Духовно-нравственное воспитание дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему
В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.
Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми. Развитие чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых он живет. Условия эти - положение в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.
Если обратиться к понятию "патриотизм", в контексте - "воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения", то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.С. Лихачев).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.
Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми. Развитие чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых он живет. Условия эти - положение в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.
Если обратиться к понятию "патриотизм", в контексте - "воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения", то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.С. Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное - обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Нам близка позиция О.А. Князевой и М.Д.Маханевой по данной теме. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне, так и в городе.
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
В эпоху древнерусского государства в литературных памятниках ключевыми являлись понятия «Русская земли», «родная сторона», «мать-земля». Любовь к Родине, готовность к защите Отечества являлись главной идеей многих пословиц и поговорок («С родной земли - умри, не сходи», «Своя земля и в горести мила», «Родная земля - мать, чужая - мачеха» и др.). Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию духовно-нравственного и патриотического сознания.
Так, в основе этико-педагогической концепции «Повести временных лет» Нестора лежит борьба добра и зла. Добро отождествляется с патриотизмом и нравственностью, стремлением к процветанию родной страны. Носителями добра выступали Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий. Согласно Д.С. Лихачеву, идеальный образ князя являлся воплощением любви к Отечеству.
В XVIII в. к проблеме человека, его обязанностей как духовно-нравственного гражданина и патриота обращались русские просветители - M.В.Ломоносов, А.Н.Радищев., В.В.Попугаев и др. Проблема воспитания истинных сынов, граждан Отечества занимала важное место в педагогической мысли начала XIX в. (Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский и др.). Их волновал вопрос о неразвитости гражданской жизни в России, о слабом знании русскими людьми родной истории и литературы. Судьба Отечества, история русского народа обязательно должны стать достоянием подрастающих поколений. Только в этом случае можно говорить о воспитании патриота.
Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако, типовая "Программа воспитания и обучения детей в детском саду" как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах Программой предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что это происходило потому, что в "Программе…" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: "Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу"; "Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства" и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у педагога чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Национальное направление в русской педагогике в середине XIX в. отстаивал К.Д.Ушинский. В основу разработанной им системы воспитания был положен принцип народности, под которой он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное географическими, природными условиями, историческим развитием. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» К.Д.Ушинский отметил одну из основных черт народности - патриотизм, который проявился в народе в тяжелые для России моменты и помог ему выстоять в героической борьбе с татаро-монгольскими захватчиками, в войне 1812г., Крымской кампании. Педагог призывал учить воспитанников ощущать себя русскими и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливыми от сознания, что она твоя Родина. К.Д.Ушинский считал, что нравственность является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Первостепенное значение К.Д.Ушинский придавал изучению родного языка: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина... Язык есть самая живая... и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое целое». Он называл язык «удивительным педагогом», который знакомит ребенка с историей народа, объясняет ему природные явления, вводит в народную поэзию.
Для педагогической мысли начала XX в. было характерно продолжение поиска и форм национального воспитания. Рассматривая вопрос о слабом развитии патриотизма в русском образовании, педагог и писатель А.А. Мусин-Пушкин характеризовал систему воспитания следующим образом: «Наше юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности престолу и Отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неизбежное последствие - образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями». По словам педагога, только на почве любви к родной, через восприятие величавых образов литературы, русской истории «возможно в будущем широкое развитие духовных сил народа и полный расцвет народного гения».
Так, В.А. Сухомлинский утверждал, что «в духовно-нравственном воспитании ярче всего выражается проектирование человека. Воспитывая юного патриота, мы представляем себе, каким оказался бы наш питомец в час тяжелых испытаний для Родины. Если бы духовно-нравственное воспитание не предвидело этого, оно было бы бездейственным... Задача воспитателя - открыть перед каждым питомцем все источники, которыми питается могучее чувство любви к Родине. Это и природа родного края, и мать с отцом, и родное село, город, колхоз, предприятие, где работают родители, и славное прошлое Отечества, его героическая история... братская дружба народов нашей Родины. Быть действительно преданным Отечеству гражданином - значит любить его таким, каким его создали и утвердили старшие поколения, каким оно вышло из жестокой борьбы в годы вражеских нашествий». Значительное внимание В.А.Сухомлинский уделял семье: «Родина начинается с матери, родившей и вскормившей человека, с людей, отдавших частицу своей души во имя творения другого человека... От людей родных и близких, от духовного общения с ними юный гражданин приходит к понятию «соотечественник», к великому представлению о Родине».
Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают Н.К.Беспятова, Т.А.Касимова, Т.А.Орешкина, И.А.Пашкович, и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков дошкольных и школьных программ, отобразить проблемы, связанные с формированием нравственности и патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.
В ФГОС ДО провозглашён курс на всемерную индивидуализацию образования, опору на имеющийся спонтанный опыт ребёнка, деятельностное формирование критически важных для социализации детей качеств и способностей. Естественно, требуется нетривиальные, новые решений в области воспитания детей, приведения методов и форм воспитания в соответствие с реальным социальным запросом, реальными вызовами времени. Создавая проблемные ситуации, мировоззренческие коллизии, ставя ребёнка перед духовно нравственным выбором, мы обязаны мягко, исподволь вести воспитуемых в нужном направлении. Ребёнка должна окружать и поддерживать доверительная, диалогичная, интерактивная специально созданная среда, в которой рассредоточены, в полной мере представлены уважение и любовь к личности ребенка, самые лучшие образцы отечественной и мировой культуры, эталонные способы деятельности и средства деятельностного общения. Это хорошо прописали в своих книгах В.И. Натарова, Быков Л.К., Вырщиков А.Н., Иванова С.Ю., Кусмарцев М.Б.
Особые требования можно предъявить и к личности самого педагога осуществляющего воспитательно-образовательный процесс. Прежде всего, он сам должен стремиться к самосовершенствованию и собственному духовному росту, оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении. Педагог должен глубже понять себя, свое предназначение в микромире – семье, профессиональной деятельности, в служении Отечеству. Каждому человеку необходимо в жизни найти путь к своему подлинному «я»: жить, следуя своей природе, научиться различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный. Обладая необходимым багажом знаний помочь в этом своим воспитанникам приобщиться к национальной духовной культуре – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии.
Баукова Н.Н., Бех Л.В., Баландина Л.А., Корчаловская Н.В., Калайтанова Г.Н., Сундукова А.Х. в методическом пособии «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» научно прописали компоненты духовно-нравственного воспитания, на которые мы опираемся в своей работе:
1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире):
о культуре народа, его традициях, творчестве;
о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;
об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
о символике родного хутора, города и страны (герб, гимн, флаг).
2. Эмоционально-побудительный (Эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру):
Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
Интерес к жизни родного города и страны;
Гордость за достижения своей страны;
Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
Восхищение народным творчеством;
Любовь к родной природе, к родному языку;
Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.
3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности):
Труд;
Игра;
Театрализованная деятельность;
Продуктивная деятельность;
Музыкальная деятельность;
Познавательная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"
Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»
Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...