ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «ЧЕБУРАШКА» муниципального образования город Ноябрьск до 2015 года
рабочая программа на тему
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «ЧЕБУРАШКА» муниципального образования город Ноябрьск до 2015 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ozdorovleniya.doc | 381 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации города Ноябрьска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
город НОЯБРЬСК
«УТВЕРЖДАЮ» Заведующая МДОУ д/с «Чебурашка» приказ № ___________ от «____» ___________2010г. ___________А.А. Нажмутдинова | «СОГЛАСОВАНО» Врач-педиатр ДШО ____________М.И. Пастухова |
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада «ЧЕБУРАШКА»
муниципального образования город Ноябрьск
до 2015 года
Программа принята к исполнению на заседании Управляющего Совета протокол №_________ от «___» ___________2010г. Председатель Управляющего Совета __________________ | Программа утверждена На Совете педагогов Протокол №__________ От «___»___________2010г |
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ Программы 3-5 стр.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА 6-7 стр.
- ВВЕДЕНИЕ 8 стр.
- РАЗДЕЛ I. 9 стр.
Основные принципы и направления программы
- РАЗДЕЛ II.
Анализ состояния здоровья и условий пребывания детей в ДОУ 10-15 стр.
- РАЗДЕЛ III.
Обеспечение реализации основных направлений программы 16-17 стр.
- РАЗДЕЛ IV.
Формы и методы оздоровления детей 18-19 стр
.
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
- План оздоровительной работы 20-23 стр.
- Скрининг-программа обследования детей в МДОУ 24 стр.
- Модель психодиагностической работы психолога 25 стр.
- Модель взаимодействия педагога-психолога и воспитателя с родителями 26 стр.
для повышения эффективности коррекционной работы 27 стр.
- Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями 28 стр.
- Структура внедрения здоровьесберегающих методик, технологий в УВП ДОУ
7. ЛИТЕРАТУРА 29 стр.
ПАСПОРТ
Оздоровительной программы
муниципального дошкольного образовательного учреждения
детский сад «ЧЕБУРАШКА»
муниципального образования город Ноябрьск
до 2015 года
Наименование программы: | Программа оздоровления «Будьте здоровы» муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Чебурашка» муниципального образования город Ноябрьск |
Основания для разработки Программы: |
|
Заказчик Программы | Департамент образования Администрации города Ноябрьска |
Разработчик Программы | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ЧЕБУРАШКА» муниципального образования город Ноябрьск |
Руководитель Программы | Нжмутдинова Асия Авхадиевна – заведующий МБДОУ «Чебурашка» |
| |
Цель Программы: | Программа «Будьте здоровы» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. |
Задачи Программы: |
|
Объекты программы |
|
Сроки и этапы реализации Программы: | Программа разработана до 2015 года и предусматривает следующие этапы развития 1 этап: организационный ( 2010 г.)
2 этап: основной (2011-2015 г.г.)
3 этап: итоговый (сентябрь-декабрь 2015 г.)
|
Исполнители мероприятий Программы | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» муниципального образования города Ноябрьск. |
Ожидаемые результаты: |
|
Контроль за исполнением Программы: | Контроль за исполнением Оздоровительной Программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Чебурашка» муниципального образования город Ноябрьск осуществляют: сотрудники и родители МДОУ, департамент образования Администрации города Ноябрьска в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством. По итогам каждого года реализации Программы МДОУ детский сад «Чебурашка» предоставляет отчет об итогах выполнения Программы. |
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Полное наименование в соответствии с Уставом | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» муниципального образования город Ноябрьск | |
Юридический адрес: | 629809, г.Ноябрьск, микрорайон «П-13», д.72 | |
Фактический адрес: | 629809, г.Ноябрьск, микрорайон «П-13», д.72 | |
Телефон: | 36-65-31, 36-66-71 | |
Банковские реквизиты: | ИНН: 8905025172 КПП: 890501001 Р/сч.: 40204810700000000006 РКЦ г.Салехард БИК: 047182000 Л/сч.: 10.006.035.0 | |
Учредитель: | Департамент образования Администрации города Ноябрьска | |
Свидетельство о государственной регистрации: (перерегистрации некоммерческой организации) | Серия НЮ № 980027 г.Ноябрьск | |
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: Лицензия на право осуществления медицинской деятельности | Серия А №323550 регистрационный №1073 от 14.05.2009г № ЛО-89-01-000030 от 30.05.2008г | |
Санитарно-эпидемиологическое заключение на оказание услуг в системе дошкольного образования: Санитарно-эпидемиологическое заключение (медицинская деятельность) | № 89.ЮД. 01.000.М.000149.02.07 от 01.02.2007 г. № 89.ЮД. 01.000.М.000380.12.07 от 14.12.2007 г. | |
Свидетельство о государственной аккредитации: | Серия АА 060021, регистрационный №8, 29 января 2002 г. | |
Характеристика образовательной программы, реализуемой в МДОУ: | МДОУ д/с «Чебурашка» реализует комплексную программу «Из детства - в отрочество», Т.Н. Дороновой. Программа охватывает возраст с 2 до 7 лет, является комплексной и обеспечивает плавный переход от дошкольного образования к начальному школьному образованию. Два основных направления программы «Здоровье» и «Развитие» позволяют решать следующие задачи: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. 2. Развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческой самостоятельности) 3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям. | |
Тип и характеристика здания МДОУ: | Здание МДОУ д/с «Чебурашка» -приспособленное деревянное (щиты), отштукатуренное по сетке-рабице, одноэтажное, отопление от местной котельной, центральное водоснабжение, канализация (септики). Общая площадь 8991 кв.м | |
Режим работы МДОУ: | Режим работы МДОУ установлен Учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования МДОУ и является следующим: МДОУ работает по пятидневной рабочей неделе с 12-ти часовым пребыванием детей (с 700 до 1900 часов). Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. | |
Количество педагогических кадров: | 10 педагогов, из них: 1 – заведующая; 1 – зам.зав. по ВМР; 6 - воспитателей; 1- музыкальный руководитель 1 - педагог – психолог (внешний совместитель) |
ВВЕДЕНИЕ
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблеме здоровья.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей и взрослых. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а так же план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.
РАЗДЕЛ I.
Основные принципы и направления программы
При составлении программы «Будьте здоровы» ( далее – Программа) на первое место выдвигались такие дидактические принципы:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Основными направлениями в реализации Программы являются:
- Профилактическое
- Обеспечение благоприятного течения адаптации.
- Выполнение сангигиенического режима.
- Проведение обследований по скрининг-программе и выявление патологий.
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
- Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики.
- Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
- Организационное
- Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
- Составление индивидуальных планов оздоровления.
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эфйфективных технологий и методик.
- Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
- Лечебное
- Противорецедивное лечение хронических заболеваний.
- Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.
- Дегельминтизация.
- Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей.
- Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
РАЗДЕЛ П.
Анализ состояния здоровья и условий пребывания детей в ДОУ
Одной из ведущих целей деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Чебурашка» - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни через двигательную активность, во взаимодействии с родителями.
В МДОУ д/с «Чебурашка» 61 ребенок от 2-х до 7-ми лет.
Структура образовательного учреждения.
2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | ||
№ п\п | Кол-во групп | Кол-во детей | ||
1. | I младшая | 15 | 16 | 19 |
2. | 2 младшая | 20 | - | |
3. | Разновозрастная (3-5 лет) | 19 | 22 | 20 |
4. | Разновозрастная (5-7 лет) | 18 | 22 | 22 |
ИТОГО: | 72 | 60 | 61 |
На сегодняшний день в дошкольном образовательном учреждении функционируют три группы: первая младшая и две разновозрастные группы.
Медицинское сопровождение детей в ДОУ осуществляет старшая медицинская сестра (1 ставка) Крюкова Лариса Михайловна. Образование - средне-специальное (Лабинское медицинское училище, диплом №0321777, выдан 26.09.1983 года). Имеет высшую квалификационную категорию, стаж в данном учреждении 15 лет.
Врач-педиатр из ЦГБ Пастухова М.И. курирует ДОУ. Имеет 1 квалификационную категорию. Приказ №14-од от 09.01.2008 г. «О назначении заместителя заведующей по организации медицинской деятельности». Санитарный минимум сотрудники ДОУ прошли в январе 2007 года. На 01.09.2009 г. медицинский осмотр прошли все сотрудники, 100%.
Разработан и утвержден план лечебно- оздоровительных мероприятий. Имеется методика проведения закаливающих процедур.
За год до школы дети проходят АСПОН диагностику.
Результаты углубленных медицинских осмотров вносятся в карты развития детей, доводятся до сведения родителей и на педагогических часах воспитателям.
Детей с выявленной патологией направляем на прием к специалистам.
Профилактические осмотры детей по МДОУ
№п/п | 2007г | 2008г | 2009г. | ||||
Подлежало | 69 | 100% | 57 | 100% | 60 | 100% | |
1. | Осмотрено | 69 | 100% | 57 | 100% | 60 | 100% |
2. | Выявлено | ||||||
- | с пониж.остротой зрения | 8 | 11,6 | 3 | 5.3 | 2 | 3.4 |
- | с пониж.слуха. | - | - | - | - | ||
- | сколиоз | 2 | 2,9 | 1 | 1.8 | - | - |
- | Нарушение осанки. | 2 | 2,9 | 4 | 7.0 | 2 | 3.4 |
- | плоскостопием | 6 | 8,7 | 4 | 7.0 | 4 | 6.9 |
- | Дефектом речи. | 11 | 15,9 | 7 | 12.3 | 6 | 10.3 |
3. | Обследовано на гельминты. | 26 | 100 | 17 | 100 | 16 | 100 |
- | выявлено | - | - | - | - | ||
- | пролечено | ||||||
4. | Обследовано на энтеробиоз. | 69 | 100 | 57 | 100 | 60 | 100 |
- | выявлено | - | - | - | - | ||
- | пролечено |
Данные углубленного осмотра показывают что:
- уменьшилось число детей с пониженной остротой зрения на 2%;
- с плоскостопием на 0,4%;
- детей с хроническими заболеваниями не обнаружено.
Оценка физического развития показала, что большинство детей 59 детей - 96.7% развивается гармонично. Уменьшилось количество детей с избытком массы тела на 1,9 %.
Индекс здоровья по саду за 9 месяцев выполнен на 83,5% (при плане 73,75%) . Среднее количество дней, пропущенных по болезни 1 ребенком за последние 3 года, составило 17,2 дня, что ниже среднеокружного показателя на 4,9 дня.
Результаты профилактических осмотров дают возможность получить комплексную оценку состояния здоровья детей и определить группу здоровья.
Ниже приведены данные детей по группам здоровья и физическом развитии детей.
ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Годы | Кол-во детей | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
2007г. | 57 | 2 | 54 | 1 |
2008г | 60 | 3 | 57 | - |
2008г.
2009 год
Из таблицы видно, что основную массу детей составляют относительно здоровые дети со 2-ой группой здоровья -58 человек - 95,1%, появились дети с 1 группой здоровья – 3 человека (4,9%).
Организовано психологическое обеспечение образовательного процесса. Психологическая служба в МДОУ д/с «Чебурашка» представлена работой внешнего совместителя педагога-психолога Рогачевой Р.З. (имеет первую квалификационную категорию). Данный специалист осуществляет ежегодное тестирование детей подготовительной группы (2 раза в год) на предмет готовности к школьному обучению, участвует в работе ПМПК, осуществляет консультативную деятельность с педагогами и родителями (Выступления на родительских собраниях, пед.часах. работа с родителями неорганизованных детей, индивидуальное консультирование и т.д.).
В ДОУ обеспечивается баланс между занятиями, регламентированной деятельностью и свободным временем ребенка. Организован гибкий режим пребывания детей в ДОУ (с учетом потребностей родителей, для детей в адаптационный период.) Функционирует адаптационная группа «Пирамидка» для неорганизованных детей, в течении 3-х лет.
Соблюдается баланс между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), виды активности целесообразно чередуются. Проводятся гигиенические мероприятия по профилактике утомления отдельных детей.
Учебная нагрузка определяется Уставом МДОУ и не превышает нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на основе рекомендации органов здравоохранения. Занятия по наиболее трудным предметам, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения проводятся в первой половине дня. Для профилактики утомления детей, данные занятия сочетаются с физкультурными и музыкальными занятиями. Устав МДОУ п.4.6.
ДОУ осуществляет координацию в воспитании и обучении детей с их родителями. Родители участвуют в работе Совета педагогов, Управляющем Совете, общих собраниях, производственных совещаниях, во всех органах самоуправления.
Имеется общесадовый родительский комитет. В каждой группе имеется родительский комитет. Родители активно участвуют в проекте «Родительская почта».
Родители имеют возможность присутствовать в ДОУ на занятиях, помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов, и принимать активное участие вместе с воспитанниками на утренниках, развлечениях и т.д.
Педагоги в работе с родителями используют разнообразные формы:
- нетрадиционные родительские собрания в форме деловой игры, круглого стола, диспута, игротеки.
- консультации, совместные с воспитателями, родителями, сотрудниками, ярмарки, тематические выставки, семинары-практикумы, Дни открытых дверей, Дни здоровья.
Организация медицинского сопровождения воспитанников детского сада регламентирована лицензией на медицинскую деятельность: доврачебная медицинская помощь по: сестринскому делу в педиатрии; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной медицинской помощи по педиатрии. Оценку состояния здоровья детей проводят медицинские работники на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров. Состояние здоровья каждого ребенка оценивается комплексно с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, остротой заболеваемости за год, предшествующей осмотру, наличия или отсутствия в момент обследования хронических заболеваний и частоты их обострения, уровня функционального состояния основных систем организма.
Заболеваемость по МДОУ д/с «Чебурашка» 2007, 2008, 2009 год.
№п/п | Заболевания | 2007 год | 2008 год | 2009 | |||
всего | До 3-х лет | всего | До 3-х лет | всего | До 3-х лет | ||
Всего заболеваний | 102 | 34 | 102 | 47 | 143 | 64 | |
1. | Всего инф. из них | 4 | - | 22 | 8 | 6 | 1 |
1. ОКЗ | - | - | 1 | 1 | |||
2. О.Дизентерия | |||||||
3. Сальмонелез | |||||||
4. Ветряная оспа | - | - | 21 | 7 | 1 | 1 | |
5. Скарлатина | 4 | - | - | - | 5 | - | |
6. Краснуха | |||||||
7. Чесотка | |||||||
8. Педикулез | |||||||
2. | Всего соматических | 98 | 34 | 80 | 39 | 127 | 57 |
3. | Средне-списочный состав | 69 | 28 | 58 | 18 | 61 | 21 |
Анализируя заболеваемость детей в ДОУ, за последние 3 года, можно увидеть, что за 2008 год заболеваемость детей значительно выросла. Это связано с увеличением численности детей до 3 лет, а они болеют чаще.
Немаловажную роль в качестве учебно-воспитательного процесса и создании эмоционально-психологического климата в группе играет предметно-пространственная среда.
В МДОУ имеются (обновлены и оборудованы):
- медицинский кабинет – 1
- процедурный кабинет – 1
- методический кабинет – 1
- музыкальный зал – 1
- физкультурно-оздоровительная комната «Здоровячек»
- познавательная «Игротека»
- комната ПДД
- информационный стенд для родителей «Родительская энциклопедия»
- музыкальный уголок «От природы каждый музыкален»;
- уголок краеведения «Мы живем на Ямале»;
- мини-центр «Россия - Родина моя»
- галерея ОБЖ
- уголок «Правовая радуга».
В физкультурно-оздоровительной комнате «Здоровячек» оформлен валеологический центр «Помоги себе сам».
В городском конкурсе медицинских кабинетов, медицинский кабинет МДОУ д/с «Чебурашка» занял почетное 4 место.
Перечень оборудования для лечебных и профилактических мероприятий | Количество |
Наименование оборудования | |
1. Облучатель бактерицидный стационарный ОБС 2х30-150 «НЭВЗ» | 4 |
2. Весы медицинские ОП-150МГ | 1 |
3. Стерилизатор воздушный ГП-20 МО | 1 |
Наименование инструментов | |
1. Бикс маленький | 1 |
2. Бикс большой | 1 |
3. Пинцет | 1 |
4. Термометр медиц. | 1 |
5. Шпатель металлический | 1 |
6. Шприцы одноразовые инъекц. С иглой 2,0; 5,0; 10,0 куб. | 1 |
Наименование медицинской мебели | |
1.Кушетка | 1 |
2.Шкаф медицинский | 2 |
3.Шкаф аптечный | 1 |
4.Медицинский столик со стеклянной крышкой а) с набором прививочного инструментария б) со средствами для оказания первой медицинской помощи | 1 |
5. Холодильник (для вакцин и медикаментов) | 1 |
6. Стол | 1 |
7. Стул | 3 |
Наименование медицинского белья | |
1. Костюм медицинский женский М-33, размер 48-50 р.170-176 | 2 |
2. Колпак медицинский р.56-57 | 1 |
3. Халат женский медицинский для проведения манипуляций р.48-50 | 1 |
4. Халат женский медицинский для проведения генеральных уборок р.48-50 | 1 |
5. Полотенце | 4 |
Наименование перевязочного материала | |
1. Бинт стерильный марлевый медицинский 5 х 10 | 5 |
2. Бинт не стерильный марлевый медицинский 5 х 10 в индивидуальной упаковке | 2 |
3. Вата медицинская гигроскопическая хирургическая стерильная 100 г | 3 |
4. Пакет перевязочный медицинский первой помощи с двумя подушечками стерильный | 2 |
5. Бинт эластичный медицинский нестерильный трубчатый №1 | 3 |
6. Бинт эластичный медицинский нестерильный трубчатый №3 | 4 |
7. Бактерицидный лейкопластырь 2,3 х 7,2 см | 20 |
Наименование вспомогательного материала | |
1. Пузырь для льда | 1 |
2. Ведро с педальной крышкой | 1 |
3. Ведро | 1 |
4. Лоток почкообразный | 1 |
5. Умывальная раковина | 1 |
6. Таблица для определения остроты зрения | 1 |
7. Жгут резиновый | 1 |
8. Грелка резиновая | 1 |
9. Перчатки диагностические латексные | 5 |
10. Перчатки хирургические стерильные | 8 |
11. Маска на резинке | 9 |
12. Валик | 1 |
13. Ножницы | 1 |
14. Секундомер | 1 |
15. Пакет для сбора и хранения медицинских отходов «Киль-ка», «Опасные отходы «Б»» | 25 |
16. Спид.укладка | 1 |
17. Укладка для оказания неотложной помощи | 5 |
18. Емкость для обработки медицинского инструментария | 4 |
19. Ростометр | 1 |
20. Лампа настольная | 1 |
21. Индикаторы воздушной стерилизации одноразового применения | 100 |
22. Пакеты бумажные самоклеющиеся с индикатором для воздушной стерилизации П.С. | 38 |
23.Термоконтейнер переносной ТМ-2 | 1 |
РАЗДЕЛ III.
Обеспечение реализации основных направлений программы
3.1. Техническое и кадровое обеспечение | ||
1. | Приобретение необходимого оборудования: - медицинского (фитоаэроинизатор, люстры Чижевского, витафон) - технологического (овощерезка) - спортивного (малые тренажеры, мячи, лыжи, велосипеды, бревно «гимнастическое, диск «Здоровье» детский, батут детский, стойки переносные для прыжков, доски ребристые, игровое оборудование для эстафет) Мебели (стулья) | Зав. ДОУ Завхоз |
2. | Осуществление ремонта: - пищеблока; - коридоров; - косметический ремонт групповых комнат; - покраска и ремонт МАФов. | Зав. ДОУ Завхоз |
3. | Оборудование помещений: - познавательной «Игротеки»; - физкультурно-оздоровительной комнаты «Здоровячок»; - комнаты ПДД; - валеологического центра «Помоги себе сам»; - спортивной площадки; - уголков ОБЖ. | Зам.зав. по ВМР Воспитатели |
4. | Пополнение среды нестандартными пособиями: - пособие для изучения внутренних органов человека (макет); - чудо-ковриками (тренажеры Заикина); - зрительно-телесными тренажерами (В.Ф. Базарного) | Воспитатели |
5. | Введение дополнительных услуг: - музыкально-театрализованной деятельности (театральный кружок); - интеллектуальное развитие (шахматы); - физкультурно-оздоровительной направленности (кружок «Уроки здоровья») | Зам.зав. по ВМР Воспитатели |
6. | Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда» | Зам.зав. по ВМР |
7. | Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ) | Завхоз |
3.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение | ||
1. | Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | Зам.зав. по ВМР Ст. м/сестра Педагог-психолог |
2. | Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП | Зам.зав. по ВМР |
3. | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: - ароматерапия Г.Лавреневой; - сеансы самооздоровления В.Т. Кудрявцева; - энергетическая гимнастика Н.Семеновой, М. Перепелицина; - учебная гимнастика П. Деннисона; - спецзакаливание А. Уманской; - парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой; - психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного; - лечебные игры Галанова; - театр физического развития и оздоровления Н. Ефименко. | Зам.зав. по ВМР |
4. | Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам. | Зам.зав. по ВМР |
5. | Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение дней радости, каникул, гибкий график занятий) | Зам.зав. по ВМР |
6. | Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога) | Воспитатели |
7. | Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия) | Зам.зав. по ВМР |
8. | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей. | Воспитатели |
9. | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов, проведение цикла лекций, оказание консультативной помощи, организация и проведение совместных спортивных мероприятий) | Зам.зав. по ВМР Воспитатели |
10. | Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей | Зав. ДОУ |
РАЗДЕЛ IV.
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | - щадящий режим (адапт.период); - гибкий режим; - организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса; - коррекция биоритмологической активности. | Все группы -//- -//- -//- Разновозрастные группы |
2. | Физические упражнения | - утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные и динамические игры; - профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, коррекция плоскостопия, зрения) - спортивные игры; - пешие прогулки. | Все группы -//- -//- -//- -//- -//- -//- -//- |
3. | Гигиенические и водные процедуры | - умывание - мытье рук - игры с водой - мытье ног (в летний период) - обеспечение чистоты среды | Все группы -//- -//- -//- -//- |
4. | Свето-воздушные ванны | - проветривание помещений (в том числе сквозное); - сон при открытых фрамугах; - прогулки на свежем воздухе ( в том числе «комнатные»); - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | Все группы -//- -//- -//- |
5. | Активный отдых | - развлечения, праздники; - игры-забавы; - дни здоровья; - каникулы. | Все группы -//- -//- -//- |
6. | Арома- и фитотерапия | - ароматизация помещений; - сеанс фитоаэроионизации; - аромамедальоны | Все группы -//- -//- |
7. | Диетотерапия | - рациональное питание; - индивидуальное меню (аллергия, хронические заболевания) | Все группы -//- |
8. | Свето- и цветотерапия | - обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса | Все группы -//- |
9. | Музтерапия | - музсопровождение режимных моментов; - музоформление фона занятий; - музтеатральная деятельностьт - хоровое пение | Все группы -//- -//- -//- |
10. | Аутотренинг и психогимнастика | - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; - игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; - коррекция поведения; - учебная гимнастика | 1 мл.гр. Разновозрастные группы |
11. | Спецзакаливание | - босоножье - игровой массаж - обширное умывание - дыхательная гимнастика | Все группы -//- Разновозрастные Все группы |
12. | Физиотерапия | - люстра Чижевского - витафон | ЧБД |
13. | Пропаганда ЗОЖ | - занятия по ОБЖ - кружок «Уроки здоровья» - курс лекций и бесед - работа с родителями | Разновозрастные Ст.гр. Разновозрастные Все группы |
Приложения
План оздоровительной работы
(младший возраст 2-4 лет)
Мероприятия | Частота проведения | Работа с родителями |
Оптимизация двигательной активности | ||
Создание оптимальных санитарно-гигиенических | постоянно | |
Подвижные игры во время утреннего приема детей | Ежедневно 3-5 минут | Утренние прогулки по д/с |
Физкультинутки | Ежедневно во время занятий статического характера, во время длительной продуктивной деятельности 1-2 минуты | Разучивание совместно с родителями |
Музыкально-ритмические движения | Во время музыкально-театрализованной деятельности | |
Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, соревнования, эстафеты, аттракционы | Ежедневно, не менее трех игр по 5 минут | Проведение динамических часов с детьми в выходные дни |
Физкультурные игровые занятия и развлечения | Два раза в неделю на свежем воздухе | |
Спортивные упражнения | Ежедневно 4-6 минут по подгруппам | |
Игровые упражнения: зоркий глаз, ловкие прыгунки, подлезание, переползание | Ежедневно 4-6 минут по подгруппам | по интересам семьи |
Физкультурный досуг Спортивный праздник | 1 раз в месяц | Помощь и активное участие |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребностей детей, проводится под наблюдением взрослого | |
Закаливающие процедуры | ||
Утренний прием на свежем воздухе | Ежедневно (соответственно t воздуха и погодным условиям) | Соблюдение системности и последовательности |
Облегченная форма одежды | Постоянно | |
Соблюдение режима проветривания | Согласно графика | |
Соблюдение питьевого режима | постоянно | |
Соблюдение температурного режима | Постоянно | |
Прогулка на свежем воздухе | Три раза в день | |
Сон без маек | Ежедневно |
Босохождение до и после сна | Ежедневно | |
Хождение по коррекционным дорожкам | Ежедневно | |
Дыхательные упражнения | Ежедневно 0,.5-1минут | |
Умывание прохладной водой | Ежедневно | |
Полоскание полости рта | Ежедневно после каждого приема пищи | |
Точечный массаж | Ежедневно | |
Солнечные ванны (в головном уборе) | В теплую солнечную погоду | |
Коррекция психоэмоциональных состояний | ||
Гимнастика, стимулирующая деятельность речевых центров (логоритмика) | Ежедневно в разных видах деятельности 2-3минуты | Совместное разучивание, закрепление дома |
Пальчиковая гимнастика | Ежедневно | |
Слушание музыки, релаксация | Ежедневно, после активных игр, прогулки, сопровождение режимных моментов | |
Лечебно-профилактические | ||
Профилактические прививки | Индивидуально по плану | |
Сбалансированное четырехразовое питание | ежедневно | Ежедневно |
С-витаминизация третьего блюда | ежедневно | ежедневно |
Контроль за пролечиванием детей по назначению врача | постоянно | |
Введение в рацион свежих фруктов и овощей, соков | ежедневно | Ежедневно |
Ежемесячный анализ заболеваемости детей, с выявлением причин заболеваемости | Постоянно, ст. м/сестра | |
Контроль за организацией физкультурно-оздоровительной работы в группе | Постоянно, Зав.ДОУ, зам.зав по ВМР, Ст.м/сетра | |
Индивидуальный план оздоровительных мероприятий (в карте ребенка) | Постоянно |
Оптимизация двигательной активности | ||
Создание оптимальных санитарно-гигиенических | постоянно | |
Подвижные игры во время утреннего приема детей | Ежедневно 5-7минут | Утренние прогулки по д/с |
Физкультинутки | Ежедневно во время занятий статического характера, во время длительной продуктивной деятельности 2-3 минуты | Разучивание совместно с родителями |
Музыкально-ритмические движения | Во время музыкально-театрализованной деятельности 8-10 минут | |
Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, соревнования, эстафеты, аттракционы | Ежедневно, не менее трех игр по 7-8 минут | Проведение динамических часов с детьми в выходные дни |
Физкультурные игровые занятия и развлечения | Один раз в неделю на свежем воздухе | |
Спортивные упражнения | Ежедневно 4-6 минут по подгруппам | |
Игровые упражнения: зоркий глаз, ловкие прыгунки, подлезание, переползание | Ежедневно 7-8 минут по подгруппам | по интересам семьи |
Физкультурный досуг Спортивный праздник | 1 раз в месяц 25-30 минут | Помощь и активное участие |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребностей детей, проводится под наблюдением взрослого | |
Закаливающие процедуры | ||
Утренний прием на свежем воздухе | Ежедневно (соответственно t воздуха и погодным условиям) | Соблюдение системности и последовательности |
Облегченная форма одежды | Постоянно | |
Соблюдение режима проветривания | Согласно графика | |
Соблюдение питьевого режима | постоянно | |
Соблюдение температурного режими | Постоянно | |
Прогулка на свежем воздухе | Три раза в день | |
Сон без маек | Ежедневно | |
Босохождение до и после сна | Ежедневно |
План оздоровительной работы
(старшая группа 5-7 лет)
Хождение по коррекционным дорожкам | Ежедневно | |
Дыхательные упражнения | Ежедневно 0,.5-1минут | |
Умывание прохладной водой | Ежедневно | |
Полоскание полости рта | Ежедневно после каждого приема пищи | |
Точечный массаж | Ежедневно | |
Солнечные ванны (в головном уборе) | В теплую солнечную погоду | |
Коррекция психоэмоциональных состояний | ||
Гимнастика, стимулирующая деятельность речевых центров (логоритмика) | Ежедневно в разных видах деятельности 6-8 минут | Совместное разучивание, закрепление дома |
Пальчиковая гимнастика | Ежедневно | |
Игры на развитие коммуникативных навыков, коррекцию эмоций | Ежедневно 8-10 минут | |
Слушание музыки, релаксация, этюды | Ежедневно, после активных игр, прогулки, сопровождение режимных моментов | |
Лечебно-профилактические | ||
Профилактические прививки | Индивидуально по плану | |
Сбалансированное четырехразовое питание | ежедневно | ежедневно |
С-витаминизация третьего блюда | Ежедневно | ежедневно |
Контроль за пролечиванием детей по назначению врача | Постоянно | |
Введение в рацион свежих фруктов и овощей, соков | Ежедневно | Ежедневно |
Ежемесячный анализ заболеваемости детей, с выявлением причин заболеваемости | Постоянно, ст. м/сестра | |
Контроль за организацией физкультурно-оздоровительной работы в группе | Постоянно, Зав.ДОУ, зам.зав по ВМР, Ст.м/сетра |
Скрининг-программа обследования детей в МДОУ
Модель психодиагностической работы психолога
Модель взаимодействия педагога-психолога и воспитателя с родителями
для повышения эффективности коррекционной работы
ПРОФИЛАКТИКА
- Создание условий
- Наглядная пропаганда
- Чтение психологической литературы
- Консультативный диалог
ДИАГНОСТИКА
- Беседы
- Тесты, анкеты
- Непосредственное наблюдение
КОРРЕКЦИЯ
- Советы и рекомендации
- Специальные занятия с детьми
- В русле режимных моментов
- Практические занятия, тренинги, игры и прочее
Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями
I этап. Ознакомительный
- Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)
- Выделение группы риска
II этап. Общепрофилактический
- Наглядная агитация (стенды, памятки, печать)
- Встречи со специалистами.
Ш этап. Работа с группой риска
- Выявление проблем ( беседы, наблюдения, тесты, опросы)
- Коррекция родительских установок (тренинги, беседы)
IV этап. Индивидуальная работа
- Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания
- Консультативная индивидуальная помощь (по запросам)
V этап. Рефлексивный
- Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения)
- Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов)
VI этап. Интегративный
- Современные мероприятия ( с привлечением группы риска)
- Дискуссии (совместное обсуждение проблем)
VII этап. Перспективный
- Совместное обсуждение планов на будущее
Структура внедрения
здоровьесберегающих методик, технологий в УВП ДОУ
- Вводный этап. Подготовительный
- Ознакомление с теоретическими основами методики
Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка | Педагогико-психологическиая медицинская оценка эффективности и прогноз результативности |
- Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки
- Основной этап. Практический.
- Создание условий и оформление необходимого материала
- Включение методики в педагогический процесс
- Заключительный этап. Аналитический.
- Анализ результатов использования
Мониторинг детей | Спецопрос родителей, педагогов |
- Показ результатов (открытые мероприятия, выступления, наглядный материал)
- Выводы и предложения.
ЛИТЕРАТУРА:
- «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Сборник статей и документов. Под ред. Т.И. Оверчук. М., 2004
- А.Д. Викулов, И.М. Бутин Развитие физических способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «ГРИНГО» 2006
- М.Н. Щетинин Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. АЙРИСдидактика М., 2008
- М.А. Рунова. Движение день за днем. Линка-пресс М., 2007
- М.Ю. Картушина Праздники здоровья для детей 6-7 лет. Творческий центр СФЕРА М., 2008
- В.А. Доскин Растем здоровыми Просвещение.М, 2003
- Оздоровление детей в условиях детского сада под ред. Л.В. Кочетковой Творческий центр СФЕРА М., 2007
- Е.А. Бабенкова О.М. Федоровская Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Модель дошкольного образовательного учреждения с интеллектуальным компонентом образования»
Проект отражает предварительную работу ДОУ в углубленном развитии общих и специальных интеллектуальных способностей дошкольников путем вооружения детей инструментом интеллектуального действия и обучен...
Программа оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения
Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002. «О повышении роли ф...
Аннотация к рабочей программе воспитателя средней группы № 2 «Рябинка» на 2017-2018 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска
Аннотация к рабочей программе воспитателя средней группы № 2 «Рябинка» на 2017-2018 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 &l...
Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).
Четырнадцатый раз на сцене ДДТ город Донской проходит детский фестиваль «Солнечный лучик». В этот раз все увидели инсценировку, музыкальной сказки «Дюйм...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 « САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» Подготовительная к школе группа Сро
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 « САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО...
«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»
laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...
Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения
Оздоровительная польза и необходимость занятий плаванием для дошкольников...