ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОЙ МАРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Николаева Вера Викторовна

В статье описывается опыт работы по приобщению дошкольников к традиционной марийской культуре в условиях дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОЙ МАРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде  национальных культурных традиций. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Одной из задач ФГОС ДО, утвержденного приказом Министерства образования и печати РФ от 17 октября 2013 №1155, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.

 В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры.

В нашем детском саду  мы стараемся создать оптимальные условия для этнокультурного воспитания детей. Мною проводится работа по приобщению дошкольников к традиционной марийской культуре в условиях дополнительного образования. Основное направление работы дополнительной образовательной программы «Пеледыш» для работы с детьми 5-7 лет – это создание условий для знакомства и обучения детей марийской национальной музыкальной культуре, укрепление чувства национальной принадлежности, формирование национальной духовности. Ставлю перед собой задачи: привитие интереса детей к изучению культуры марийского народа и марийского языка; организация работы на основе общения на родном языке; развитие музыкальной и речевой культуры; приобщение к духовно- нравственным ценностям своего народа; обучение детским народным играм;  развитие  навыков исполнения песен в конкретной народно- певческой стилевой традиции.

В содержание занятий включены как все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, песенное и танцевальное творчество), так и беседы об истории, инструментах, костюмах марийского народа, экскурсии в музей истории и быта детского сада, инсценировки марийских сказок, просмотр видеоматериалов.

За  2 года  работы дополнительного образования мы провели ряд мероприятий с участием детей:

- фольклорные праздники и развлечения: День Республики Марий Эл (Марий Элын кечыже) ,  День родного языка (Шочмо йылмын кечыже),  День национального героя (Марий талешке кече), Масленица (Уарня).

- выступления с музыкальной программой на Межрегиональном семинаре с международным участием «Язык и культура народа в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (2015г.)

      - участвовали в съемках детской телепередачи «Шонанпыл» ВГТРК ГРТК «Марий Эл» на темы: «Национальная культура. Праздник ко Дню Республики» (2014г.), «Международный женский день» (2016г.)

В 2015 году воспитанники кружка «Пеледыш» участвовали в городском конкурсе детского творчества «Пеледше тукым» («Молодое поколение»),  где заняли третье место (Танцевальная номинация) и второе место в номинации «Ансамблевое исполнение». С театрализованной постановкой «Заюшкина избушка» (на марийском языке) заняли второе место  в городском конкурсе детского творчества «Пеледше тукым» («Молодое поколение»),  В 2016 году ребята с марийским танцем «Шовыч дене куштымаш» («Танец с полотенцами» принимали участие в городском конкурсе «Юные таланты».

Для контроля эффективности работы мною разработаны критерии определения результативности на основе  обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного образовательного стандарта,  опираясь на авторскую разработку О.Князевой и М.Маханевой.

Таким образом, можно сказать, что дополнительное образование в условиях реализации ФГОС ДО является эффективным методом сохранения национальных культурных традиций марийского народа,  и приобщения к ним последующих поколений.

               Список источников:

1. Гулякова, Т.А. Приобщение старших дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Т.А.Гулякова. - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-anatolevna-guljaeva/priobschenie-starshih-doshkolnikov-k-narodnoi-kulture-v-uslovijah-fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html.

2. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (Пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-336с.

3. .  Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155[Текст] // Официальные документы в образовании.-2013.-№36.-с.2.

4 Чумукова, Н.И.Марийская культура – основа позитивного отношения дошкольников к родному краю. [Электронный ресурс] /Н.И.Чумукова.-Режим доступа:  http://dou19.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=403&Itemid=20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа"

•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения круглых столов, самообразования. •Разработать перспективный план работы с детьми; •Органи...

Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева

Актуальность проблемы         Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духо...

Отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа с учетом регионального компонента»

Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков.Задачи:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения кру...

Методическая разработка "Народная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной русской культуре."

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуаци...