Ознакомление старших дошкольников с героической историей города Волгограда:опыт работы
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
Статья представляет краткое описание опыта работы по ознакомлению старших дошкольников со страницами Сталинградской битвы. Это опыт совместной работы коллектива детского сада, включая руководителя музейной комнаты детского сада, общественной организации "Дети военного Сталинграда" и районной детской бибилиотеки №5 им.Шолохова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_starshih_doshkolnikov_s_geroicheskoy_istoriey_goroda_volgograda.docx | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ознакомление старших дошкольников с героической историей города Волгограда:
опыт работы»
Составители:
авторский коллектив педагогов
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детского сада №18
Кировского района Волгограда»:
старший воспитатель Ибрагимова И.С.,
воспитатели Прокофьева В.П., Кожадей Е.Ю.
Актуальность работы:
Героические традиции Сталинградской битвы- это ценностно – нормативные установки поведения, поступков, действий, отражающие конкретные единичные факты воинского подвига защитников Отечества.
Воспитание на традициях Сталинградской битвы направлено на преодоление вызовов и угроз современности, повышение уровня устойчивости личности и сплоченности коллектива в подлинном бытии. Оно характеризуется тем, что российская самобытность переводится на второй план, делает ее несущественной для жизни страны в современном мире. Именно духовный опыт героизма защитников Сталинграда, ставший традицией и осваиваемый в настоящем, становится основой устойчивости современных поколений в современном мире.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания гражданина такие составляющие, как любовь к Родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Можно ли измерить проявление чувства патриотизма у дошкольников? Нет, это чувство измерить невозможно. Можно лишь узнать, что запомнилось ребенку из рассказа, увидеть, что вызывает его интерес по задаваемым вопросам, наблюдать, как меняются эмоции ребенка во время просмотра слайдов или прослушивания рассказа, рассматривания документов. Только так, мы- взрослые, можем понять, насколько тронуло душу ребенка такая непростая тема. Мы, педагоги- детского сада, не ставим перед собой задачу глубокого знакомства детей с наследием Сталинградской битвы. Для дошкольников главное- эмоционально понять, что у города Волгограда были трагичные страницы истории, с каким трудом советские воины смогли победить врага, какую они имели стойкость духа, силу воли, веру в победу. Т.е. наша основная задача- заложить семена патриотизма, интереса к истории Отчизны, чувства гордости. На таких глубинных эмоциональных переживаниях детства строиться последующее здание патриотизма.
Встречи с живыми ветеранами вызывает у детей всегда бурный восторг. Им интересны воспоминания детей военного Сталинграда. Интересны такие встречи еще и тем, что ребята понимают, что сегодняшние пожилые люди тоже были когда-то детьми, тоже играли в куклы, любили рисовать, бегать, петь песни. Они с удовольствием рассматривают фотографии, которые приносят на встречи гости.
Также эта работа подталкивает всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей вместе с детьми) на поиск ответов на вопросы об исторических событиях.
Хочется верить в то, что посеянное семя патриотизма вырастет наших воспитанников настоящими патриотами своего Отечества.
Цель: воспитание у дошкольников чувства гордости за историю своего города, его жителей, защитников волжской твердыни на традициях Сталинградской битвы.
Задачи:
- Расширять представления воспитанников старшего дошкольного возраста о том, что Волгоград- город- герой.
- Познакомить детей с видами памяти, представленными в облике Волгограда: Вечный огонь, памятники, мемориальные плиты, улицы и дома- памятники и др.; легендарные люди.
- Вызвать эмоционально- нравственный отклик на события Сталинградской битвы и чувство восхищения родным городом, его защитниками. Стимулировать стремление знакомиться с историей родного города.
Формы реализации: групповые в музейной комнате «Юные патриоты»
Методы реализации:
- Словесный- беседы, рассказы, составление последовательных рассказов детьми,
- Проблемно- игровой- дидактические игры, игровой сюжет, проблемные ситуации, подвижные игры, соревнования.
- Практический- решение кроссвордов, выполнение правил игры в процессе игровых действий.
- Наглядный (в том числе ИКТ)- использование иллюстративного, картинного материала, тематические презентации, рассматривание экспонатов, альбомов.
- Проектный – получение продукта проекта: тематические газеты «Герои живут рядом»; альбом «Их именами названы улицы нашего города, района»; разработаны маршруты выходного дня.
Возрастные группы обучающихся: дети старшего дошкольного возраста.
Имеющиеся условия в МОУ детском саду №18 для реализации поставленных задач:
- Разработанное тематическое планирование в старшей и подготовительной группе в рамках реализации основной общеобразовательной программы. (приложение1);
- В детском саду имеется паспортизированная музейная комната «Юные патриоты». Одиниз разделов экспозиции посвящен героической защите Сталинграда. Имеются экспонаты под названием «Эхо войны».
- На базе музейной комнаты в детском саду функционирует кружок «Юные экскурсоводы». Его посещают дети старшего дошкольного возраста. Руководителем кружка является воспитатель первой квалификационной категории Прокофьева Валентина Петровна. Воспитанники подготовительной группы, посещающие кружок самостоятельно проводят экскурсии для сверстников, гостей детского сада, своих родителей.
- Налажена тесная связь с общественными организациями: районным Советом ветеранов В.О.В., детской библиотекой- филиалом №5; Кировским отделением организации «Дети военного Сталинграда».
Тематический блок:
С детьми старшей группы закрепляются понятия о городе- красавце, городе- труженике с первыми сведениями об истории города, проходит подготовительная работа к формированию представления «город- герой». Выделяются такие тематические блоки: «Сталинград в период войны»; «Ветераны- солдаты войны»; «Памятники города и района, связанные со Сталинградской битвой»; «Суровое военное детство».
У детей подготовительной группы закрепляются представления о городе- красавце, городе- труженике. Расширяются знания о «памяти» и «формы памяти» в нашем городе (улица- памятник, деревья- памятники, дома- памятники, военная техника- памятники,, картины- памятники, мемориальные плиты, ансамбли- памятники). Продолжаем работать по тематическим блокам, рассматриваемыми в старшей группе. Развиваем чувство гордости и благодарности предыдущим поколениям за мир; вызывать желание проявлять заботливое отношение к представителям старшего поколения.
Полученные результаты:
- У детей расширяются знания о городе-герое: о достопримечательностях города, свидетельствующих о героической защите района и города в период Сталинградской битвы, истории и символах;
- Возникает неподдельный интерес к теме; уважительное отношение к поколению победителей;
- Ребята с удовольствием играют в дидактические игры, направленные на знакомство с достопримечательностями города, их исторической значимостью. Представленные дидактические игры используются нами в качестве мониторинга знаний о достопримечательностях Кировского района и города Волгограда в целом. Дети собирают разрезные картинки, называет изображение и проговаривают какому событию в истории города оно посвящено. У воспитанников обогащается словарь по данной теме; расширяются возможности связно и последовательно рассказывать; понимают, что они- жители героической земли. Мы внуки и правнуки тех, кто сберег мир, мы должны хранить о них память. К мониторинговым мероприятиям также можно отнести викторины, разгадывание кроссвордов, тематические праздники. В ходе таких мероприятий закрепляются и уточняются знания. Воспитатели заранее подготавливают детей к ним: проводятся беседы, экскурсии в музейную комнату, дети вместе с родителями рисуют, подготавливают тематические газеты.
- Маршруты выходного дня кратко рассказывают о том или ином памятном месте города Волгограда и приглашают родителей вместе с детьми их посетить. После прогулок по городу ребята делятся своими впечатлениями, приносят фотографии, рассказывают сверстникам о своем путешествии.
- Темы экскурсий в музейной комнате подталкивают родителей вместе с детей к поиску интересной информации. Так, например, интерес вызвала тема «Их именами названы улицы нашего района и города». Некоторые имена дети узнали из экскурсий в музейную комнату, другие- им помогли узнать и открыть для себя родители. С помощью них и был собран альбом «Их имена носят улицы Кировского района». Встречи с ветеранами войны подтолкнули ребят и их родителей к поиску на тему: «Герои в моей семье». Были созданы семейные газеты о родственниках, прошедших горнило войны, погибших или пропавших без вести. Родители воспитанников делились впечатлениями, положительными эмоциями о такой работе, говорили о том, что сами узнали много нового и интересного о своих родственниках.
Используемая литература:
- Алешина Н.В «Знакомим дошкольников с родным городом» - М: ТО «Сфера», 1999г.
- Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина» - М: Аркти, 2005
- Кусмарцев М.Б. «Воспитание новых поколений победителей на героических традициях Сталинградской битвы» / «Бизнес. Образование.Право. Вестник Волгоградского института бизнеса» 2013 №1 (22)
- Лосева, Л.В. .Корепанова М.В, Яценко А.М. «Мы живем на земле Волгоградской»: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.- Волгоград, 2003г.
- Лосева, Л.В. .Корепанова М.В, Яценко А.М.. «Моя Родина – Волгоград»: методическое пособие по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.- Волгоград, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Нетрадиционные формы ознакомления старших дошкольников с историей родного города, края»
«Нетрадиционные формы ознакомлениястарших дошкольников с историей родного города, края» Участники проекта : дети подготовительной к школе группе, родители, воспитатели.Тип: информаци...
" История рождения города "- презентация по ознакомлению старших дошкольников с историей родного города
Наглядный материал по изучению истории г.Благовещенска, состоящий из двух частей:часть1-История рождения города; часть 2-памятники основателям города...
Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического воспитания.
На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с социальным миром «Город, в котором мы живем».
Для реализации одной из задач образовательной области «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и т.д....
Проект по ознакомлению старших дошкольников с Невским районом города «Мой Невский район»
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого города? Прежде всего, они должны знать и любить свой район. А еще важно с малых лет чувствовать себя наст...
Буклет Интерактивная доска в ознакомлении старших дошкольников с почетными людьми города Рыбинска
Формирование социально-коммуникативной компетентности детей через ознакомление с почетными земляками Рыбинска посредством интерактивной доски....
Роль детского экспериментирования как метода познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пок...