Авторская программа "Люблю тебя, мой край родной"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Программа рассчитана на детей старшей группы и направлена на развитие творческих способностей детей и воспитание любви к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа | 135.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Баунтовский эвенкийский район
МАДОУ детский сад «Теремок»
Принята педагогическим советом УТВЕРЖДАЮ
МАДОУ детский сад «Теремок» Заведующая МАДОУ детский сад «Теремок»
От «______»_________________ __________________ Тугаринова О. В.
Протокол № _________________ от «____» ___________________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по художественно-эстетическому развитию
«Люблю тебя, мой край родной»
для детей 5 -6 лет, старшая группа
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Каштанова Татьяна Георгиевна
Воспитатель высшей категории
2020 г.
Содержание:
Целевой раздел. Пояснительная записка………………………………….стр. 3
Методические рекомендации………………………………………………стр. 6
Критерии оценки……………………………………………………………стр. 9
Содержательный раздел……………………………………………………стр. 10
Литература…………………………………………………………………..стр. 17
Приложение № 1. Технологические карты………………………………..стр. 20
Приложение № 2. Дидактические игры и упражнения…………………..стр. 29
Приложение № 3. Динамические релаксационные паузы……………….стр. 32
Целевой раздел:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы «Люблю тебя, мой край родной!» разработана в соответствии с ООП МАДОУ детский сад «Теремок», в соответствии с введением ФГОС ДО.
Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6, 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. При создании программы был использован опыт работы Л. В. Компанцевой «Поэтический образ природы в детском рисунке». Содержание работы с детьми в данной программе, расширено, углублено и конкретизировано.
Актуальность программы заключаетсяв том, что одной из важных задач развития ребенка является формирование его духовного мира путем приобщения к различным видам искусства и пробуждения эмоционально-творческого начала. Другой, не менее важной задачей является привитие детям любви к малой родине. Создавая условия побуждающие ребенка к занятиям искусством, я обратилась к образам родной природы. Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность; побуждает к игре, труду, художественной деятельности. Он является источником радостных эмоций, эстетических переживаний, чувства бережного заботливого отношения к растениям и животным, стремления заботиться о них. Неоценимо, в этом смысле, так же влияние на ребенка произведений искусства, в частности картин выдающихся русских пейзажистов И.И. Левитана, К.Ф. Юона, Д.К. Саврасова и др. Их творения помогают прививать детям любовь к природе, прекрасному, учат добру.
Педагогу лишь необходимо помочь детям понять всю ценность произведений искусства. Чем раньше мы обратим внимание ребенка на цвет травы, неба, цветов, удивимся с ним сочетанию красок, восхитимся красотой окружающей природы, тем скорее возникнет у него потребность в самовыражении, тем глубже он проникнется любовью к родной земле. Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают лишь те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.
В процессе творчества осуществляется развитие эстетического вкуса и художественных способностей, овладение изобразительными умениями и навыками в работе с различными материалами.
Как утверждает доктор педагогических наук, искусствовед Н. П. Сакулина «Дети, конечно, не делаются художниками, оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретаю опыт настоящего творчества, который в дальнейшем прилагается к любой области труда».
Не важно, кем станет ребенок, главное, что занятие различными видами изобразительной деятельности всесторонне развивают ребенка, формируют творческую личность, учат мыслить смело и свободно.
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей, воспитание любви к родному краю через эстетическое восприятие красоты и богатства родной природы.
Задачи:
Познавательное развитие
Наблюдать с детьми явления природы, смену цветовой гаммы, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять знания об особенностях растительного и животного мира родного края.
Дать понятие о линейных планах пейзажа (ближний, средний и дальний планы). Дать детям знания о цвете: основных цветах синем, красном и желтом, о второстепенных цветах полученных при смешивании основных, о делении цветов на теплые и холодные гаммы.
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Дать знания о правилах поведения во время общения с природой. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание; формировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий; развивать способность к общению и взаимодействию ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Художественно-эстетическое развитие
Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем. Дать сведения о художниках пейзажистах и их картинах. Учить понимать настроение пейзажа и отношение художника к картине. Учить выделять средства выразительности: колорит, композицию, материал.
Учить видеть в пейзаже перспективу.
Учить изображать природу в разное время года и суток, выражать в рисунке свое отношение к ней. Упражнять в построении многоплановых композиций пейзажа.
Учить самостоятельно выбирать и использовать доступные средства выразительности: акварель, гуашь, цветные мелки, фломастеры, цветные и восковые карандаши и пр. Учить работе с простым карандашом, рисовать, меняя нажим на карандаш.
Учить пользоваться разнообразными методами и приемами рисования: рисованию на мокрой бумаге акварелью, смешиванию красок на рисунке; отмывкой, для создания нужного фона; рисованию в перспективе и методом точек, рисованию пальцем и т.д.
Учить находить нужный тон для рисования путем смешивания красок на палитре или осветления красок водой.
Формировать высокие эстетические вкусы, чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Развивать способности к изобразительной деятельности: чувство цвета, формы, композиции, воображение, творчество.
Речевое развитие
Учить высказывать своё отношение к изображенному на картине, строить предложения описательного характера, использовать в речи выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры.
Развивать и обогащать речь детей путём поиска эпитетов и сравнений для описания наблюдаемых объектов и явлений природы, активизировать словарь детей эстетическими терминами, обогащать определениями, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения.
Физическое развитие:
Сохранять и укреплять здоровье воспитанников во время занятий изобразительной деятельностью предотвращая утомление и усталость при помощи физкультминуток, разминок, релаксационных пауз;
Прививать детям навыки общения с природой, любовь к пешим прогулкам по окрестностям родного посёлка Маловский.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений)
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Развивающая среда в изостудии предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.
Гипотеза:
Для развития творческих способностей детей, воспитания любви к родному краю необходимо:
1. Определить психолого—педагогические условия.
2. Создать условия для наблюдений в природе.
3. Подобрать художественную литературу.
4. Подобрать пособия и художественно—методический материал.
5. Обеспечить наличие разнообразного изобразительного материала.
В старшем дошкольном возрасте формируются у детей высшие чувства, в частности, интеллектуальные, эстетические. Для развития интеллектуальных чувств ребёнку необходимы образные впечатления, которые бы вызывали у него яркие положительные эмоции. Развитие эстетических чувств ребёнка связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности и художественного восприятия. Таким образом, создаётся следующая цепочка:
Художественно- творческая деятельность. | ||||||
наблюдения | эмоции | Эстетические чувства | ||||
Художественное восприятие. |
Кроме того, эмоции, порождающие эстетические чувства, дают толчок и к развитию яркой, образной речи. Поэтому именно для этого я и воспользовалась разработкой Е. Савушкиной, в которой она предлагает развивать речь детей при рассматривании картин знаменитых пейзажистов.
Для реализации поставленных задач программы предусмотрено 52 НОД, разделённые на блоки. Блок «Знакомство с произведениями художников – пейзажистов» включает в себя 9 занятий, блок «Прогулки в природу» – 24 занятия, блок «Мой пейзаж» - 19 занятий (рисование). Блок «Прогулки в природу» реализуется в обычное время во время режимных прогулок, НОД по ознакомлению с художниками пейзажистами и рисованию проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Методические рекомендации
Для выразительного изображения природы необходимо поставить следующие задачи:
Развитие эстетического восприятия, формирование образных представлений, воображения.
Овладение графическими навыками и умениями позволяющими отразить в рисунке образы представлений и воображения.
Для достижения поставленных задач используются следующие методы и приёмы:
1. Игровая мотивация. Известно, что дети лучше всё воспринимают в игре. Поэтому в технологии используются игры и игровые приёмы: «Мы – художники», «Реставрационная мастерская», путешествие куда – либо, рассматривание окрестностей через «подзорную трубу» и др.
2. Наблюдение в природе. Это прогулки в лес, где воспитатель обязательно должен обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на её цвета.
Например, обращать внимание детей на цвет неба и облаков, на солнечные пятна на лужайках, на цвет тени, леса вдали и близко, цвет следов на снегу и т.д. Дети должны называть все цвета и оттенки, какие видят вокруг, измерять на глаз и показывать руками величину предметов далеко и близко, с помощью видоискателя (картонной трубки или картонки без дна ограничивающими пространство) находить красивые по их пониманию природные картинки. Эти упражнения будут развивать в детях наблюдательность, цветовое и пространственное восприятие.
Требования к наблюдению:
Целенаправленность.
Эмоциональность, неравнодушие восприятия.
Осмысленность наблюдения.
Активность (эмоциональная, мыслительная, речевая, двигательная)
Повторность наблюдения.
Дифференцированный подход.
3. Беседа.
В ходе беседы воспитатель задает детям вопросы, помогающие представить содержание рисунка, либо беседа о растительном и животном мире родного края во время прогулок.
Требования к вопросам:
вопросы должны стимулировать живой обмен впечатлениями;
способствовать пониманию выразительных черт образов природы;
способствовать представлению отдельных картин природы, которые можно изобразить, опираясь на сюжет стихотворения, на наблюдаемый объект.
4. Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
5. Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
6. Использование поэзии и художественной литературы
Требования к художественному слову:
Высокохудожественность и достоверность.
Доступность и понятность.
Яркость и образность содержания.
Развивающийся, действенный характер образов природы.
Поэзия углубляет и обозначает чувства ребенка, побуждает к восприятию в рисунке впечатлений от стихотворения.
7. Рассматривание пейзажей через видоискатель. Коробка без дна –
используется для зрительного ограничения пространства и поиска нужного пейзажа во время наблюдения или экскурсии.
8. Выделение главного в пейзаже
Это приём необходим, так как дети часто не знают с чего начать рисунок, что нужно изобразить в первую очередь. Когда главное займет нужное место на листе бумаги, можно уже добавить в рисунок второстепенные детали.
9. Выделение ближнего и дальнего плана для лучшего понимания детьми
линейных планов, я изготовила методическое пособие – вертикальную деревянную рамку закрытую стеклом, в нижней части рамки прорези для поэтапного составления рисунка-пейзажа. Детали каждого плана рельефно вырезаны сверху (например, ветви деревьев, верхушки гор и т.д.) Вставляется картинка первого плана, затем второго, после – третьего. Дети видят, что рисунок пейзажа изменяется, становится объемнее, реалистичнее.
10. Проведение НОД по изобразительной деятельности на следующий день после прогулки в лес, по свежим впечатлениям, а если это возможно, то
и сразу после наблюдения. Если не выполнять этого условия, то рисунки будут недостаточно выразительны, небрежны, нарушаются пространственные отношения, обнаруживаются моменты забывания, потеря интереса к работе.
11. Использование музыки во время НОД для создания необходимого эмоционального фона.
12. Предварительное планирование на листе места расположения отдельных изображений.
13. Показ воспитателем выполнения пейзажа от начала до конца.
Этот приём используется обычно на начальном этапе освоения техники для того, чтобы заинтересовать детей, показать детям, как доводить работу до конца, дать понять, что это не так уж и сложно. Так же этот приём можно использовать, чтобы дети не боялись чистого листа бумаги, смело воплощали свои замыслы.
14. Рассматривание картин художников-пейзажистов. Во время рассматривания картин вместе с детьми выяснять, зачем изобразил художник данный пейзаж, какое у него было настроение во время работы, как оно отразилось в его картине, какие средства использовал художник для передачи радости, грусти, печали и т.д., какие цвета помогли художнику создать впечатление холода, тепла и т.д.
Требования к картинам:
Высокохудожественность.
Доступность.
Разнообразие.
Сезонность.
15. Копирование картин.
Этот прием помогает глубже проникнуть в замысел художника, понять какими средствами он добился его выполнения. Необходимо также, для поддержки интереса к этому виду рисования, вводить его в виде игры: дети – художники, копирующие произведения великого мастера.
16. Дидактические игры. Дидактические игры используются на занятиях рисованием, во время наблюдений и в любое другое время. Они могут быть направлены на развитие восприятия окружающего: формы, цвета, величины; на закрепление новых знаний в игровой форме; на выработку определённых технических навыков.
17. Использование нетрадиционных технологий. Нетрадиционные технологии рисования поддерживают интерес детей к творчеству, открывают новые возможности в рисовании, помогают ярче передать детские впечатления. Для работы используются следующие техники и приёмы: рисование свечой, восковыми мелками и акварелью, граттаж, рисование по мокрому листу, отмывка фона, посыпка солью и др.
18. Анализ детских работ.
При оценке работ нужно исходить из следующих критериев: передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита; выделение главного образа; разнообразие композиции; изображение формы, её деталей; передача пропорций, размеров; соответствие изображения образцу.
Благодаря анализу работ становится понятнее задуманный образ природы, развивается аналитическое мышление, речь ребенка; дети учатся радоваться успехами друг друга, перенимают друг у друга интересные способы изображения.
19. Отсроченный анализ. Такой анализ необходим для более детального рассматривания детских работ, для того чтобы не оставить без внимания ни одну работу. Оценка детских работ производится с точки зрения доброжелательного внимания, поощрения, утешения при неудовлетворении ребёнка выполненной работой.
Предполагаемый результат:
Дети познают природу родного края; чутко, бережно относятся к ней, понимают и любят её.
Развивается эстетическое восприятие: дети замечают красоту окружающей природы, её разнообразие и неповторимость; понимают и ценят пейзажную живопись, эмоционально откликаются на настроение пейзажа, его красоту; высказывают эстетические суждения о произведениях пейзажной живописи.
Расширяется кругозор, речь становится яркой и образной. Дети умеют рассказывать о своих впечатлениях, умеют словами выразить свои чувства.
У детей формируются интеллектуальные качества: внимание, память, воображение, образное и ассоциативное мышление, эстетический вкус.
Развивается умение создавать и воплощать замыслы. Дети могут
выразить в рисунке свое настроение, желания, впечатления; изобразить пейзаж по памяти или создать по представлению.
Формируется ручная умелость, развивается мелкая моторика мышц. Дети любят рисовать, отдают этому много времени, используют в работе различные материалы. Рисунки детей отражают цветовое многообразие окружающего мира, они живо откликаются на красоту. Работы детей творческие, фантазийные.
Развитие творческих способностей детей необходимо оценивать по следующим критериям:
1. Умение создавать простейшие композиции на плоскости листа в перспективе.
2. Умение изображать в рисунке главное то, что выражает содержание темы.
3. Умение передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве.
4. Умение находить нужный цвет путём смешивания красок или осветления их водой.
5. Умение пользоваться разнообразными выразительными средствами: цветными и восковыми карандашами, мелками, масляной пастелью, свечой, акварелью, гуашью, фломастерами, ручками и т. д.
6. Умение использовать в работе разнообразные технические приёмы: рисование по сырой бумаге, отмывку фона широкой кистью или кусочком поролона, разбрызгивание краски, размыв, пятнографию, присыпку рисунка солью и т.д.
7. Знание художников—пейзажистов и их произведений.
8. Понимание изобразительного искусства и средств выразительности.
9. Умение устанавливать причинно - следственные связи в природе.
10.Знание растительного мира родного края, зимующих и перелётных птиц.
11. Знание правил поведения во время общения с природой.
12. Умение видеть в окружающей природе прекрасное.
13. Умение высказывать своё отношение к увиденному.
14. Умение использовать в речи эпитеты, определения, сравнения, метафоры.
15. Бережно, с любовью относиться к окружающей природе.
Содержательный раздел:
В содержание программы введены:
-- физкультминутки, способствующие снятию психического перенапряжения, переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности;
-- упражнения на развитие мелких мышц руки, для успешного освоения детьми изобразительных умений;
-- элементы психогимнастики, для развития воображения, снятия эмоционального напряжения, выработке уверенности в своих силах и т. д.
-- дидактические паузы, способствующие закреплению знаний, развитию зрительного внимания, переключению внимания детей и др.;
-- музыкальные паузы, для создания необходимого эмоционального фона, для снятия напряжения, усталости.
-- дыхательные гимнастики, способствующие развитию воображения, психофизической релаксации.
Содержание программы
1 Блок «Знакомство с произведениями художников пейзажистов»
Кв. | Темы НОД | Задачи: | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
1 кв. | 1. Знакомство с картиной И.И. Шишкина «Рожь» 2. Знакомство с картиной И.И. Левитана «Золотая осень» 3. Знакомство с картиной И. Грабаря «Рябинка» | Познавательное развитие: Знакомство с пейзажем, как жанром живописи. Знакомство с художниками – пейзажистами и их произведениями Художественно-эстетическое развитие: Учить понимать настроение пейзажа и отношение художника к картине. Учить выделять средства выразительности, которые использует художник для воплощения замысла, колорит, композиция, материал. Формировать высокие эстетические вкусы, чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Социально-коммуникативное развитие Воспитывать любовь к родной природе через произведения искусства. Речевое развитие: Учить высказывать своё отношение к изображённому на пейзаже, строить предложения описательного характера, использовать в речи выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры Физическое развитие: Сохранять и укреплять здоровье воспитанников предотвращая утомление и усталость при помощи физкультминуток, разминок, релаксационных пауз. | 1. Оформление в группе сменяющегося стенда посвященного какому-либо художнику. 2. Чтение произведений на тему природы и рассматривание иллюстраций к ним, выполненных художниками: какими словами говорит о природе писатель, как изображает её художник. 3. Игра «Мы – художники». 4. Дидактическая игра «Угадай автора картины». | 1. Рассматривание художественных альбомов и наборов открыток с репродукциями картин художников 2. Изображение пейзажей – копирование определённых пейзажей, подражание художникам. |
2 кв. | 4. Знакомство с картиной И. Шишкина «Зима» 5. Знакомство с картиной И. Грабаря «Зимний пейзаж» 6. Знакомство с картиной И. Грабаря «Февральская лазурь» | |||
3 кв. | 7. Знакомство с картиной Д.К. Саврасова «Грачи прилетели». 8. Знакомство с картиной И. Левитана «Весна – большая вода» 9. Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка» |
2 Блок «Прогулки в природу» 1 квартал.
Тема наблюдения: | Задачи: |
Экскурсия на луг «Разноцветное лето»,
2. Прогулка по лесной тропинке. 3. Экскурсия на Лысую гору «Поспела ягода брусника».
4. Наблюдение «Дождевые тучи». 5. Экскурсия в лес «Ходит, бродит осень». 6. Экскурсия в лес «Листопад». Наблюдение «Первый снег».
8. Экскурсия в лес «Мы ---следопыты». | Познавательное развитие: Наблюдать с детьми явления природы: смену лета осенью, изменение цветовой гаммы в природе, дожди, листопад и т.д.; помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять знания о растениях родного края: о деревьях – берёзе, осине, иве; о кустарниках – ернике, смородине, шиповнике; о лесных ягодах: бруснике, голубике. Дать представление о грибах ядовитых и съедобных. Обобщать и систематизировать знания о состоянии природы осенью. Социально-коммуникативное развитие Учить детей правильно вести себя во время общения с природой так, чтоб не навредить ей; формировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий. Речевое развитие: Активизировать словарь детей, обогащать его определениями, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения. Вводить в речь детей эстетические термины, названия цветов и цветосочетаний: радостный, печальный, грустный, спокойный, например, пейзаж; красно-коричневые, ярко-желтые, золотые, рыжие, лимонные листья и т.д. Художественно-эстетическое развитие: Формировать у детей чуткое, трепетное отношение к образам природы, учить видеть её хрупкость и красоту.
Физическое развитие: Прививать детям навыки общения с природой, любовь к пешим прогулкам по окрестностям родного посёлка Маловский. |
2 Блок «Прогулки в природу» 2 КВАРТАЛ
Тема наблюдения: | Задачи: |
9. Наблюдение из окна «Закат» 10. Экскурсия в лес «Чародейкою – зимою околдован лес, стоит»
11. Наблюдение «Зимний вечер». Целевая прогулка по краю леса «Далеко – близко». Наблюдение «Сосна и берёза». Наблюдение из окна «Птицы на кормушке» Наблюдение «Снегопад». Наблюдение на прогулке «Какого цвета снег?» | Познавательное развитие: Наблюдать с детьми смену осени зимой, изменение цветовой гаммы в природе, снегопад, метели, вьюгу, позёмку; природу, в состоянии глубокого зимнего сна; деревья, в причудливых снежных шапках и т.д. Дать представление о сосне и лиственнице; о зимующих с нами птицах: сороках, воронах, воробьях, голубях, синицах, снегирях; о трудной жизни птиц зимой, о необходимости их подкармливать. Наблюдать с детьми закат солнца, зимний вечер, первые звёзды; дать понятие о коротком зимнем дне и длинной ночи. Речевое развитие: Расширять словарный запас детей за счёт описаний зимних явлений природы таких, как пурга, вихрь, буря и др. Учить находить сравнения, эпитеты для описания ранних звёзд: колючих, близких, больших, мерцающих; цвета снега в разное время суток и т.д. Художественно-эстетическое развитие: Учить видеть прекрасное в самом простом и обыденном природном окружении и радоваться этому – чистоте снега, его блеску на солнце, ярко-красному закату, мохнатым звёздам и т.д. Развивать фантазию, художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать бережное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю, развивать способность к общению и взаимодействию ребёнка с взрослыми и сверстниками. Физическое развитие: Продолжать прививать любовь к пешим прогулкам по окрестностям родного посёлка Маловский |
Блок «Прогулки в природу» 3 квартал
Тема наблюдения: | Задачи: |
17. Целевая прогулка на лесную поляну «Подснежники» 18. Наблюдение на прогулке «Весенняя капель» 19. Экскурсия к реке «Верба расцвела» 20. Экскурсия на луг «Полая вода». 21. Целевая прогулка в лес «Лес проснулся» 22. Экскурсия на Лысую гору «Лиловый багульник». 23. Наблюдение в группе «Черёмуха душистая». | Познавательное развитие: Учить детей находить в природе весенние изменения. Отмечать первые признаки приближающейся весны: подтаивание снега и образование наста по утрам, изменение цвета снега, его качества (снег стал мокрым); наблюдать пробуждение природы от зимнего сна: таяние льда на реке, появление подснежников, цветение вербы, набухание и проклёвывание почек на деревьях, появление первой зелёной травы. Познакомить с деревьями и кустарниками: ивой, вербой, черёмухой, багульником. Наблюдать изменения в поведении зимующих птиц, уточнить знания о перелётных птицах: кукушке, жаворонке, Речевое развитие: Продолжать развивать и обогащать речь детей, упражняя их в поиске эпитетов и сравнений для описания весенних явлений природы. Активизировать речь детей за счёт слов и выражений: «наст», «полая вода», «половодье», «проталины», «подснежники», «сон-трава», «лиловый багульник», «черёмуховый дым» и т.д. Учить выражать в речи приподнятое, весеннее настроение; чувства, вызываемые наблюдаемым объектом. Социально-коммуникативное развитие Продолжать формировать у детей чуткое, внимательное отношение к природе, учить радоваться весеннему пробуждению природы, восхищаться её красотой и совершенством. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, восприятие. Физическое развитие: Продолжать прививать любовь к пешим прогулкам по окрестностям родного посёлка Маловский |
3 Блок «Мой пейзаж» 1 квартал 7 занятий
Тема НОД | Материал | Задачи: | Совместная деятельность | Самостоятельная деят. | Работа с родителями |
1.«Разноцветное лето» 2.«По тропинке я пойду, грибы-ягоды найду» 3. «Дождевые тучи» 4. «Ели и березы» 5. «Ходит, бродит осень….» 6. «Первый снег» 7. Мы – художники - Работа над созданием копии картины Шишкина «Рожь» | ГуашьГуашьАкварельМелки восковыеАкварель Гуашь Белила Акварель | Познавательное развитие: Дать знания о цвете: основных цветах – синем, красном и желтом; о второстепенных, получаемых при смешивании основных цветов – зеленом, оранжевом, фиолетовом. Художественно-эстетическое развитие: Учить рисовать несложные по сюжету картины природы, изображать разное состояние погоды: дождливый и солнечный день. Учить рисовать различные породы деревьев, передавая их характерные признаки – ель, береза, лиственница; передавать в рисунке характерные признаки осени. Учить детей работе с акварелью, гуашью, мелками, рисунку пальцами. Тонкими и широкими кистями, работе простым карандашом – созданию тонкого контура путем лёгкого нажима на карандаш. Развивать чувство цвета, композиции, воспитывать аккуратность в работе, стремление доводить её до конца. Социально-коммуникативное развитие Развивать способность к общению и взаимодействию ребёнка с взрослыми и сверстниками. Физическое развитие: Сохранять и укреплять здоровья детей предотвращая утомление и усталость при помощи физкультминуток, разминок, релаксационных пауз. | 1. Индивидуальная работа детьми, помощь в освоении технических приемов и средств изображения. 2. Создание стенда в группе, где дети могли бы размещать свои рисунки сами, сравнивая свои работы с работами товарищей. 3. Коллективная работа «Листопад» (рисование пальцами, гуашью). | Создать свободный доступ к изобразительным средствам для занятия рисованием по желанию детей в любое время. Рисование акварелью, гуашью, восковыми мелками. | 1. Выставка детских работ для родителей «Ходит, бродит осень ….» 2. Выставка работ аппликаций из сухих листьев «Прощай осень». 3.Консультация для родителей – «Детское творчество дома». |
К концу квартала дети знают: основные цвета и умеют получать дополнительные цвета, умеют
рисовать несложные картины природы, различные породы деревьев, умеют рисовать простым
карандашом, меняя нажим; передавать в рисунке характерные признаки осени.
3 Блок «Мой пейзаж»
2 квартал 7 занятий
Тема НОД | Материал | Задачи: | Совместная деятельность | Самостоятельная деят. | Работа с родителями |
8. «Закат» 9. «Прогулка по зимнему лесу». 10. «Зимний вечер» 11. «Чародейка зима» 12. «Белая береза» 13. «Снегири» 14. «Какого цвета снег?» | Акварель, мокрая бумага. Гуашь, белила. Тушь, свеча - граттаж. Акварель, белила. Свеча, мокрая бумага, акварель. Акварель, мокрая бумага, печать, шаблон. Акварель, гуашь. | Познавательное развитие: Дать детям знания о делении цвета на теплую (красный, желтый, оранжевый, зеленый и др.) и холодную (фиолетовый, синий, голубой, серый и др. оттенки) гамму; знания о рисовании в перспективе: далеко – близко. Учить рисовать картины природы зимой. Художественно-эстетическое развитие: Продолжать учить рисовать деревья разных пород, совершенствовать приемы рисования по мокрой бумаге акварелью, учить находить нужные оттенки цвета смешивая и осветляя краски водой на палитре, учить приемами рисования свечой и отмывке фона для создания последующего рисунка. Развивать глазомер, умение видеть перспективу, умение ориентироваться на листе бумаги, чувство цвета, композиции, стремление к законченности рисунка. Социально-коммуникативное развитие: Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание Воспитывать аккуратность в работе. Физическое развитие: Сохранять и укреплять здоровья детей предотвращая утомление и усталость при помощи физкультминуток, разминок, релаксационных пауз. | 1. Индивидуальная работа с детьми над техникой рисунка. 2. Дидактическая игра «Тепло – холодно» (на тему цветовых гамм теплых и холодных). 3. Подготовка к выставкам. 4. Игры с цветом «Радуга» (закрашивание листа плотно красками разных цветов – для развития чувства восприятия цветовых гамм и их сочетания). 5. Дидактическая игра «Далеко – близко». | Самостоятельные занятия рисованием. В свободном доступе детям акварель, гуашь, тушь, свечи, восковые карандаши, шаблоны | 1.Выставки для родителей «Поёт зима, аукает». 2.«Зимние картинки» 3.Привлечение родителей к оценке детских работ на родительском собрании. |
К концу квартала дети знают: о делении цвета на теплую и холодную гаммы, умеют
составлять композиции на листе бумаги на тему зимней природы с использованием
перспективы, умеют пользоваться приемами рисования акварелью по мокрой бумаге,
рисованием свечой, смешиванием красок на палитре, предварительной отмывкой фона
для создания последующего рисунка.
3 Блок «Мой пейзаж» 3 квартал 7 занятий
Тема НОД | Материал | Задачи: | Работа с родителями | Самостоятельная деят. | Совместная деятельность |
13. «Бегут ручьи» 14. «Подснежники» 15.«Верба» 16. «Половодье». 17. «Весеннее настроение» 18. «Багульник» 19. «Черемуха душистая» | Акварель, мокрая бумага, восковые карандаши. Акварель, гуашь, масляная пастель. Акварель, свеча, мокрая бумага. Выбор детей. Пастельные мелки. Выбор детей. Акварель, гуашь, метод тычка. | Познавательное развитие: Учить детей передавать свое отношение и свои чувства к природе цветом, композицией. Например: чувство радости, весеннего настроения можно передать рисуя более светлыми, легкими красками и т.д.. Учить использовать для выражения чувств разнообразные изобразительные средства. Закреплять знание о цвете, его изменении путем смешивания, осветления, продолжать учить изображать природу в разное время года, суток. Учить изображать многоплановые композиции. Художественно-эстетическое развитие: Учить самостоятельно выбирать и использовать в работе над рисунком доступные средства выразительности: акварель, мелки, гуашь и др. Использовать разнообразные приемы рисования: методом тычка, пальцами, кистями разных размеров, губкой; пользоваться методом рисования по мокрой бумаге, отмывкой фона, смешиванием и осветлением красок и др. Развивать способности к изобразительной деятельности воображение, творчество, умение комбинировать в работе разнообразные средства выразительности. Социально-коммуникативное развитие: Развивать способность к общению и взаимодействию ребёнка с взрослыми и сверстниками. Физическое развитие: Сохранять и укреплять здоровья детей предотвращая утомление и усталость при помощи физкультминуток, разминок, релаксационных пауз. | 1. Выставка для родителей «К нам весна шагает быстрыми шагами». 2. Индивидуальные беседы с родителями об изобразительном творчестве их детей. | Свободные занятия детей изобразительным творчеством с использованием всех знакомыхсредств для рисования. | 1. Подготовка к выставке для родителей. 2. Индивидуальная работа с детьми. 3. Рассматривание во время прогулок пейзажи и беседы о том, какие средства можно использовать при изображении их. 4. Дидактическая игра с использованием иллюстраций о природе « Что ты чувствуешь, глядя на пейзаж». 5. Занятие ИЗО – деятельностью в свободное время. |
К концу квартала дети умеют изображать природу в разное время суток, находить нужный
цвет, смешивая краски. Самостоятельно выбирать и использовать разнообразные средства для
воплощения замысла.
Для разработки данной программы использованы:
Л. В. Компанцева. Пособие «Поэтический образ природы в детском рисунке» М. 1985г.
Е. Савушкина Разработка по развитию связной и образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться». Журнал «Дошкольное воспитание» №8/97г.
Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники» М. 2006 г.
Г.А.Урунтаева «Дошкольная психология» «Академия» 2001 г.
Г. Г. Григорьева «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» М. 2009
Курочкина Н. А. «Дети и пейзажная живопись» «Детство-пресс» 2003
Краснушкин Е.В. «Изобразительное искусство для дошкольников натюрморт, пейзаж, портрет» М. Синтез, 2012
Дополнительная литература:
Т.Я. Шпикалова «Волшебный мир народного творчества» М., 2001г.;
М.Д. Лакути «Как научиться рисовать» М., 2000 г.;
М.М. Мацкевич «Прогулки по Третьяковке» Ж. «Дошк. воспитание»
№ 6,8/1997г.;
К. Утробина «Примерные конспекты занятий по рисованию гуашью
методом тычка» Ж. «Дошк. воспитание» №11/1999г.;
О. Прокопович «Цвет, как средство выразительности детского
рисунка» Ж. «Дошк. воспитание» №6/2001г.;
- В. Рыньков, Т. Юдина «Азбука экологического воспитания дошкольников» Ж. «Дошк. Воспитание» № 4, 5 /1995г./
- О. Мариничева, Н. Ёлкина «Учим детей наблюдать и рссказывать» Ярославль 1997 г.
Пособия и методический материал
Репродукции и картины:
И.И. Шишкин «Рожь», «Зима»;
Д.К. Саврасов «Грачи прилетели»;
И. Левитан «Золотая осень», «Весна – большая вода»;
И. Грабарь «Рябинка», «Зимний пейзаж», « Февральская лазурь»;
В.М. Васнецов «Алёнушка»
Музыкальный материал:
Б. Дварионас « Прелюдия»;
П. Чайковский «Зимние грезы», «Сладкая греза», Времена года»: «Октябрь. Осенняя песня», «Апрель. Подснежники». «Баркарола»;
Римский-Корсаков - выступление к опере «Снегурочка»;
Ибсен – драма Пер-Гюнт, пьеса «Утро»;
Свиридов «Тройка», «Метель», «Весна – осень»;
А. Вивальди «Времена года. Лето-осень»;
Шостакович «Вальс-шутка»;
Ц. Кюи «Осень»;
М. Дунаевский «Бегут ручьи»;
Рахманинов «Весенние воды»;
Ж. Массне «Элегия»
Поэтические произведения:
В. Татаринов «Сказки о двух тучах»;
М. Исаковский «Рожь»;
А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»;
И. Бунин «Листопад», «Бушует полая вода….»;
А. Толстой «Осень! Осыпается…», «Вот уж снег последний в поле тает…»;
И. Никитин «Встреча зимы»;
В. Фетисов «Зимние краски», «Синий вечер»;
С. Есенин «Заколдован невидимкой …», «Береза», «Черемуха»;
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою …», « Весенние воды»;
А. Пушкин «Зимнее утро», «Еще дуют холодные ветры…», «Вот, север, тучи нагоняя…», «Гонимы вешними лучами…»;
Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист …»;
А. Плещеев «Весна»;
- Г. Ладонщиков «Подснежники»;
- К. Бальмонт «Осень» (Поспевает брусника…), «Снежинка»;
- В. Степанов «Разноцветный ветер»;
- Е. Головин «Осень»;
- Е. Трутнева «Первый снег»;
- И. Беляков «Подснежник»;
- С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».
Дидактические пособия и оборудование
- «Пейзажная рамка» -- рамка для показа линейных планов пейзажа (пособие разработано автором программы)
- «Видоискатель» -- коробка без дна, прямоугольная или круглая, для зрительного ограничения пространства и поиска нужного пейзажа во время наблюдения или экскурсии (пособие разработано автором программы)
- «Магнитные планшеты» -- для упражнения в изображении сложных деталей рисунка.
- Магнитофон;
- Мольберты
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
Бумага разного формата и цвета.
Акварельные краски.
Тушь разноцветная
Гуашь.
Восковые мелки.
Трубочки для коктейля.
Ванночки с поролоном.
Баночки для воды.
Кисти круглые и плоские разного размера.
Салфетки.
Мягкие простые и цветные карандаши, ластики, бумага для эскизов.
Клей ПВА.
Восковые свечи.
Картон
Приложение № 1.
Технологические карты
К программе «Люблю тебя, мой край родной
Технологическая карта 1 квартал 18 занятий.
№ | № заня- тия в блоках. | Тема | Время | Цели | Методы, средства, формы. | Интеграция |
1 | 2Б – 1з | Экскурсия на луг «Разноцветное лето» | 1 неделя сентября | Знакомство с подорожником, ромашкой; осознание того, что лето закончилось. | - Рассматривание цветов, трав, - поиск примет конца лета, - дидактическая игра «Найди цветок» - Загадки о цветах, о лесе. | Игра «Найди цветок»; Развитие речи: рассказывание о лете, худож. слово – загадки. |
2 | 3Б – 1з | «Разноцветное лето» рисование | 1 неделя сентября | Закрепление знаний об основных цветах и второстепенных, получаемых при смешивании. | -гуашь, -игровая мотивация: сказка о пчеле, -прием примакивания, -аудиозапись. | Игра: с пчелой (игрушка) Музыка: А. Вивальди «Времена года. Лето-осень». |
3 | 2Б – 3з | Экскурсия на Лысую гору «Поспела ягода брусника» | 2неделя сентября | Уточнение знаний о ягодах – бруснике, смородине, голубике; о правилах поведения в лесу. | - поиск ягоды, - рассматривание брусники, - чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень» (Поспевает брусника..) - беседа. | Развитие речи: чтение стихотворения, беседа о ягодах, описание брусники. |
4 | 2Б – 2з | Целевая прогулка по лесной тропинке. | 2 неделя сентября | Уточнение знаний о грибах и ягодах, закрепление знаний правил общения с природой. | - прогулка по тропинке, - рассматривание грибов и ягод, - загадки о грибах и ягодах, - дид. игра «Назови гриб». | Игра «Назови гриб», Развитие речи: худож. слово – загадки, описательные рассказы о грибах. |
5 | 2Б – 2з | Рисование « По тропинке я пойду, грибы-ягоды найду». | 2неделя сентября | Умение изображать нес-ложный лесной пейзаж, солнечную погоду, грибы и ягоды; передавать строе- ние деревьев, кустарников. | - акварель, гуашь. - игра «Умедведя во бору»; - показ изображения деревьев и кустарников; - дид. игра «Чего не стало?» | Подвижная игра «Медведя во бору»: Экология: Знание грибов и ягод, деревьев и кустарников. |
6 | 2Б – 4з | Наблюдение «Дождевые тучи». | 3неделя сентября | Умение описывать цвет туч, устанавливать взаимосвязи в природе. | - наблюдение, - поиск эпитетов, сравнений, - загадка. | Развитие речи: худож. слово – загадка, поиск эпитетов, сравнений. |
7 | 3Б – 3з | «Дождевые тучи» рисование | 3 неделя сентября | Умение изображать дождливую погоду, несложный сюжет; умение смешивать краски для по- лучения серых оттенков. | - акварель, - стихи В.Татаринова «Сказка о двух тучах», - игровая мотивация, - аудиозапись. | Развитие речи: худож. слово – стихи зыка: «Вальс – шутка» Шостакович Игра « Две тучки». |
8 | 1Б – 1з | Знакомство с картиной И. Шишкина «Рожь» | 4 неделя сентября | Знания о художнике И. Шишкине знакомство с пейзажем, как жанром живописи. | - стихи М. Исаковского «Рожь», - вопросы, для описания средств выразительности, - рассказ воспитателя, - аудиозапись. | Развитие речи: худож. слово – стихи, ответы на вопросы, Музыка: Чайковский «Времена года» №8, «Жатва». |
9. | 3Б – 7з | «Мы – художники» Работа над созданием копии картины Шишкина И. «Рожь» Рисование | 4 неделя сентября | Выделять средства выразительности, используемые художником, добиваться большей похожести своей работы на оригинал. | - акварель, - игровая мотивация: мы –художники , создающие копии картин, - выделение средств выразительности, - прием высветления краски, - аудиозапись, - стихи «Зреет рожь над жаркой нивой» А. Фет | Игра: «Мы – художники» Развитие речи: худож. слово – стихи Музыка: Чайковского «Жатва». |
10 | 2Б – 5з | Экскурсия в лес «Ходит, бродит осень». | 1неделя октября | Знания о цветовой гамме осени. Умение различать и называть деревья: берёза, осина, ива; кустарники: ерник, шиповник, смородина, знания об изменениях в природе осенью. | - прогулка по лесу, - рассматривание осенних листьев, определение их цвета, - дид. игра «Чей лист?» - беседа об осенних изменениях в природе, - чтение стихотворения В. Степанова «Разноцветный ветер» | Игра «Чей лист». Развитие речи: беседа, худож. слово – стихи, поиск эпитетов для описания листьев. |
11 | 1Б – 2з | Знакомство с картиной И. Левитана «Золотая осень» | 1 неделя октября | Знания о художнике И.Левитане, знакомство с картиной «Золотая осень», умение понимать настроение пейзажа, отвечать на вопросы описательного характера. | - стихи И. Бунина «Листопад», - прием «вхождение в картину», - придумывание названия, - рассказ воспитателя, - аудиозапись. | Развитие речи: худож. слово – стихи, поиск названия, прием «вхождение в картину» - рассказ, что бы ты сделал, если б вошел в картину. Музыка: пьеса Кюи «Осень». |
12 | 1Б – 3з | Знакомство с картиной И. Грабаря «Рябина» | 2 неделя октября | Знакомство с художником и его творчеством, с картиной «Рябинка» Описать картину используя эпитеты, сравнения |
- стихи А.К. Толстого «Осень! Осыпается ….», - поиск названия картине, - прием «вхождения в картину», - аудиозапись. | Музыка: Чайковский «Октябрь. Осенняя песня». Развитие речи: худож. слово – стихи, поиск названия, творческое рассказывание. |
13 | 3Б – 5з | «Ходит, бродит осень…» рисование | 2 неделя октября | Передавать характерные признаки разных пород деревьев, признаки осени, уметь работать простым карандашом (набросок), знакомство с теплой цветовой гаммой. | - акварель, - сказочная мотивация, - прием рисования по – сырому, - прием высветления, - аудиозапись. | Развитие речи: худож. слово: сказка об осени, раскрасившей леса. Музыка: Чайковский «Сладкая греза». |
14 | 2Б – 6з | Экскурсия в лес «Листопад» | 3 неделя октября | Знакомство с осенним явлением природы – листопадом, закрепление знаний названий деревьев и кустарников, умение устанавливать причинно-следственные связи. | - Наблюдение листопада, - беседа, - чтение стихотворения «Осень» Е. Головина. - Дид. игры «Что ты слышишь?», «Найди дерево», - Загадки о деревьях, листьях, лесе. | Игры «Что ты слышишь?», «Найди дерево»; Развитие речи: беседа, худож. слово: стихи, загадки. |
15 | 3Б – 4з | «Ели и березы» рисование | 3 неделя октября | Рисование ели и березы, передавая характерные признаки, умение работать мелками. | Мелки, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, сказочная мотивация «Сказка о ели и березе», показ изображения ели и березы. | Ознакомление с природой: наблюдение за деревьями, Развитие речи: худож. слово – сказка |
16. | 2Б – 7з | Наблюдение «Первый снег». | 4 неделя октября | Умение описывать наблюдаемое явление природы, находить эпитеты, сравнения. | - Наблюдение, - загадки, - стихи Е. Трутневой «Первый снег» | Развитие речи: стихи, загадки. |
17 | 2Б – 8з | Экскурсия в лес «Мы – следопыты» | 4 неделя октября | Умение рассматривать следы на снегу, определять, чьи они? (белки, мыши, собаки) | - рассматривание следов на снегу, - беседа о жизни обитателей леса, - разгадывание загадок о зиме. | Развитие речи: беседа, загадки о зиме. |
18 | 3Б – 6з | «Первый снег» рисование | 4 неделя октября | Умение создавать тонкий контур – набросок, пользоваться белилами и гуашью. | - гуашь, белила, - стихи «Встреча зимы» И.Никитин, - рисование по стихотворению, - показ техники изображения рисунка, - аудиозапись. | Развитие речи: худож. слово – стихи Музыка: П. Чайковский «Зимние грезы». |
Технологическая карта 2 квартал 18 занятий.
№ | № заня- тия в блоке | Тема | Время | Цели | Методы, средства, формы. | Интеграция |
1. | 2Б – 9з | Наблюдение из окна «Закат» | 1неделя декабря | Умение описывать красоту неба во время захода солнца, знать причины возникновения зари. | - наблюдение, - рассказ воспитателя, - чтение стихотворения В. Фетисова «Зимние краски». | Развитие речи: стихи, описание заката. |
2. | 3б – 8з | «Закат» рисование | 1 неделя декабря | Знание о теплой цветовой гамме, навык рисования по – сырой бумаге. | - акварель, - наблюдение, - показ выполнения, - техника рисования «по-сырому», - стихи В. Фетисов «Зимние краски». | Ознакомление с природой: наблюдение заката, Развитие речи: худож. слово – стихи |
3. | 1б – 4з | Знакомство с картиной И. Шишкина «Зима» | 2 неделя декабря | Знания о художнике, знакомство с картиной, умение высказывать своё отношение к картине, умение подбирать эпитеты для описания природы. | - загадка: «Скатерть белая….», - поиск эпитетов для описания снега, - стихи С. Есенина «Заколдован невидимкой …», - аудиозапись. | Развитие речи: худож. слово – загадка, стихи, активизация словаря – поиск эпитетов. Музыка: фоновая, «Прелюдия» Б. Дварионас. |
4. | 2Б – 10з | Экскурсия в лес «Чародейкою – зимою околдован лес, стоит» | 2 неделя декабря | Знания о красоте и загадочности зимнего леса, укрытого снегом, о красках зимнего леса. | - Наблюдение, рассматривание. - поиск сравнений для описания увиденного, - чтение стихотворения С. Есенин «Заколдован невидимкой...» | Развитие речи: стихи, поиск сравнений. |
5. | 3б–11з | «Чародейка – зима» рисование | 2 неделя декабря | Знания о холодной цветовой гамме, умение пользоваться палитрой, умение использовать в рисовании свечу. | - акварель, свеча, - стихи Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…», - аудиозапись, - палитра. | Развитие речи: худож. слово – стихи Музыка: Чайковский «Зимние грезы». |
6. | 2Б – 11з | Наблюдение «Зимний вечер». | 3 неделя декабря | Знания о коротком дне зимой и длинной ночи, умение любоваться красотой зимнего вечера. | - Наблюдение, - рассказ воспитателя, - чтение стихотворения В. Фетисова «Синий вечер» | Развитие речи: стихи. |
7. | 3б – 10з | «Зимний вечер» рисование | 3 неделя декабря | Знакомство с техникой рисования «граттаж», умение создавать в этой технике картину. | - тушь, свеча, палочки, - наблюдение в вечернее время, - беседа об увиденном, - показ выполнения работы, - аудиозапись, - стих В. Фетисов «Синий вечер» | Ознакомление с природой: наблюдение зимнего вечера. Развитие речи: беседа, рассказывание об увиденном, стихи Музыка: Свиридов «Тройка» |
8. | 1б - 5з | Знакомство с картиной И. Грабаря «Зимний пейзаж» | 4 неделя января | Знакомство с новой картиной И. Грабаря, умение выделять средства выразительности, исполь- зуемые художником, умение подбирать определения, сравнивать. |
- стихи А.Пушкина «Зимнее утро» - прием «вхождение в картину» - аудиозапись | Музыка: Чайковский «Январь. У комелька» развитие речи: творческое рассказывание, худож. слово – стихи. |
9. | 2Б – 12з | Целевая прогулка по краю леса «Далеко – близко». | 4 неделя января | Знания о перспективе, умение выбирать красивый пейзаж, определять названия деревьев. | - наблюдение, - дид. игра с «видоискателем», - дид. игра «Назови дерево» | Игра с «видоискателем», Игра «Назови дерево». |
10. | 3б- 9з | «Прогулка по зимнему лесу». рисование | 4 неделя января | Умение рисовать в перспективе - далеко, близко; умение правильно составлять композицию рисунка. | - гуашь, белила - рассматривание образца - беседа о композиции и перспективе рисунка - аудиозапись | Музыка: вступление к опере «Снегурочка» Римский- Корсаков. Развитие речи: беседа. |
11. | 1б - 6з | Знакомство с картиной И.Грабаря «Февральская лазурь» | 2 неделя февраля | Умение рассматривать и описывать картину, выделять цветовые оттенки, используя сложные прилагательные: Напр.: нежно-фиолетовый | - вопросы - выделение средств выразительности. - рассказ воспитателя - аудиозапись | Развитие речи: Рассказывание о средствах выразительности. Игра: «Я – художник» Музыка: пьеса «Утро» из драмы Ибсена «Пер-Гюнт». |
12. | 2Б – 13з | Наблюдение «Лиственница и берёза». | 2 неделя февраля | Уметь находить и объяснять отличия берёзы от лиственницы. | - наблюдение, рассматривание, - дид. игра «Чем отличается?» | Игра «Чем отличается?» Развитие речи: рассказывание о берёзе и лиственнице. |
13. | 3б-12з | «Белая береза» рисование | 2 неделя февраля | Умение создавать зимний пейзаж по стихотворению. Умение пользоваться в рисовании свечой и техникой рисования «по –сырому», пользоваться приемом посыпки мокрой краски солью для большей выразительности рисунка. | - стихи Есенина «Береза» - показ приема изображения свечой - рассматривание готового образца - аудиозапись; - посыпка рисунка солью; - рисование по мокрой бумаге; - беседа по стихотворению. | Развитие речи: Рассказывание стихотворения предварительно выученного с детьми наизусть, выделение эпитетов и сравнений. Музыка: «Одинокий пастух» |
14. | 2Б – 14з | Наблюдение из окна «Птицы на кормушке» | 3 неделя февраля | Знать и называть зимующих птиц, беречь и заботиться о них. | - кормление птиц, - наблюдение, рассматривание, - чтение стихотворения «Покормите птиц» | Развитие речи: стихи, описание внешнего вида птиц. |
15. | 3б-13з | «Снегири» рисование | 3 неделя февраля | Умение создавать зимний пейзаж, пользоваться приемом отпечатывания, работать с шаблоном, техникой рисования по – сырому. | - сказочный образ зимы - стихотворение «Снегири» - рассматривание образца - показ выполнения работы - прием рисования по – сырому - использование шаблона - аудиозаписи голосов птиц, музыки. | Развитие речи: худож. слово – стихи, сказка Зимы Музыка: Свиридов «Метель» «Весна – осень».П. Чайковский «Песня жаворонка» Экология: Голоса птиц. |
16. | 2Б – 15з | Наблюдение «Снегопад». | 4 неделя февраля | Умение рассказывать о снегопаде, находить красивые сравнения, эпитеты. | - Наблюдение, - рассказывание о снегопаде, - чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка». | Развитие речи: стихи, рассказывание. |
17. | 2Б – 16з | Наблюдение на прогулке «Какого цвета снег?» | 4 неделя февраля | Уметь подбирать эпитеты для описания снега. | - Наблюдение, - чтение стихотворения А. Пушкина «Под голубыми небесами…» - Рассказывание о цвете снега. | Развитие речи: стихи, поиск эпитетов для описания снега. |
18. | 3Б – 14з | «Какого цвета снег?» Рисование. | 4 неделя февраля | Закрепление знаний о холодной цветовой гамме: умение смешивать краски для получения нужного цвета. | - акварель, гуашь. - стихи А. Пушкин «Под голубыми небесами…» - смешивание красок на палитре; - дид. игра «Тепло - холодно» для упражнения в определении теплой и холодной цветовой гаммы. | Развитие речи: чтение стихотворения, беседа по стихотворению, поиск определений цвета снега; Экология: беседа о прогулке. |
Технологическая карта 3 квартал 17 занятий.
№ | № заня- тия в блоке | Тема | Время | Цели | Методы, средства, формы. | Интеграция | |
1. | 2Б – 18з | Наблюдение «Весенняя капель» | 1неделя марта | Осознание конца зимы, знание причинно-следственных связей. | - наблюдение, - поиск сравнений, эпитетов. | Развитие речи: описание весенней капели. | |
2. | 3Б – 13з | Рисование «Бегут ручьи». | 1 неделя марта | Умение рисовать по мокрой бумаге; умение изображать многоплановую композицию; умение смешивать краски для получения нужного тона; использовать приём отмывки фона; использование в работе разнообразных изобразительных материалов. | - акварель, гуашь и др. - рисование по мокрой бумаге; - использование палитры; -приём отмывки фона; - беседа; - стихи «Весна» А Плещеев - аудиозапись. | Игра «Мы – художники»; Развитие речи: худож. слово – стихи; беседа; Музыка: Дунаевский «Бегут ручьи» | |
3. | 1Б – 7з | Знакомство с картиной Д. К. Саврасов «Грачи прилетели». | 2 неделя марта | Умение образно высказывать свои впечатления о картине, выделять средства выразительности, колорит, композицию. | - приём «вхождения в картину», - поиск названия картины, - рассказывание (описательного характера), - аудиозапись музыки. | Музыка: Чайковский «Апрель. Подснежники», Развитие речи: поиск названия, описательный рассказ. | |
4. | 2Б – 17з | Целевая прогулка на лесную поляну «Подснежники» | 3 неделя марта | Знакомство с подснежником Сон – трава, закрепить знание правил поведения в лесу. | - наблюдение, - рассказ воспитателя, - стихи И. Беляков «Подснежник» | Развитие речи: худож. слово: стихи. | |
5. | 3Б – 14з | Рисование «Подснежники» | 3 неделя марта | Умение изображать весенний пейзаж, видеть перспективу, составлять многоплановую композицию, использовать разные изобразительные средства; знание правил поведения в лесу. | - упражнение с дидактическим пособием «Волшебная картинка», - чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Подснежники», - предварительная прорисовка деталей рисунка масляной пастелью с последующим наложением фона акварелью, - аудиозапись голосов птиц, - музыкальный фон. | Развитие речи: чтение стихотворения. Экология: Знание правил поведения в лесу, знакомство с подснежником, слушание голосов птиц.. Музыка: Пение песни «Весенняя капель», музыка из аудиосборника «Волшебство природы». | |
6. | 2Б – 19з | Экскурсия к реке «Верба расцвела». | 4 неделя марта | Знание кустарника ивы, вербы; места произрастания и времени цветения. | - Рассматривание ивы, вербы, - чтение стихотворения С. Маршака «Снег теперь уже не тот…» | Развитие речи: худож. слово – стихи. | |
7. | 3Б – 15з | Рисование «Верба» | 4 неделя марта | Умение смешивать краски для получения серого цвета, использовать разные средства и способы для рисования. | - акварель, свеча, - использование палитры, - рассматривание веток вербы, - стихи С. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист..» | Развитие речи: худ. слово – стихи, беседа о вербе, поиск эпитетов, сравнений. Экология: рассмат- ривание веток вербы. | |
8. | 1Б – 8з | Знакомство с картиной И. Левитана «Весна – большая вода» | 1 неделя апреля | Умение определить настроение картины, выразительные средства. Умение описывать картину, подбирать эпитеты, сравнения. | - рассматривание, - приём «вхождения в картину», - рассказывание по картине, - чтение стихотворения Бунина «Бушует полая вода…», | Развитие речи: худож. слово – стихи, рассказывание по картине. Музыка: Чайковский «Баркарола». | |
9. | 2Б – 20з | Экскурсия на луг «Полая вода» | 2 неделя апреля | Знание весенних проявлений природы, причинно-следственных связей в природе. | - наблюдение, - рассказ воспитателя. - стихи А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | Развитие речи: худож. слово: стихи, словесное описание окружающей природы. | |
10. | 3Б – 16з | Рисование «Половодье» | 2 неделя апреля | Умение рисовать по мокрой бумаге, создавать многоплановую композицию пейзажа, использовать в рисовании светлую, весеннюю гамму красок. | - стихи Тютчева «Весенние воды» - беседа по стихотворению, - рисование по стихотворению, - комбинирование средств выразительности, - аудиозапись. | Развитие речи: стихи, беседа. Музыка: Рахманинов «Весенние воды». | |
11. | 3Б – 21з | Целевая прогулка «Лес проснулся» | 4 неделя апреля | Умение находить весенние изменения в природе и называть их, умение радоваться весне. | - наблюдение, - слушание весенних звуков, - рассказывание о весенних изменениях в природе. - стихи А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…» | Развитие речи: Рассказывание, худож. слово – стихи. | |
12. | 3Б – 17з | Рисование «Весеннее настроение» | 4 неделя апреля | Умение передавать в рисунке весеннее настроение, задумы- вать рисунок самостоятельно, умение рисовать пастелью. | - Игра «Мы – художники», - показ техники рисования пастельными мелками, - аудиозапись. | Игра «Мы – художники», Музыка Рахманинов «Весенние воды» | |
13. | 2Б – 22з | Экскурсия на Лысую гору «Лиловый багульник» | 3 неделя мая | Знание кустарника багульника, умение описывать его цветение. | - Наблюдение, - рассказ воспитателя, - подбор эпитетов для описания цветения багульника. | Развитие речи: поиск эпитетов и сравнений. | |
14. | 3Б – 18з | Рисование «Багульник» | 3 неделя мая | Умение передавать буйное цветение багульника, подбирать нужный тон (лиловый), правильно передавать строение кустарника. | - Рассматривание ветки багульника, - беседа об экскурсии, - поиск эпитетов, сравнений. -использование палитры. | Развитие речи: Беседа; поиск эпитетов, сравнений. Экология: рассматривание веток багульника. | |
15. | 1Б – 9з | Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Аленушка» | 3 неделя мая | Знакомство с творчеством художника В. М. Васнецова и его картиной «Алёнушка». Умение чувствовать настроение картины и описывать его. | - рассматривание, - поиск названия, - рассказ воспитателя о картине, - придумывание продолжения событиям, описанным на картине. | Развитие речи: рассказывание, поиск названия. Музыка: Ж. Массне «Элегия». | |
16. | 2Б – 23з | Наблюдение «Черёмуха душистая» | 4 неделя мая | Знание кустарника черёмухи. Умение любоваться цветущей черёмухой, находить слова для выражения своих чувств, вызванных наблюдением. | - Наблюдение, - рассказывание «О чём ты думаешь, глядя на цветущую черёмуху?», - чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха». | Развитие речи: худож. слово – стихи, рассказывание о черёмухе. | |
17. | 3Б – 19з | Рисование «Черёмуха душистая» | 4 неделя мая | Умение передать нежное цветение черёмухи, использовать разные способы рисования (метод тычка), правильно использовать в рисовании гуашь, акварель и другие материалы. | - Рассматривание образца, - Показ выполнения цветов черёмухи в технике «тычка» и путём примакивания кусочком поролона, - стихи С. Есенина «Черёмуха» - аудиозапись. | Развитие речи: худ. Слово – стихи. Экология: беседа о черёмухе. Музыка: Чюрленис «Ноктюрн» |
Приложение № 2
Дидактические игры и упражнения
для развития координации, точности движений и отработки правильного нажима на карандаш.
1. Меткий стрелок.
Материал: По два листа бумаги (на одном три точки красного, желтого и зелёного цвета; на другом семь расположенных по кругу точек всех цветов радуги), вырезанные из бумаги силуэты котенка, простые карандаши на каждого ребёнка.
Ход игры:
Воспитатель: 1 вариант – лист с тремя точками.
На котёнка напали три осы. Надо ему помочь. Кто из вас самый меткий стрелок? Надо закрыть пальцами ту точку, цвет которой я назову. (Цвета называются вразброс в убыстряющемся темпе).
2 вариант – лист с 7 точками.
На котёнка напали 7 ос. Упражнение повторяется.
3 вариант – лист с 7 точками.
Простым карандашом одной линией, не отрывая руки, обведите все точки. Что получилось? (Цветок). Вместо середины у цветка – котёнок. Раскрасьте каждый лепесток цветом точки в его середине. Что получилось? (Цветик – Семицветик).
2. Больше – меньше.
Материал: Трафареты (изображения геометрических фигур, зверей, птиц, овощей, фруктов, и т.д.), белая бумага, простые карандаши.
Ход игры: Дети обводят трафарет, затем рисуют точно такой же силуэт, только больше – с внешней стороны контура или меньше – внутри контура.
Необходимо добиться, чтоб контуры как можно более точно повторяли друг друга.
3. Вспомни меня.
Материал: Большие листы бумаги с различными геометрическими узорами, белая бумага и простые карандаши.
Дети одну минуту рассматривают узор, затем по памяти рисуют точно такой же одной линией, не отрывая руки.
4. Видно – не видно.
Материал: Большой лист бумаги, разделённый на две части, в каждой один и тот же пейзаж, увиденный из окна; белая бумага и простые карандаши.
Воспитатель: Представьте, что идёт мелкий дождь – чуть-чуть капает (делает еле заметную штриховку, слабый нажим на карандаш). За другим окном сильный дождь, ливень (сплошная штриховка, сильный нажим на карандаш).
Нарисуйте слабый и сильный дождь. При слабой штриховке за окном можно разглядеть пейзаж, при сильной – нет.
5. Найди меня.
Материал: Листы белой бумаги с нанесёнными точками контурами дома, машины, дерева, цветка и т.д.; простые карандаши.
Ребёнок одной линией соединяет точки, находит спрятавшиеся изображения.
6. Волшебные линии.
Материал: Листы белой бумаги, простые карандаши, Трафареты геометрических фигур.
Воспитатель предлагает с помощью трафаретов нарисовать дом, машину и т.д. Затем, каждую часть контура (геометрическую фигуру) заштриховать простым карандашом в разных направлениях (вертикально, горизонтально и др.)
7. Вязание карандашом.
Материал: Бумага и простые карандаши.
Воспитатель показывает новый вид штриховки – петлями (петли каждого ряда как бы выходят из предыдущего). Дети вяжут шарф из черных ниток или цветных (цветные карандаши). Сначала петли крупные, по мере освоения штриховки – мелкие.
8. Объёмная штриховка.
Материал: Листы белой бумаги, простые карандаши.
В центре листа ставится точка и от неё рисуются три луча: вертикальный, горизонтальный и по диагонали (от точки влево вниз). Промежутки между лучами штрихуются в направлении основного луча.
9. Строим железную дорогу.
Материал: Листы бумаги, простые карандаши.
Слева и справа рисуются два дома – это вокзалы; ниже рисуются две параллельные линии – рельсы. Их надо соединить шпалами, которые должны пересекать рельсы под прямым углом и находиться на одинаковом расстоянии друг от друга. Если шпалы уложены неправильно, поезд сойдёт с рельсов.
10. Любопытная змейка.
Материал: Листы белой бумаги, простые и зелёные карандаши.
На листе бумаги дети рисуют дорогу (две параллельные линии) и по её краям деревья (зелёные точки на одинаковом расстоянии). Простым карандашом ведут линию – змейка обползает дерево с одной стороны дороги, потом дерево с другой её стороны и т.д. не пропуская ни одного.
11. Моя книжка – раскраска.
Материал: Карандашная калька, простые и цветные карандаши.
Дети простым карандашом переводят на кальку любые контурные изображения, затем рисунки раскрашивают.
Упражнение «Вспомни меня».
Упражнение «Любопытная змейка».
Приложение № 3.
Динамические релаксационные паузы
1. «Прикосновение». Способствует повышению успешности в выполнении изобразительных действий, снимает усталость.
Мы так долго рисовали –
Наши пальчики устали. Дети встряхивают кистями рук.
Мы немного отдохнём,
Снова рисовать начнём.
Что за странное явленье?
Появилась вдруг стена – С усиленным напряжением давят
Очень прочная она. на воображаемую стену.
Это дверь или окно?- Разглаживают поверхность «стены»,
Нам проверить суждено… рисуя в воздухе форму прямоугольника..
После «проверки»:
Это всё таки окно,
Только грязное оно!
Ну, друзья, помоем стёкла – Имитация мытья окон: движения
Станет в комнате светло. круговые, вверх – вниз, в стороны.
Дело сделано на славу! Встряхивание кистей рук.
Время отдохнуть пришло.
2. «Рисование». Способствует повышению успешности в выполнении изобразительных действий, снимает напряжение мышц.
Дети рисуют в воздухе, например, дерево пальцами, кистями рук, носом, головой, плечом, локтем, ногами.
3. «Радужные брызги». Развивает воображение, повышает общий физиологический тонус.
а). Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель, «обрызгивание друг друга.
б). Представление того, как капли разлетаются в разные стороны, переливаясь всеми цветами радуги. Ответы на вопросы: Куда летят капли? Какого они цвета?
4. «Мытьё рук». Снимает усталость, развивает мелкие мышцы рук.
Имитация мытья рук под струёй воды, тщательно промывая каждый участок поверхности рук, затем моем обычным способом, расслабленно, и, наконец, отрясаем воду с рук.
5. «Семечко». Способствует повышению работоспособности, переключению с одного вида деятельности на другой.
Выйди, выйди, солнышко, Круговое движение двумя руками,
Мы посеем зёрнышко! присесть, «посадить» зёрнышко,
Солнце будет пригревать, круговое движение руками,
Дождик будет поливать, встряхивать руками,
Скоро вырастет росток присесть, ладони сомкнуть над головой,
И раскроется цветок! медленно встать, раскрывая ладони.
6. «Времена года». Используется сообразно теме, по которой работают дети. Развивают воображение, способствуют снятию эмоциональной напряженности, усталости, способствуют переключению с одного вида деятельности на другой.
«Осень». Представьте, что мы гуляем по осеннему лесу: как тихо вокруг, только слышно, как шуршат листья под ногами… Давайте подбросим листья вверх, пусть они падают, кружась нам на лицо, на плечи…(Дети гуляют, прислушиваясь к шороху листьев, затем «подбрасывают» листья вверх) Вдруг, что это? Раздался звук… Что вы услышали?
«Зима». Представьте, что мы с вами в зимнем лесу. Снег глубокий, чтобы пройти приходится высоко поднимать ноги. Вдруг, на нас с ветки упал целый ком холодного, колючего снега! Идем осторожно, след в след, чтоб не утонуть в глубоком снегу.
«Весна». Представьте, что мы в весеннем лесу. Как хорошо здесь гулять! Весна вступила в свои права. Что вы видите в лесу? Осторожно, не промочите ноги, здесь ручей, перепрыгнем! А здесь вообще очень сыро, идём по кочкам.
7. «Послушные листья». Снимает усталость, эмоциональное напряжение. Дети выполняют движения, о которых говорит воспитатель.
Воспитатель читает стихи:
Падают, падают, листья,
В нашем лесу листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
Я – ветер, вы - листья, Ветер спит, листья уснули. Подул ветер, погнал листья, закружились листья; ветер стих, листья отдыхают.
8. Песни с движениями и хороводы, соответствующие теме занятития, используются в качестве физкультминуток. Например, на занятии «Снегири», где с детьми оговаривается конец зимы, в качестве физкультминутки используется хоровод на тему русской народной песни «Прощай, зимушка».
9. Дидактические игры с движениями так же используются в качестве физкультминуток.
1). «Путешествие». Снимает усталость, переключает с одного вида деятельности на другой, воспитывает бережное отношение к природе. Воспитатель сам придумывает ситуации, которые понадобятся на занятии.
В разных местах группы расставлены картинки: зайцы, кошка, цветы и т. д.
Дети отправляются в путешествие. 1 остановка – зайцы.
Воспитатель: Однажды, во время весеннего половодья вода затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами и что же случилось потом? 2 остановка – кошка.
Воспитатель: На улице кошка, она мяукает, что же с ней случилось? Как нам ей помочь? 3 остановка – поляна с цветами. Воспитатель: Какие красивые цветы! Первые, самые первые! Как они называются? Можно ли их рвать?
2). «В лес, за грибами» Снимает усталость, учит различать съедобные и не съедобные грибы. На полу разбрасываются изображения разных грибов. Дети собирают их в корзинки, Затем воспитатель проверяет какие грибы собраны.
3). «Листопад» Учит различать деревья и листья.
По заданию воспитателя дети собирают листья от определённого дерева, которые разбросаны на полу вперемешку с листьями от других деревьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - викторина с участием родителей "Люблю тебя, мой край родной"
Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста. Программные задачи: развивать экологические представления, систематизировать знания о живой и неживой природе, развивать интерес и л...
Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста
Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....
Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста
Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....
Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста
Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....
Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".
Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...
Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.
Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...