Патриотическое воспитание дошкольников на истории и традициях казачества.
статья на тему
Действенным средством воспитания патриотизма, на мой взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание дошкольников на истории и традициях казачества.
Подготовила Базиева В.В.
Воспитатель МБДОУ «ЦРР Д/С №1»
Действенным средством воспитания патриотизма, на мой взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.
О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне.
Обращаясь к традициям казачьей педагогики, мы стремимся воспитывать у детей уважительное отношение к истории малой Родины, к истории Кубанского казачьего войска.
Существуют многообразные подходы к ознакомлению с историей и бытом казачества, в т. ч. через любовь к родной природе, отчему дому, национальным традициям.
Условиями, для наиболее эффективного решения задач по изучению истории, традиций казачества в ДОУ является комплексный подход: знание педагогом культуры казачества, правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности), тематическое построение материала, совместная работа детского сада, семьи, и первичных организаций войскового казачьего общества.
К средствам ознакомления воспитанников ДОУ с традициями казачества относят: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыку, художественную литературу, подвижные игры, самостоятельную деятельность. Данные средства реализуется через различные формы: занятия, экскурсии, праздники, спортивные и музыкальные развлечения, выставки.
С целью включения казачьего компонента в образовательную деятельность ДОУ, нами составлена программа кружка «Казачата». Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и направлена на патриотическое воспитание дошкольников на основе истории и традиций казачества.
Программа «Казачата» актуальна, так как способствует формированию у подрастающего поколения патриотических чувств, посредством приобщения к духовным и материальным ценностям созданных казачеством.
На начальном этапе реализации программы, мы подобрали различную методическую и художественную литературу (стихи, рассказы, казачьи сказки), оформили тематические альбомы, собрали картотеку технологических карт для занятий с детьми по данному направлению, оформили мини – музей, изготовили на участке казачье подворье. Созданная в групповой комнате предметно-развивающая среда, способствовала обогащению детских представлений об истории и быте казачества, развитию у детей познавательного интереса к истории малой Родины.
С целью изучения истории и традиций казачества, воспитанники ДОУ посетили: краеведческий музей, поселенческую библиотеку. Сотрудники краеведческого музея представили экспозицию по истории края, села, рассказали о традициях и быте кубанских казаков. Воспитанники ознакомились со старинными предметами быта, их назначением и традициями хозяйственного уклада казачества.
На занятиях кружка мы рассказывали воспитанникам об истории развития казачества на Кубани, дети смотрели мультфильмы про казаков, разучивали казачьи песни, частушки, поговорки, кричалки, знакомили детей с заповедями казаков, казачьими символами. На занятиях по физическому развитию воспитанники играли в казачьи подвижные игры.
В течение учебного года нами проведены праздники: «Праздник кубанской осени», «День пожилого человека»; развлечения: «Мы сильные, мы дружные», «Новый год», в содержание, которых включали элементы казачьих традиций. Зимой проведена акция «Помоги птицам» (вешали кормушки, сделанные родителями, и раздавали буклеты на улицах города). В рождество организовали праздник «Колядки». 23 февраля в День защитников Отчества провели «торжественную присягу» казачат. На праздник были приглашены гости: атаман, есаул. На мероприятии мальчики и девочки в традиционной казачьей одежде пели, плясали, соревновались в играх и эстафетах. В учебном году регулярно организовывали: выставки поделок, рисунков, аппликаций, в которых была отражена казачья тематика. На выставках были представлены работы родителей, совместные работы воспитанников с родителями и воспитателями. Принимали участие в районном фестивале «Кубанский край - казачий край».
Помощниками в организации работы по патриотическому воспитанию детей, являются родители. Педагоги ДОУ заинтересовали их, проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города и края. Родители сшили детям традиционные казачьи костюмы, помогали воспитателям в подборе материалов по истории родного края.
Первичные результаты апробации программы, позволили сделать выводы, что проводимая в системе работа по патриотическому воспитанию на истории и традициях казачества, помогает понять и осознать воспитаннику, древность и величие нашей малой родины, почувствовать себя частичкой великого кубанского народа. Именно такой, мне представляется стратегия развития личности ребенка, формирование его гражданственности и патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...

Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества"
Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества". Цель: патриотическое воспитание дошкольников, развитие кадетского движения, сохрани...

"Формирование нравственно- патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества"
Казачество- часть общей культуры, наследие , с которым нужно познакомить наших детей....

Фотоотчет по реализации проекта "Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края на основе традиций казачества".
Духовно-нравственное воспитание....

Фотоотчет по реализации проекта "Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края на основе традиций казачества".
Духовно-нравственное воспитание детей...

Мастер – класс Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.
Цель: передача педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями....