Мастер – класс Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.
опыты и эксперименты
Цель: передача педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.
Задачи мастер-классов:
- передача опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества коллегам;
- познакомить с обрядовыми куклами кубанских казаков;
- овладеть навыками по изготовлению куклы – оберега «Пеленашка».
Оборудование и материал: образец куклы "Пеленашки", ткани: для тела белую ткань; широкий кусок цветной ткани для пеленки; цветные ленты широкие; нитки.
В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие интерес к отечественной истории, национальной культуре, фольклору, ремёслам. 2022 год объявлен Годом культурного наследия России. Культурное наследие прошлого наш народ хранит веками. Издавна Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. Традиция – та часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее.
В нашем детском саду проходит успешная реализация казачьего компонента, направленного на приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям кубанского казачества.
Актуальность введения данного направления определяется двумя факторами:
- во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
- во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.
Между МБДОУ «Детский сад № 55 «Дельфиненок» и Майкопским казачьим отделом Кубанского казачьего войска заключен договор социального партнерства, и на базе дошкольного учреждения совместными усилиями казаков и педагогов создан казачий этнографический уголок.
На занятиях в уголке дошкольники знакомятся с казачьим бытом, обычаями и традициями, с народным творчеством, промыслами, народной игрушкой и национальным костюмом. Важной особенностью этнографического уголка стало участие в его наполнении родителей воспитанников. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания.
Мы считаем, что приобщение детей к национальной культуре, знакомство с семейными обрядами, традиционными праздниками и народно-прикладным искусством поможет обрести уникальные образцы поведения, речи и мастерства, подражание которым позволяет ребенку понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней.
Народное творчество кубанских казаков является очень значимой частью их духовной традиционной культуры. Безусловно, основу народного прикладного искусства Кубани составили традиционные художественные ремёсла и промыслы: ткачество, вышивка, гончарство, южнорусская домовая резьба и другие.
Казаки устраивали свой быт, изготавливали мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду.
Искусство вышивания всегда ценилось. Вышитые узоры не только украшали одежду, рушники и постельное бельё, но и служили оберегом от злых сил.
В каждой семье женщины должны были владеть различными видами рукоделия: вышивкой, ткачеством и т.д.
Вышивка была наиболее распространённым видом народного декоративно-прикладного искусства.
Так же, неувядающая традиция вязания крючком, которая передавалась и передаётся из поколения в поколение благодаря народным мастерам.
У разных народов издревле существуют свои традиции, обычаи, обряды, своя религия, свои боги и праздники, значит, существуют и свои обрядовые куклы. Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов.
По мнению знатоков истории ремёсел, тряпичную куклу вместе с первыми переселенцами принесли казаки из Малороссии, знаменитые запорожцы. Поначалу это была обрядовая кукла Масленица. Позднее здесь стали делать берегинь. Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куклу брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». О берегинях сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы.
Феномен куклы заключается как в ее двойничестве, так и в том, что она – результат и доказательство возможности материализации человеческих мыслей, желаний и чувств.
Кукла сопровождала казака всю его жизнь.
При рождении маленького казака или казачки делали куклу-пеленашку.
Как только женщина узнавала, что у неё будет ребёнок, она начинала мастерить тряпичную куколку: связывала поначалу тулово, потом приделывала руки вместе с головкой, а уж потом наряжала простенько. Работала без ножниц и иглы (чтобы не уколоть, не поранить «младенца». Сделает куколку за две недели до родов, уложит в люльку, и обе уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребёнок и играет в свою первую куколку – оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. А если родится девочка, то, став взрослой, она сама за две недели до рождения своего ребёнка делает такую куклу-оберег. Считалось, что кукла-пеленашка оберегала ребёнка от злого глаза, от болезненных напастей.
Кукла Пеленашка очень проста в изготовлении. Это младенец в платочке, спеленатый в пеленку и обвитый свивальником. Куклу делают из куска белой ношенной ткани. Считалось, что ношенная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека, носившего одежду из этой ткани или дома, где она применялась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство д...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей...
Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края
Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...
«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»
В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материал...
Доклад «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с православной культурой»
В настоящее время повышается роль патриотического воспитания подрастающего поколения, привития им любви к Родине, к своему городу, стране. В связи с введением ФГОС ДО отмечается необходимость активиза...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с православной культурой и традициями русского народа.
Опыт работы по вопросам патриотического воспитания детей дошкольного возраста....