"Бабочки родного края" (конспект образовательной деятельности по экологии для детей подготовительной к школе группы)
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Тимофеева Яна Викторовна

Занятие в виде экологической сказки способствует обогащению экологических представлений детей о насекомых - бабочках  Кемеровской области, развивает у детей познавательный интерес к жизни бабочек; способствует формированию  ценностного представления о бабочках как  основных опылителях цветковых растений и заинтересовывает дошкольников в решении проблемы защиты насекомых, желании стать другом природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_babochki.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по экологии                                                    для детей подготовительной группы

 «Бабочки родного края»

Цель: Способствовать обобщению представлений детей о насекомых - бабочках  Кемеровской области. 

Задачи:

1.Познавательное развитие:

  • развивать у детей познавательный интерес к жизни бабочек;
  • формировать  ценностное представление о бабочках как  основных опылителях цветковых растений;
  • заинтересовать дошкольников в решении проблемы защиты насекомых, желании стать другом природы, беречь и охранять ее.

2. Социально-коммуникативное развитие: 

  • способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками;
  •  формировать у детей положительный эмоциональный настрой внутри коллектива, вызывать эмоционально-положительный отклик на игровые действия.

3.Речевое развитие:

  • Активизировать словарный запас детей, воспитывать культуру речевого общения.

4. Художественно-эстетическое:

  • воспитывать  умение видеть красоту окружающего мира; 
  • развивать творческие способности и воображение ребенка через нетрадиционный способ рисования бабочек посредством техники «монотипия».

5. Физическое развитие:

  • Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий.

Материалы и оборудование: изображения бабочек, картины луга, садовника, аудиоаппаратура,  акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой.

Индивидуальная работа: во время беседы привлечь внимание  неактивных детей.

Ключевые слова: бабочки, нектар, опылять.

Ход совместной деятельности:

1. Организационный момент.

Педагог: Ребята, вы обратили внимание, какой замечательный сегодня день. Хорошая погода, светит солнце, стало уже совсем тепло. Я шла сегодня в наш детский сад и радовалась всему окружающему. Но что-то все-таки особенно подняло мое настроение. Как вы думаете, что это? (предположения детей)

Самым красивым из всего, что я увидела, было то, о ком я загадаю вам загадку:

Она ярка, красива,                                                                                                                      Изящна, легкокрыла.                                                                                                                      Сама похожа на цветок                                                                                                                         И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

И я подумала, что вам будет интересно познакомиться с бабочками, особенно с теми, которых можно встретить в нашем родном крае. Я права?

2. Основная часть.

Экологическая сказка «Бабочки и садовник».

Педагог: Ребята, а вы где встречали бабочек? (выслушиваются ответы детей). Но больше всего бабочек на лугу. Почему?                                                                                         Сегодня я расскажу вам сказку про садовника, который очень любил цветы и решил посадить сад. Он много трудился, но цветущих растений у него было мало. Вспомнил садовник луг и летающих над ним насекомых и понял, что без них сад у него не будет расти. Решил он тогда позвать самых красивых из них -  бабочек.                                      

- Тук-тук, - услышал он стук в ворота. Открывает дверь, а там сидит бабочка жёлтого цвета (лимонница).                                                                                                                        - Как тебя зовут? – обрадовался садовник.                                                                               - Лимонница, - ответила бабочка.                                                                                                       - Я догадался, почему у тебя такое имя, - сказал садовник.- Цвет твоих крылышек, как у лимона. Залетай в мой сад, выбирай цветок».                                                                               Только улетела лимонница – опять стук в ворота. Открывает садовник дверь – а там опять сидит жёлтая бабочка.                                                                                                            - У меня уже есть такая, -  сказал садовник.                                                                                   - Ну что ты, - обиделась бабочка. У тебя живёт лимонница, а я  - желтушка. Видишь, цвет моих крылышек более яркий, а кончики крылышек – чёрные.                                               - Тогда залетай! - разрешил садовник.

Запорхала желтушка над цветами. Снова раздался стук в ворота. Открывает - сидит вот такая красавица (демонстрируется крапивница).

  • Ты кто такая?
  • Я крапивница.
  • А почему ты так называешься?
  • Потому что мои детки-гусеницы очень любят есть крапиву.
  • Залетай поскорее, - обрадовался садовник. - Уж очень у меня много в саду крапивы.

Залетела и крапивница. Опят стук в ворота.

  • А у меня уже есть такая, - разочарованно сказал садовник.
  • А я не крапивница, - обиделась бабочка. Я - павлиний глаз. Видишь, у меня на крылышках есть красивые круглые пятна, как у павлина на хвосте.
  • Тогда залетай, - разрешил садовник.

Запорхал павлиний глаз над цветами. Прилетела еще бабочка голубянка и малинница. Малинница очень красивого зеленого цвета. Малинницей она называется потому, что ее гусенички едят зеленые листья малины. Озадаченный садовник посмотрел на малину, но потом решил, что ее много и впустил бабочку в свой сад.

Снова раздался стук. Открывает садовник ворота, а там - бабочка белого цвета с черными кончиками крыльев. Кроме кончиков крылышек у нее есть черные пятна. Посмотрите (демонстрируется бабочка).

-        Ты - белянка-капустница, догадался садовник. Я тебя не пущу в свой сад.
Твои гусеницы съедят мою капусту. Лети в другое место.

Когда снова раздался стук, садовник опять увидел бабочку белого цвета

  • Ты - капустница. Я тебя не пущу в свой сад.
  • Что ты, - обиделась бабочка. - Я хоть и белянка, но не капустница. Я - боярышница. Видишь, у меня концы крыльев не черные и пятен нет. Мои гусеницы едят листья боярышника. У тебя он в саду не растет. Я помогу тебе опылять другие растения.
  • Ну что же, залетай, - обрадовался садовник.

Раздался последний стук, и садовник открыл дверь и увидел перед собой прекрасную бабочку (демонстрируется махаон).

  • Какая ты красивая! Как ты называешься? - восхитился садовник.
  • Махаон!
  • Ты будешь королевой бабочек в моем саду. Залетай поскорее, - пригласил садовник.

Запорхала бабочка в саду над цветами. А садовник облегченно вздохнул: «Теперь мой сад станет прекрасным».

Как вы думаете, почему так сказал садовник? (Ответы детей).

Беседа «Роль бабочек и других насекомых в природе».

Растения и насекомые тесно связаны друг с другом.  Растения «угощают» бабочек и других насекомых сладким соком – нектаром, а бабочки и другие насекомые переносят пыльцу с одного растения на другое  – «опыляют». Без бабочек у нас не будет красивых цветов на лугах, а у растений не будут образовываться плоды и семена.                                                                                                                                                    А ещё бабочки кому нужны? (животным). Для многих животных бабочки, жуки, мухи – еда. Будут исчезать насекомые – начнут исчезать птицы, звери, рыбы. Всё в природе связано, как ниточки в паутинке.                                                                                                              

 3. Динамичная пауза «Танец бабочек».

 4. Практическая часть.

Нетрадиционный способ изображения способом монотипии «Красавица – бабочка». На половине листа белой плотной бумаги в центре наносим мазками тёплые цвета – красный, оранжевый, жёлтый, светло-зелёный. Затем складываем пополам и даём подсохнуть. Фломастерами или карандашами дорисовываем головку бабочки, усики.

5. Подведение итога занятия.
А теперь повторим названия бабочек (педагог со словами «Прилетела в сад бабочка…..» - демонстрирует «бабочку», а дети называют её).

*** текст экологической сказки взят из учебно-методического пособия Скалон Т.А. «Знакомим дошкольников с природой родного края» (Кемерово, 2013)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море". с использованием ИТК

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море" с использованием ИТК...

Непостредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе Экосистема "Море"

В материале используется презентация "Путушествие в подводное царство".Программное содеожание:.1. Расширить знания об экосистеме "Море". 2.Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей подготовительного к школе возраста.

Занятие включает всебы несколько этапов. Целью является :"Знакомство с принципами системы раздельного сбора мусора и его утилизации"....

Непосредственная образовательная деятельность по плаванию для детей подготовительной к школе группы "Ручейки"

Задачи:·         Формировать у дошкольников 5-7 лет умения выполнять упражнения одновременно внимательно слушать инструктора, не мешая  друг другу;·...

Непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы

Дети на занятии закрепляют - Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 10  , состав числа 10; закреплять неравенства (больше, меньше или равно),умение различать и называть геометрические фигур...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"

НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы «Жалобная книга природы».

Цели: объединение различных видов деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры. Задачи:...