Литературный час, посвященный творчеству Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённая знакомству с творчеством Ф.А.Абрамова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litenraturnyy_chas.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный час, посвященный
творчеству Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»
для детей старшего дошкольного возраста
Бузина Татьяна Геннадиевна,
воспитатель СП «Детский сад» п.Пинега
2015г.
Конспект литературного часа, посвященного знакомству
с творчеством Ф.А.Абрамова в подготовительной к школе группе.
Тема: «О чем плачут лошади»
Цель: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с произведением Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади».
Задачи: Образовательные:
- познакомить с отдельными фактами биографии нашего земляка Ф.А. Абрамова;
- познакомить с произведением Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади»
Развивающие:
- развивать умение воспринимать текст на слух;
- развивать эмоциональное отношение детей к проблеме, поднятой в произведении;
- развивать связную речь, умение логически излагать мысли.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к своей малой родине;
- воспитывать бережное отношение к домашним животным.
Оборудование и материалы: проектор, ПК, мультимедийная презентация, текст рассказа.
Ход мероприятия:
(Слайд №1).
Воспитатель: Фёдор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в далёкой северной деревне Веркола, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озёрами.
(Слайд №2)
1-й ребенок: В Пинеге, как в зеркале,
Отразилась Веркола,
Отразилась Верколка –
Русское село.
(Слайд №3)
2-й ребенок: Тишина заветная,
Терема столетние.
Семьи многодетные –
Так уж повелось.
(Слайд №4)
3- ребенок: Лесом заворожено,
Снегом припорошено,
Дождиком умытое,
Богом позабытое
Русское село.
(Слайд №5)
4-й ребенок: Поздно как-то, рано ли,
Но в семье Абрамовых
Появился сын.
(Слайд №6)
5-й ребенок: Родился он с норовом,
Прозывался Федором.
К Пинеге он с вёдрами
За водой ходил.
(Слайд №7)
6-й ребенок: Чистая водица,
Сполохи зарницы,
Сиверко, метели
Годы пролетели. ( В.Токман)
Воспитатель: Вот в таком, Богом забытом, селе родился Ф. А. Абрамов.
Трудное полуголодное детство и юность закалили его характер. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Мать была суровая, требовательная женщина.
Гимнастика для глаз «Весёлые лошадки»
(Слайд №8).
С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север.
За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе “О чём плачут лошади”.
Воспитатель читает рассказ в сокращении:
«О чём плачут лошади»
Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи…
(Слайд №9)Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, ……. дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом…
(Слайд №10) Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади…
Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.
Конюх Миколка…иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава — дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, …… тучей клубился над ними комар и мошкара.
(Слайд №11) В общем, что говорить, — нелегко жилось беднягам. И потому-то я как мог пытался скрасить, облегчить их долю. …..
На этот раз я не шел — бежал к лошадям, кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу… Рыжуху…
(Слайд №12) Рыжуха была…из породы… мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены… начинали пухнуть.
(Слайд №13) И все-таки Рыжуха… выделялась среди своих сородичей.
На некоторых из них просто мочи не было смотреть. Какие-то неряшливые, опустившиеся ……. А Рыжуха — нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости.
(Слайд №14) Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла веревка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.
Сегодня Рыжуха … Стояла возле кола неподвижно, окаменело…
(Слайд №15) «Да что с ней? — с тревогой подумал я. — Больна? Забыла меня за это время?» …
Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок — с этого, с подкормки, началась наша дружба, но тут кобыла… отвернула голову в сторону.
— Рыжуха, Рыжуха... Да это же я... я...
Я схватил ее за густую с проседью челку…, притянул к себе. И что же я увидел? Слезы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы.
— Рыжуха, Рыжуха, да что с тобой?
Рыжуха молча продолжала плакать.
— Ну, хорошо, у тебя горе, у тебя беда. Но ты можешь сказать, в чем дело?
— У нас тут спор один был...
— У кого — у нас?
— У нас, у лошадей.
— У вас спор? — удивился я. — О чем?
— О лошадиной жизни. Я им сказала, что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете, а они подняли меня на смех, стали издеваться надо мной... — и тут Рыжуха опять расплакалась.
(Слайд №16) Я насилу успокоил ее. И вот что в конце концов рассказала она мне.
На дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой …. И вот эта старая кобыла, когда им становилось совсем невмоготу…, начинала подбадривать ее своими песнями.
— Я в жизни ничего подобного не слыхала, — говорила Рыжуха. — Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами. И когда я слушала эти песни, я забывала про жару, про оводов … И мне легче…, легче было тащить тяжелую косилку... Песни эти певала ей еще мать… а мать их слышала от своей матери. И так эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в ихнем роду.
( Слайд №17) — И вот, — заключила свой рассказ Рыжуха, — сегодня утром, как только нас вывели на луг, я начала петь песни старой кобылы своим… товарищам, а они закричали в один голос: «Вранье все это…! Замолчи! Не растравляй нам: душу. И так тошно».
Рыжуха с надеждой… подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые, печальные глаза …. — Скажите мне... Вы человек, вы все знаете, вы из тех, кто всю жизнь командует нами... Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо? Не соврала мне старая кобыла? Не обманула?
(Слайд №18) Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба … Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!
(Слайд №19) Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.
(Слайд № 20) Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он… прялку… коню молился…
(Слайд №21) И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья — встречало тебя почти каждое крыльцо. Всё — конь, всё — от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти...
(Слайд №22) Э-э, да что толковать о хозяевах, о мужиках, которые всю жизнь кормились от лошади!...
Лошади тоже победу ковали, да еще как...
(Слайд №23) ...Рыжуха все так же, с надеждой, с мольбой смотрела на меня. И смотрели другие лошади. И казалось, все пространство на лугу, под горой — сплошь одни лошадиные глаза… А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:
— Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой. Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.
И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей…
(Слайд №24) А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена?
Но я ничего не видел сейчас.
Все мое существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.
Ни малейшего звука не доносилось оттуда.
И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч… и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.
И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...
Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет , (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)
Вопросы по тексту:
1.Понравился ли вам рассказ?
2.Как вы думаете, почему он так называется?
3.Как раньше люди относились к лошадям?
4.Почему лошади плачут?
5.Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми?
6.Что нужно сделать, чтобы лошади не плакали?
7.Как вы думаете, к чему может привести плохое отношение к животным?
Подведение итогов
Воспитатель: Да, животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Рассказ Ф. А. Абрамова учит нас не только бережнее и заботливее относится к нашим беззащитным четвероногим братьям, но и быть прямым и честным перед самим собой, уметь признавать свои ошибки и не бояться высказывать благодарность за сделанное тебе добро.
Список литературы
Интернет-ресурсы
1. http://uchkopilka.ru/literatura/konspekty-i-stsenarii/2553-urok-razmyshlenie-loshad-tozhe-chelovek-po-rassk http:// azu-f-a-abramova-o-chem-plachut-loshadi-v-7-klasse
3.http://www.proshkolu.ru/user/nadegda797/blog/410997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские разработки в постановке танцев для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Абрамова Екатерина Сергеевна
Описание движений танцев и разминок...
Занятия по ритмике для детей старшего дошкольного возраста музыкального руководителя АБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ
Описание занятий по ритмике...
Литературная викторина "Алёнушкины сказки" по творчеству Д.Н. Мамина - Сибиряка (для детей старшего дошкольного возраста)
Викторина для тех, кто любит читать сказки, любит отгадывать загадки. В викторине вы получите много новых знаний.Цель викторины:способствовать повышению читательского интереса....
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зебра и лошадь"
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Зебра и лошадь».Цель -расширение и уточнение знаний дететй старшего дошкольного возра...
Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.Задачи:Познавате...
Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным Санкт-Петербургом. Жизнью и творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...
Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.Задачи:Познавательное развитие: обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях.Речевое развитие: развивать умение о...