Сообщение на тему: «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КРЫМСКИХ ТАТАР»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Использование народных игр крымских татар в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krymskotatarskie_igry.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 23 «Ласточка»
Города Евпатории Республики Крым
Сообщение
воспитателя старшей группы
Якубовой Лилии Мансуровны
на тему: «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КРЫМСКИХ ТАТАР»
Октябрь, 2016г.
НАРОДНЫЕ ИГРЫ КРЫМСКИХ ТАТАР
Наше государство постоянно заботится о развитии науки, искусства и культуры всех народов России, их интернациональном сплочении и укреплении братской дружбы. Педагогическое наследие народов нашей страны глубоко изучается, и все лучшее, накопленное веками, активно используется современной педагогикой. Большое внимание уделяется и вопросам изучения и использования национальных игр.
О ценности народных игр - богатого источника и могущественного средства воспитания говорил еще К. Д. Ушинский.
У крымских татар игры имеют давнюю историю. В прошлом ни одно событие общественного значения не проходило без игр и спортивных состязаний. В традиционном представлении крымских татар каждый человек должен владеть всеми видами народных игр и быть готовым к состязанию в любом соревновании. Большое место занимают игры и в народном фольклоре.
Входя активно в быт крымских татар на протяжении веков, народные игры не потеряли своего значения и в настоящее время. Они проводятся не только ради развлечений, но и с определенной целью: выявить наиболее сильных, ловких, мужественных, выносливых детей, подростков, юношей. Сложились и определенные методы и приемы быстрого их освоения, которые способствовали достижению лучших результатов в физическом развитии детей, т. е. возникла своеобразная народная методика воспитания детей. Крымскотатарские игры классифицировались по возрастам для детей, подростков, юношей, отдельно существовали игры для девочек, девушек. Из поколения в поколение дети старшего возраста, взрослые обучали младших народным играм, передавали их неписаные правила.
Большое воспитательное значение имели игры с соревнованиями. В этом отношении представляют особый интерес крымскотатарские игры с метанием, толканием камня, лазаньем и переноской груза. Они просты, доступны детям дошкольного возраста и в то же время помогают реализовать задачи физического воспитания. Применение игр-соревнований приучает детей к анализу своих движений, сравниванию своих действий с действиями других.
Народные крымскотатарские игры воспитывают у детей умение сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях, вырабатывать честность и дисциплинированность. Например, игра «Рыба пропала» (« Батты балык!»), не требуя большого физического напряжения, тренирует точные и быстрые координированные движения. Правила игры просты, она доступна детям старшего дошкольного возраста. В командной игре «Догонялки» дети имеют возможность проявить свои индивидуальные особенности, умело сочетая их с интересами коллектива. Игра вырабатывает такие ценные качества, как ловкость, смелость, быстроту и силу, чувство коллективизма и волю к победе. В нее может играть неограниченное количество участников, ее можно использовать на спортивных праздниках.
Игра не направленная, проходящая стихийно, не всегда может служить полноценным средством воспитания. Поэтому особая роль при организации игр с детьми дошкольного возраста отводится педагогу.
К сожалению, из дома дети не приносят варианты игр. Обучение идет только в детском саду. Учитывая это, мы с активом воспитателей изучили методическое пособие к региональной программе «Крымский веночек» - «Играем вместе».
Изучив и отобрав весь необходимый материал о крымскотатарских народных играх, мы выделили ряд игр, которые отвечают возрастным особенностям детей дошкольного возраста. С учетом программных требований разработали методические указания к проведению этих игр. Такие игры, как ««Рыба пропала» («Батты балык!»), «Овца убежала» (перешла) («Кой качты!»), «Догонялки» («Къувалама»), «Зайчик»
(«Тавшан чик») и др. провели в нашем детском саду. Дети играли в эти игры с большим удовольствием, увлечением. Строгий контроль за физической нагрузкой позволил убедиться в том, что выбор был сделан верно. Заинтересовали детей и предложенные нами крымскотатарские считалки, которые мы рекомендуем использовать при выборе ведущего.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении наряду с программными играми в работе с детьми широко используются крымскотатарские традиционные игры. Воспитатели проводят их на прогулках, физкультурных и музыкальных занятиях, спортивных праздниках и утренниках.
Изучение эффективности проведенной работы позволяет сделать вывод, что эти игры способствуют успешному решению основных задач воспитания дошкольников.
Цель: формировать социальные навыки толерантного поведения, развивать осознанное отношение к себе, как самостоятельной личности, равной с другими людьми, интерес к окружающим людям и их культурным традициям, готовность воспринимать позитивный социальный опыт, формировать этнические стереотипы, желание познать людей и делать добрые дела.
Задачи:
- обеспечить возможности для удовлетворения в игре социальных, познавательных и эстетических потребностей детей;
- создавать развивающую предметно - игровую среду, содержащую в себе характерные элементы культур людей, проживающих в Крыму;
- расширить представления детей о Крыме, его природе, людях;
-способствовать возникновению в играх дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, учить детей самостоятельно договариваться друг с другом, распределять роли, самим в этически приемлемой формеразрешать конфликтные ситуации;
- создавать условия для формирования половой идентификации и национальной идентичности каждого ребенка.
Название | Оборудование | Ход | Правила |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Это игры, направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе, меткости, ловкости, устойчивости, быстроте реакции и сообазительности. Основной их чертой является наличие четко сформулированных правил и установки на победу. В подвижных играх много шуток, соревновательного задора; часто они сопровождаются заманчивыми и любимыми считалками и жеребьевками. | |||
«Колечко» | Колечко | Дети сидят в ряду. Один ребенок выходит на середину. У кого-то из детей, которые сидят, спрятано в ладонях колечко. Тот ребенок, который вышел, читает стих и пытается найти того, кто спрятал колечко. | Нельзя подсказывать, у кого спрятано колечко. |
«Игра с мячом» | Мяч | Дети по очереди читают стих на память и одной рукой отбивают мяч о землю. | Отбивать мяч нужно в ритме стихотворения. |
«Догонялки» («Къувалама») | Дети становятся друг за другом. Ведущий делит их на две команды и говорит: | Во время бега не толкаться, не сбивать друг друга. | |
«Овца убежала» (перешла) («Кой качты!») | Мяч | Играющие по жребию делятся на две партии, одна из которых представляет лошадей, а другая - наездников. Наездники группируют лошадей ввиде круга или четырехугольника и по данному знаку начинают перебрасываться друг с другом мячом. Лошади ве время выкрикивают: «Кой качты! Кой качты!» или другие аналогичные восклицания. | Мяч нужно бросать игроку в руки. |
«Рыба пропала» («Батты балык!») | Пояс | Играющие садятся кругом. По жребию, или уговору выбирают водящего. Он берет пояс и, бегая с ним сзади сидящих, старается незаметно его кому – нибудь подбросить. Подбросив пояс кому – то из детей, он кричит: «Батты балык! Батты балык!» и стремительно бежит прочь от него. Тот игрок , которому подбросили пояс, должен его нащупать, быстро взять, вскочить и бежать по кругу за водящим. При этом он старается коснуться его поясом, прежде чем успеет трижды обежать вокруг всех сидящих. | При поиске пояса нельзя оглядываться назад. |
«Птичка» | Вереница детей держится за «матку», которая не допускает стоящего впереди нее ястреба до того, чтоб он схватил кого – нибудь из детей. Если ястреб все – таки изловчится и схватит кого – либо, то он спрашивает у пойманного ребенка: «Читать будешь или спать?». Если пойманный отвечает: «Читать», ястреб говорит: «Читай!». Пленник держит руки ввиде раскрытой книги и говорит какую–нибудь фразу, после чего отходит в сторону до конца игры. Если же он отвечает: «Спать», то ястреб говорит ему: «Спи!». Тот должен лечь на землю, закрыть глаза. | ||
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ Это игры включающие в себя песню, хореографиеские движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу. | |||
«Зайчик» («Тавшан чик») | Бубен, шапочка зайчика | Дети становятся в круг. В середине круга – зайчик. У тебя, заинька, ножки хороши, После танца зайчик говорит: Тот ребенок, чье имя названо, должен сменить зайку в круге, и игра продолжается. | Нельзя все время или часто называть имя одного и того же ребенка, чем больше детей учавствует, тем лучше. |
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ | |||
«Игра в ладони» | Играют несколько мальчиков. Один стоит с закрытыми глазами, а другой кладет ему на плечи или спину руки так, что одна ладонь была обращена вверх. Остальные играющие ударяют по этой ладони. Стоящий с закрытыми глазами мальчик должен узнать, кто именно из играющих ударил. |
Литература:
Играем вместе: игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Составитель: Мухоморина Л.Г. – Симферополь: АнтиквА, 2005. – 184 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.
Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...
Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»
Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...
Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»
Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследователь...
Сообщение по теме: "Работа с разными материалами на занятиях по ручному труду".
В данной статье предлагается опыт работы объединения "Умелые ручки". Стараясь максимально обобщить свою работу в...
Сообщение на тему: «Требования ФГОС и Программы к организации ролевых игр» в рамках педсовета на тему: «Ролевые игры как средство социально-коммуникативного развития»
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских...
Сообщение на тему:"Виды проведения итогового группового сбора по лексической теме в конце недели"
Краткое описание проведения итоговых сборов в группе....
Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей.
Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей....