Конспект занятия в средней группе по теме «Дикие животные Донского края»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Яценко Екатерина Юрьевна

Формирование у дошкольников познавательных интересов в разных видах деятельности с учетом регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе по теме

«Дикие животные Донского края»

Цель: обогатить и закрепить знания и представления детей о лесных животных живущих в нашей местности.

Задачи: 

Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о лесных животных, их признаках, их приспособлении к условиям жизни.

Развивающие: развивать речь, мышление.

Воспитательные: создать условия для поддержания интереса, желания больше узнавать о животных нашего края.

Оборудование и материалы: части тела животных (уши, хвосты), кукла Колобок, настольный театр «лес», картинки животных и их детёнышей, картинки животных и их пищи для аппликации (по количеству детей).

Ход занятия.

- Сегодня к нам в гости «пришел» сказочный герой. Как зовут его? (Колобок).

- Колобок ушел от дедушки и бабушки и покатился по тропинке, которая шла прямо через нашу донскую степь. Сколько всего интересного в степи! А Колобок был очень любознательным. Хотите отправиться в путешествие по степи вместе с Колобком?

- Катится Колобок по тропинке и видит, что из-за кустов выглядывают чьи-то уши. Задумался Колобок: «Кто же это прячется за кустом?» (Дети по картинке определяют)

- Зайцы - травоядные животные. Что это значит? Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, цветами, стеблями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство - кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Зубы у зайцев для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? Зубы у зайца большие, плоские - для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему?

В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров.

Новая шубка - осенне-зимняя - качеством получше. Почему говорят про зайца «летом серый, зимой белый»? Нашему степному зайцу полностью белеть, смысла нет. У нас на Дону снег не только не лежит всю зиму, бывают такие теплые года, что снег и вовсе не разу землю не покроет. Так зачем же зайцу белым становиться? Но наши донские зайцы не глупые: к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут, светло-серую.

Хотите поиграть с зайчиком?

Пальчиковая гимнастика:

Зайчики по лесу шли,

Зайца нового нашли.

Ни один не поленился,

Зайцу в пояс поклонился:

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

«Здравствуй, милый друг ушастый!»

Заяц новый им кивал,

В обе щеки целовал:

Чмок! Чмок! Чмок! Чмок!

«С вами я дружить бы мог!»

И теперь в лесу гулять

Будет зайцев целых пять!

- Катится Колобок дальше по тропинке и видит, что из-за кустов кто-то выглядывает. Задумался Колобок: «Кто же это прячется за кустом?» (Дети по картинке определяют)

- Ёжик - один из самых известных лесных жителей. Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего - словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный.

Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют - насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина.

Жилище ежа - гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева. Далеко от своего пристанища ёж не отходит. В дневное время суток в своём укрытии он находится постоянно. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание.

Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму ёж спит в своём гнезде. Активную деятельность он начинает лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов.

Хотите поиграть с ёжиком?

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает. (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф»)

Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых»)

Ежик надувает и сдувает щеки. (Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у»)

Когда ежик устанет. (Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а»)

Язычок высовывает. (Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении)

Ежик вдруг начал зевать. (Имитируют зевание)

- Покатится Колобок дальше по тропинке и видит, что из-за кустов выглядывает чей-то пятачок. Задумался Колобок: «Кто же это прячется за кустом?» (Дети по картинке определяют)

- Дикий кабан является предком свиней, но представляет из себя сильного, мощного и весьма агрессивного зверя. Морда самца украшена большими острыми клыками. Удара кабаньих клыков побаиваются даже волки. Дикий кабан всеяден. Питается в основном растительной пищей (плодами деревьев, корневищами растений, ягодами, орехами, грибами), но употребляют мелких грызунов. Они быстро бегают, хорошо плавают, хорошо развит слух и обоняние, зрение плохое. Кабан любит искупаться в яме, наполненной водой и жидкой грязью. Совсем, как домашняя свинья. Но он не грязнуля. Просто спасается от жары и насекомых, которые поселились в его жёсткой щетине. Обычно кабаны живут семьями по 3-10 особей. Живут кабаны около 10-12 лет.

Давайте поиграем с кабаном.


У кабана есть пятачок,

Он отлежал себе бочок.

Встал на ножки потянулся,

А потом присел, нагнулся.

А потом опять прилёг,

Но уже на правый бок.

- Покатится Колобок дальше по тропинке и видит чьи-то следы. Задумался Колобок: «Чьи же это следы?» (Дети по картинке определяют)

- Волк - водится почти во всех краях нашей страны. Они хорошо переносят и сильные морозы и жару. Волк опасный хищник. Питается копытными (лось, косуля, олень), грызунами, зайцами, птицами. Его добычей, как правило, становятся слабые и больные животные. Поэтому его и называют санитаром леса. Летом волк сыт, а зимой почти всегда голоден, потому очень агрессивен. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Живут стаями 10-12 волков. Самый сильный волк в стае становится вожаком, которому все остальные подчиняются. Жилище волков называют логовом - это ямы под корнями деревьев, на склонах оврагов. Место выбирают около воды, т.к. волки очень много пьют.

- Не испугался Колобок волка и покатился дальше. Катится Колобок и вдруг в высокой траве мелькнул рыжий хвост. Остановился Колобок, замер (Дети по картинке определяют).

- Лисица – великолепный охотник. Питается лиса мелкими животными – мышами, лягушками, ящерицами, в реке ловит рыбу, охотится за птицами и разоряет их гнезда. Охотится лиса вечером или ночью. Преследовать добычу бегом - это не для них, они предпочитают иной метод охоты: подкарауливать жертву и неожиданный бросок. Лисы большие мастерицы на выдумки, когда им надо добыть пищу. Лиса обманывает птиц, притворившись мертвой. А ещё лисы бросают ежиков в воду, чтобы заставить тех развернуться и хватают за брюшко, лишенное иголок! Лисица часто не желает рыть нору самостоятельно и использует чужие жилища, к примеру, лиса очень уважает удобные норы, вырытые барсуком.

- И решил Колобок накормить всех животных, которых он встретил в Донской степи. Поможем колобку? Для этого нам надо отправиться на лесную полянку.

Мы к лесной полянке вышли,

поднимаем ножки выше,

через кустики и кочки,

через веточки, пенечки,

очень долго мы шагали,

наши ноженьки устали.

- Берите стульчики, присаживайтесь за столы. Выбирайте себе животное, которого вы хотите накормить.

- Теперь выбирайте, чем питается ваше животное. (Дети по выбору наклеивают животному его пищу)

- Давайте вспомним, где мы с колобком путешествовали?

- Кого мы встретили в степи? Давайте пройдемся по группе и найдем всех животных. (Игра «назови семью»)

- Путешествовал Колобок по бескрайней Донской степи и не заметил, как наступил вечер, пора возвращаться в свою сказку. Да, и нам ребята пора прощаться с Колобком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в средней группе на тему "Дикие и домашние животные"

Занятие по итогам трёхнедельного проекта "Дикие и домашние животные нашего края"....

Конспект занятия в средней группе на тему: «Дикие животные»

Обогащение представлений о жизни диких животных, развитие познавательных интересов....

Конспект занятия в средней группе по теме: «Дикие животные»

Конспект занятия по Художественному творчеству (рисование) в средней группе по теме: «Дикие животные»...

Конспект занятия в средней группе по теме: «Дикие животные весной».

Конспект занятия в средней группе по теме: «Дикие животные весной».Цель: способствовать обогащению представлений детей об изменениях в жизни диких животных весной, развитию познавательных ...

Конспект занятия в средней группе на тему "Дикие животные"

расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни...

Конспект занятия в средней группе на тему «Дикие животные и их детеныши»

Конспект занятия в средней группе на тему «Дикие животные и их детеныши»...

Конспект занятия в средней группе на тему: «Дикие животные»

Цель: Продолжать расширять представления о диких животныхИнтегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Речевое разв...