Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.
статья на тему
Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_oznakomleniyu_s_rodnym_kraem.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №97»
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.
Воспитатель:Князькова.М.М
2017г
« Моя малая родина…
У каждого человека она своя,
путеводной звездой, которая
на протяжении всей жизни
определяет очень многое,
если не сказать все!»
Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов: Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.». Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны.
Если меня спросят: «Кто удивительнее всего на свете ?, я отвечу: «Это дети!». А на вопрос: «Какая работа благороднее всего?», у меня ответ однозначный: «Труд воспитателя, учителя» И это справедливо, ибо важную роль в жизни играет воспитание подрастающего поколения. Именно от воспитателя во многом зависит, что возьмет для себя ребенок во взрослую жизнь из дошкольного детства. Я согласна с высказыванием М.П. Драгоманова «Воспитатель должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями». Взаимодействуя с ребенком, стараюсь быть ему помощником, наставником и другом. Поэтому свою работу строю так, чтобы поддержать у детей интерес, любознательность к истории нашего края, города, страны.
В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда. Но как бы ни менялось современное общество воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.
Проанализировав свои знания о городе, а также результаты анкетирования педагогов, родителей и диагностические данные детей, я увидела, важность нравственно-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны. Поэтому я поставила перед собой цель: воспитать достойное поколение России, прививая у ребят любовь к Отчизне, родному краю, к своим родителям, историческому прошлому, к героям нашего времени.
Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:
- создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины;
- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями Дзержинска;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу через сплочение воспитателя, семьи и детей.
- воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.
При построении системы работы по нравственно-патриотичекому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:
Принцип историзма.
Сохранить хронологический порядок описываемых явлений и свести его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизма.
Встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорируя его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
Принцип дифференциации.
Создать условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности.
Тесное сотрудничество с семьей, библиотекой, школой искусства в естественном включении краеведческого материала в базовую программу, а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Дзержинска.
Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию я осуществляю с помощью определенных средств и методов. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому приобщить детей любить родной край мне помогают художественные средства: стихи, загадки, народные песни и сказки, пословицы о Родине.
Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Поэтому начинала работу с бесед: о семье, о близких родственниках, был создан альбом «Я и моя семья». Знакомила детей с ближайшим окружением детского сада, его территорией, улицами прилегающими к нему.
На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, раскрашивают деревянную ложку, изготавливают открытки на 9 Мая, 23 Февраля, Рождество. На музыкальных занятиях дети знакомятся с народной музыкой, разучивают народные песни, игры, гимн города, стихи. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В работе с детьми я использую игры народного характера: «Ворон», хороводная игра «Дружочек», «Золотые ворота», «Ручеек»; инсценируем русские народные сказки, потешки. Использую дидактические игры: разрезная картинка - «Собери флаг, герб», «Шкатулка загадок», «Сложи узор»; сюжетно-ролевые игры: «Мы солдаты», «Наша Армия родная» и др.
Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и его участие в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей и близких. Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Знакомя детей с природой Дзержинска, учу их наблюдать, видеть красоту родного края, трудиться на участке детского сада и сохранять чистоту города. Совместно с родителями организую экскурсии. В беседах предлагаю родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк. Эта совместная деятельность, где дети и родители получают знания из наблюдений, а затем делятся впечатлениями, что видели в лесу, делают поделки, фотографии.
Окружающая ребенка среда является средством нравственно-патриотического воспитания. Чтобы она была интересной, разнообразной и развивающей для детей, мы оформили стенды: «Мой родной Дзержинск», «Они сражались за Родину», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы будущее России», «Юрий Гагарин». Создали альбомы: «Дзержинск». Каждая семья приняла участие в конкурсе газет на тему: «Семейные традиции», оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство».
Дети активно участвуют в жизни города. Это городские конкурсы и спортивные соревнования. Разработан тематический план с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с г.Дзержинском.
Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.
Свою дальнейшую работу планирую продолжать в этом направлении. Прививать у детей любовь и патриотические чувства не только к городу, краю, но и к России. Планирую разработать проект «Я - гражданин России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)
В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом".
Выступление на Сретенских чтениях....
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (проектная деятельность с детьми средней группы)
Проблема, на решение которой был направлен проект: низкий уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, социально-значимых объектах, об их значимости для жизни города....
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Проектная деятельность с детьми средней группы...
Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».
laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе
laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....