Совместный со взрослыми проект Достопримечательности города Ноябрьска
проект (подготовительная группа) на тему

Богуш Елена Николаевна

Знакомство детей с родным краем, с его историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rosinka_proekt_gr.no_6_dost-nosti_noyabrska.docx58.08 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий  автономный округ

Департамент образования Администрации города Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОСИНКА»

муниципального образования город Ноябрьск

(МАДОУ «Росинка»)

Совместный со взрослыми проект

Достопримечательности города Ноябрьска

Воспитанники:

Хидир Акибов

Матвей Мачулкин

Руководители:

Воспитатели Елена Николаевна Богуш и Евгения Викторовна Кобзарь;

учитель-логопед Наталия Олеговна Кадочникова

г. Ноябрьск

2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..

3

Актуальность, цель, задачи, гипотеза …………………………………………………..

3

Описание этапов работы над проектом……………………………………………..…...

5

Заключение………………………………………………………………………………..

6

Библиографический список используемых источников ……………………………….

8


Совместный со взрослыми проект

 «Достопримечательности города Ноябрьска»

                                                                                       

                                                                                       «Человеку никак нельзя жить без                                      

                                                                                       Родины, как нельзя жить без сердца».

                                                                                                                            К. Паустовский

Введение

Родина, Отечество .… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, стала задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем, с его историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  Об этом пишет и Константин Симонов в своем стихотворении "Родина": "Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал".

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Актуальность, цель, задачи, гипотеза

На сегодняшний день в качестве одной из базовых национальных ценностей выделен патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине - родному городу; служение Отечеству). На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Все это говорит об актуальности  вопросов патриотического воспитания в целом, и о воспитании ценностного отношения к родному городу, в частности. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.

В старшем дошкольном возрасте ребенку доступно проявление любви к  природе, родному городу, людям, проживающим в нем; появляется интерес к краю, в котором он живет и стране в целом.

На риторический вопрос «С чего начинается Родина?», созвучный многим ответ дал Марк Бернес  в своей одноименной песне:

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт. 

Малая родина у каждого своя. Кто-то родился в маленькой деревеньке. Кто-то - в большом промышленном городе с интересным историческим прошлым и с разнообразным настоящим. Кто-то – в молодом, как наш Ноябрьск, городе, историю которого творили живущие рядом с нами люди. И не смотря на это, родные края всегда манят к себе: «Куда бы мы ни уезжали, а тянет нас из дальней дали, а тянет нас домой, домой» (из песни  «Домой, домой» О. Фельцмана и Б. Дубровина).

Несмотря на то, что многие малыши уже родились в Ноябрьске, ни они сами, ни их родители, прибывшие из разных уголков России и ближнего зарубежья, практически не знакомы с городом, с историей его возникновения, мало знают о его достопримечательностях. Поэтому было принято решение использовать совместную проектную деятельность (детей, их родителей и педагогов) по ознакомлению дошкольников с родным городом.

Мы выдвинули гипотезу: Совместная деятельность сплотит детско-родительский и педагогический коллектив, будет способствовать развитию у детей и взрослых интереса к городу, в котором живут, формированию патриотических чувств.

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР-3 уровня), их родители, воспитатели, учитель-логопед.

Срок проекта: долгосрочный.

Цель: Расширение и углубление знаний воспитанников о родном городе и его  достопримечательностях в рамках совместной деятельности детей и взрослых.

Задачи:

-  Знакомить детей с достопримечательностями города;

-  Развивать у них познавательный интерес к архитектурным особенностям своего города;

-  Способствовать воспитанию у детей чувства гордости и любви к родному городу.

Описание этапов и хода реализации проекта:

I этап: подготовительный

  • Подбор наглядного материала (иллюстраций, картин, фотографий по теме проекта);
  • подбор художественной литературы для чтения детям, в том числе формирование передвижной библиотечки для родителей и воспитанников «Читаем вместе»;

          - подбор цифровых образовательных продуктов (создание тематической медиатеки «Достопримечательности города», включающей мини-банки иллюстративного материала, записей стихов и песен о Ноябрьске для просмотра и прослушивания в ДОУ и семье);

           - подбор материала для изобразительной и конструктивной деятельности (раскраски, шаблоны, схемы и пр.).

II этап:  познавательный

1.  Непосредственно образовательная деятельность 

Рисование: «Здание городской администрации»; «Храм Архистратига Божия Михаила»; «Соборная мечеть»; «Пожарная часть города»; «Детский парк».

  1. Совместная и самостоятельная деятельность

- Составление планов  «Дорога в детский сад»

- Выставки творческих работ и фотографий: «Воскресные зарисовки», «Архитектурные достопримечательности», «Городские  достопримечательности».

3. Игровой блок:

Сюжетно-ролевые и конструктивные игры: «Построим улицу города», «Наш кинотеатр», «Строительство нового дома», «Супермаркет», «Экскурсия по городу».

Дидактические игры: Лото «Наш город», «Где находится памятник?», «Путешествие по городу».

4. Чтение художественной литературы: «Мой город снега ты красив…», «Мой Ноябрьск», «Город на Ямале» (сборник стихов), «Мы на севере живём» и др.

5. «Домашний кинозал» - просмотр малометражных фильмов (по выбору педагогов и /или родителей): «Наш любимый Ноябрьск», «Экскурсия по Ноябрьску», «Наш город», «Ноябрьск. На память».

4.  «Музыкальная шкатулка»:  прослушивание аудиозаписи гимна Ноябрьска, песен о Ноябрьске, Ямале.

5. Экскурсии:

- Экскурсии на площадь памяти, к Администрации города, к кинотеатру, к Храму и Мечети.

- Обзорная экскурсия по городу (совместно с родителями, при наличии транспорта);

6.  Целевые прогулки: по близлежащим улицам нашего микрорайона.

7. Создание в группе уголка «Мой город родной»: Альбом «Город на Ямале»; карта города Ноябрьска; фотографии «Воскресные зарисовки» (при участии родителей).

8. Взаимодействие с родителями воспитанников:

- Участие в экскурсиях, организованных в ДОУ (оказание помощи);

- Организация семейных экскурсий «Знакомство с достопримечательностями»;

- Организация семейных экскурсий «Архитектурные достопримечательности»;

- Участие в фотовыставках и выставках творческих работ;

- Оказание помощи в создании медиапрезентации;

- Участие в проекте «Достопримечательности города Ноябрьска»  (Памятники Ноябрьска; Площади и памятные места Ноябрьска; Архитектура Ноябрьска, Природные зоны отдыха);

- Использование в домашних условиях информационных образовательных ресурсов (медиатеки): организация в домашних условиях совместного просмотра видеофильмов о городе, медиапрезентации о достопримечательностях города; прослушивание аудиозаписей песен о Ноябрьске.

III этап:  заключительный

Итоговое мероприятие: Виртуальная экскурсия по городу с использованием созданных материалов (медиапрезентации и минирепортажей о достопримечательностях нашего города).

Заключение

Проект «Достопримечательности города Ноябрьска» является составной частью более крупного проекта «Ноябрьск – наш дом родной», реализация которого предполагается в течении 2 лет (в старшей и подготовительной к школе группах).

К идее знакомства с достопримечательностями города Ноябрьска мы подвели детей  осенью после одной из экскурсий по улицам города. Им захотелось узнать больше о своем городе. Выяснив, из каких источников мы можем пополнить свои знания, вместе с детьми определили план реализации проекта, подключив к его реализации родителей, что способствовало сближению педагогов и родителей вновь набранной группы.

Реализация первых двух этапов шла параллельными путями: недостающий материал собирался или оформлялся по ходу знакомства детей с достопримечательностями города. Ознакомление с ними проходило в разных формах работы. Мы читали стихи и рассказы о нашем городе, слушали песни, рассматривали иллюстрации, открытки, путешествовали по карте города, рассматривали герб и флаг города. Ходили на экскурсии в Храм, к Вечному огню, в музей. Вместе с родителями ездили к памятникам нашего города,  фотографировались. Смотрели видеофильмы. Рисовали различные здания: городской Администрации, Храма, пожарной части. Строили из Lego здания нашего города, улицы. Играли в настольные игры. Слушали песни о Ноябрьске. Оформляли выставки творческих работ детей, фотовыставки.

Итоговым мероприятием планируется совместная виртуальная экскурсия по городу с использованием созданных материалов - медиапрезентации, которая будет сопровождаться     минирепортажами о достопримечательностях нашего города.

Проводимая работа способствовала сплочению детско-родительского и педагогического коллективов (что особенно актуально для вновь сформированной группы), удалось пробудить у детей и некоторых взрослых интерес к городу. По сравнению с началом учебного года можно отметить прирост знаний о родном городе, расширение представлений детей о городских достопримечательностях. Уже сейчас можно увидеть у них зачатки патриотических чувств, которые проявляются в высказываниях воспитанников, в отношении к увиденному или услышанному.

В перспективе, кроме проведения совместной с родителями виртуальной экскурсии по городу, планируется создание книги о родном городе, куда войдут рисунки детей, фотографии и рассказы (минирепортажи).


Библиографический список используемых источников

  1. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание в начальной школе//Начальная школа-2007-№7.-С.29-33
  2. Казарцева Е. Г. Особенности формирования основ личности гражданина и патриота страны у младших школьников
  3. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения/[Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева; Сост., авт. послеслов, с.5-30, и отв. ред. И.С.Кон]. - М.: Наука,1988.
  4. Мищенко А.И. Патриотическое воспитание младших школьников. - Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина,1982.- 16с.
  5. Нестерова Н. В. Воспитание основ гражданственности и патриотизма у младших школьников // festival.1september.ru
  6. Новицкая М.Ю. Курс «Введение в народоведение» - азбука народной культуры //Начальная школа. - 2000.-№8 -С.112-119
  7. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. [Сб. ст.] /Сос-ль сб. - Е.C. Троцкий. М.,1996, 200с.
  8. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики-М., 2008
  9. Пивоварова Е. В. С чего начинается Родина? (опыт методического эксперимента)//Социология.-1998-№8-С.31-53
  10. Смирнов С. М. Патриотизм - основа социального творчества//Человек и образование-2010-№3(24)-С.32-34
  11. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. -1999.- №3. - С.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной творческой деятельности детей после прочтения книги для совместного чтения взрослых и детей «Увлекательное путешествие Ярика и его друзей по родному городу».

Здесь вы можете найти полезную информацию по проблеме плоскостопия, так же подобрана серия упражнений по коррекции и проведено исследование....

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «ЧЕБУРАШКА» муниципального образования город Ноябрьск до 2015 года

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  Муниципального дошкольного образовательного учреждения  детского сада «ЧЕБУРАШКА» муниципального образования город Ноябрьск  до 2015 года...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «ЧЕБУРАШКА» муниципального образования город Ноябрьск на 2011-2015 годы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  муниципального бюджетного дошкольного   образовательного учреждения детский сад  «ЧЕБУРАШКАадаельного учреждения детского» муниципального образования ...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка по образовательной области «Художественное творчество» «Путешествие в город Мастеров»

Задачи:   Познакомить детей с видом искусства: дизайн, дать первоначальные представления с профессиями дизайнер, флорист, декораторУчить детей оформлять кукольные помещения с помощью различных пр...

Проект "Достопримечательности города Ноябрьска"

Расширение и углубление знаний воспитанников о родном городе и его  достопримечательностях в рамках совместной деятельности детей и взрослых....

Совместно детско-взрослый проект с детьми старшего возраста "Город Канск глазами детей"

В рамках проекта дети знакомятся с достопримечательностями города Канска....

Конспект совместной деятельности взрослого с детьми среднего дошкольного возраста "Путешествие в город Чисел" с использованием палочек Х.Кюизенера

Совместная деятельность взрослого с детьми среднего дошкольного возраста с применением дидактических игр с палочками Кюизенера....