Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»
материал по теме

Чайковская Нина Степановна

 

Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»

Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, этот возрастной период важнее для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Soobshchenie_na_temu.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»

Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, этот возрастной период важнее для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии личности ребенка имеет познавательная, исследовательская деятельность, которая является не только процессом усвоения знаний, умений, и навыков, а как поиск знаний под руководством воспитателя.

Исследовательский метод обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлений взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мысленные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни и общества и т. п.

Поисково- исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира, стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, организуемый педагогом, безопасен для ребенка т в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса объективирующего, а интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Экспериментально- исследовательская модель.

Цель данной модели заключается в развитии способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Задачами являются развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания, причинно-следственных связей и отношений.

Согласно логике экспериментально-исследовательского процесса, педагог определяет проблему (например, выявить свойства воды), объект (понятие «жидкость», правила (четко выполнять указания). Дети учатся формулировать понятие (жидкость - текущее, капельное вещество), анализировать проблему (определить способы выявления свойств жидкостей). Самостоятельно с помощью предложенных воспитателем инструментов дети ищут разнообразные способы решения поставленной проблемы, ориентируясь на правила. Результатом экспериментирования является определение свойств воды и их группировка: прозрачная, безвкусная, без запаха, но эти качества меняются в зависимости от растворенных в ней веществ; принимают форму емкости, в которую налита, ит\д. Дети в процессе диалога с воспитателем обнаруживают свойства воды и воздуха. Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента. Данная модель строится по следующей логике: постановку проблемы или ее поиск осуществляют дети самостоятельно на основе приведенной упрощенной схемы или наглядной картинки природного явления, самостоятельно описывают проведение опыта, выдвигают гипотетические предложения о путях проведения эксперимента, самостоятельно апробируют средства и способы, направленные на разрешение ситуации, а также самостоятельно применяют полученные результаты в собственной или совместной жизни. Экспериментально- исследовательская модель носит индивидуальный характер и ставит ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. От ребенка требуется проявить способность к аргументации необходимости принятого им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.

В поисково (экспериментально)- исследовательской деятельности используется следующая логика методов:

* вопросы воспитателя, побуждающие детей к постановке проблемы;

* схематическое моделирование опыта;

* вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

* метод, стимулирующий детей к коммуникации: « спроси своего друга о чем- либо, что он думает по этому поводу»;

* метод « первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно- ценностного смысла совершенных им действий.

Создание в ДОУ пространственно- предметной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

План самообразования на тему "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...

План работы по самообразованию. Тема: «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает...

План по самообразованию на тему: "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования".

Познавательно-исследовательская деятельность со взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а так же придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизируя их «изыскания...