Приобщение к марийской культуре
статья на тему

Афанасьева Светлана Васильевна

Выступление на научно-практической конференции "Краеведы - главные исследователи малой Родины", посвященная 130-летию М. Н. Янтемира. Опыт работы воспитателя по теме "Приобщение детей дошкольного возраста к родной культуре".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Моркинский детский сад №7»

Приобщение к родной культуре

детей дошкольного возраста

Выступление на научно-практической конференции

«Краеведы – главные исследователи малой Родины», посвященная 130-летию М. Н. Янтемира

Подготовила воспитатель

Афанасьевой С. В.

 Морки 2017

Афанасьева С. В.,

МДОУ «Моркинский детский сад №7»,

воспитатель,

пгт. Морки

Приобщение к родной культуре детей дошкольного возраста

Народ жив, пока живы его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста.  Так как ребёнок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать наше культурное наследие через включение в культурную социальную активность. Дошкольный период в жизни ребёнка во многом зависит от нас, взрослых. Ведь ребёнок не может рождаться незлым и недобрым, ненравственным и безнравственным. То, какие качества у него развиваются, и это зависит прежде всего от нас, взрослых – родителей, воспитателей, от окружающего мира.

Наши дети воспитываются в двуязычной среде. Не секрет,   что многие родители марийской национальности общаются со своими детьми только на русском языке. Хотя между собой они говорят на своём родном языке. Это ведёт к тому, что дети рано или поздно (даже если они знали родной язык) совсем перестают говорить на нём, полностью переходя на русский. Многие родители считают, что изучение марийского языка может помешать, в дальнейшем хорошо изучить русский язык.

Опыт соседней с нами Республики Татарстан (там вопрос решен на уровне Правительства), доказывает, что двуязычие не мешает в обучении: изучение татарского языка обязательно во всех детских садах и школах, не зависимо от того какой обучающийся национальности.Знание татарского языка становится преимуществом при приеме на высокооплачиваемую работу в государственные учреждения, в ВУЗах есть факультеты, где преподают на втором государственном языке.

Язык-основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение человека к культуре происходит под влиянием той среды, той речевой среды, в которую мы погружены, от которой мы зависим, постоянно, ежедневно, ежечасно.

Родной язык… К нему надо относится как к родному. Так хочется, чтобы изучение родного языка стало для детей ещё привлекательнее. В процессе воспитания любви ко всему родному, наряду с семьёй, огромную роль играет воспитатель. Не только знания передаёт он своим воспитанникам, каждому из них он передаёт частичку своего сердца, мировоззрения. Живя и работая в Республике Марий Эл, нельзя не воспользоваться таким богатым достоянием как самобытная культура народа мари. Марийский язык – это возможность формировать у детей уважение и бережное отношение к природе и окружающему миру.

Данная тема для меня важна, поэтому я веду работу по сохранению родного языка и культуры марийского народа.

        Целью моей работы являетсяприобщение к родной культуре детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели я определила следующие задачи:

  1. Расширить знания детей национальной культуры народа мари: марийские народные и авторские сказки, марийские народные и авторские песни, музыкальные произведения, поговорки, пословицы, стихи загадки, танцы народа мари.
  2. Развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к марийскому языку.
  3. Увеличить словарный запас дошкольников.
  4. Воспитывать любовь и уважение к национальной культуре народа мари.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошколят, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой. Полученные знания детей в рамках  «тематической недели», закрепляем затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий.  

Приобщение дошкольников к традиционной народной культуре в нашей группе тесно связано с изучением родного языка.Согласно перспективному плану 2 раза в неделю провожу занятия на марийском языке.В работе использую игровые моменты. Ведь игровая форма создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание. Организация игр способна обеспечить более глубокое проникновение в этнографический материал. В других видах деятельности с детьми общаюсь также на марийском языке. Использую различные методы, приёмы.

В освоении детьми грамматики языка нам помогает чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, предания). Устное народное творчество является национальным достоянием любого народа.

Приносит приятные эмоции «живая музыка» (игра на баяне в исполнении музыкального руководителя, прослушивание записей народной музыки). Знакомлю с марийскими народными инструментами: шувыр, тумыр, шиялтыш, гармонь, кусле.

Использую беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми.

Видеопросмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.Ребенок погружается в атмосферу марийской культуры в течение всего пребывания в детском саду.

В детском саду собран большой материал по ознакомлению детей с марийским краем. В групповом помещении оформлен марийский уголок, где для организации самостоятельной деятельности детей подобраны куклы в национальных костюмах, книги.

Основное содержание и направление моей работы  определяется «Программой по обучению государственному марийскому языку в детском саду» под редакцией Ивановой З.К., Кошкиной Л.И., Логиновой О.Н., выпущенная в 2011 году.

 В группе представлены альбомы с видами п. Морки, г. Йошкар-Ола, также материал по национальному воспитанию: альбомыпо ознакомлению с декоративно-прикладным искусством марийского народа, с бытом, традициями и обычаями марийского народа.Конечно, нельзя обойтись в уголке и без национального герба и флага. Каждый ребенок должен знать символы своей страны и своего региона.В уголке изобразительного творчества имеются образцы марийских узоров.

В книжном уголке располагаются детские книжки со сказками и рассказами о марийском крае, детские произведения марийских авторов.

Во многих видах деятельности с детьми раскрываю тему «Национальная одежда народа мари». Обращаю внимание детей на орнамент, его особенности, оригинальность. На основе этих знаний дети с удовольствием конструируют, моделируют национальную одежду, рисуют.

Но наша работа не была бы столь плодотворна, если бы не помощь родителей. В нашей группе расширяется сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса и активности родителей в жизни детского сада в целом. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются:

  • Родительское собрание;
  • Наглядная информация;
  • Консультации;
  • Выставка детского творчества;
  • Беседы.

Многие родители создают своими силами национальные костюмы для детей. Родители приглашаются на все традиционные праздники.

Знакомлю детей с Красной книгой Марий Эл, со значением охраны природы родного края, с деятельностью человека по охране природы, способствуя формированию бережного, сознательного отношения к природным явлениям и объектам, к разумному использованию природных ресурсов. Провели выставку рисунков детей и родителей на тему «Мой край марийский».

Особое место в жизни детского сада занимают праздники.Традиционными в нашем детском саду стали День образования Республики Марий Эл -  4 ноября. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд. Предварительная работа, которая предшествует таким праздникам, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять словарный запас. На таких праздниках используем национальный костюм.

Большую радость приносят детям игры.На физкультурных занятиях и на прогулках разучиваем марийские народные игры «Куку» (Кукушка), «Агытанкучедалмаш» (Петушиное сражение), «Ко писырак» (Кто шустрее), «Комбоденвараш» и используем их на праздниках. Эти игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.

В нашем детском саду мы стараемся создать оптимальные условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через построение целостного педагогического процесса с включением элементов этнокультурных ценностей родного края. Мы -педагоги детского сада используем народный фольклор.На праздниках дети исполняют марийские танцы, песни, играют на детских народных музыкальных инструментах, читают марийские стихи.

Праздники на 23 февраля 8 Марта  прошли с использованием этнокультурного компонента. Герои разговаривали на марийском языке, проводили с детьми различные марийские игры.

4ноября, в День народного единства и 97-ю годовщину образования Марийской автономной области – Республики Марий Эл, на площадке перед Дворцом культуры п. Морки прошёл танцевальный флешмоб «Айста  марла  кушталтена!». Наши воспитанники тоже пустились в пляс.

        Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому мы с детьми посещаем этнографический музей М. Н. Янтемира. Посещение музея способствует расширению знаний о местном окружении. 4 ноября наши дети активно участвовали в районном мероприятии «Край марийский в первой половине 20-го века», где спели марийскую песню и рассказали стихи.

Происходит тесная связь с работниками музея. В музейно-образовательной программе «Знакомство с марийской национальной одеждой» дети увидели головные уборы, рубахи, обувь, предметы, которые используются для их изготовления. Все это проделывалось в процессе игры.

В заключении следует отметить, что  приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка. Ведь, язык - душа народа. И пусть   наша душа никогда не угаснет.

Источники и литература:

  1. Программа по обучению государственному марийскому языку в детском саду/ З. К. Иванова и др. –Йошкар-Ола:  ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011
  2. «Изи памаш» («Родничок») : Программа / Составители Н.В. Казакова, Т.Н. Кудрявцева.- Йошкар-Ола: Марийский институт образования  2000г.
  3. Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в системе образования Республики Марий Эл. Материалы 16-й республиканской научно-практической конференции, посвященной 90-летию Республики Марий Эл и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, Йошкар-Ола:ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2010
  4. Иванова З. К., Кошкина Л. И. Йочасадыште  марий  йылмым  туныктымаш.  Йочасадыште  марий  йылмым  туныктышо-влаклан  полыш.- Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему "Коммуникативное развитие всех компонентов устной речи детей посредством приобщения к русской культуре на фольклорном и естествоведческом материале».

В данной работе проанализировано влияние фольклора на развитие все компонентов устной речи детей. Структура работы представлена аннотацией, введением, основной аналитической  частью, заключением,...

марийская культура: наряды, узоры, игры, куклы, блюда, обычаи и сказки.

папка-копилка о марийской культуре для детей дошкольного возраста....

Приобщение к марийской культуре

Опыт работы воспитателя по теме "Приобщение детей дошкольного возраста к родной культуре"....

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОЙ МАРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье описывается опыт работы по приобщению дошкольников к традиционной марийской культуре в условиях дополнительного образования....

Роль семьи в приобщении дошкольников к культуре народов Родного Края к культуре народов родного края

Роль семьи в приобщении дошкольников к культуре народовРодного Края к культуре народов родного края...