Образовательный проект «Моя малая Родина – село Кочки".
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Василенко Лариса Геннадьевна

Цель проекта: «Воспитание любви к малой Родине через совместную деятельность с историко-краеведческим музеем..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Кочковский детский сад «Солнышко»

Образовательный проект

«Моя малая Родина».

Автор: Василенко Лариса Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ Кочковский детский сад «Солнышко» Кочковского района, Новосибирской области.

Дата написания: 2014 г.

 «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне, человек похож на иссушённое растение перекати-поле».  Д.С.Лихачёв(28.11.1906г.-30.09.1999г.)

Актуальность темы:

В национальной доктрине образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России…». Рассмотрим, что входит в понятие «патриотизм».

«Патриотизм - это социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои, частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижений и культурой своей Родины…Исторический источник патриотизма – веками, тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям…» (материал из Википедии) Значит, основой патриотизма является любовь к родным местам, к своей малой Родине. Известно, что дошкольный возраст – важнейший период в становлении личности, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. А воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых.

Проблема: К сожалению, не только дети, но и родители не имеют достаточно знаний о родных местах, поэтому им трудно сформировать уважительное отношение к малой родине. Зачастую они считают более важным обучать детей с дошкольного возраста английскому языку, компьютерным технологиям, чем познакомить с историей родного края, с достопримечательностями. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием малой родины в детском саду. Каким образом наиболее эффективно организовать работу по историко - краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста?

Гипотеза: Воспитание любви к родному краю будет более эффективным, если:

* обеспечить взаимодействие педагогов, детей и родителей в решении этого вопроса.

* создать необходимые условия для формирования у детей эмоционально насыщенных впечатлений о своей родине.

* использовать проектную деятельность, как метод организации историко-краеведческого образования и поисковой деятельности детей.

Концептуальные основы проекта. В соответствии с ФГОС «развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ», учитывать национально-культурные, климатические условия и возрастные особенности детей. Поэтому для воспитания любви к родине, развитию интереса к истории русского народа, детей должны окружать предметы, характерные для народного быта. С развитием прогресса большинство таких предметов утратили своё практическое значение. Дети не встречают их в реальной жизни, они им не знакомы, а значит, и не понятны. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» говорится в русской народной пословице.

Именно поэтому я привела своих воспитанников в музей и увидела, что встреча со старинными предметами вызывает положительные эмоции: радость от узнавания и интерес к познанию. Принципиальное отличие музея от других источников образования в возможности общения с подлинником, находящимся в центре педагогического процесса.

Итак, цель проекта: «Воспитание любви к родному краю, через совместную деятельность с историко-краеведческим музеем».

Участники проекта:

Группа детей ДОУ «Солнышко», педагоги, сотрудники музея и библиотеки.

Длительность проекта: три года.

Детский сад работает по основной образовательной программе муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Кочковского детского сада «Солнышко» Кочковского района Новосибирской области, разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. В образовательных областях стоят задачи по патриотическому воспитанию чувств у ребёнка. На основании этого я выделила следующие задачи проекта:

* Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом родного края.

* Познакомить дошкольников с культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного села.

* Развивать бережное отношение к культурным ценностям, к достопримечательностям, природе малой родины.

* Воспитывать чувство гордости за достижения земляков.

* Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей; учить  мыслить, фантазировать.

Стратегия достижения поставленных целей и задач.

1 Этап (подготовительный)

∙ Изучение литературы по теме «патриотическое воспитание».

∙ Создание группы участников проекта.

∙ Составление плана работы.

2 Этап (основной)

∙ Практическая деятельность с детьми.

∙ Организация работы с родителями.

∙ Совместная деятельность с историко-краеведческим музеем.

∙ Совместная деятельность с районной библиотекой.

3 Этап (итоговый)

∙ Участие в конкурсах разного уровня.

∙ Фото презентация проекта.

При условии реализации данного проекта рассчитываю получить следующие результаты:

Воспитание молодого поколения, которое уважает историческое прошлое своего народа, заботится о настоящем, задумывается о будущем.

− Жизненная позиция детей активизируется, они будут участниками различных районных мероприятий. Участие в конкурсах раскроет творческие способности детей.

− Новые формы работы творческой группы повысят статус ДОУ в глазах родителей, увеличат степень их участия в жизни дошкольного учреждения.

− Работа по проекту «Моя малая Родина» повысит эффективность работы по патриотическому воспитанию в условиях нашего детского сада.

Реализация проекта:

Свою работу, по ознакомлению дошкольников со своим селом, я начала с детьми младшей группы с наблюдений за улицей, ведущей к детскому саду. На целевых прогулках дети рассматривали маленькие и большие дома. Обращала внимание на украшенную к празднику главную площадь села. А малыши дополняли мои рассказы своими предложениями. Эти рассказы были им близки: это они живут в этих домах, а их родители здесь работают. После наблюдений дети отражали свои впечатления: рисовали дома, машины на дороге; выполняли аппликации праздничных украшений; учились делать макеты домов из строительного набора в непосредственно-образовательной деятельности. Особое внимание уделяла работе с родителями. Для этого использовала анкетирование, выставляла в родительском уголке наглядную информацию, проводила собрания. Предметом большого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к трудовой деятельности. Родители решили начать работу с благоустройства участка детского сада. Был разработан проект «Лучшая площадка детского сада», который   решал проблему преобразования прогулочного участка группы с наибольшей пользой для детей и окружающей среды (приложение 1). Презентацией проекта стало театрализованное представление на участке «Осенинка». В результате, папы и мамы стали не только моими помощниками, но и главным примером для своих детей по отношению к своему селу. Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования патриотических чувств у детей.

К концу года дети знали названия своей улицы, номер дома и могли с искренней любовью рассказать о своих родных, друзьях, о детском саде.

В средней группе мы продолжили целевые прогулки, наблюдали за трудом сельчан по благоустройству, а весной сами высаживали рассаду цветов в клумбу на участке. Большое значение имели беседы с детьми: где они побывали, что знают о своём селе. Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников, то в свободное время работа по закреплению продолжалась в играх: сюжетно-ролевых («Магазин», «Больница»), дидактических («Кто по профессии?», «Кто потерялся?»), играх-инсценировках  с использованием устного народного творчества (приложение 2). У детей появился интерес, они стали задавать вопросы. Ступа, лапти, прялка, кольчуга – что это? Вот тогда мы совершили первую экскурсию в музей и совместно с сотрудниками разработали план работы на год для средней группы. Увидев старинные вещи, ребята поняли их значение. Сколько новых слов они узнали!   Им стал более близок и понятен язык сказок. Какую одежду носили в старину? Какие песни пели?  В какие игры играли? Ответы на эти вопросы закрепили на развлечение «Малюткины посиделки». В музее мы рассмотрели кольчугу, защитный доспех русского воина 17 века; меч; акинак – скифский кинжал, выточенный древним мастером ещё в шестом веке до нашей эры. Уголок «Природа родного края» всегда привлекает внимание детей. Журавли, совы, куропатки, лебеди. В природе их увидишь редко, а в экспозиции музея есть! Природу родного края мы изучали на выставке картин,  по пейзажам местных художников. А еще рассматривали останки древних животных - рог бизона, кости и зубы мамонта! Эти животные жили на нашей территории десять тысяч лет назад, дети их видели в мультфильмах и изучали просто с «научным» интересом!

 Перед тем как посетить музей мы готовим детей к восприятию намеченной темы, даём первоначальный минимум знаний. Первое на что обращаю внимание, - поведение в общественном месте. Дошкольникам нравятся экскурсии, они с удовольствием рассказывают о том, что нового узнали, делятся впечатлениями друг с другом. Лучшая форма закрепления полученных впечатлений – это творческая работа, поэтому после экскурсий мы рисовали то, что увидели. Педагогический коллектив серьёзно работал над созданием условий в ДОУ: был организован музей «Старинная комната», где размещены предметы, наиболее часто упоминающие в сказках: коромысло, горшки, прялка и т.д. В создании музея участвовали педагоги ДОУ, родители воспитанников. Музей не большой, но все вещи подлинные, и представляют интерес при ознакомлении с русским бытом. В старшей группе я ввела новую форму работы.

 Итак, новизна проекта заключается в том, что

  •  Для закрепления и пополнения знаний я включила совместную деятельность с библиотекой. Получилась новая творческая группа: сотрудники музея – дети, педагоги – сотрудники библиотеки.

В библиотеке воспитанники не только закрепляли знания о русской культуре, изучали народно – прикладное искусство: городецкую и хохломскую роспись, дымковские и гжельские игрушки, но и участвовали в выставках.

  • Обычно в музеях трогать ничего нельзя. Считается, что ребёнок в них пассивный созерцатель, а у нас дети – творцы. Участники экспозиции в настоящем музее!

Дошкольникам необходимы положительные эмоции, сотрудники музея разрешали подержать деревянные вёдра, померить старинные головные уборы, поставить чугунок в печь, потолочь в ступе, написать пером. Войти в образ! Ведь в каждом музее есть вещи не особенно ценные, а у детей так воспитывалась ответственность за сохранение исторических экспонатов (приложение 3). В непосредственно-образовательной деятельности с помощью информационных технологий дети совершали виртуальные экскурсии в прошлое нашего села, в нашу столицу – Москву, познакомились с главными символами нашей Родины. В подготовительной группе - в наш областной центр – Новосибирск (приложение 4.)

Мы посетили выставку старинных школьных предметов; изучили герб нашего района; флаг и герб города Новосибирска и подробно изучали постоянно действующую выставку «Великая Отечественная война»: были на экскурсии на мемориале «Героев Победы», где экскурсовод рассказывала о героях - земляках; вместе с родителями ходили на митинг ко дню Победы.

                                                                      План работы ДОУ с музеем в средней группе.

сентябрь

Ознакомительная экскурсия (обогащали словарь детей новыми словами: экскурсовод, экспонат, экспозиция…)

октябрь

Знакомство с предметами русского быта (интерьер, внутреннее убранство избы). Обогащать активный словарь новыми словами. Развивать интерес к посещению музея.

ноябрь

Знакомство с орудиями труда и предметами для народных промыслов. Расширять словарный запас, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

декабрь

Рассматривание национальной одежды (праздничной и повседневной; мужской и женской; сезонной). Активизировать познавательную деятельность детей.

январь

Развлечение для детей «Малюткины посиделки» (русские народные песни, пословицы, поговорки, игры). Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

февраль

Защитники родины – богатыри. Формирование уважения и гордости к историческим героям.

март

Природа нашего края. Расширять представления о флоре Новосибирской области.

апрель

Животные и птицы нашего края. Расширять представления о фауне Новосибирской области.

май

Животные из прошлого. Развивать интерес к истории родного края.

План работы ДОУ с музеем и библиотекой в старшей группе.

месяц

музей

библиотека

сентябрь

История возникновения нашего села Кочки.

октябрь

.

Ознакомительная экскурсия в библиотеку. Устное народное творчество.

ноябрь

«День народного единства», знакомство с государственными символами

декабрь

Выставка поделок из бросового материала «Очень умелые ручки».

январь

Праздники в русской народной культуре.

февраль

«Былины и небылицы».

март

«Дедушкина медаль». Пословицы и поговорки о Родине и её защитниках.

апрель

Выставка художественного творчества детей «Мой дом-Космос».

май

Посещение детей вместе с родителями митинга «День Победы».

Конкурс чтецов, посвящённый Дню Победы.

План работы ДОУ с музеем и библиотекой в подготовительной группе.

месяц

музей

библиотека

сентябрь

Старинные школьные предметы.

октябрь

«Добро и зло в русских народных сказках».

ноябрь

 Мой любимый город – Новосибирск.

декабрь

Знакомство с народными промыслами.

январь

 Редкие птицы и животные нашего края. Знакомство с заказником «Маяк».

февраль

Знакомство с творчеством В.Бианки.

март

Герои-земляки, участники Великой Отечественной войны.

апрель

Достопримечательности нашего района.

май

Экскурсия с работниками музея на реставрированный мемориал.

Заключительная часть: В музее малыши почувствовали себя частью великого целого – своего народа, своей страны. «Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Знания детей, приобретённые в результате работы над проектом «Моя малая Родина»; чувство гордости за своё село, земляков, помогут моим воспитанникам сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений. У детей появилось желание участвовать в различных районных мероприятиях, выставках и конкурсах. Например, фотовыставки в детском саду «Мама в кадре», «Наш папа-защитник»; в конкурсе поделок «Дворец деда Мороза», «Чудо - валенки» и другие. В районной выставке поделок «Очень умелые ручки», в выставке детских работ по художественному творчеству «Космос - мой дом», во всероссийском конкурсе «Осенняя палитра».  В каждом конкурсе они показывают стабильно высокие результаты. Например, хореографическая группа «Радость» с танцем «Вася-Василёк», с элементами русского народного танца, в районном конкурсе юных талантов «Колокольчик», посвящённым 90-летию нашего района, заняла первое место. (Приложение №5) Работа по проекту заложила прочный фундамент в освоение детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, присущими ему ценностями, традициями.

Вывод: использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников более эффективно, при условии планомерной и систематической работы с коллективом единомышленников, который решает эту задачу комплексно.

Литература: 1. Морозова Н.А., Мельникова О.В. «Музейная педагогика». М.; Изд. «ТЦ Сфера», 2006 г.

2.Пантелеева Л.В. «Музей и дети». М.; Изд. «Дом карапуз», 2005 г.

3.Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова И.А. «Мини-музей в детском саду». М.; Линка-пресс, 2008 г.

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к образовательной деятельности "Моя "малая Родина" - село Кочки"

Презентация предназначена для использования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. Помогает формированию понятия "малая Родина". Использовани...

Образовательный проект «Моя малая Родина»

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают ...

Образовательный проект "Моя малая родина"

quot;Моя малая родина" - образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет...

Проект: «Моя малая Родина-село Кулунда» в средней группе

Проект «Моя малая Родина – село Кулунда» способствует не только патриотическому, интеллектуальному воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки. ...

Образовательный проект "Моя малая Родина"

Проект включает мониторинг по выявлению уровня знаний детей о семье и родном городе, содержание деятельности по проекту и описание работы по проекту, заключительный этап, список используемой литератур...

Конспект образовательной деятельности "Моя малая родина село Кабанск"

Цель:  Расширять  знания детей о малой Родине - КабанскеЗадачи:Учить узнавать социальные объекты и достопримечательности родного села; Развивать связную речь, логическое мышление, вообр...