужно организовывать выставки детского творчества, которые должны быть регулярными и доступными для всех желающих.

Опыт работы с детьми подсказывает некоторые выводы:

  1. Радуйтесь встрече с детьми - перед вами столько открытых миров.
  2. Чтобы   ваши   дети   были   творцами,   вы   сами   не   должны   терять способность творить.
  3. Ваши импровизация, артистизм и энергичность - залог успеха любого занятия.
  4. Если вы серьёзны, строги и правильны    с вами будет скучно.
  5. Ваша уверенность в себе - залог уверенности детей.
  6. Хотите не быть «чужим среди своих» - общайтесь на равных.
  7. Тактичность и деликатность - ваши союзники в контакте с детьми.
  8. Хотите чем-то заинтересовать своих воспитанников - заинтересуйтесь этим сами.
  9. Учите легко, и [рая.

  1. Обучение основывайте на индивидуальном подходе.
  1. Не   навязывайте   свое   мнение       будьте   внимательны   к   мнению ребёнка.

  1. Там, где кричат на детей, отсутствует сосредоточенность, а значит творческий поток.
  1. Помните, у детей тоже есть проблемы, не менее важные чем у вас.
  2. Не твердите, что вы старше и что вы учите - ещё не известно: кто старше и кто кого учит.
  3. Хотите, чтобы вас услышали - умейте слушать сами.
  4. Не обещайте ребёнку того, чего не можете выполнить.
  5. Не говорите с детьми о том, в чём вы не уверены.


32

слова - назвать 7 вежливых слова, которые должны знать все дети (доброе утро, добрый день, добрый вечер,    здравствуйте,    до    свидания,    пожалуйста, спасибо)

«Основы изо. искусства» - «Весенний  пейзаж» -прочитать детям стихи  и  рассказы  о весне; дети читают стихи о весне и т.д. Художественная игра «Что   растёт   на   земле   и   что   летает   в   небе?» Коллективная       работа       (на       листе       ватмана фломастерами   нарисовать:   1    команда   девочек   -рисует цветы, 2 команда мальчиков - рисует птиц.

Дети способны творить удивительные вещи в любых видах изобразительного искусства; и в аппликации, и в лепке, и в коллажных композициях, освоят и вышивку и плетение, и флористику. Всё зависит от способностей воспитателя, педагога увлечь ребёнка, открыть ему мир искусства. Для этого понадобятся всего два качества: любовь и мастерство.

Неспособных детей нет.

И конечно большим стимулом в работе детей будет отношение взрослых к их труду. Нужно организовывать выставки детского творчества, которые должны быть регулярными и доступными для всех желающих.

Опыт работы с детьми позволяет сделать  некоторые выводы:

  1. Радуйтесь встрече с детьми - перед вами столько открытых миров.
  2. Чтобы   ваши   дети   были   творцами,   вы   сами   не   должны   терять способность творить.
  3. Ваши импровизация, артистизм и энергичность - залог успеха любого занятия.
  4. Если вы серьёзны, строги и правильны - с вами будет скучно.
  5. Ваша уверенность в себе - залог уверенности детей.
  6. Хотите не быть «чужим среди своих» - общайтесь на равных.
  7. Тактичность и деликатность - ваши союзники в контакте с детьми.
  8. Хотите чем-то заинтересовать своих воспитанников - заинтересуйтесь этим сами.
  9. Учите легко, и [рая.

  1. Обучение основывайте на индивидуальном подходе.
  2. Не   навязывайте   своё   мнение       будьте   внимательны   к   мнению ребёнка.

  1. Там, где кричат на детей, отсутствует сосредоточенность, а значит творческий поток.
  2. Помните, у детей тоже есть проблемы, не менее важные, чем у вас.
  3. Не твердите, что вы старше и что вы учите - ещё не известно: кто старше и кто кого учит.
  4. Хотите, чтобы вас услышали - умейте слушать сами.
  5. Не обещайте ребёнку того, чего не можете выполнить.
  6. Не говорите с детьми о том, в чём вы не уверены.
  1. В ходе занятий предоставьте детям возможность самим анализировать процесс труда и его результаты. Доверяйте им.
  2. Хотите, чтобы вам верили - не кривите душой, дети не признают лукавства.

  1. Давая знания - не навредите. На том, кто учит, лежит ответственность чему он учит и как.
  2. Плохо подумали о ребёнке - сгенерировали в нём такие же мысли о вас.
  3. Дети вас не слушаются - спросите у них, почему им с вами не интересно.

23.11е воспринимайте детей серьёзно - лишитесь их доверия.

  1. Вы подавлены - занятия пройдут на нулевом цикле, т.к. дети попадут под влияние вашей негативной энергетики.
  2. Решили читать мораль ребёнку - она ещё никому не помогла - и вы получите обратную реакцию.
  3. Ребёнок капризничает, кричит - не раздражайтесь. Дайте ему возможность покричать, оставив одного - пусть самореализуется. Это занятие, наедине, ему быстро наскучит. И ребёнок для себя выводы сделает, и вы выдержали испытание.
  4. Не увлекайтесь запретами, не мешайте детям накапливать опыт.

  1. Привлекайте и используйте авторитет лидера группы.
  2.  Признавайте свои ошибки открыто.
  3. Дети это маленькие учителя, они искренни в своих желаниях, говорят то, что думают и много чего знают. Советуйтесь с ними.
  4. Не забывайте благодарить детей за труд и старание.
  5. Хотите чтобы вас любили - станьте для них Другом.

Хочется пожелать всем, кто отдал себя детям: будьте терпеливыми, любите, мечтайте, фантазируйте и, как говорят мудрые, умейте подниматься на седьмое небо без лифта, и творческие успехи не заставят вас долго ждать.

Методические рекомендации и программа основаны на обучении детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными и психологическими особенностями.

В программе использован личный опыт авторов в работе с детьми дошкольного возраста, начиная с 4 лет, который описан в живой художественной форме.

Программа пластична, предусматривает творческую её интерпретацию и является толчком для глубокого изучения детского творчества и более пристального внимания к детям, приходящим в наш мир уже со своими законами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Вдохновение"

Иногда в рамках непосредственно-образовательной деятельности очень сложно дать тот материал, который бы ты хотела передать детям. В этом случае очень помогает дополнительное образование в детском саду...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»

Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»

Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»

Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Автор-составитель: Будкина Елена Сергеев

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.программа реализуется с использованием техн...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....