Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему
Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.
«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны.» (С. А. Козлова) Именно акцент на знание истории малой Родины, природных и культурных ценностей родного края поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным ценностям всей страны. То есть, проще говоря, воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей, – с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу. Любовь к близким людям, к родной природе, к родному краю – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края
Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать…
С. Лихачев
«Все начинается с детства…»
С.В. Михалков
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал»
К.М. Симонов
«…необходимо развивать у детей чувство местности», то есть обладания знаниями о своем непосредственном окружении. Это необходимо для того, чтобы «не быть иностранцем посреди своей родины».
К. Д. Ушинский
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
В настоящее время под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях, постепенно деформируется чувство патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали и классики педагогики: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. «Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны.» (С. А. Козлова) Именно акцент на знание истории малой Родины, природных и культурных ценностей родного края поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным ценностям всей страны. То есть, проще говоря, воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей, – с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу. Любовь к близким людям, к родной природе, к родному краю – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре нашего народа, его природе побудило меня к углубленной работе над этой темой. Одним из приоритетных направлений моей работы является работа по патриотическому воспитанию детей путем воспитания любви к малой Родине — родному городу и его национальным традициям, культурным ценностям.
Патриотическое воспитание детей в рамках дошкольного воспитания определяется как целенаправленный процесс педагогического воздействия, направленный на привитие воспитанникам элементарных представлений об особенностях быта и культуры своего родного края, значимости семейных ценностей, развития патриотических чувств гордости, принадлежности к конкретной местности с точки зрения Отечества.
На основе диагностики, анализа и индивидуальной работы с детьми и их родителями я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе и смутные представления о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Цель моей работы: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Для достижения цели я в своей работе поставила следующие задачи:
1) Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу. Воспитание у дошкольников, в первую очередь, уважительного отношения к людям в общении с близкими и сверстниками.
2) Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
3) Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа, уважения к народному творчеству, к традициям народов, населяющих малую Родину, их культуре.
4) Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей и родителей. Работа проходит через все образовательные области, через все адекватные возрасту формы работы с детьми.
1. Социально-коммуникативное развитие.
Задачи реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные) «Моя семья, моя родословная», «Путешествие по городу», «Город мастеров» и т. д. Совместная деятельность развивает у детей принятие элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
В ручном труде изготавливаются атрибуты для подвижных игр, театрализованных фольклорных игр.
2. Познавательное развитие:
Организовались целевые прогулки по нашему микрорайону, выход на природу, экскурсии по памятным местам города. Планируется экскурсия в магазин «Народные промыслы», виртуальные экскурсии по музеям города, экскурсия в Парк Победы в Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности, экскурсия на территорию Кремля.
Были реализованы краткосрочные проекты «Мой детский сад», «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица», «Мой город». Эти проекты реализуются повторно с более раскрытым содержанием и целями соответственно возрасту детей.
Был реализован проект «День Победы», в котором участвовал весь коллектив ДОУ. Детей учили хранить память о павших во время ВО, уважать людей старшего поколения, заботиться о них; формировали у них представления о героях войны и о том, как сейчас люди помнят и чтят ныне живущих.
Осуществлялось знакомство с промыслами и ремеслами нашего края (дымковская игрушка, лозоплетение, резьба по дереву, гончарное ремесло и пр.)
3. Речевое развитие
В рамках краткосрочных проектов детьми составлялись рассказы на тему «Моя семья», «Мой город», совместно с родителями дети разучивали стихотворения о городе, доме, семье.
Осуществляется знакомство с малыми фольклорными формами; чтение познавательной литературы о родном городе.
4. Художественно-эстетическое развитие
Музыкальный руководитель совместно с воспитателями и родителями организовывала фольклорные развлечения, праздники, знакомила детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками, инсценировала хороводы. Я разучила с детьми песню «Детский гимн Нижнего Новгорода» (автор неизвестен). Музыкальная копилка группы пополнилась новыми танцевальными и песенными зарисовками (хороводы, «Моя Россия» (муз. Струве, сл. Соловьевой), «Сормовская лирическая» (муз. Мокроусова, сл. Долматовского) и т.п.).
Оформлялись различные тематические выставки и фотоотчеты – сотворчество родителей, детей и педагогов по рисованию, аппликации, нетрадиционным техникам рисования и аппликации на темы «Мой город», «Моя улица», «Моя семья», «Дню Победы – Слава!»
5. Физическое развитие
С детьми проводятся разнообразные подвижные игры, в том числе и народные (хороводы, «Золотые ворота», «У медведя во бору», «Васька кот» и др.).
В процессе работы с детьми успешно применяю мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес детей. Намного интересней не просто послушать рассказ воспитателя о каких - либо объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Процесс нравственно-патриотического воспитания детей не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные патриотические объекты, или же я подключаюсь к деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то, и ориентирую сюжет на то знакомое и родное, что окружает детей в жизни: семью, родной дом, родной город, национальные культурные объекты.
В своей деятельности я руководствовались ведущими принципами развития дошкольников. Мои методические разработки ориентированы на интересы и потребности детей, связаны с жизненным опытом ребенка, я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей группы, выстраиваю субъект-субъектные отношения, создаю проблемное поле, мотивирую активную деятельность детей. Также мною была разработана картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
Для реализации задач нравственно-патриотического воспитания мной создаются необходимые условия:
- в группе оформлен патриотический уголок;
- в зависимости от тем недели организуются фотовыставки «Люби и знай родной свой край» с конкретным наполнением;
- организуются выставки рисунков старших детей «Мой город»;
- подобраны книги о нашем городе;
- оформлены тематические папки «Природа земли Нижегородской», «Мы с тобой Сормовичи».
В группе имеются предметы народного декоративно-прикладного искусства; дидактические и сюжетно-ролевые игры патриотической направленности; наглядно-иллюстрированный материал: "Нижний Новгород – малая родина", "Старый-новый Нижний Новгород"; «Нижегородские храмы», «Нижегородские дома-памятники», «Нижегородский кремль», «Лучшие виды Нижнего Новгорода», организуются выставки детского творчества.
Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определили необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я старалась привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в их жизнь вне детского сада, в семье:
- Провела анкетирование среди родителей с целью выявить потребность и заинтересованность родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей, как оно осуществляется в семьях, какие вопросы возникают у родителей в ходе этого воспитания.
- Провела родительское собрание на тему «Патриотическое воспитание ребенка в семье»
- Вниманию родителей были представлены информационные стенды (папки-передвижки, стенгазеты) «Из истории нашего города», «День Победы».
- Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Как воспитать маленького патриота?».
- Рекомендовала родителям свободное время проводить с детьми, посещая объекты культурного наследия Нижнего Новгорода, различные театры и музеи (подробный перечень был предоставлен).
- Активное участие родители приняли в сборе краеведческого материала разной направленности.
- Участвовали в выставках рисунков, в фотовыставках, в совместных развлечениях, праздниках.
- Вместе с детьми родители составляли родословную, изучали историю семьи, боевое прошлое своих родных; приняли участие в составлении семейных альбомов.
Таким образом, разработанная и апробированная на практике система по нравственно-патриотическому воспитанию детей через приобщение к истории и культуре родного края доказала свою эффективность:
- Устранен дефицит знаний детей о малой Родине, расширен их кругозор; в частности, наши дети достаточно хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего края, у дошкольников сформированы представления (соответственно возрасту) об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях родного города.
- У детей появился интерес к изучению, исследованию малой Родины.
- У дошкольников развито доброжелательное отношение к близким людям, сочувствие и сострадание к чужому горю, уважение к достоинству других; дети научились прислушиваться к сверстникам, к их точке зрения, а также искать и находить новых партнеров для деятельности и единомышленников.
- И с полной уверенностью можно сказать, что наши дети любят свой город.
Анализируя результаты проделанной работы, можно сделать вывод о том, что приобщение детей непосредственно к истории и культуре малой Родины заметно облегчает дошкольникам процесс восприятия патриотической информации. Знания, полученные детьми, способствуют формированию чувства принадлежности к семье, детскому коллективу, своему народу, что, в свою очередь, является надежной основой, первой ступенью воспитания чувства патриотизма у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
папка-передвижка...
«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...
папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"
Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями.
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родиелями....
Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»
Педагогический совет«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОУ.Цель...
План по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями»
План по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями»...