Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным и этническим особенностя
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Исследовательская работа выполнена по итогам реализации в ДОО регионального проекта "Приамурье мое". В работе отражена ее актуальность, этапы реализации проекта, полученные результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Районная
научно-практическая и исследовательская конференция педагогических работников
«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание
в современной системе образования: традиции и инновации»
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ, ЕГО НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ, КУЛЬТУРНЫМ И ЭТНИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ
Автор работы: Васильченко Т.Ю., старший воспитатель МАДОУ Детский сад № 7 пгт Серышево |
пгт Серышево
2017 г
Оглавление
1.Введение………………………………………………………...…………...…3
2.Экспериментальное изучение формирования у дошкольников нравственно - патриотических качеств посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным и этническим особенностям………………………………………………………………….....10
3.Заключение……………………………………………………………….….....17
4.Список литературы……………………………………………………………20
1.Введение
«Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери».
Г. Бакланов.
Коренные преобразования в нашей стране в конце XX – начале XI веков, определившие поворот в истории России, сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознания граждан. Разгул терроризма, нацизма, сцены насилия и жестокости, хлынувшие с экранов телевизоров, переориентация ценностей способствовали снижению воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…». Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в проекте Федерального закона, внесенного в Госдуму РФ «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», направленный «на определение целей, принципов и основных направлений патриотического воспитания граждан, как важного элемента государственной политики, устанавливающий правовые и организационные основы формирования государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Законопроект предполагает нравственное и патриотическое воспитание детей в образовательных организациях, в том числе при взаимодействии с общественными организациями. Согласно документу, изменения предлагается внести в закон "Об образовании в Российской Федерации". "Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации основных образовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ осуществляют нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи, в том числе во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы детей и молодежи", — указано в проекте закона.
В пояснительной записке к закону указано, что задача патриотического воспитания граждан РФ, имеющая общий характер, требует наиболее пристального внимания в отношении детей и молодежи, "поскольку именно их воспитание, в том числе патриотическое, определяет будущее страны". Решение этой задачи можно осуществить путем внесения соответствующих норм в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
На встрече с победителями Всероссийского конкурса "Учитель года России" президент РФ Владимир Путин отметил, что нравственным ориентиром для подростков в России должен быть патриотизм. "Мы ничего другого не придумаем. Я много размышлял на эту тему; это патриотизм в самом хорошем, здоровом смысле этого слова. Ничего другого придумать нельзя. Любовь к Родине надо развивать", так он ответил на вопрос, что могло бы стать нравственным ориентиром для подростков в нашей стране.
Но, в подростковом возрасте достаточно поздно начинать воспитывать гражданина страны, нравственно-патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного детства. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов
нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения.
Важной задачей дошкольного образования на современном этапе является приобщение детей к нравственным ценностям не только России, но и к истокам нравственной культуры той местности, на которой мы проживаем.
Необходимо вести работу по формированию у дошкольников чувства любви к России, малой родине: воспитания у ребёнка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающего мира; развивать интерес к особенностям природы и истории родного края.
С введением в действие закона РФ «Об образовании в Российской федерации», ФГОС ДО произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева, М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И, действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл с друзьями. Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и
духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не знакомы с особенностями родного края.
Несмотря на ценность регионального компонента, в детских садах Амурской области недостаточно знакомят детей с географией, историей, культурой, коренными народами нашей области, нет определенной системы в этом аспекте и специально разработанных для ДОУ программ по регионоведению.
Анализ психолого – педагогической теории, нормативных документов и реальной практики дошкольных организаций позволили выделить противоречие между педагогическими возможностями национально – регионального компонента и его недостаточным использованием в образовательном процессе ДОУ
С этой целью, мною был разработан проект «Приамурье моё». Данный проект позволит построить воспитательно - образовательный процесс с учетом социально-экономических, этнических и климатических особенностей Амурской области.
Объект исследования: приобщение дошкольников к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям Приамурья.
Предмет исследования: формирование у дошкольников нравственно - патриотических качеств посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным и этническим особенностям
Гипотеза исследования:
Разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно - исторические ценности. Если приобщать детей к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям, применяя различные методические приёмы, то это будет способствовать формированию у дошкольников умения осознавать смысл нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма.
Цель исследования: способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, толерантности, любви к родному поселку, краю, своему народу.
Задачи исследования:
- провести диагностику сформированности у дошкольников и родителей представлений об особенностях Приамурья на констатирующем этапе исследования;
- создать методическую базу и развивающую предметно – пространственную среду по проекту «Приамурье мое»;
- формировать основы национального самосознания и любви к родному краю;
- воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- приобщать детей к русской народной культуре;
- формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формировать моральные и нравственные нормы и ценности, принятые в обществе;
- формировать знания детей о родном поселке, крае: история, символика, достопримечательности. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил поселок, область;
- воспитывать уважение к родному дому, родной земле, вызывать чувство гордости за них, формировать желание узнать новое;
- формировать нравственно-патриотическое отношение и чувство сопричастности к семье, детскому саду, поселку, краю;
- формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- расширять знания детей о флоре и фауне Амурского региона;
- знакомить с коренным населением Амурской области (эвенки, нивхи, нанайцы), их образом жизни, традициями, фольклором, декоративно - прикладным искусством;
- приобщать детей к культурному наследию края: образцам местного фольклора, национально-культурным традициям.
- знакомить с произведениями амурских писателей, поэтов, композиторов, художников;
- реализация задач проекта в совместной деятельности воспитанников ДОУ, их родителей и педагогов;
- провести мониторинг сформированности у дошкольников и родителей представлений об особенностях Приамурья на контрольном этапе исследования;
Теоретической основой исследования служили положения о взаимовлиянии и взаимодействии общечеловеческой, национальной, региональной культур; о разноплановости воздействия народного искусства на ребенка и реализации принципа народности воспитания, о сензитивности дошкольного детства к усвоению культурных ценностей;
2.Экспериментальное изучение формирования у дошкольников нравственно - патриотических качеств посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным и этническим особенностям
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане.
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины.
Общеизвестно, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И, действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл с друзьями.
Особое внимание в проекте уделено коренным народам Приамурья, их быту, культуре, традициям. Поддержка коренных народов становится делом принципиальным и важным. Снегоходы, сотовая связь, интернет – для эвенков сегодня не новость.
Но цивилизация приносит с собой не только блага, она воздействует на естественную среду обитания коренных народов, сокращает охотничьи угодья и пастбища, изменяет привычный уклад жизни.
Сегодня численность эвенков Приамурья составляет чуть более 1,4 тысячи человек. Но, впервые за многие годы отмечается небольшой рост коренного населения Амурской области (на 1.9%). Отсюда следует, что возрождение России тесно связано с возрождением национальных культур, духовных ценностей народов, населяющих её. Сформированные на основе уникального опыта генофонд, язык и культура коренных народов, процесс упадка и исчезновение, которые мы сейчас наблюдаем, станут невосполнимой потерей не только для самого этноса, но и мировой цивилизации в целом.
Проведенная среди детей и родителей воспитанников ДОУ в сентябре 2014 года диагностика показала:
Заинтересованность родителей воспитанников в реализации проекта «Приамурье мое»
Заинтересованы в реализации проекта – 20%, частично заинтересованы – 45%, не заинтересованы – 35%
Диагностика эффективности педагогических воздействий по ознакомлению с родным краем на начальном этапе реализации проекта «Приамурье мое»
Высокий уровень – 05%, средний уровень – 35%, низкий уровень – 60%
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты диагностики показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. На наш взгляд, решением данной проблемы станет реализация проекта: «Приамурье моё» в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
Считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательно-исследовательский процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: растительный и животный мир родного края; труд людей, традиции, общественные события, культурное наследие. Деятельность, к которой привлекается внимание детей, должна быть яркой, образной, конкретной, вызывающей интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране»
Обеспечение проектной деятельности
Методическое сопровождение
1. Методическое обеспечение проектной деятельности (конспекты НОД, бесед, экскурсий, презентации, виртуальные экскурсии, литературный и демонстрационный материал, атрибуты для игровой и исследовательской деятельности).
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
1. Литература по истории, культуре, географии Амурской области.
2. Создание мини-музеев: «Русская горница», «Декоративно-прикладное искусство эвенков».
3. Мультимедийное оборудование.
Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный
- Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
- Постановка цели, формулировка задач проекта.
- Построение ориентировочной основы действий по реализации проекта.
II этап: аналитический
- Диагностика уровня сформированности знаний детей и родителей по теме проекта.
- Анализ полученных результатов.
- Анализ пространственной предметно-развивающей среды в ДОУ по теме проекта.
- Работа по управлению деятельностью участников проекта.
III этап: организационный
- Создание развивающей предметно - пространственной среды.
- Наглядно-методическое обеспечение проекта.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта. - Разработка комплексно-тематического плана по реализации проекта план
IV этап: практический
- Реализация проекта «Приамурье моё».
- Обогащение предметной развивающей среды по теме проекта в соответствии с ФГОС ДО, оформление информационного стенда для родителей «Развивающая предметно-пространственная среда краеведческого центра «Приамурье мое»».
V этап: рефлексия.
- Мониторинг уровня эффективности педагогических воздействий по теме проекта с целью построения индивидуального маршрута развития каждого ребенка.
- Мониторинг родителей воспитанников по теме значимости проекта.
- Обобщение опыта работы.
- Получение рецензии на право реализации проекта в ДОУ.
- Разработка перспективы последующей педагогической деятельности по краеведческой работе в ДОУ.
Методы реализации проекта
Игровая деятельность.
Совместная деятельность детей и взрослого.
Образовательная деятельность.
Самостоятельная познавательно-исследовательская и игровая деятельность детей (по желанию).
Художественно-творческая деятельность.
Экскурсии, наблюдения.
Совместная деятельность детей, родителей (законных представителей),
Основные направления проектной деятельности
Моя семья.
Мой поселок.
Русская народная культура. Декоративно-прикладное искусство амурских мастеров.
Культура и быт коренных народов Приамурья. «Сказочный мир» (сказки коренных народов Приамурья).
Удивительный край («Флора и фауна Амурской области», «Реки Приамурья», «Города Приамурья», «Заповедники Амурской области», «Добывающая промышленность».).
Чудеса земли амурской.
Культурное наследие Приамурья.
Амурская область – от пашни до космоса.
Условия реализации проекта
Интерес детей и родителей.
Наличие методической и наглядно-демонстрационной базы.
Профессиональная компетентность педагогов.
Интеграция образовательных областей, основных направлений проектной деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми, родителями (законными представителями) и педагогами.
Целевые ориентиры на этапе завершения реализации проекта:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям Приамурья, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы Амурской области, поступкам детей.
- обладает начальными знаниями о себе, семье, о природном и социальном мире Приамурья, знаком с произведениями коренных жителей Амурской области;
- ребенок овладевает основами чувства патриотизма посредством приобщения к историческому наследию родного края как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.
3.Заключение
На заключительном, контрольном этапе исследования определила влияние реализации проекта «Приамурье мое» на развитие нравственно –патриотических чувств у дошкольников.
Мониторинг уровня эффективности педагогических воздействий по реализации проекта показал положительную динамику.
2014 год: 2016 год
Высокий уровень – 5% Высокий уровень – 45%
Средний уровень – 35% Средний уровень – 55%
Низкий уровень – 60% Низкий уровень – 0%
Сравнила данные констатирующего и контрольных этапов исследования, рассмотрела результаты, обобщила и сделала выводы.
В результате, с сентября 2014г. по май 2016г. количество детей с высоким уровнем познавательного интереса к истории, культуре, природным и климатическим особенностям поселка, области увеличилось на 40%. 100% воспитанников усвоили материал проекта.
Удовлетворенность родителей воспитанников качеством образовательных результатов по реализации проекта
Заинтересованы в реализации проекта – 65%, заинтересованы частично – 35%, не заинтересованы – 0%.
Таким образом, мониторинг подтвердил выдвинутую гипотезу о развитии нравственно – патриотических качеств у дошкольников в результате целенаправленной и системной работы по приобщению детей к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям
Практическая значимость: проект «Приамурье мое» может быть реализован в дошкольных организациях нашей области в процессе освоения детьми доступных знаний об истории, культуре, природных и климатических особенностях поселка, Амурской области (рецензия
автономной некоммерческой организации «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования», 2015 г., рецензент кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела АНО "СПб ЦДПО" А. О. Марова).
ре
4. Список использованной литературы
1. Амурская область. От пашни до космоса. Хабаровск.: ИД «Приамурские ведомости», 2010.
2. Амурская область – житница Дальнего Востока. Хабаровск. .: ИД «Приамурские ведомости», 2002.
3. Большая судьба малых народов Дальнего востока. Работы художника Г. Павлишина. Хабаровское книжное издательство. 1982.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.. «Организация проектной деятельности в детском саду». Журнал «Современное дошкольное образование», №3, 2008. 5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64с.
6. История Амурской области с древнейших времен до начала XX века /Под ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. – Благовещенск, 2008г. – 424с.
7. Природа Зеи заповедная. Экологическая фотопоэма. Хабаровск.; ИД «Приамурские ведомости», 2007.
8. Приамурье моё. Работы художника Г. Павлишина. Хабаровское книжное издательство. 1982.
9. Художники Приамурья. Альбом. – Благовещенск.: ПКИ «Зея», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.
Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...
Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края
Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...
«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло; рубель3. Расширять знан...
«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло; рубель3. Расширять знан...
Формирование у дошкольников нравственно-патриотические отношения и чувства к родному краю в условиях взаимодействия ДОУ с социумом
Форма проведения: деловая игра...
Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края.
Патриотическое воспитание это необходимый процесс в педагогике, патриотизм развивает нравственные чувства ребенка. Перед педагогом стоит большая ответственность воспитать детей патриотами, залож...
Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
Экологические проблемы в настоящее время несут глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Г...
- Мне нравится (2)