Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»
материал по теме
Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»
Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, этот возрастной период важнее для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Soobshchenie_na_temu.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»
Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, этот возрастной период важнее для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии личности ребенка имеет познавательная, исследовательская деятельность, которая является не только процессом усвоения знаний, умений, и навыков, а как поиск знаний под руководством воспитателя.
Исследовательский метод обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлений взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мысленные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни и общества и т. п.
Поисково- исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира, стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, организуемый педагогом, безопасен для ребенка т в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса объективирующего, а интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Экспериментально- исследовательская модель.
Цель данной модели заключается в развитии способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Задачами являются развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания, причинно-следственных связей и отношений.
Согласно логике экспериментально-исследовательского процесса, педагог определяет проблему (например, выявить свойства воды), объект (понятие «жидкость», правила (четко выполнять указания). Дети учатся формулировать понятие (жидкость - текущее, капельное вещество), анализировать проблему (определить способы выявления свойств жидкостей). Самостоятельно с помощью предложенных воспитателем инструментов дети ищут разнообразные способы решения поставленной проблемы, ориентируясь на правила. Результатом экспериментирования является определение свойств воды и их группировка: прозрачная, безвкусная, без запаха, но эти качества меняются в зависимости от растворенных в ней веществ; принимают форму емкости, в которую налита, ит\д. Дети в процессе диалога с воспитателем обнаруживают свойства воды и воздуха. Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента. Данная модель строится по следующей логике: постановку проблемы или ее поиск осуществляют дети самостоятельно на основе приведенной упрощенной схемы или наглядной картинки природного явления, самостоятельно описывают проведение опыта, выдвигают гипотетические предложения о путях проведения эксперимента, самостоятельно апробируют средства и способы, направленные на разрешение ситуации, а также самостоятельно применяют полученные результаты в собственной или совместной жизни. Экспериментально- исследовательская модель носит индивидуальный характер и ставит ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. От ребенка требуется проявить способность к аргументации необходимости принятого им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.
В поисково (экспериментально)- исследовательской деятельности используется следующая логика методов:
* вопросы воспитателя, побуждающие детей к постановке проблемы;
* схематическое моделирование опыта;
* вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
* метод, стимулирующий детей к коммуникации: « спроси своего друга о чем- либо, что он думает по этому поводу»;
* метод « первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно- ценностного смысла совершенных им действий.
Создание в ДОУ пространственно- предметной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
в индивидуальном плане по самообразованию воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...
Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...
План самообразования на тему "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...
План работы по самообразованию. Тема: «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает...
План по самообразованию на тему: "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования".
Познавательно-исследовательская деятельность со взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а так же придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизируя их «изыскания...