Авторская программа "Шербакульский край родной"
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_sherbakulskiy_kray_rodnoy.doc | 335.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Ресурсный центр информатизации образования и методического обеспечения» Шербакульского района Омской области
Утверждена
на расширенном заседании
муниципальной рабочей методической
группы педагогов дошкольного образования
протокол № 6 от 1.11.2017
Авторская программа
«Шербакульский край родной»
для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет
Авторский коллектив:
Шарканова В.В., методист МКУ «РЦИОиМО»
Косова Л.В., заведующая МБДОУ Детский сад «Солнышко» р.п. Шербакуль
Чирко Е.В.. воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ Детский сад «Солнышко» р.п. Шербакуль
Дятчина О.В., педагог-психолог первой квалификационной категории
МБДОУ Детский сад «Солнышко» р.п. Шербакуль
Рецензенты:
Кравченко О.В., старший воспитатель первой квалификационной категории,
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Березка»
Дятчина О.В., педагог-психолог первой квалификационной категории, воспитатель
МБДОУ Детский сад «Солнышко» р.п. Шербакуль
Шарканова В.В.. методист МКУ «РЦИОиМО»
Р.п. Шербакуль
2017
1. Пояснительная записка
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей.
Практика показывает, что изучение родного края имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников. В развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Современные дети недостаточно знакомы с народными традициями, с особенностями родного края, своего поселка, страны. Они часто бывают равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, свое село, нам нужно знакомить их и показывать окружающий мир с привлекательной стороны. Но никакие знания педагога не дадут положительного эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой поселок, свой народ и беречь окружающую природу. В воспитании все должно основываться на личном примере взрослых: педагогов и родителей, на партнерском взаимодействии взрослого и ребенка.
Для успешной реализации программы «Шербакульский край родной» необходимо создание таких психолого-педагогических условий, как уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях; использование в деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей к взрослым и друг к другу.
Задача взрослых – как можно раньше побудить в детях любовь к ближнему, к родному краю, его природе и животному миру, воспитывать уважение к отчему дому, детскому саду, родной улице, поселку.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию и социально-коммуникативной адаптации детей к будущей жизни в условиях дошкольной образовательной организации. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое наследие своего села, района, области и России в целом.
Программа «Шербакульский край родной» разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования к части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом пяти образовательных областей стандарта (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) и предназначена для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Цель программы – развитие у дошкольников социально-личностной культуры средствами приобщения их к культурному наследию Шербакульского края (район и рядом прилежащая территория), знакомство с жизнью и бытом народа, характерными нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды, разнообразием природного мира.
Программа направлена на решение таких задач, как объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; как формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Для реализации программы используются разнообразные формы работы – экскурсии, наблюдения, изучение природных и общественных явлений, чтение художественных произведений местных поэтов и писателей; посещение выставок, рассматривание картин местных художников, экспонатов местных музеев, встречи и общение с известными людьми и т.д..
В процессе различных видов деятельности у детей возникает потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, живой природы, осознавать себя частью малой Родины.
Авторская программа «Шербакульский край родной» рекомендована для реализации в ДОО Шербакульского муниципального района как Примерная в части, формируемой участниками образовательных отношений. Каждый педагогический коллектив ДОО может вносить свои коррективы, в соответствии с условиями и возможностями ее реализации на селе и в данном детском саду.
Количество групповой специально организованной совместной деятельности взрослого и дошкольников (занятий) составляет для детей 3-5 лет — 30 занятий, для детей 5-7 лет 50 занятий в год.
Программа реализуется в процессе как специально организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности ребенка. Часть материалов изучается и закрепляется интегрировано в процессе реализации базовой части основой образовательной программы детского сада.
Длительность каждого специально организованного образовательного процесса соответствует требованиям СанПиНа и составляет 15-25 минут для малышей и 25-35 минут для старших дошкольников.
Материалы программы «Шербакульский край родной» изучаются в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду: утренний, вечерний отрезки времени — индивидуально; прогулка, вторая половина дня — коллективно. Каждая тема модуля интегрировано проходит в работе с детьми в течение целого дня. В зависимости от сложности материала и формы работы, тема может изучаться от 1 до 3 дней.
Социальные партнеры:
- сельский краеведческий музей
- школьный музей
- сельская библиотека
- детская школа искусств
- школа, ДЮСШ, ДДТ
- архив
- картинная галерея
- Свято-Успенская церковь
- администрация городского (сельского) поселения
- лесничество
- МЧС
2. Основные цели программы
Цели:
- формирование у дошкольников чувства любви к родному краю, гражданской позиции жителя своего села, Шербакульского района, Омской области - своей малой Родины;
- элементарное знакомство детей с историей своего села, поселка, с социально-значимыми объектами населенного пункта, приобщение к культуре и традициям своего народа;
- уточнение представления о растительном и животном мире родного края, о спортивных достижениях и видах спорта, приоритетных в селе, районе, области;
- знакомство дошкольников с замечательными людьми сельского труда, творчества и спорта, проживающими в Шербакульском районе;
- обогащение активного и пассивного словаря дошкольников терминами исторического и национального многообразия предметного окружения.
3. Содержание программы «Шербакульский край родной»
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Дом, в котором я живу» (семья, детский сад).
2 раздел «Село, в котором я живу».
3 раздел «Природа родного края».
4 раздел «Замечательные люди труда, творчества и спорта».
1 раздел «Дом, в котором я живу» (семья, детский сад).
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Здесь ребенок должен научиться жить в коллективе, дружить с товарищами, уважать их. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Село, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости поселка.
Задачи:
Формировать представление об исторических корнях поселка.
Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости поселка.
Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
3 раздел «Природа родного края».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения поселка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
Расширять представления о природных богатствах поселка: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
4 раздел «Замечательные люди труда, творчества и спорта».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в поселке и культуре, которую они представляют.
Задачи:
Формировать представление об основных профессиях жителей поселка.
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов района, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
4.. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3–4 года.
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего поселка; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4–5 лет.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном поселке.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским и т.д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
Знать свой домашний адрес, название поселка.
Иметь представление о символике поселка.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа населившего поселок Шербакуль.
Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
Краткие сведения об истории поселка, области.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг Омской области и своего поселка.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ, ветеранах Афганской войны.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице поселка.
Иметь элементарные представления об охране природы.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
5. Тематическое планирование
II младшая группа (3–4 года)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» | Целевая прогулка (растения участка) |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | Проект (рисование) «Портрет семьи» | Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» |
Ноябрь | Проект «Мамы - рукодельницы» (знакомство с трудом мамы). | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | Совместная деятельность с родителями «Снежные фигуры на участке» |
Январь | Проект «Мой родной поселок». | Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном поселке. | Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | «Мой любимый папа». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Как стать сильным?» |
Март | «Я и моя мама». | Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Проект «Посадим лук». |
Апрель | «Рассказы о своей семье». | «Наши добрые дела». Труд взрослых | Беседа «Дом в котором мы живем». | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». |
Май | Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. | Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», из сборника В.Степанова «Наша природа». | Беседа «Наш поселок». |
Июнь | Природоохраня-емая акция «Посади цветок» | Экскурсия на площадь им. Гуртьева | Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес» |
Июль | Познавательное развитие «Труд воспитателя». | Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». | «Друзья наши меньшие» – создание с родителями книжек- малышек о диких животных поселка | Беседа «Шербакуль – моя родина». |
Август | Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». | Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». | Рассматривание фотоальбома «Мой родной Шербакуль» здания и памятные доски в поселке. | «Наша дружная семья». Фотовыставка |
Средняя группа (4–5 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. | Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях. | Прохождение экологической тропы. – Природа нашего поселка. | «Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье. | Проект «Мой родной поселок». |
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы поселка). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения. | Целевая прогулка «В нашем поселке строят новый дом». |
Декабрь | Проект (рисование) «Построим большой дом». | Беседа «Мое здоровье». | Труд взрослых: понятие «Профессия». Профессии сотрудников детского сада. | «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. |
Январь | Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой». | Проект «Дружат дети на планете». | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. | Досуг «Подвижные народные игры» |
Февраль | «Мы следопыты» – о жизни диких животных в Шербакульских лесах. | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. | «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «День Защитника Отечества». |
Март | «Наша мама лучше всех». Фотовыставка. | «Поселок. Транспорт. Пешеход». | «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) | Развлечение «Быть здоровыми хотим». |
Апрель | «Мой поселок», рассматривание альбома о Шербакуле. | «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. | Беседа «Помощники». Об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. | Знакомство детей с флагом России и Омской области. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам поселка. | Рассказ воспитателя «О Дне Победы». | Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные», знакомство с профессией пожарника. | Целевая прогулка к памятнику Войнам – землякам ВОВ. |
Июнь | Акция «Озелени участок» | Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
Июль | Экскурсия к памятнику Гуртьева. | Проект (рисования) «Мой детский сад». | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности поселка Шербакуль». |
Август | Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. | Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. | Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». | «Мой край задумчивый и нежный». |
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Беседа «Как я провёл лето» | Беседа с детьми о летнем отдыхе. «Страна большая, наш край, поселок, деревни». | «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края). |
Октябрь | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». | Сюжетно-ролевая игра «МЧС». | Рассказ воспитателя «О символике родного края». | Рассматривание карты России, карты Омской области (местоположение п. Шербакуль). |
Ноябрь | Беседа «Знаменитые люди поселка» (фотоальбом). | Экскурсия к строительству нового дома. | «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) | Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. |
Декабрь | Проект «Украшаем детский сад к Новому году». | Экскурсия в краеведческий музей. | Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии поселка). |
Январь | Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) | Изготовление с детьми и родителями герба Шербакуля. | История возникновения п. Шербакуль | Проект «Вкусная и полезная пища». |
Февраль | Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). | Природный мир «Природа и человек». | Акция «Подарки для Защитников Отечества». | Праздник «День Защитника Отечества». |
Март | Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 Марта | Целевая прогулка по близлежащим улицам п. Шербакуль. | Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности п. Шербакуль». | Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча с поэтами п. Шербакуль». |
Апрель | Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш поселок». | Изготовление книжек- малышек «Шербакульские озера» | «Кем работают наши родители». | Экскурсия к памятнику Войнам – землякам ВОВ. |
Май | Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ, проживающими в п. Шербакуль. | «Вкусная и полезная пища». Знакомство с национальными блюдами. | Беседа «Национальная одежда коренных народов». | Викторина «Знаешь ли ты свой поселок?» |
Июнь | «Украсим детский сад» Озеленение территории детского сада. | «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. | Досуг «Зарница». | «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. |
Июль | Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. | Экскурсия в краеведческий музей. | Развлечение «Приключения капельки». | Познакомить с животными Омской области, занесенными в Красную книгу. |
Август | Беседа «Ядовитые растения» | Составление с детьми альбома «Растения п. Шербакуль». | «Символика поселка». | «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих поселок. |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Памятники героям» | Родные просторы (знакомство с местоположением п. Шербакуль на карте). | Рассматривание альбома «Край, в котором мы живем». | Проект «Наше дерево». |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». | Посещение Центральной районной библиотеки «Как все начиналось?» Встреча со старожилами п. Шербакуль. | Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего поселка». | Экскурсия по близлежащим улицам п. Шербакуль. Рассказ педагога о происхождении названий улиц. |
Ноябрь | Проект (комплексное занятие) «Символика Омской области» (изобразительная и музыкальная деятельность). | Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника. | «Кладовая п. Шербакуль» (полезные ископаемые округа). | Спортивный досуг, посвященный Дню матери. |
Декабрь | Беседа «Важные даты Омской области и п. Шербакуль». | Экскурсия в музейную комнату школы №1 (преемственность). | Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». | Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов». |
Январь | Спортивное развлечение «Ориентировка по карте». | Чтение З. Александрова «Дозор». | Экскурсия в Центральную районную библиотеку. | Сбор информации об участниках войны – жителях нашего поселка. |
Февраль | Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой». | Оформление альбома «История детского сада «Солнышко» в фотографиях». | Операция «Радость» изготовление подарков и вручение сотрудникам МЧС. | Праздник «День Защитника Отечества». |
Март | Праздник «Наши мамы». | «Все профессии нужны, все профессии важны». Знакомство с профессиями женщин п. Шербакуль. | Беседа о климатические особенностях п. Шербакуль. | Рассказ педагога о Героях Советского Союза. |
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к Всероссийскому дню здоровья). | «Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей. | Проект (рисование) «Язык орнаментов». | Беседа «Архитектура родного поселка». акция «Спасти и сохранить». |
Май | Экскурсия к памятнику Войнам- землякам ВОВ. | Рассказ педагога о озерах п. Шербакуль | Викторина «Конкурс знатоков родного поселка». | «Я и мой поселок» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников. |
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | Беседа «Берегите растения». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по поселку». | Игра – фестиваль «Загадки Лешего». |
Июль | Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». | Досуг «Зарница». | Беседа «Зачем людям нужна вода?» | Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой поселок». |
Август | Государственная символика, символика поселка, Омской области. | Праздник русского народа (традиции, игры, обряды). | Досуг «Наши друзья деревья». | Встреча с участниками Чеченской и Афганской войны (подарки, благодарственные письма). |
6. Взаимодействие с родителями в процессе реализации программы
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Проведение родительского всеобуча. | По плану ДОУ | Воспитатели |
2 | Выставка цветов и цветочных композиций . | Сентябрь | Воспитатели, родители |
3 | Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края). | Октябрь | Воспитатели |
4 | Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». | Ноябрь | Воспитатели, родители |
5 | Круглый стол, посвященный Дню матери. | Ноябрь | Воспитатели, психолог |
6 | День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». | Декабрь | Воспитатели |
7 | Оформление стенда «Древо своей семьи». | Январь | Родители, воспитатели |
8 | Конкурс плакатов «Защитники Отечества». | Февраль | Воспитатели, родители |
9 | Досуг «Мой – папа». | Февраль | Воспитатели. родители |
10 | Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». | По плану ДОУ | Воспитатели, муз. руководитель,родители |
11 | Организация совместных занятий детей и родителей. | Апрель |
|
12 | Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». | Апрель | Родители, воспитатели |
13 | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». | Июнь | Родители, воспитатели |
14 | Экологический форум «Животные родного края». | Июль | Родители, воспитатели |
15 | Участие в празднике | Август | Родители, воспитатели |
7. Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном крае у детей 6-7 лет.
8. Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
Репродукции картин;
картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой поселок»;
«Моя семья»;
художественная литература;
грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
атлас, карты Шербакульского района, Омской области
символика Омской области и поселка Шербакуль, глобус и т.д.
9 Используемая литература:
Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Книга «Права маленького гражданина». Серия «Малышам о Родине», Татаринкова Л.Ю. СПб: Издательский Дом «Литера»
Книга «Я и моя семья». Серия «Малышам о Родине», Татаринкова Л.Ю. СПб: Издательский Дом «Литера»
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Книга «Шербакулю – 100лет», А. Колесников
Книга «Шербакулю – 120 лет», Л.Евсеев
Книга «Ты со мною, родной Шербакуль» (стихи, проза, публицистика, фотографии, иллюстрации), Д.А. Желонкина, р.п. Шербакуль
Краеведческий историко – этнический альманах «Живем в согласии на родной земле» №1, председатель редакционного совета Г.Е. Савелькина, р.п. Шербакуль
Краеведческий историко – этнический альманах «На родной земле» №2, председатель редакционного совета Г.Е. Савелькина, р.п. Шербакуль
Книга «Солдаты победы», Х.А. Сулейманова, р.п. Шербакуль
Сборник стихов «Радость возвращения домой», Э.Л. Пономарева, М.А. Конькова, А.Н. Браун, С.А. Молдабаева, р.п. Шербакуль
Книга «…Мне хорошо! Я – живу…» (стихи Р. Рождественского, сказка – мультипликационный фильм), составитель Д.А. Желонкина. Р.п. Шербакуль
«Королева спорта Шербакуль 2006», председатель редакционного совета Г.Е. Савелькина, р.п. Шербакуль
Справочник «Моя Родина Россия» (герб, гимн, флаг России), И.В. Синова, г. Омск
Книга «Мы живем в России» (стихи), В. Степанов, г. Омск
Книга стихов «Вот моя деревня», Т. Белозеров, г. Омск
Сборник Стихов и рисунков детей «Шербакульский пегасик», Л.В. Бондарева, р.п. Шербакуль
«Омское Прииртышье»/ Программа для дошкольных образовательных организаций, Борцова Л.В., Гаврилова Е.Н., Зенова М.В., Чернобай Т.А. и др..г. Омск
Введение в мир природы и экологии Омского Прииртышья. Хрестоматия,
Борцова Л.В., Дедер Т.В., Молчанова Е.Г., г.Омск
Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья. Хрестоматия,
Иванова Е.И., Зенова М.В., Педер Н.А. и др.г. Омск
Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья. Хрестоматия, Борцова Л.В., Дедер Т.В., Молчанова Е.Г.г. Омск
Маленький житель Омского Прииртышья: методические рекомендации
Борцова Л.В., Дедер Т.В., Молчанова Е.Г.и др., г. Омск
Введение в мир литературы Омского Прииртышья. Хрестоматия,
Чернобай Т.А., Кондрашова Н.А., Якубова Т.М., г. Омск
Статья «Воспитание большого гражданина России.» // Дошкольное воспитание 2007 №6, Евтушенко С., Веселова Л.
Статья «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» // Дошкольное воспитание 2006 №2, Комарова Т.С.
Статья «О гражданском воспитании дошкольников» // Дошкольное воспитание 2006 №5, Комратова Н.
Статья «Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада» // Воспитатель ДОУ 2008 №12, Казакова Н.В.
Статья «Мне посчастливилось родиться на Руси» // Воспитатель ДОУ 2008 №8, Пряхина С.А
Статья «Любить малую родину».//Дошкольное воспитание 2005 №10, Соболева И.
Альбом «Военные истории», Н.П. Антонова, Т.Г. Вставская, р.п. Шербакуль
Альбом «Достопримечательности Шербакуля», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Альбом «История возникновения Шербакуля», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Альбом «Национальности Шербакульского района и костюмы», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Альбом «Животный мир Шербакульского района», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Альбом «Растительный мир Шербакульского района», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Альбом «Профессии нашего района», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Альбом «Я помню, я горжусь!», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Альбом с фотографиями картин местного художника В.Г. Данилова (каталог выставки «Вдохновение»), воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Альбом с фотографиями картин местных художников Дерин С., Дерин Д., Браун М., Доровко С., р.п. Шербакуль
Папка «Земляки – участники Афганской войны», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Папка «Земляки –участники Чеченской войны», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Папка «Шербакульцы - герои великой победы», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Фотоальбом «Экскурсии по памятным местам родного края», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Фотографии «Бессмертный полк» (Краеведческая коллекция), воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Фотографии «Знаменитые люди поселка», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
Конспекты НОД по темам программы «Шербакульский край родной» (все возрастные группы), воспитатели, педагог – психолог, муз. руководитель Шербакульского детского сада «Солнышко»
Иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей.
Экспозиции «Боевой славы», «Трудовой славы» односельчан.
На базе сельской библиотеки, Дикая В.М.
Государственные символы, Алексеев Ю.А.
Развитие игровой деятельности, Н.Ф.Губанова
Народные праздники в детском саду, М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей ДОУ
И.М.Новикова
«Звуки природы родного края», запись на электронных носителях, педагоги ДОУ.
Портрет Президента РФ, Герб, флаг (символика), гимн России
Герб, флаг (символика), гимн Шербакуля
Карты Мира, России, Омской области, р.п. Шербакуля
Глобус
Приложение 1
Уровни сформированности знаний о родном крае для детей 6-7 лет
Фамилия, имя ребенка | Родная страна | ||||
Родная страна (название, символика, столица) | Родной город (название, дом. адрес, достопримеча тельности, улицы | История народной культуры и традиций (народная игрушка, праздники, народы Оренбуржья, народные символы края) | Историко-географический и природный компоненты родного края (природные богатства, животный и растительный мир, климатические условия) | Личностное отношение к родному городу Отношение к окружающей среде (Забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться, умение анализировать свои поступки и поступки других). | |
|
|
|
|
|
|
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном крае у детей 6-7 лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родной городе Орске, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города и области.
Материалы: Герб города Оренбурга и Орска.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города Орска.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: выставка в ДОУ «Люблю тебя, мой город Орск».
С.р. \игра «Русская изба»
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию выставки «В гостях у «Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Оренбургского края; о историко-географическом расположении родного города Орска.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Урал»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Орске,что в родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Беседа с детьми на тему «Моя Родина»
Цель — выявление особенностей представлений старших дошкольников о родной стране и отношения к ней.
Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.
Организация диагностической процедуры.
Беседа проводится по вопросам:
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Как называется область в которой ты живешь?
- Как называется страна, в которой ты живешь?
- Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.
- В каких городах нашей страны ты еще бывал?
- О каких городах ты слышал?
- Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рассказать о своей стране?
- Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?
- Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?
- Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?
- Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?
Наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина»
В развивающих центрах старших групп детского сада представлены материалы по теме «Мы живем в России». Это могут быть: книги о городе и стране, альбомы с фотографиями достопримечательностей нашей страны, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, разнообразные настольные игры (пазлы, вкладыши, кубики, настольные конструкторы «Наш город»), альбомы для раскрашивания.
В ходе наблюдения отмечаются:
как часто дети обращаются к пособиям развивающего центра; какие пособия вызывают у детей больший интерес; обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу; способствуют ли представленные в центре материалы возникновению разговоров, игр на темы родной страны; как воспитатель использует материалы центра в совместной деятельности.
Для изучения проявления интереса старших дошкольников к разным сторонам жизни родной страны целесообразно провести анализ вопросов о стране, которые дети задают в повседневной жизни.
Дополнительные вопросы:
- Как называется наш город?
- Всегда ли наш город был таким, какой он сейчас?
- Как люди заботятся о городе?
- Как горожане выражают признательность, заботу, уважение к знаменитым людям, к его труженикам?
- Что можешь сделать ты, чтобы наш город стал еще лучше?
- Что ты рассказал бы гостю о своем городе?
Ответы детей обозначаются баллами:
3 - полный правильный ответ,
2 – неполный ответ, неточный ответ, ответ с помощью взрослого (по наводящим вопросам),
1 – отсутствие ответа, неверный ответ.
Диагностика отношения детей к родному городу проводилась по следующим критериям:
- наличие у ребенка интереса к окружающему миру,
- характер отношения ребенка к окружающим людям, природе и рукотворному миру (проявление положительных чувств и эмоций: бережное отношение к предметному миру и миру природы; уважение к окружающим людям);
- участие в доступном общественно полезном труде (переживание положительных эмоций в процессе деятельности; проявление интереса.
Приложение 2
Глоссарий
Для глоссария предметы музея «Русская изба»
МБДОУ «Детский сад «Березка»
Маслобо́йка (па́хталка — от «пахта») — приспособление для изготовления сливочного масла.
Стиральная доска — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду с целью обеспечить более эффективное проникновение частиц моющего средства в поверхностный слой ткани и последующее удаление частиц грязи.
Коромысло - деревянная дуга с крючками или выемками на концах для носки вёдер на плече.
Серп - ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Керосиновая лампа - светильник, работающий на основе сгорания керосина.
Веретено - стержень для навивания пряжи, перерабатываемой в нить.
Прялка - Приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.
Ухват - Надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунов, которые ставятся в русскую печь.
Коса - сельскохозяйственный ручной носимый инструмент для скашивания травы (на сено, на корм скоту, для выравнивания газонов и т. п.).
Кнут - верёвка или ремень, прикреплённые к палке и служащие для понукания животного.
Лукошко - небольшая ручная корзина из бересты или прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов.
Крынка - Глиняный горшок для молока.
Русская печь - массивная печь с лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений.
Рукомойник - подвешенный сосуд с водой, предназначенный для умывания и мытья рук.
Толкушка - предмет кухонной утвари, предназначенный для размельчения и толчения пищи.
1.Каравай-главный свадебный хлеб у славян, большой, чаще всего круглый, который делят на свадьбе для угощения всех её участников. Обычно искусно украшенный.
2.Рушник– полотенце из домотканого холста.
3.Хата - традиционный дом украинцев, белорусов, с печью, как правило с соломенной или камышовой кровлей.
4.Горище- нежилое помещение на крыше дома(чердак)
5.Хутор –малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домов; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством. Житель хутора назывался хуторянином.
6.Око-глаз
7.Уста-рот,губы.
8.Перст –палец
9.Сени– входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей.
10.Смалец –вытопленое сало жир, вытопленный из сала. Часто, хотя и не обязательно, для этого используется нутряный жир как самый малопригодный для других целей.
11.Душегрейка- теплая кофта без рукавов - обычно на вате, меху - как часть старинного женского русского костюма.
12.Сбитень- старинный восточнославянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы.
Горячий сбитень обладает согревающим и противовоспалительным действием, поэтому пили его преимущественно в зимний период.
Холодный сбитень был не менее популярным питьём при утолении жажды в бане или летом в жаркий день. напиток из воды мёда и пряностей
13.Кафтан-старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом. В Древней Руси кафтан имел широкое распространение.
14.Карахай-татарин, мусульманин.
15.Штрудели-национальное австрийское блюдо, рулет из тонкого теста с яблочной начинкой.
16.Баурсаки-традиционное мучное изделие алтайцев, башкир, казахов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, татар, тувинцев, туркменов, узбеков, уйгуров.
МБДОУ «Детский сад «Теремок»
Глоссарий
Батог-палка
Жить бирюком-жить отдельно от всех
Вехотка -мочалка для бани
Горница -верхняя комната с большими окнами
Гумно, гумнище –место, где молотят зерно, а так же сарай, где хранят сено.
Душегрейка -теплая кофта, без рукавов
Жбан -кувшин с крышкой
Зыбка -колыбель для малыша
Карга -ворона
Юшка - уха
Рус -коренной житель Руси
Соловые -лошади желто-белой масти
Кочет-петух
Оборка-завязка на лаптях
Лапти -обувь из коры березы
Хата , изба – жилище человека.
Изюмовский д.с.
Изба – дом, жилище.
Люлька- колыбель для ребёнка
Ухват - с помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей.
Помело - специальный веник, с помощью которого сметали с печи лишний мусор, и для других целей он не использовался. Обычно помело использовали перед тем, как собирались печь пироги
Сундук - место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти.
Рукотерник или утирка - полотенце
Рукомойник - место, где мыли руки.
Рубель - деревянный брусок с короткой ручкой, предназначенный для глажки белья в старину.
Ендова - большая чашка для разлива напитков.
Прялка и веретено – предметы для изготовления пряжи.
Кудель – комок шерсти для изготовления пряжи.
Горница – комната в которой хозяева принимали гостей.
Наличники – украшение окон снаружи.
Лапти - обувь
Кокошник – головной убор.
Порты – мужские брюки.
МБДОУ «Детский сад Родничок»
1.Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
2.Сту́па (сту́пка) — сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи песта. Так же в ступах могут растирать и смешивать вещества
3.Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями .
4.ЛЮ́ЛЬКА1- Детская колыбель, зыбка.
5. Чугунок - это посуда округлой формы для приготовления пищи в русской печи. Поставить в печь. уменьш. чугунок, -нка, м.
6.Ухва́т или рога́ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.
7.Подстака́нник — подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы употреблять горячий чай, не обжигая ладони.
8.Керосиновая лампа — бытовой источник освещения на основе сгорания керосина в воздухе. Устройство лампы весьма несложно. В металлическую емкость заливается керосин, в который опущен одним концом фитиль.
9.Стиральная доска — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду с целью обеспечить более эффективное проникновение...
10. Скалка – это доска с зарубками и рукоятью, на скалку наматывалось белье и двигали вперед – назад.
11. Угольный утюг — элемент бытовой техники для разглаживания складок и заминов на одежде. Процесс разглаживания называют глажкой или глаженьем. угольный утюг просуществовал и был популярным почти сто лет .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад « Колосок» с. Кутузовка
Наше село многонациональное: казахи, немцы, украинцы, русские ,молдаване
Знающих молдавский язык совсем немного, но иногда люди собираются и разговаривают на родном языке:
Небольшой словарь молдавского языка – дом – каса;
горница – касамаре;
хлеб – пынь;
соль – саре;
картошка – гандрабург;
деревня – сату;
ковер -лайчерь;
подушка – перни;
сапоги – чеботь;
шуба – кожан;
береза -копак;
корова -вака;
деньги – бань.
Для русского уха слова звучат непривычно, но и схожее есть. В нашу разговорную речь прочно вошли слова « чоботы», « кожан». А слово «перни»,звучит как «перина» «перо».
Славянский д.с.
Предметы кухонной утвари- чугунок, чугун, чугунка - металлический горшок для приготовления пищи в печи
Предметы быта - рушник, В южных областях России и на Украине: расшитое полотенце. коромысло, прялка, Приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.
приспособление в виде опираемого на плечи изогнутого деревянного шеста для ручного ношения двух вёдер или других грузов
этажерка - предмет мебели в виде нескольких горизонтальных полок, соединённых между собой ажурными стойками ◆
Одежда – русский сарафан, русская косоворотка
Блюдо - кулебяка
Игры - лапта, Чихарда, Чижик.
Здравствуйте! Анастасия Климкина
Музей:
Кость мамонта - вымерший род млекопитающих из семейства слоновых.
Ухват — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки
Чугунок - горшок для тушения еды в печи
Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов.
Рушник - полотенце
Колыбель - кровать для младенцев
Патефон- устройство для проигрывания пластинок
Национальности : Узбеки , таджики, азербайджанцы - главное отличие , эти национальности носят головной убор- тюбетейку. Религия- мусульмане
Грузины-основное отличие , танец лезгинка, шапка из овчины. Религия- христианство
Русские - балалайка, самовар . Религия - христианство
Татары- праздник «Сабантуй» проводятся различные состязания . Религия -мусульмане
Казахи- разводят большое количество лошадей и баранов. Религия - мусульмане.
Максимовский д.с.
Слово | Значение |
Часовня | Небольшое церковное строение с иконами, но в отличии от церкви-без алтаря |
Изба | Деревянный(бревенчатый) жилой дом в сельской местности |
Горница | Старинное название комнаты в деревенском доме |
Прялка | Предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки |
Лучина | Тонкая щепка сухого дерева |
Ушат | Старинная деревянная посуда с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками - |
Лохань | Деревянная клёпочная посуда круглой или овальной формы, с невысокими краями для различных надобностей (мытья посуды, стирки белья ) |
Корыто | Большой продолговатый открытый сосуд для стирки и других домашних надобностей |
Рушник | Полотенце с вышитыми в ручную узорами |
Самовар | Старинное устройство для кипячения воды и приготовления чая |
Кувшин | Старинный высокий округлый сосуд с горлышком и ручкой |
Сундук | Старинный предмет мебели, в виде ящика с крышкой |
Коромысло | Старинное дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов |
Ухват | Железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки |
Колыбель | Подвесная или напольная качающаяся кроватка для маленького ребёнка |
лапти | Старинная русская обувь для жителей сельской местности |
Крынка | Древний глиняный сосуд |
Щи | Разновидность супа, старинное русское блюдо |
Нудли | Блюдо украинской кухни (рулетики из теста с начинкой из зелени) |
Сутжент | Традиционное казахское блюдо из пшена и изюма |
Брецель | Немецкая выпечка из дрожжевого теста |
Шакар-чурек | Узбекская сладкая выпечка |
Дорба | Казахская сумка для праздничных подарков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...
Авторская программа "Мой край родной - далёкий, близкий"
Наше дошкольное образовательное учреждение находится в сельской местности, поэтому народная культура нам близка, понятна и интересна. Мы хотим воспитать наших детей так, чтобы они, уважали...
Авторская программа «Шербакульский край родной» для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старш...
Авторская программа «Шербакульский край родной» для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение д...
Авторская программа "Люблю тебя, мой край родной"
Программа рассчитана на детей старшей группы и направлена на развитие творческих способностей детей и воспитание любви к родному краю....
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....