Авторская программа «Шербакульский край родной» для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет
рабочая программа на тему
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_sherbakulskiy_kray_rodnoy_1.doc | 324 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Ресурсный центр информатизации образования и методического обеспечения» Шербакульского района Омской области
Утверждена
на расширенном заседании
муниципальной рабочей методической
группы педагогов дошкольного образования
протокол № 6 от 1.11.2017
Авторская программа
«Шербакульский край родной»
для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет
Авторский коллектив:
Шарканова В.В., методист МКУ «РЦИОиМО»
Косова Л.В., заведующая МБДОУ Детский сад «Солнышко» р.п. Шербакуль
Чирко Е.В.. воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ Детский сад «Солнышко» р.п. Шербакуль
Дятчина О.В., педагог-психолог первой квалификационной категории
МБДОУ Детский сад «Солнышко» р.п. Шербакуль
Рецензенты:
Кравченко О.В., старший воспитатель первой квалификационной категории,
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Березка»
Дятчина О.В., педагог-психолог первой квалификационной категории, воспитатель
МБДОУ Детский сад «Солнышко» р.п. Шербакуль
Шарканова В.В.. методист МКУ «РЦИОиМО»
Р.п. Шербакуль
2017
Оглавление
Оглавление ------------------------------------------------------------------------------------- 2
Пояснительная записка ----------------------------------------------------------------------- 3
Основные цели программы ------------------------------------------------------------------- 4
Содержание программы «Шербакульский край родной» ------------------------------ 5
1 раздел «Дом, в котором я живу» (семья, детский сад)------------------------------ 5
2 раздел «Село, в котором я живу»------------------------------------------------------- 5
3 раздел «Природа родного края» --------------------------------------------------------- 5
4 раздел «Мое многонациональное село» ----------------------------------------------- 6
Ожидаемый результат реализации программы ------------------------------------------- 6
Примерное тематическое планирование -------------------------------------------------- 7
Взаимодействие с родителями в процессе реализации программы.----------------- 12
Примерный план взаимодействия с родителями ------------------------------------------ 13
Материально-техническое сопровождение и информационные источники--------- 14
Приложение 1
- Уровни сформированности знаний о родном крае для детей 6-7 лет --------- 16
- Контрольные задания для определения уровня
сформированности знаний о родном крае у детей 6-7 лет------------------------ 17
Приложение 2 Глоссарий ------------------------------------------------------------------------- 20
Пояснительная записка
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей.
Практика показывает, что изучение родного края имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников. В развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Современные дети недостаточно знакомы с народными традициями, с особенностями родного края, своего поселка, страны. Они часто бывают равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, свое село, нам нужно знакомить их и показывать окружающий мир с привлекательной стороны. Но никакие знания педагога не дадут положительного эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой поселок, свой народ и беречь окружающую природу. В воспитании все должно основываться на личном примере взрослых: педагогов и родителей, на партнерском взаимодействии взрослого и ребенка.
Для успешной реализации программы «Шербакульский край родной» необходимо создание таких психолого-педагогических условий, как уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях; использование в деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей к взрослым и друг к другу.
Задача взрослых – как можно раньше побудить в детях любовь к ближнему, к родному краю, его природе и животному миру, воспитывать уважение к отчему дому, детскому саду, родной улице, поселку.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию и социально-коммуникативной адаптации детей к будущей жизни в условиях дошкольной образовательной организации. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое наследие своего села, района, области и России в целом.
Программа «Шербакульский край родной» разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования к части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом пяти образовательных областей стандарта (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) и предназначена для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Цель программы – развитие у дошкольников социально-личностной культуры средствами приобщения их к культурному наследию Шербакульского края (район и рядом прилежащая территория), знакомство с жизнью и бытом народа, характерными нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды, разнообразием природного мира.
Программа направлена на решение таких задач, как объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; как формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Для реализации программы используются разнообразные формы работы – экскурсии, наблюдения, изучение природных и общественных явлений, чтение художественных произведений местных поэтов и писателей; посещение выставок, рассматривание картин местных художников, экспонатов местных музеев, встречи и общение с известными людьми и т.д.
В процессе различных видов деятельности у детей возникает потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, живой природы, осознавать себя частью малой Родины.
Данная программа является доработанным вариантом с учетом ФГОС ДО программы по краеведению «Шербакульский край родной», разработанной в 2014 году.
Авторская программа «Шербакульский край родной» рекомендована для реализации в ДОО Шербакульского муниципального района как Примерная в части, формируемой участниками образовательных отношений. Каждый педагогический коллектив ДОО имеет право вносить свои коррективы, в соответствии с условиями и возможностями ее реализации на селе и в данном детском саду.
Количество групповой специально организованной совместной деятельности взрослого и дошкольников (занятий) составляет для детей 3-5 лет — 30 занятий, для детей 5-7 лет 50 занятий в год.
Программа реализуется в процессе как специально организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности ребенка. Часть материалов изучается и закрепляется интегрировано в процессе реализации базовой части основой образовательной программы детского сада.
Длительность каждого специально организованного образовательного процесса соответствует требованиям СанПиНа и составляет 15-25 минут для малышей и 25-35 минут для старших дошкольников.
Материалы программы «Шербакульский край родной» изучаются в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду: утренний, вечерний отрезки времени — индивидуально; прогулка, вторая половина дня — коллективно. Каждая тема модуля интегрировано проходит в работе с детьми в течение целого дня. В зависимости от сложности материала и формы работы, тема может изучаться от 1 до 3 дней.
Социальные партнеры:
- сельский краеведческий музей
- школьный музей
- сельская библиотека
- детская школа искусств
- школа, ДЮСШ, ДДТ
- архив
- картинная галерея
- Свято-Успенская церковь
- администрация городского (сельского) поселения
- лесничество
- МЧС
Основные цели программы
Цели:
- формирование у дошкольников чувства любви к родному краю, гражданской позиции жителя своего села, Шербакульского района, Омской области - своей малой Родины;
- элементарное знакомство детей с историей своего села, поселка, с социально-значимыми объектами населенного пункта, приобщение к культуре и традициям своего народа;
- уточнение представления о растительном и животном мире родного края, о спортивных достижениях и видах спорта, приоритетных в селе, районе, области;
- знакомство дошкольников с замечательными людьми сельского труда, творчества и спорта, проживающими в Шербакульском районе;
- обогащение активного и пассивного словаря дошкольников терминами исторического и национального многообразия предметного окружения.
Содержание программы «Шербакульский край родной»
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Дом, в котором я живу» (семья, детский сад).
2 раздел «Село, в котором я живу».
3 раздел «Природа родного края».
4 раздел «Замечательные люди труда, творчества и спорта».
1 раздел «Дом, в котором я живу» (семья, детский сад).
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Здесь ребенок должен научиться жить в коллективе, дружить с товарищами, уважать их. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Село, в котором я живу».
Дети получают сведения о родном селе/поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности/сельском хозяйстве, видах транспорта, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, спорта, знаменитых земляках, защитников Отечества.
Цель: формирование представления об исторических корнях малой Родины. Рассказать детям о достопримечательностях, о социально-экономической значимости села, района. Воспитание уважения к людям труда, культуры и спорта, героям Великой Отечественной Войны, к защитникам нашего Отечества.
3 раздел «Природа родного края».
Любовь к родному краю – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем сведения о природе Шербакульского края: о водоемах и их обитателях, о растениях и лекарственных травах, о животном мире. У детей необходимо формировать эстетическое восприятие красоты окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Основной задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения села/поселка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
Расширять представления о природных богатствах села/поселка: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
4 раздел «Мое многонациональное село».
Шербакульский край населяют люди многих национальностей. Это - русские, немцы, казахи, украинцы, чуваши, молдаване и т.д. В этом разделе у детей формируются представления о том, что наше село/поселок, наш район и вся Россия – многонациональны, имеют самобытные, равноправные культуры.
У детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей малой родине, к своей стране, к ее культуре. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям своего народа. Дети знакомятся с праздниками и обрядами, народно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о культуре народов своего села, Шербакульского края, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость.
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в селе/поселке и культуре, которую они представляют.
Задачи:
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов района, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения села/поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села/поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3–4 года.
Знать фамилию. имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего села/поселка; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4–5 лет.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном селе/поселке.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским и т.д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
Знать свой домашний адрес, название села/поселка.
Иметь представление о символике села/поселка.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа населившего село/поселок, Шербакульский край.
Узнавать на фотографиях достопримечательности села/поселка, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
Краткие сведения об истории села/поселка, области.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг Омской области и своего села/поселка.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России. Знать и уметь рассказать о своих земляках: войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ, ветеранах Афганской войны.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде, языке и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Иметь представление о достижениях земляков – спортсменов, о произведениях искусства местных поэтов и художников.
Знать и выполнять правила безопасности поведения в природе и на улице села/поселка.
Иметь элементарные представления об охране природы, окружающего мира.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Примерное тематическое планирование (каждая ДОО самостоятельно корректирует и дополняет этот раздел при внесении его в ООП детского сада, в части формируемой участниками образовательных отношений)
II младшая группа (3–4 года)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» | Целевая прогулка (растения участка) |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | Проект (рисование) «Портрет семьи» | Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» |
Ноябрь | Проект «Мамы - рукодельницы» (знакомство с трудом мамы). | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | Совместная деятельность с родителями «Снежные фигуры на участке» |
Январь | Проект «Мой родной поселок». | Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном поселке. | Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | «Мой любимый папа». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Как стать сильным?» |
Март | «Я и моя мама». | Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Проект «Посадим лук». |
Апрель | «Рассказы о своей семье». | «Наши добрые дела». Труд взрослых | Беседа «Дом в котором мы живем». | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». |
Май | Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. | Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», из сборника В.Степанова «Наша природа». | Беседа «Наш поселок». |
Июнь | Природоохраня-емая акция «Посади цветок» | Экскурсия на площадь им. Гуртьева | Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес» |
Июль | Познавательное развитие «Труд воспитателя». | Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». | «Друзья наши меньшие» – создание с родителями книжек- малышек о диких животных поселка | Беседа «Шербакуль – моя родина». |
Август | Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». | Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». | Рассматривание фотоальбома «Мой родной Шербакуль» здания и памятные доски в поселке. | «Наша дружная семья». Фотовыставка |
Средняя группа (4–5 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. | Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях. | Прохождение экологической тропы. – Природа нашего поселка. | «Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье. | Проект «Мой родной поселок». |
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы поселка). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения. | Целевая прогулка «В нашем поселке строят новый дом». |
Декабрь | Проект (рисование) «Построим большой дом». | Беседа «Мое здоровье». | Труд взрослых: понятие «Профессия». Профессии сотрудников детского сада. | «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. |
Январь | Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой». | Проект «Дружат дети на планете». | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. | Досуг «Подвижные народные игры» |
Февраль | «Мы следопыты» – о жизни диких животных в Шербакульских лесах. | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. | «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «День Защитника Отечества». |
Март | «Наша мама лучше всех». Фотовыставка. | «Поселок. Транспорт. Пешеход». | «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) | Развлечение «Быть здоровыми хотим». |
Апрель | «Мой поселок», рассматривание альбома о Шербакуле. | «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. | Беседа «Помощники». Об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. | Знакомство детей с флагом России и Омской области. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам поселка. | Рассказ воспитателя «О Дне Победы». | Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные», знакомство с профессией пожарника. | Целевая прогулка к памятнику Войнам – землякам ВОВ. |
Июнь | Акция «Озелени участок» | Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
Июль | Экскурсия к памятнику Гуртьева. | Проект (рисования) «Мой детский сад». | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности поселка Шербакуль». |
Август | Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. | Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. | Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». | «Мой край задумчивый и нежный». |
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Беседа «Как я провёл лето» | Беседа с детьми о летнем отдыхе. «Страна большая, наш край, поселок, деревни». | «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края). |
Октябрь | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». | Сюжетно-ролевая игра «МЧС». | Рассказ воспитателя «О символике родного края». | Рассматривание карты России, карты Омской области (местоположение п. Шербакуль). |
Ноябрь | Беседа «Знаменитые люди поселка» (фотоальбом). | Экскурсия к строительству нового дома. | «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) | Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. |
Декабрь | Проект «Украшаем детский сад к Новому году». | Экскурсия в краеведческий музей. | Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии поселка). |
Январь | Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) | Изготовление с детьми и родителями герба Шербакуля. | История возникновения п. Шербакуль | Проект «Вкусная и полезная пища». |
Февраль | Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). | Природный мир «Природа и человек». | Акция «Подарки для Защитников Отечества». | Праздник «День Защитника Отечества». |
Март | Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 Марта | Целевая прогулка по близлежащим улицам п. Шербакуль. | Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности п. Шербакуль». | Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча с поэтами п. Шербакуль». |
Апрель | Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш поселок». | Изготовление книжек- малышек «Шербакульские озера» | «Кем работают наши родители». | Экскурсия к памятнику Войнам – землякам ВОВ. |
Май | Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ, проживающими в п. Шербакуль. | «Вкусная и полезная пища». Знакомство с национальными блюдами. | Беседа «Национальная одежда коренных народов». | Викторина «Знаешь ли ты свой поселок?» |
Июнь | «Украсим детский сад» Озеленение территории детского сада. | «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. | Досуг «Зарница». | «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. |
Июль | Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. | Экскурсия в краеведческий музей. | Развлечение «Приключения капельки». | Познакомить с животными Омской области, занесенными в Красную книгу. |
Август | Беседа «Ядовитые растения» | Составление с детьми альбома «Растения п. Шербакуль». | «Символика поселка». | «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих поселок. |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Памятники героям» | Родные просторы (знакомство с местоположением п. Шербакуль на карте). | Рассматривание альбома «Край, в котором мы живем». | Проект «Наше дерево». |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». | Посещение Центральной районной библиотеки «Как все начиналось?» Встреча со старожилами п. Шербакуль. | Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего поселка». | Экскурсия по близлежащим улицам п. Шербакуль. Рассказ педагога о происхождении названий улиц. |
Ноябрь | Проект (комплексное занятие) «Символика Омской области» (изобразительная и музыкальная деятельность). | Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника. | «Кладовая п. Шербакуль» (полезные ископаемые округа). | Спортивный досуг, посвященный Дню матери. |
Декабрь | Беседа «Важные даты Омской области и п. Шербакуль». | Экскурсия в музейную комнату школы №1 (преемственность). | Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». | Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов». |
Январь | Спортивное развлечение «Ориентировка по карте». | Чтение З. Александрова «Дозор». | Экскурсия в Центральную районную библиотеку. | Сбор информации об участниках войны – жителях нашего поселка. |
Февраль | Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой». | Оформление альбома «История детского сада «Солнышко» в фотографиях». | Операция «Радость» изготовление подарков и вручение сотрудникам МЧС. | Праздник «День Защитника Отечества». |
Март | Праздник «Наши мамы». | «Все профессии нужны, все профессии важны». Знакомство с профессиями женщин п. Шербакуль. | Беседа о климатические особенностях п. Шербакуль. | Рассказ педагога о Героях Советского Союза. |
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к Всероссийскому дню здоровья). | «Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей. | Проект (рисование) «Язык орнаментов». | Беседа «Архитектура родного поселка». акция «Спасти и сохранить». |
Май | Экскурсия к памятнику Войнам- землякам ВОВ. | Рассказ педагога о озерах п. Шербакуль | Викторина «Конкурс знатоков родного поселка». | «Я и мой поселок» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников. |
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | Беседа «Берегите растения». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по поселку». | Игра – фестиваль «Загадки Лешего». |
Июль | Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». | Досуг «Зарница». | Беседа «Зачем людям нужна вода?» | Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой поселок». |
Август | Государственная символика, символика поселка, Омской области. | Праздник русского народа (традиции, игры, обряды). | Досуг «Наши друзья деревья». | Встреча с участниками Чеченской и Афганской войны (подарки, благодарственные письма). |
Взаимодействие с родителями в процессе реализации программы.
Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагается взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Кроме того, взрослыми (родителями и педагогами) необходимо создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию положительных эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Примерный план взаимодействия с родителями
(каждая ДОО самостоятельно корректирует и дополняет этот раздел при внесении его в ООП детского сада, в части формируемой участниками образовательных отношений)
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Проведение родительского всеобуча. | По плану ДОУ | Воспитатели |
2 | Выставка цветов и цветочных композиций . | Сентябрь | Воспитатели, родители |
3 | Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края). Проекты: «Перелетные птицы родного края», «Зимующие птицы Шербакуля» | Октябрь | Воспитатели, родители |
4 | Конкурсы рисунков «Моя мама лучше всех», «В кругу национальных костюмов». | Ноябрь | Воспитатели, родители |
5 | Круглый стол, посвященный Дню матери. «Конкурс национальных блюд» | Ноябрь | Воспитатели, психолог, родители |
6 | День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». Проекты: «Почему заяц поменял свою шубку?», «Где зимуют лягушки?», «Как «спят» деревья?», «Ежик зимой спит, а заяц?» | Декабрь | Воспитатели, родители |
7 | Оформление стенда «Древо своей семьи». Проекты: «Мой дедушка – герой», «Письмо из прошлого», «Зимние радости!» | Январь | Родители, воспитатели |
8 | Конкурсы плакатов «Защитники Отечества», «Сохраним природу родного края», «Национальная игрушка» | Февраль | Воспитатели, родители |
9 | Досуг «Мой – папа». Проекты: «Все работы хороши!», | Февраль | Воспитатели, родители |
10 | Проекты «Мама, папа, я – спортивная семья», «Знаменитые спортсмены – земляки» | По плану ДОУ | Воспитатели, муз. руководитель, родители |
11 | Организация совместных занятий детей и родителей. Проекты: «Архитектура нашего села», «Художники и поэты – земляки», «Строим домик для скворца», «Огород на подоконнике» | Апрель | Воспитатели, родители |
12 | Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проекты «Дети - ветеранам», «Победная песня весны», «Насекомые Шербакульского края» | Апрель | Родители, воспитатели |
13 | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проекты «Зеленая улица», «Участок моего детского сада» | Июнь | Родители, воспитатели |
14 | Экологический форум «Животные родного края», «Природа Шербакульского края на полотнах местных художников» | Июль | Родители, воспитатели |
15 | Участие в празднике «Здравствуй, золотая осень!» | Август | Родители, воспитатели |
Материально-техническое сопровождение и информационные источники:
- Книга «Шербакулю – 100лет», А. Колесников
- Книга «Шербакулю – 120 лет», Л.Евсеев
- Книга «Ты со мною, родной Шербакуль» (стихи, проза, публицистика, фотографии, иллюстрации), Д.А. Желонкина, р.п. Шербакуль
- Краеведческий историко – этнический альманах «Живем в согласии на родной земле» №1, председатель редакционного совета Г.Е. Савелькина, р.п. Шербакуль
- Краеведческий историко – этнический альманах «На родной земле» №2, председатель редакционного совета Г.Е. Савелькина, р.п. Шербакуль
- Книга «Солдаты победы», Х.А. Сулейманова, р.п. Шербакуль
- Сборник стихов «Радость возвращения домой», Э.Л. Пономарева, М.А. Конькова, А.Н. Браун, С.А. Молдабаева, р.п. Шербакуль
- Книга «…Мне хорошо! Я – живу…» (стихи Р. Рождественского, сказка – мультипликационный фильм), составитель Д.А. Желонкина. Р.п. Шербакуль
- «Королева спорта Шербакуль 2006», председатель редакционного совета Г.Е. Савелькина, р.п. Шербакуль
- Справочник «Моя Родина Россия» (герб, гимн, флаг России), И.В. Синова, г. Омск
- Книга «Мы живем в России» (стихи), В. Степанов, г. Омск
- Книга стихов «Вот моя деревня», Т. Белозеров, г. Омск
- Сборник Стихов и рисунков детей «Шербакульский пегасик», Л.В. Бондарева, р.п. Шербакуль
- «Омское Прииртышье»/ Программа для дошкольных образовательных организаций, Борцова Л.В., Гаврилова Е.Н., Зенова М.В., Чернобай Т.А. и др..г. Омск
- Введение в мир природы и экологии Омского Прииртышья. Хрестоматия,
Борцова Л.В., Дедер Т.В., Молчанова Е.Г., г.Омск
- Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья. Хрестоматия,
Иванова Е.И., Зенова М.В., Педер Н.А. и др.г. Омск
- Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья. Хрестоматия, Борцова Л.В., Дедер Т.В., Молчанова Е.Г.г. Омск
- Маленький житель Омского Прииртышья: методические рекомендации
Борцова Л.В., Дедер Т.В., Молчанова Е.Г.и др., г. Омск
19.Введение в мир литературы Омского Прииртышья. Хрестоматия,
Чернобай Т.А., Кондрашова Н.А., Якубова Т.М., г. Омск
20.Статья «Воспитание большого гражданина России.» // Дошкольное воспитание 2007 №6, Евтушенко С., Веселова Л.
21.Статья «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» // Дошкольное воспитание 2006 №2, Комарова Т.С.
22.Статья «О гражданском воспитании дошкольников» // Дошкольное воспитание 2006 №5, Комратова Н.
23.Статья «Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада» // Воспитатель ДОУ 2008 №12, Казакова Н.В.
24.Статья «Мне посчастливилось родиться на Руси» // Воспитатель ДОУ 2008 №8, Пряхина С.А
25.Статья «Любить малую родину».//Дошкольное воспитание 2005 №10, Соболева И.
26.Альбом «Военные истории», Н.П. Антонова, Т.Г. Вставская, р.п. Шербакуль
27.Альбом «Достопримечательности Шербакуля», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
28.Альбом «История возникновения Шербакуля», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
29.Альбом «Национальности Шербакульского района и костюмы», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
30.Альбом «Животный мир Шербакульского района», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
31.Альбом «Растительный мир Шербакульского района», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
32.Альбом «Профессии нашего района», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
33.Альбом «Я помню, я горжусь!», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
34.Альбом с фотографиями картин местного художника В.Г. Данилова (каталог выставки «Вдохновение»), воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
35.Альбом с фотографиями картин местных художников Дерин С., Дерин Д., Браун М., Доровко С., р.п. Шербакуль
36.Папка «Земляки – участники Афганской войны», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
37.Папка «Земляки –участники Чеченской войны», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
38.Папка «Шербакульцы - герои великой победы», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
39.Фотоальбом «Экскурсии по памятным местам родного края», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
40.Фотографии «Бессмертный полк» (Краеведческая коллекция), воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
41.Фотографии «Знаменитые люди поселка», воспитатели Шербакульского детского сада «Солнышко»
42.Конспекты НОД по темам программы «Шербакульский край родной» (все возрастные группы), воспитатели, педагог – психолог, муз. руководитель Шербакульского детского сада «Солнышко»
43.Иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей.
44.Экспозиции «Боевой славы», «Трудовой славы» односельчан. На базе сельской библиотеки, Дикая В.М.
45.Государственные символы, Алексеев Ю.А.
46.Народные праздники в детском саду, М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова
47.Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей ДОУ
И.М.Новикова
48.«Звуки природы родного края», запись на электронных носителях, педагоги ДОУ.
49.Портрет Президента РФ, Герб, флаг (символика), гимн России
Герб, флаг (символика), гимн Шербакуля
50.Глобус. Карты Мира, России, Омской области, р.п. Шербакуля
Приложение 1
Уровни сформированности знаний о родном крае для детей 6-7 лет
Фамилия, имя ребенка | Родная страна | ||||
Родная страна (название, символика, столица) | Родное село, поселок (название, дом, адрес, достопримеча тельности, улицы | История народной культуры и традиций (народная игрушка, праздники, народы Шербакульского района) | Историко-географический и природный компоненты родного края (природные богатства, животный и растительный мир, климатические условия) | Личностное отношение к родному селу/поселку. (Забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться, умение анализировать свои поступки и поступки других). | |
|
|
|
|
|
|
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном крае у детей 6-7 лет.
Задание 1. «Родное село/ поселок»
Цель: Определить уровень знаний о родном селе/поселке, (знать название своего села/поселка, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности села/поселка).
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема села/поселка, фотографии с достопримечательностями села/поселка, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название села/поселка, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности села/поселка, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности села/поселка. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного села/поселка»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного села/поселка и области.
Материалы: Герб города Омска, своего села и поселка Шербакуль.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города Омска своего села и поселка Шербакуль.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего села/поселка. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского (немецкого, казахского, украинского) народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: выставка в ДОУ «Люблю тебя, мое село, мой Шербакуль».
С.-р. игры «Русская изба», (немецкая, казахская, украинская)
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского (немецкого, казахского, украинского) быта, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего села/поселка; о историко-географическом расположении своего села, р.п. Шербакуль.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели озер Шербакульского района»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении села/поселка, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какие озера находятся в Шербакульском районе и как они называются? Какая рыба водится в озерах? Какие виды растительности можно встретить в селе/поселке? Какие животные обитают в лесах Шербакульского района?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир своего села/поселка, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному селу/поселку»
Цель: Определить отношения к родному селу/поселку. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в своем селе, в р.п. Шербакуль? Что ты запомнил, посещая сельский/районный краеведческий музей?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал после посещения сельского/районного краеведческого музея. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с историческими материалами о родном селе/поселке.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Беседа с детьми на тему «Моя Родина»
Цель — выявление особенностей представлений старших дошкольников о родной стране и отношения к ней.
Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.
Организация диагностической процедуры.
Беседа проводится по вопросам:
- Как называется село/ поселок, в котором ты живешь?
- Как называется область в которой ты живешь?
- Как называется страна, в которой ты живешь?
- Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.
- В каких городах нашей страны ты еще бывал?
- О каких городах ты слышал?
- Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рассказать о своей стране?
- Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?
- Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем селе/поселке стало лучше?
- Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего села/поселка, — какие бы три желания ты загадал бы?
Приложение 2
Глоссарий
Баурсаки - традиционное мучное изделие алтайцев, башкир, казахов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, татар, тувинцев, туркменов, узбеков, уйгуров.
Батог-палка.
Брецель- немецкая выпечка из дрожжевого теста.
Веретено - стержень для навивания пряжи, перерабатываемой в нить.
Вехотка - мочалка для бани.
Горище - нежилое помещение на крыше дома(чердак).
Горница - верхняя комната с большими окнами.
Гумно, гумнище – место, где молотят зерно, а так же сарай, где хранят сено.
Душегрейка - теплая кофта без рукавов - обычно на вате, меху - как часть старинного женского русского костюма.
Дорба - казахская сумка для праздничных подарков.
Ендова - большая чашка для разлива напитков.
Жить бирюком - жить отдельно от всех.
Жбан - кувшин с крышкой.
Зыбка - колыбель для малыша.
Изба – дом, жилище.
Каравай - главный свадебный хлеб у славян, большой, чаще всего круглый, который делят на свадьбе для угощения всех её участников. Обычно искусно украшенный.
Карга – ворона.
Кафтан - старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом. В Древней Руси кафтан имел широкое распространение.
Карахай - татарин, мусульманин.
Коромысло - деревянная дуга с крючками или выемками на концах для носки вёдер на плече.
Кокошник – головной убор.
Корыто - большой продолговатый открытый сосуд для стирки и других домашних надобностей.
Кочет-петух.
Керосиновая лампа - светильник, работающий на основе сгорания керосина.
Коса - сельскохозяйственный ручной носимый инструмент для скашивания травы (на сено, на корм скоту, для выравнивания газонов и т. п.).
Кнут - верёвка или ремень, прикреплённые к палке и служащие для понукания животного.
Крынка - глиняный горшок для молока.
Кувшин - старинный высокий округлый сосуд с горлышком и ручкой.
Лапти - обувь из коры березы.
Лохань - деревянная клёпочная посуда круглой или овальной формы, с невысокими краями для различных надобностей (мытья посуды, стирки белья).
Лукошко - небольшая ручная корзина из бересты или прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов.
Лучина - тонкая щепка сухого дерева.
Люлька- детская колыбель, зыбка.
Маслобо́йка (па́хталка — от «пахта») — приспособление для изготовления сливочного масла.
Наличники – украшение окон снаружи.
Нудли - блюдо украинской кухни (рулетики из теста с начинкой из зелени).
Око – глаз.
Оборка - завязка на лаптях.
Перст – палец.
Подстака́нник — подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы употреблять горячий чай, не обжигая ладони.
Помело - специальный веник, с помощью которого сметали с печи лишний мусор, и для других целей он не использовался. Обычно помело использовали перед тем, как собирались печь пироги.
Порты – мужские брюки.
Прялка - приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.
Рукотерник или утирка – полотенце.
Рукомойник - место, где мыли руки.
Рубель - деревянный брусок с короткой ручкой, предназначенный для глажки белья в старину.
Русская печь - массивная печь с лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений.
Рус - коренной житель Руси
Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями.
Серп - ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Стиральная доска — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду с целью обеспечить более эффективное проникновение.
Скалка – это доска с зарубками и рукоятью, на скалку наматывалось белье и двигали вперед – назад.
Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей.
Смалец – вытопленное сало; жир, вытопленный из сала. Часто, хотя и не обязательно, для этого используется внутренний жир как самый малопригодный для других целей.
Сбитень - старинный восточнославянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы.
Горячий сбитень обладает согревающим и противовоспалительным действием, поэтому пили его преимущественно в зимний период.
Холодный сбитень был не менее популярным питьём при утолении жажды в бане или летом в жаркий день, напиток из воды мёда и пряностей
Соловые - лошади желто-белой масти.
Сту́па (сту́пка) — сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи песта. Так же в ступах могут растирать и смешивать вещества.
Сундук - место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти.
Сутжент - традиционное казахское блюдо из пшена и изюма.
Толкушка - предмет кухонной утвари, предназначенный для размельчения и толчения пищи.
Уста - рот, губы.
Ухват - с помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей.
Угольный утюг — элемент бытовой техники для разглаживания складок и заминов на одежде. Процесс разглаживания называют глажкой или глаженьем. Угольный утюг просуществовал и был популярным почти сто лет.
Хата - традиционный дом украинцев, белорусов, с печью, как правило, с соломенной или камышовой кровлей.
Хутор – малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домов; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством. Житель хутора назывался хуторянином.
Шакар-чурек - узбекская сладкая выпечка.
Штрудели - национальное австрийское блюдо, рулет из тонкого теста с яблочной начинкой.
Щи - разновидность супа, старинное русское блюдо.
Юшка - уха.
Чугунок - это посуда округлой формы для приготовления пищи в русской печи.
Словарь молдавского языка:
дом – каса;
горница – касамаре;
хлеб – пынь;
соль – саре;
картошка – гандрабург;
деревня – сату;
ковер лайчерь;
подушка – перни;
сапоги – чеботь;
шуба – кожан;
береза - копак;
корова - вака;
деньги – бань.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Мой край родной - далёкий, близкий"
Наше дошкольное образовательное учреждение находится в сельской местности, поэтому народная культура нам близка, понятна и интересна. Мы хотим воспитать наших детей так, чтобы они, уважали...
Авторская программа по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет) «Мы – артисты!»
Данная программа «Мы – артисты!» по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет основана на программах: М.Д. Маханевой и ИващенкоЛ.П. «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраст...
Авторская программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Детская аэробика"
Авторская программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Детская аэробика"...
Авторская программа "Шербакульский край родной"
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение д...
Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП детского сада «Шербакульский край родной»
Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП детского сада «Шербакульский край родной» для детей старшего дошкольного возраста.«Люби и знай...
Авторская программа «Шербакульский край родной» для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение д...
Шербакульский край родной
Презентация Шербакульский район, символика, гимн, герб....