Проектная деятельность дошкольников по ознакомлению с родным городом.
проект на тему
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города Ессентуки и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_rodnom_gorode.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность дошкольников по ознакомлению с родным городом.
Автор проекта - Кобышева Л.А. воспитатель
МБДОУ детский сад № 28 «Колосок»
г. Ессентуки Ставропольского края
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – Ставропольского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я
Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается городу- курорту Ессентуки, который является Родиной наших воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее не важной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Ессентуки в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 4-7 лет (воспитанники ДОУ)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
2 года
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом реализуются следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини-музей, подобран материал о городе Ессентуки и Ставропольском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Ессентуки.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Ессентуки, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
- Анкетирование с целью выявления знаний и представлений родителей о родном городе, его истории, достопримечательностях.
- Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
II этап - основной, включает в себя:
- Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
- Совместные мероприятия с детьми разного возраста.
- Экскурсии по городу.
- Пополнение развивающей среды.
- Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы на 2014-2015 учебный год.
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | Моя малая Родина | - изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу» |
Октябрь | День рождение города | - прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, - выставка детского рисунка «Мой любимый город» |
Ноябрь | История возникновения города | - изготовление альбома «Природа моего края», - оформление стенда «Ессентуки теперь и прежде» |
Декабрь | Знакомство с гербом города | - изодеятельность - «Нарисуй герб семьи», - знакомство с флагом, гербом и гимном России |
Январь | Экскурсия по городу | - изготовление макета фонтана в парке - дидактическая игра «Путешествие по городу» |
Февраль | Они прославили наш город | - игры «Рыбаки», «Магазин сувениров», - беседа о важности труда всех людей |
Март | Папа, мама, я – жители Ессентуков(викторина) | - дидактическая игра «Край, в котором мы живём», - заучивание стихотворений о родном городе |
Апрель | Спортивный город | - спортивный фестиваль «малая Олимпиада», - выставка детского рисунка «Мы любим спорт» |
Май | Боевая слава города | - изготовление праздничных открыток, - встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей), - беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне |
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы на 2014 -2015 учебный год.
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | Наша родина в России | - чтение стихов о Ставропольском крае, - рассматривание географической карты - рассказ об особенностях климата, природы, животного мира |
Октябрь | Мой город, дороже которого нет | - прогулки по городу , - рассказы о достопримечательностях , о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе, - звание «Почетный гражданин», - изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба», - чтение стихов о родном городе, прослушивание песен |
Ноябрь | Площадь | - изготовление коллажа «Гостиный двор», - история возникновения площади «Раньше и теперь»: Герб города |
Декабрь | Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн России. Герб Кунгура. | - чтение стихов о Родине, - прослушивание песен, - закрашивание изображения герба города |
Январь | Дружная семья | - изготовление фотоальбома «Семейные традиции» |
Февраль | Кто такие казаки и где они живут | - посещение Краеведческого музея, |
Март | Ессентуки - спортивный | - история проведения соревнований, - спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья» |
Апрель | Вот моя улица | - экскурсия по микрорайону, - знакомство с улицами: |
Май | Ессентуки - город -курорт | - рассказ о труде медиков, - чтение стихов, рассказов, - посещение Краеведческого музея, выставок |
III этап - итоговый, включает в себя:
- итоговое диагностирование детей,
- повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Ессентуков доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от взрослого (родителя) большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись с...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)
В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...
Статья "Патриотическое воспитание дошкольника через ознакомление с родным городом"
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с традициями, историей и памятниками родного города....
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.
Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (проектная деятельность с детьми средней группы)
Проблема, на решение которой был направлен проект: низкий уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, социально-значимых объектах, об их значимости для жизни города....
Проектная деятельность в подготовительной группе "Мой родной город"
Проблема проекта: воспитание у детей любви к родным местам, гордости за свой народ, ощущении своей неразрывности с окружающим миром, желании сохранить и приумножить богатство своей страны; расши...
- Мне нравится (1)